Просмотр содержимого документа
«Возрастные особенности детей при изучении русского языка»
Возрастные особенности детей
Отрядному вожатому следует знать, что педагогическое руководство деятельностью воспитанников в лагере осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Рассмотрим особенности руководства детьми разного возраста.
К младшему возрастному звену в лагере относятся дети от 6 до 9 (10) лет. Дети этого возраста нередко впервые надолго (более 20 дней) отрывают от привычных домашних условий, расстаются с близкими людьми, оказываются в обществе незнакомых детей и взрослых. Большинство детей этого возраста отличаются подвижностью, любознательностью, активностью, конкретностью мышления и непоседливостью. Они не могут долго концентрировать внимание на каком-либо предмете или объекте, поэтому время их занятий должно быть коротким, а различные виды деятельности чередоваться между собой и иметь обязательно игровой характер.
В начальный период знакомства дети, попадая в новую для себя обстановку и коллектив, даже не испытывающие сложностей в процессе коммуникации, начинают чувствовать себя дискомфортно и поэтому пытаются избегать непосредственных контактов. Соответственно у них отсутствует самостоятельная инициатива в организации общения с незнакомыми сверстниками или взрослыми. Дети такого возраста, как правило, очень хотят и стремятся завязать дружеские отношения, общаться со своими товарищами. В то же время при формировании межличностных отношений младших школьников значительная роль отводится взрослому. Малыши обладают небольшим опытом коллективных взаимодействий. Поэтому вожатые должны позаботиться о создании доброжелательной обстановки в коллективе младшего отряда, научить ребят жить в коллективе, заботиться друг о друге, участвовать в общественно полезных делах, бережно относиться к собственности лагеря, выполнять разнообразные поручения в отряде, соблюдать режим дня и дисциплину. В эти годы дети особенно эмоционально относятся требованиям лагеря и правилам внутреннего распорядка отряда. Появляются умение сопоставлять и сравнивать наблюдаемое, критическое отношение к действиям и поступкам товарищей. Вместе с тем новый режим, новые нагрузки, прежде всего на психику ребенка, требуют разрядки, которую можно найти в играх.
Отдельно необходимо отметить, что в это время, пока у детей еще не сложились цельные представления о себе и своей личностной самооценке, они безоговорочно принимают и усваивают оценки значимого для них взрослого, особенно если он вызывает у них симпатию, положительный эмоциональный настрой. И наоборот, систематически высказываемые старшими отрицательные мнения о ребенке, резкие замечания могут стать для других детей своеобразным «ярлыком», характеризующим данного члена коллектива, вследствие чего дети могут перестать воспринимать его как близкого товарища, друга. Таким образом, подобные непрофессиональные действия взрослого фактически могут предопределить негативное поведение детей по отношению к излишне и антипедагогично критикуемому ребенку. Отрицательное влияние на положение ребенка в классе может оказать также неумеренное захваливание и тем самым его противопоставление всем другим. Это может привести к тому, что дети станут избегать такого ребенка, завидовать ему и относиться к нему с нескрываемой неприязнью.
Отрядный вожатый с первых дней в лагере знакомит малышей друг с другом, с расположением корпусов и клубов, разъясняет режим дня. У малышей в режиме дня есть отличительная особенность: подъем общий, а вот отбой в таких отрядах обычно раньше. Вожатый, работающий с малышами, должен четко представлять себе, что им трудно сразу справиться со многими обязанностями: успеть убрать в палате, собраться к определенному часу в определенном месте, съесть свою порцию, культурно, аккуратно вести себя за столом, не забывать свои вещи в душе или игрушку на улице. Основной вид деятельности в этом возрасте – игра. Именно игра приходит на помощь вожатому. В большинстве лагерей осталась прекрасная традиция – шефство. С большим удовольствием и энтузиазмом старшие подростки помогают и вожатым, и малышам в различных мероприятиях, начиная с заправки кровати и причесывания до организации игр. Таким образом, дети старших отрядов шефствуют над малышами в быту и помогают им овладеть умениями коллективной жизни и работы. Шефство – это не одностороннее воздействие старших на младших, а творческое содружество, сотрудничество детей в общих, полезных всем и творческих по замыслу делах. Шефство – это взаимодействие ребят разных возрастов на всех этапах совместных дел – их планирования, проведения, подведения итогов.
Кроме того, нужно учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста. Они очень податливы различным влияниям окружающей среды, быстро утомляются (особенно их утомляют длительные по времени однообразные движения). Это связано с тем, что сердце, легкие и сосудистая система несколько отстает в развитии, мускулатура еще слаба, особенно мышцы спины и брюшного пресса. Прочность опорного аппарата также пока невелика, а, следовательно, возможность его повреждения повышена.
Поэтому в занятиях с детьми младшего возраста должны быть максимально задействованы подвижные игры без особых нагрузок, т.к. это соответствует их возрастным особенностям. Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности ребенка в этот период его развития в основном задаются взрослым. Здесь важно отметить, что даже среди наиболее активных детей, которые охотно включаются в коллективную деятельность и берутся за выполнение различных поручений, довольно часть случаи, когда они не справляются с поставленными заданиями, поскольку не смогли усвоить их сути и поэтому быстро утратили к ним свой первоначальный интерес или просто забыли выполнить их в срок.
Какие же поручения и каков их объем должен использовать в своей деятельности вожатый, работающий с детьми младшего возраста? Вожатый в первую очередь обязан помнить, что перед тем, как дать любое поручение, нужно разъяснительную работу. Если идет уборка помещения, то прежде всего вожатый лично должен показать, как заправлять кровать, как расположить вещи в тумбочке, где находится шкаф.
Необходимо, чтобы ребенок, получив задание, сразу повторил его. Это заставляет его лучше понять содержание задания, а также отнести это задание к самому себе, зафиксировать его в своей памяти. Можно предложить также ребенку сразу же спланировать свои действия (вожатый может спросить у ребенка, что он хочет сделать, каким образом, какая помощь детей или взрослых ему для этого необходима и т. д.)
Хорошей традицией является подведение итогов в конце дня. Это замечательный сплачивающий момент. Малышам за их удачи обязательно нужно вручать награды. Пусть это будут самодельные медали со словами «самому ловкому», «самому веселому», «самому находчивому» и т.д., но они дают ребенку реальное ощущение успеха, создают необходимый эмоциональный подъем.
Особое внимание вожатые должны уделять 10-летним детям. Они уже не малыши, но еще и не младшие подростки. К 10 годам они накапливают определенный опыт жизни и работы в коллективе сверстников, что способствует проявлению у них известной самостоятельности. Дети этого возраста обычно активны, жизнерадостны, заинтересовано относятся к той роли, которая им выпадает в отряде, охотно поддерживают товарищеские отношения, помогают друг другу в выполнении поручений, ценят в товарищах силу, ловкость, верность дружбе. Психологи отмечают у них интерес к окружающему миру, любознательность, увлечение спортом.
В этом возрасте дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы, разделяют их интересы, участвует в решении возникающих проблем, подсказывает выходы из сложных конфликтных ситуаций. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы важными становятся такие качества личности, как доброта, самостоятельность, уверенность в себе, честность и надежность. Для популярности у мальчиков большое значение уже приобретает физическая сила, ловкость, у девочек – привлекательная внешность, принадлежность к группе актива, красивая одежда, игрушки. К концу младшего школьного возраста на первом месте стоят общественная активность, в которой дети ценят лидерские и организаторские способности и по-прежнему красивую внешность.
Во время каникул у 10-летних детей продолжается путешествие в мир знаний. В процессе игр, конкурсов, прогулок ребята усваивают новые знания, упражнения и полезные умения, любят разучивать песни, особенно у костра, танцы (проведение в отряде конкурс танца) и веселые праздники, с большой охотой участвуют в подготовке театрализованных праздников и постановках, с удовольствием выступают перед малышами.
Помни, вожатый, дети в этом возрасте восприимчивы ко всему хорошему и светлому, они романтики и энтузиасты, уверены в себе и любят окружающую природу, готовы к взаимопониманию и взаимовыручке. Ваши знания и опыт, любовь и доброта являются теми зернами, которые вы посеете в душах своих маленьких воспитанников. Обсуждение личностных качеств и поведения ребенка в присутствии коллектива сверстников может являться мощным травмирующим фактором, последствия которого в свою очередь, могут привести к нежелательным и сложно корректируемым деформациям пока еще не стабильной детской психики ребенка. Очень часто вожатый испытывает затруднения в работе с «отвергнутыми», изолированными детьми, которые не могут самостоятельно разрешать проблемы общения со сверстниками. Именно в силу своей исключительной значимости для младших детей вожатый, используя свой авторитет, влияние, может вывести такого ребенка из статуса изолированного.
Советы:
организуйте больше подвижных игр при ограничении прыжков и бега;
развивайте умение лазать и пользоваться качелями;
используйте ритмические виды деятельности; пение, драматические постановки;
обучение правильным навыкам труда;
обеспечивайте конкретность поручений и творческую свободу детей при их выполнении;
предоставляйте детям свободу действия, развития способностей (при соблюдении норм, распорядка лагеря и т.п.).
К детям среднего возрастного звена в лагере относятся дети 11-12 лет. Пожалуй, никакой другой возраст не доставляет столько хлопот взрослым, как отрочество. Далеко не все могут находить с подростками общий язык и хотя бы элементарное взаимопонимание. У ребят этого возраста интенсивно формируются самосознание, интеллект, усиливается любознательность. По сравнению с малышами круг их интересов и общения становится более широким и избирательным. Общие интересы определяют, содержание и средства общения ребенка. В значительной степени подросток интересуется тем же, что и его друзья.
Часто младшие подростки не могут сразу определить свои наклонности, поэтому меняют увлечения, занятия. Внешне это выглядит как неустойчивость характера, но закономерно для 11 – 12-летних.
В это время ребята ищут пример для подражания – «сильную и смелую» личность, сами мечтают о подвигах, об участии в событиях имеющих большую общественную значимость.
Развитие их моральных качеств опережает становление соответствующих нравственных понятий. Не получая со стороны взрослых – вожатых и педагогов – тактическую помощь, не видя их заинтересованного участия в решении этих проблем, ребят сами находят своего «героя», часто среди таких старших товарищей и взрослых, которые с виду кажутся героями, а на деле неустойчивые морально и нравственно и вовлекают подростков в различные неблаговидные дела.
В глазах подростка резко возрастает значение коллектива, общественного мнения, оценка товарищами его поступков и действий. Он стремятся завоевать у них авторитет, занять в коллективе достойного места. В этом возрасте существенную роль начинают играть подростковая или юношеская субкультура, т.е. некоторые нормы, стиль общения и одежды, интересы, взгляды, предпочтения, характерные для молодежи. Специфика возраста в том, что дети приобщаются, включаются в эту субкультуру. Именно приобщение к ней, усвоение ее ценностей они чаще всего имеют в виду, когда говорят о своем желании быть «взрослыми». При этом обычно отрицаются накопленный опыт, правила поведения, система жизненных ориентиров, приоритетов, принятая в мире взрослых людей, т.к. существенную, если не ведущую, роль в личном самоопределении подростка и в определении его общественного статуса в глазах сверстников играет принадлежность к группе. В ситуации конфликта между требованиями взрослых и морально-этическими и другими установками сверстников подростки сознательно предпочитают нормы, принятые среди ровесников. Высокая значимость группы сверстников заставляет подростка вести себя так, как ожидают этого сверстника. Но в это же время, не желая огорчать взрослых или, боясь наказания, стремясь избежать конфликтов, подросток вынужденно начинает обманывать последних. Нежелание отстать от группы, боязнь быть осмеянным, страх быть отвергнутым компанией ведут зачастую к тому, что подросток начинает принимать алкоголь, токсичные или наркотические вещества, может совершить кражу и иные асоциальные поступки. В таких случаях всегда требуется выяснять истинные мотивы и причины поведения детей.
Чаще всего исходным мотивом принятия алкоголя или токсичных веществ бывает желание детей испытать новые ощущения или узнать, испытать или продемонстрировать сверстникам возможности своего организма. Зачастую это также является проявлением чувства взрослости, следствием подражания миру взрослых.
Одиннадцатилетние дети хотят быть самостоятельными и независимыми, хотят, чтобы взрослые нуждались в их помощи. Отрядный вожатый должен использовать преимущество общения с младшими подростками, не упускать воспитательный момент в работе с ними, а не выступать в роли координатора и практического наблюдателя. Вожатым, в чьем ведении дети среднего возраста, следует обращать внимание на развитие у них инициативности и самостоятельности, на воспитание организаторских способностей и ответственности за порученные дела, нравственности, побуждать интерес к познанию.
Младшие подростки менее уравновешенные, чем 6 – 10-летние дети, они бурно проявляют эмоции, среди них часто возникают конфликты. Конфликтуют не только со сверстниками, но и нередко со взрослыми – родителями, вожатыми, сотрудниками лагеря.
Объясняется такая повышенная конфликтность естественными причинами – в этом возрасте начинается половое созревание. Проявляется это раньше у девочек (с 10 – 11 лет), у мальчиков несколько позже (с 12 – 13 лет). Мышцы постепенно растут и укрепляются, но силы еще недостаточно, поэтому организм еще не подготовлен к значительным силовым нагрузкам. Дыхательная система более развита, нежели у детей младшего возраста, но дыхание еще не достаточно глубокое. Нервная система продолжает совершенствоваться. Нарастает функциональный потенциал воспринимающей системы мозга. В растущем организме ребенка наблюдается некоторая дисгармония в работе сердечно- сосудистой системы: поэтому он часто испытывает учащенного сердцебиения, головокружения, головную боль, нервозность, бывает и резок.
Весьма заметны в этом возрасте различия в физическом развитии девочек и мальчиков, в их поведении и интересах. Девочки в большинстве более спокойны, рассудительны, послушны. Мальчики же, наоборот, энергичны, непоседливы, более эмоциональны, нередко пытаются уклониться от общественных дел.
Советы:
учитывайте то обстоятельство, что дети данного возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале;
используйте коллективные спортивные игры, занятия по интересам;
организуйте разумное руководство творчеством, направляйте пробуждающиеся интересы к окружающему миру;
стремитесь обстоятельно отвечать на многочисленные вопросы детей.
Дети 13 – 15-летнего возраста в лагере составляют старшее возрастное звено. Это опора вожатого и одновременно самая большая его головная боль. У детей в этом возрасте формируется социально-психическое отношение к окружающим, и в первую очередь к сверстникам, родителям, учителям; начинают довольно четко вырисовываться особенности характера, появляются основы личности. Это время, когда ценности дружбы, любви могут стать и становятся первостепенными.
Становление характера и личностных свойств неразрывно связано со стремлением к самостоятельности, отсюда попытка освободиться от опеки старших, определить свое отношение к окружающему. Реализация потребности в доказывании своей независимости и самобытности сопровождается, как правило, типичными поведенческими реакциями «пренебрежительного» отношения к советам старших, недоверием и «критиканством», обращенным к ним, иногда даже открытым противодействием. Старшие подростки полны желания самостоятельно действовать в жизни лагеря, выполнять работу, даже малоинтересную, но, главное, чтобы она была полезна для всех. Очень часто у подростков формируется самовозвышение. Оно означает утверждение себя в качестве активного, самостоятельного в мышлении и деятельности, самоуправляющего и воспитывающего деятеля. Ребенок такого типа понимает идею своей организации, восприимчив ко всем противоречиям жизни, способен делать верный выбор, брать на себя ответственность. Участвовать в изменении обстоятельств, быть терпимым к непохожести других людей, не проявлять неприязни к не соответствующим их личным интересам делам коллектива. Самовозвышение личности – это способность ребенка к самоопределению в деятельности и самореализации в ней. Стремясь к изменению обстоятельств, ребенок воспитывается постоянно сам.
У подростков на все есть свои суждения – скоропалительные, излишне эмоциональные, нее всегда справедливые. Отсутствие жизненного опыта и еще не четкая направленность стремлений и убеждений нередко создают для подростка ряд трудностей, в частности при общении с окружающими. И вожатый, работающий с подростками, должен об этом помнить; им подчас бывает трудно разобраться в конкретных ситуациях, отсюда несправедливость суждения, излишняя прямолинейность. Всякие трудности при общении в большинстве случаев болезненно переносятся подростками в зависимости от их темперамента и характерологических особенностей или проявляются подчеркнутой резкостью в поведении, или становятся малозаметными для окружающих мучительными внутренними переживаниями. Старшие подростки больше считаются с мнением коллектива, поэтому вожатые, работающие с детьми этого возраста, должны воздействовать на них не прямо, жестко указывая на их недостатки, а через отряд, через лидерскую группу. Замечания в форме пожеланий воспринимаются с большим пониманием и доверием.
Наблюдая за подростками, можно заметить, что у них появились любимые занятия, определились увлечения, начали формироваться профессиональные интересы. Отрядные вожатые должны постоянно общаться со своими подопечными в различной обстановке. Это позволяет наблюдать результативность и действенность тех форм и методов воспитания, которые используются, корректировать свою позицию в коллективе подростков. Одним из важных ежедневных мероприятий в отряде является подведение итогов. Подготовленные вожатые используют при проведении этого мероприятия элементы тренинга, что способствует развитию у ребенка самосознания, стремления анализировать свои поступки и желания, познать себя. Популярностью пользуются тематические вечера как в корпусе, так и за территорией – встреча рассвета, солнца, вечер у костра, песни под гитару у костра. Такого рода мероприятия сближают детей, сплачивают временный коллектив. Работа вожатого направлена на то, чтобы детский коллектив стал своего рода семьей, в которой каждый чувствовал бы себя защищено, был уверен в том, что вожатый всегда придет к нему на помощь.
Следует обратить внимание на стиль работы вожатого: утром он будит ребят приветливым голосом, на зарядке, подтянутый и бодрый, дает заряд хорошего настроения на день; утренний организационный сбор показывает детям, что их вожатый – командир, выразитель общественных интересов отряда. В столовой он - заботливый друг, знающий вкусы и привычки. Во время тихого часа, оздоровительных мероприятий он – «терпеливый родитель», заботящийся о здоровье своих детей. На спортивной площадке он – первый спортсмен или тренер, «плечо друга», Лучшая «группа поддержки». Вот какой вожатый нужен ребятам 13-15 лет. У отрядного вожатого, работающего более чем с 40 мальчиками и девочками (которые любят называть себя «парнями» и «девушками»), должны быть дар одновременного общения со всеми, умение всех сразу увидеть, услышать, каждому ответить: кому улыбкой, кому кивком, кого по-дружески обнять, а кого слегка и пожурить.
Несмотря на многочисленные роли вожатого, главное в отношениях взрослого с детьми – это желание быть с ними, помогать им расти людьми сильными, добрыми, ответственными и принципиальными. А все это возможно сделать без самой обыкновенной любви к своей работе, мальчишкам и девчонкам, которая иногда очень тщательно скрывается. Вожатый может показать «сухим» до последней степени, требовательным до придирчивости, безразлично относиться к симпатии своих подопечных, но всегда должен блистать в знаниях, работе, быть в ногу с удачей, тогда дети всегда будут на стороне этого вожатого и не подведут. И наоборот, как бы ни был ласков, разговорчив, добр и приветлив вожатый, если дела его сопровождаются неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что он не знает своего дела, если все у него заканчивается «браком» - никогда он не заслужил ничего, кроме снисходительного и иронического отношения со стороны ребят, игнорирования его как личности. Задача вожатого – это постоянный поиск новых подходов к своей работе. И ошибаются те, кто после удачной смены берет на вооружения старые методы работы и применяет их в последующих сменах, а потом удивляется своим провалам и неудачам.
В 13 – 15 лет сильнее всего ощущается стремления подростков к объединению в различные группы, одних влечет желание не отстать от друзей, других – выделиться среди сверстников, занять среди них место лидера. Происходят существенные изменения в развитии мотивов, воли ребят, появляется способность к достижению цели, даже отдаленной по времени.
В этом возрасте обычно половое созревание у девочек заканчивается, у мальчиков начинается. Сердечно-сосудистая система подростка, несмотря на неустойчивость, что связано с половым созреванием, хорошо приспосабливается к упражнениям на скорость и выносливость. Активно продолжается окостенение хрящевой ткани, уменьшается подвижность в сочленениях, значительно увеличиваются объем мышц и их сила. Разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек становится еще больше. Хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в ласке и нежности, эмоциональном тепле и понимании выражена сильнее, чем в физиологической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно-сексуальное влечение к физиологической близости и значительно позднее – потребность в духовной близости. Проблема юношеской сексуальности достаточно специфична и неоднозначна в этическом и психологическом плане.
Советы:
организуйте коллективные игры (различные для мальчиков и девочек);
отдавайте предпочтение спортивным играм;
используйте общий энтузиазм отряда при выполнении порученных заданий;
оказывайте помощь подросткам в том, чтобы они были приняты своими сверстниками;
руководите поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательств и давления со стороны взрослых;
создайте необходимые условия для отдыха;
учитывайте возрастные особенности, проявляющиеся в повышенном интересе к другому полу;
учитывайте то обстоятельство, что для мальчиков лучше организовывать спортивные соревнования, а девушек следует вовлекать в активные дела в помещении, в организации встреч с друзьями и т.д.
Работа с «трудными» подростками. В подростковом возрасте у детей происходят бурное психофизическое развитие и перестройка социальной активности. Данный возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются и оформляются достаточно устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. В подростковом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышаются чувство собственного достоинства и обидчивость.
Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников, чем значимых взрослых. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения могут приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В вязи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростка являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе. Попытки сексуального контакта подростков вызваны жаждой нежности, тепла и близости, а повышенная агрессивность – результат отчаянного желания не выглядеть слабым и зависимым.
Состояние развития подростка предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». Способствовать этому может ряд факторов: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммутативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное социальное окружение.
Вожатому необходимо уважать достоинство подростка, помогать ему развивать чувство правильной самооценки и давать при необходимости полезные советы. Все это способствует становлению личности и социальной зрелости ребенка. Следует научиться понимать и внезапные перемены настроения, и странные на первый взгляд увлечения, и новый лексикон, и порой заведомо неудачные начинания. Напуганные и встревоженные активностью и энергичностью детей вожатый стремятся окружить их всевозможными запретами. А нужно делать обратное. Подростком надо показать разумные способы претворения в жизнь их энергии. Подросткам надо любовь и понимание. Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста. И вожатому, и подростку необходимо набраться терпения и научиться разговаривать друг с другом, обходя или «сглаживая» острые углы взаимоотношений.
У большинства подростков, склонные к побегам, нет привязанности к друзьям, родителям, что объясняется заброшенностью, невниманием к ним. Этим подросткам присущи и такие личностные особенности, как стремление к доминированию, что может стать источником конфликта как внешнего, так и внутреннего, если подросток осознает, что у него нет для этого достаточных возможностей. Не понимая нетерпения подростков или не желая его понимать, взрослые усложняют его жизнь в том случае, если не помогают им найти поприще для интересных и осмысленных занятий. Поэтому работа вожатого должна быть направлена на снятие социального напряжения вокруг подростков, на заполнение их досуга полезными, увлекательными делами, на заполнение окружающего пространства пониманием и любовью.
Характеристики видов поведения детей.
В течение лагерной смены вожатый может столкнуться с различными сложностями. Приходится достаточно часто наблюдать агрессивное поведение детей. Важно учитывать причины, возрастные особенности и типы проявления агрессии с целью прогнозирования конфликтных ситуаций и их предупреждения. Агрессия – реакция на конфликтную ситуацию, на невозможность достижения цели – может быть попыткой самозащиты, результатом жесткого обращения с ребенком. Агрессия может проявляться может проявляться в различных видах: физическая (использование физической силы против другого лица); косвенная (злобные шутки, сплетни, а также взрыв ярости); склонность к раздражению; негативизм; недоверие и осторожность по отношению к людям; вербальная (выражение негативных чувств через крик, визг, словесные угрозы, проклятия); чувство вины, ни на чем не основанное. Столкнувшись с агрессивным поведением, самое главное – сохранять спокойствие. Попытайтесь найти причины этого поведения, понять их. Найдя причину, попытайтесь разобрать ее наедине с ребенком либо обойти ее, избегая конфликта в коллективе.
Гиперактивные дети (дети с повышенной активностью) – самые шумные, подвижные, невнимательные дети, не могут долго концентрироваться на одном занятии. Эти дети, несмотря на свою активность и тягу к общению, трудно приспосабливаются к новой среде и новым людям. Трудности адаптации связаны с несоблюдением лагерного режима, дерзостью, упрямством, эмоциональными перепадами настроения, обидчивостью. Гиперактивные дети трудно поддаются контролю и не выносят давления. Подавлять чрезмерную активность ребенка – сурово и неэффективно. Подавлять чрезмерную активность ребенка – сурово и неэффективно. Целесообразнее направлять энергию в нужное русло. Подвижным детям нравятся спортивные игры, им может быть приятно выполнять поручения, где требуется быстрота. Не всегда удается управлять гиперактивными детьми, используя лишь слова. Есть риск быть неуслышанным. Поэтому важные направления полезно сопровождать легким, негрубым прикосновением. Если говорить, глядя ребенку в глаза и придерживая за руку, он поймет, что сообщение следует выслушать. Если же такие ребята все же не выполняют каких-либо значимых требований, важно настойчиво и последовательно напоминать об обязательности их выполнения.
Тоска по дому наиболее активно проявляется в период адаптации ребенка к жизни в лагере, поэтому не рекомендуется отправлять письма детей родителям, написанные в этот период. Необходимо занять ребенка интересным делом, которое поможет ему забыть о доме, распланировать его день так, чтобы у него не было свободного времени. Вожатому нужно окружить такого ребенка теплом, но также важно следить за тем, чтобы другие дети не были обделены вниманием.