Воспитательная направленность учебного материала по русскому языку и литературе
Воспитательная направленность учебного материала по русскому языку и литературе
Проблема гуманизации знаний важны для каждого творчески работающего учителя. Какие возможности для её практического решения дает урок русского языка или литературы?
Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остаётся слово – слово учителя, слово писателя. И по прежнему самым сложным в работе словесника остаётся выбор дидактического материала – обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумью не только над определённым языковым явлением, но и над смыслом, который несёт предложенный текст.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательная направленность учебного материала по русскому языку и литературе »
Воспитательная направленность учебного материала по русскому
языку и литературе
Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более современную, яркую, простую форму. Мы должны добиваться от слова наибольшей активности, наибольшей силы внушения, - мы добьёмся этого только тогда, когда воспитаем уважение к языку.
(М. Горький).
Проблема гуманизации знаний важны для каждого творчески работающего учителя. Какие возможности для её практического решения дает урок русского языка или литературы?
Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остаётся слово – слово учителя, слово писателя. И по прежнему самым сложным в работе словесника остаётся выбор дидактического материала – обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумью не только над определённым языковым явлением, но и над смыслом, который несёт предложенный текст.
Учебник – это окно в мир. Все школьные годы он служит ученику не только инструментом познания окружающего мира, - он содержит ещё и значительный эмоциональный, нравственный потенциал, который учитель должен использовать в целях воспитания. Во многих текстах, включённых в учебники, затрагиваются серьёзные нравственно – этические проблемы. Дети не просто читают и заучивают эти тексты, - они учатся оценивать поступки героев, анализировать жизненные ситуации, сравнивать поведение персонажей со своим собственным, делать выводы. Вырабатывают способность к самостоятельности в суждениях и оценках умело поставленные вопросы к тексту, беседа по нему.
Обращение к художественному тексту на уроках поможет углубить знания учащихся о языке. Главным здесь будет обогащение знаний о языке благодаря показу «тех лингвистических средств, посредством которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений» (Щерба Л.В.). Активность восприятия языкового материала обеспечивается эмоциональностью текста, опорой на нравственно – эстетический опыт школьников.
Образовательное и воспитательное воздействие работы с художественным текстом – единый процесс. Таково исходное положение, определяющее отбор текста, приёмов и форм работы с ним на уроке. Когда я думаю над уроком, то выбираю то, что прежде всего художественно значимо, тот материал, который будет воздействовать на сердце, ум учащихся, думаю о том, как скажется он на нравственном развитии моих учеников.
Реализуя воспитательный потенциал содержания учебного материала на уроке, выделяют аспекты, которые в наибольшей степени ориентируют школьников на понимание общественной ценности овладения знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими, идейно – нравственными, эстетическими представлениями.
Воспитательное влияние работы над текстами усиливается, если раскрываемые в них события, поступки людей оказывают сильное эмоциональное воздействие на детей, вызывают у них чувство сопереживания, побуждают их к поступкам в соответствии с социальными требованиями. Важно при этом осуществлять тематический подход к отбору содержания при подготовке к уроку. Со стороны учителя это могут быть такие направления: «Человек и общество», «Человек и природа», «Трудом славим Родину», «Казахстан – моя Родина», «Казахстан – многонациональное государство», «Великие люди казахской земли», «Наука и научные открытия», «Поэзия Великой Отечественной войны» и.т.д.
При такой общей ориентации легче отобрать материалы, способствующие расширению у детей представлений об общественных явлениях и событиях, воспитанию у них таких социальных чувств, как любовь к Родине, желание приносить пользу людям, солидарность в борьбе за мир.
Этот же подход позволяет точнее выбрать тексты, которые окажут влияние на детей и создадут положительную мотивацию к тому, чтобы они прилежно учились, успевали в полную меру своих способностей, проявляли активность в общественной жизни класса, школы.
В соответствии с целевой установкой темы «Трудом славим Родину» будет доминировать подбор материалов о роли труда в жизни человека. Решение грамматической задачи можно сочетать с анализом, к примеру, текста стихотворения А.Довчия (перевод А. Чепурнова). Запись выделенных существительных, определение их склонения и падежа.
Когда пекут домашний хлеб в селе,
Им пахнет сад, и улица, и хата,
И запах тот дурманно – кисловатый
За девять вёрст уловишь на земле,
Им сладко пахнут руки матерей,
И, кем бы мы ни стали в отчем крае,
Родную печь и детство вспоминая,
Мы рады хлебу до скончанья дней.
«Воспитательный подтекст» ясен: хлеб надо ценить и беречь, потому что он главный продукт питания. О хлебе созданы загадки, которые дети с увлечением отгадывают. Например: Широко, а не море, золото, а не деньги. Сегодня на земле, завтра на столе. Здесь же уместно провести работу с пословицами о хлебе, их в русском языке очень много. «Хлеб всему голова», «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно», «Хорошо трудиться – хлеб уродится», «Не то хлеб, что в поле, а то, что в амбаре», «У пахаря рука черна, да хлеб бел» и др. По работе с этими пословицами возможно «развёртывание» пословицы в маленький рассказ.
В процессе анализа текстов упражнений у детей расширяются представления о профессиях, формируется готовность проявлять бережное отношение к продуктам труда, активность при выполнении трудовых заданий.
Особого внимания заслуживают тексты, значительные с позиций нравственных, мировоззренческих, позволяющие организовать неформальный обмен мнениями и способствующие постижению таких понятий, как, например, «долг», «достоинство», «память» и других, важных для формирования личности человека и гражданина.
А.С. Макаренко говорил, что «человек не воспитывается по частям, он создаётся систематически всей суммой влияний, которым он подвергается».
Поэтому я уделяю большое внимание чтению. Чтение – важнейший источник знаний. Именно книга даёт объяснение тому, что вызывает удивление, интерес.
Учителю много нужно выдумки, искреннего желания, чтобы увлечь ребёнка книгой, чтением, помочь ему обрести уверенность в общении с ней.
Работая над темой «Человек и природа» я руководствуюсь в отборе учебных материалов тем, чтобы они расширяли у школьников в доступный для них форме представления об окружающей природе, о взаимосвязи предметов, явлений, влияли на развитие у них готовности охранять родную природу. «Заставить любить природу нельзя. Но помочь полюбить – можно», - говорил Н. Сладков. И сделать это обязаны мы, учителя, имеющие отношение к воспитанию детей средствами чтения.
«Педагогический процесс, отмечает Ш.А. Амонашвили, - может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает ребёнку познавать себя как члена общества, живущего по нравственно – этическим нормам». Вырабатывать эти нормы на уроках русского языка и литературы – вот задача, о которой всегда должен помнить словесник.