kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитательная направленность учебного материала по русскому языку и литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема гуманизации знаний важны для каждого творчески работающего учителя. Какие возможности для её практического решения дает урок русского языка или литературы?

Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остаётся слово – слово учителя, слово писателя. И по прежнему самым сложным в работе словесника остаётся выбор дидактического материала – обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумью не только над определённым языковым явлением, но и над смыслом, который несёт предложенный текст.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная направленность учебного материала по русскому языку и литературе »

Воспитательная направленность учебного материала по русскому

языку и литературе


Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более современную, яркую, простую форму. Мы должны добиваться от слова наибольшей активности, наибольшей силы внушения, - мы добьёмся этого только тогда, когда воспитаем уважение к языку.

(М. Горький).


Проблема гуманизации знаний важны для каждого творчески работающего учителя. Какие возможности для её практического решения дает урок русского языка или литературы?

Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остаётся слово – слово учителя, слово писателя. И по прежнему самым сложным в работе словесника остаётся выбор дидактического материала – обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумью не только над определённым языковым явлением, но и над смыслом, который несёт предложенный текст.

Учебник – это окно в мир. Все школьные годы он служит ученику не только инструментом познания окружающего мира, - он содержит ещё и значительный эмоциональный, нравственный потенциал, который учитель должен использовать в целях воспитания. Во многих текстах, включённых в учебники, затрагиваются серьёзные нравственно – этические проблемы. Дети не просто читают и заучивают эти тексты, - они учатся оценивать поступки героев, анализировать жизненные ситуации, сравнивать поведение персонажей со своим собственным, делать выводы. Вырабатывают способность к самостоятельности в суждениях и оценках умело поставленные вопросы к тексту, беседа по нему.

Обращение к художественному тексту на уроках поможет углубить знания учащихся о языке. Главным здесь будет обогащение знаний о языке благодаря показу «тех лингвистических средств, посредством которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений» (Щерба Л.В.). Активность восприятия языкового материала обеспечивается эмоциональностью текста, опорой на нравственно – эстетический опыт школьников.

Образовательное и воспитательное воздействие работы с художественным текстом – единый процесс. Таково исходное положение, определяющее отбор текста, приёмов и форм работы с ним на уроке. Когда я думаю над уроком, то выбираю то, что прежде всего художественно значимо, тот материал, который будет воздействовать на сердце, ум учащихся, думаю о том, как скажется он на нравственном развитии моих учеников.

Реализуя воспитательный потенциал содержания учебного материала на уроке, выделяют аспекты, которые в наибольшей степени ориентируют школьников на понимание общественной ценности овладения знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими, идейно – нравственными, эстетическими представлениями.

Воспитательное влияние работы над текстами усиливается, если раскрываемые в них события, поступки людей оказывают сильное эмоциональное воздействие на детей, вызывают у них чувство сопереживания, побуждают их к поступкам в соответствии с социальными требованиями. Важно при этом осуществлять тематический подход к отбору содержания при подготовке к уроку. Со стороны учителя это могут быть такие направления: «Человек и общество», «Человек и природа», «Трудом славим Родину», «Казахстан – моя Родина», «Казахстан – многонациональное государство», «Великие люди казахской земли», «Наука и научные открытия», «Поэзия Великой Отечественной войны» и.т.д.

При такой общей ориентации легче отобрать материалы, способствующие расширению у детей представлений об общественных явлениях и событиях, воспитанию у них таких социальных чувств, как любовь к Родине, желание приносить пользу людям, солидарность в борьбе за мир.

Этот же подход позволяет точнее выбрать тексты, которые окажут влияние на детей и создадут положительную мотивацию к тому, чтобы они прилежно учились, успевали в полную меру своих способностей, проявляли активность в общественной жизни класса, школы.

В соответствии с целевой установкой темы «Трудом славим Родину» будет доминировать подбор материалов о роли труда в жизни человека. Решение грамматической задачи можно сочетать с анализом, к примеру, текста стихотворения А.Довчия (перевод А. Чепурнова). Запись выделенных существительных, определение их склонения и падежа.

Когда пекут домашний хлеб в селе,

Им пахнет сад, и улица, и хата,

И запах тот дурманно – кисловатый

За девять вёрст уловишь на земле,

Им сладко пахнут руки матерей,

И, кем бы мы ни стали в отчем крае,

Родную печь и детство вспоминая,

Мы рады хлебу до скончанья дней.

«Воспитательный подтекст» ясен: хлеб надо ценить и беречь, потому что он главный продукт питания. О хлебе созданы загадки, которые дети с увлечением отгадывают. Например: Широко, а не море, золото, а не деньги. Сегодня на земле, завтра на столе. Здесь же уместно провести работу с пословицами о хлебе, их в русском языке очень много. «Хлеб всему голова», «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно», «Хорошо трудиться – хлеб уродится», «Не то хлеб, что в поле, а то, что в амбаре», «У пахаря рука черна, да хлеб бел» и др. По работе с этими пословицами возможно «развёртывание» пословицы в маленький рассказ.

В процессе анализа текстов упражнений у детей расширяются представления о профессиях, формируется готовность проявлять бережное отношение к продуктам труда, активность при выполнении трудовых заданий.

Особого внимания заслуживают тексты, значительные с позиций нравственных, мировоззренческих, позволяющие организовать неформальный обмен мнениями и способствующие постижению таких понятий, как, например, «долг», «достоинство», «память» и других, важных для формирования личности человека и гражданина.

А.С. Макаренко говорил, что «человек не воспитывается по частям, он создаётся систематически всей суммой влияний, которым он подвергается».

Поэтому я уделяю большое внимание чтению. Чтение – важнейший источник знаний. Именно книга даёт объяснение тому, что вызывает удивление, интерес.

Учителю много нужно выдумки, искреннего желания, чтобы увлечь ребёнка книгой, чтением, помочь ему обрести уверенность в общении с ней.

Работая над темой «Человек и природа» я руководствуюсь в отборе учебных материалов тем, чтобы они расширяли у школьников в доступный для них форме представления об окружающей природе, о взаимосвязи предметов, явлений, влияли на развитие у них готовности охранять родную природу. «Заставить любить природу нельзя. Но помочь полюбить – можно», - говорил Н. Сладков. И сделать это обязаны мы, учителя, имеющие отношение к воспитанию детей средствами чтения.

«Педагогический процесс, отмечает Ш.А. Амонашвили, - может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает ребёнку познавать себя как члена общества, живущего по нравственно – этическим нормам». Вырабатывать эти нормы на уроках русского языка и литературы – вот задача, о которой всегда должен помнить словесник.


Г. И. Шестакова, учитель русского языка и

литературы Жаркентской средней школы

Панфиловского района Алматинской области



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воспитательная направленность учебного материала по русскому языку и литературе

Автор: Шестакова Галина Ильинична

Дата: 11.06.2015

Номер свидетельства: 219003

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Проблемы преподавания русского языка в начальной школе по ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(70) "probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431537927"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Урок русского языка с элементами исследования по теме:"однородные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-russkogho-iazyka-s-eliemientami-issliedovaniia-po-tiemie-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "167095"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423048493"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Разные методы обучения на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(55) "raznyie-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "196360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428049609"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Статья на тему «Новые современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(115) "stat-ia-na-tiemu-novyie-sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "197660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428274633"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства