kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В мире вопросов и ответов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал преназначен для учащихся 9 класса при подготовке к олимпиадамю 

Просмотр содержимого документа
«В мире вопросов и ответов»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Песчанская школа»















В мире вопросов и ответов


Дидактический материал по русскому языку

для работы с одаренными детьми













Автор

Здобнова Светлана Павловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Основная

общеобразовательная Песчанская школа»












2019



Задание «ДА или НЕТ»


(Вам предстоит согласиться или не согласиться с теми утверждениями, которые вы прочтёте. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5).


  1. В русском языке всегда написанные слова соответствуют их произношению. Чтобы показать произношение слова, используется особая запись, которая называется транскрипцией.

  2. В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же действие. Например, двумя разными словами бегемот, гиппопотам – называется одно и то же животное.

  3. Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Русский язык богат морфемами, то есть приставками, суффиксами, корнями, окончаниями. Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке – морфемике.

  4. Большинство существительных изменяется по падежам, то есть спрягается. Отдельные группы существительных спрягаются в единственном числе одинаково, то есть имеют одинаковые окончания. По этому признаку в русском языке различаются три основных типа спряжения. Спряжение существительных определяется по именительному падежу единственного числа.

  5. В прошедшем времени перед суффиксом – л – пишется та же гласная, что и в неопределённой форме.


Задание «Крылатые выражения»


(Соотнесите фразеологизмы с их значением. В ответе напишите букву соответствующую числу. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 7).


1. Заткнуть за пояс.

А. Большая часть.

2. И гроша ломаного (медного) не стоит.

Б. Ничтожно мало.

3. Изобретать велосипед.

В. Напряжённо думать, пытаясь найти решение какой-либо задачи, проблемы.

4. Капля в море.

Г. Оказаться лучшим, превзойти кого-либо.

5. Ломать голову.

Д. Создавать заново давно известное, предлагать устаревшие идеи как новые.

6. Львиная доля.

Е. В расчёте на счастливую случайность, наугад.

7. На авось.

Ж. Не имеет никакой ценности.



Задание «Спрятавшиеся слова»


(Во многих фамилиях известных отечественных и зарубежных писателей и поэтов «спрятались» слова, лексические значения которых представлены вашему вниманию.

В ответе следует написать «спрятавшееся» слово и фамилию писателя (поэта). Например. Лексическое значение «спрятавшегося» слова: «орган обоняния, находящийся на лице у человека». Ответ: нос – Носов)

Комментарий: рекомендуется использование любого издания словаря С.И. Ожегова (Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филолог. наук проф. Н.Ю. Швецовой. – М.: Русский язык).


  1. Башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове для указания пути судам.

  2. Часть тела у птиц, насекомых, а также некоторых млекопитающих, используемая для полета.

  3. Подарок, пожертвование; способность, талант.

  4. Насекомое с жёсткими надкрыльями; ловкий человек, плут.

  5. Основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединённая кровным родством.

  6. Оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой.

  7. Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.

  8. Мастер по выделке глиняной посуды.

  9. Железный заострённый толстый стержень, которым ломают, разбивают что-нибудь твёрдое.

  10. Человек, который занимается рыбной ловлей как промыслом.





Задание «Буквомиксер»


(Используя приём анаграммы, сказочные герои придумали псевдонимы. Вам предстоит соотнести автонимы (настоящие имена) с псевдонимами (вымышленными именами), найдя пару каждому из них. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10).


1. Буратино

А. Лококоб

2. Мальвина

Б. Алеймбра

3. Дюймовочка

В. Линьс

4. Колобок

Г. Отианбур

5. Бармалей

Д. Алишастр

6. Мойдодыр

Е. Иванальм

7. Нильс

Ж. Мокчайювод

8. Страшила

З. Урачебшка

9. Чебурашка

И. Отошкат

10. Тотошка

К. Дырдомой

 




Задание «Сделай выбор»


(Максимальное количество баллов – 5. За каждый правильный ответ – 1 балл).


Выберите строку...

1. Все слова, в которой называют официальные языки ООН:

А) английский, арабский, немецкий, русский;

Б) английский, арабский, русский, китайский;

В) испанский, итальянский, русский, французский;

Г) испанский, английский, арабский, корейский.


2. В которой назван День русского языка, отмечающийся в России с 2011 года (Указ Президента РФ), и который является днём рождения великого поэта:

А) 8 октября (день рождения М.И. Цветаевой);

Б) 22 октября (день рождения И.А. Бунина);

В) 6 июня (день рождения А.С. Пушкина);

Г) 28 ноября (день рождения А.А. Блока).


3. Все слова, в которой называют летние виды спорта Олимпийских игр:

А) гольф, гребля академическая, фристайл, парусный спорт;

Б) конный спорт, художественная гимнастика, дзюдо, скелетон;

В) шорт-трек, биатлон, синхронное плавание, кёрлинг;

Г) тхэквондо, теннис, конный спорт, тяжёлая атлетика.


4. Все слова, в которой называют музыкальные инструменты:

А) жалейка, варган, йоухикко, дутар;

Б) мелофон, патефон, микрофон, аккордеон;

В) виолончель, канифоль, арфа, балалайка;

Г) контрабас, зурна, тесситура, гусли.


5. Все слова, в которой называют жанры кино:

А) комедия, драма, мелодрама, фантастика;

Б) джангл, детектив, аниме, фэнтези;

В) боевик, исторический фильм, вестерн, готика;

Г) приключенческий фильм, рококо, комедия, драма.


Задание «Шифровка»


(За каждый правильный ответ (если одно из слов написано верно, а второе или третье неверно, балл не засчитывается) – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10).

В качестве эксперимента дети, отдыхающие в лагере, зашифровывали программу Летних Олимпийских игр 2016 в Рио-де-Жанейро. Вместо букв они писали числа. Вам предстоит расшифровать названия летних видов спорта, вспомнив порядок букв в алфавите (например, буква Д в алфавите 5-я, а буква Ч 25-я). В некоторых словах детьми были допущены ошибки (включая пропуски букв, дописывание лишних), вам же нужно написать абсолютно правильно.


Олимпийцам и паралимпийцам посвящается

1. 2, 16, 5, 14, 10, 15, 20, 16, 15

2. 2, 1, 19, 12, 6, 5, 2, 16, 13

3. 3, 6, 13, 1, 19, 17, 16, 18, 20

4.  2, 1, 18, 30, 2, 1 // 3, 16, 13, 30, 15, 1, 33

5. 4, 1, 15, 20, 2, 16, 13

6. 4, 18, 6, 2, 13, 33 // 15, 1 // 2, 16, 11, 5, 1, 18, 12, 1, 23 // 10 // 12, 16, 15, 15, 16, 31

7. 17, 18, 29, 26, 12, 10 // 15, 1 // 2, 16, 20, 21, 20, 6

8. 19, 10, 15, 23, 18, 16, 15, 16, 6 // 17, 13, 1, 3, 1, 15, 30, 6

9. 22, 21, 5, 2, 16, 13

10. 23, 1, 12, 6, 11 // 15, 1 // 20, 18, 1, 3, 6




Задание «Оглянись!»


(Все слова, здесь представленные, встречались вам в ходе выполнения олимпиады. Ваша задача по лексическому значению определить, что это за слова, и написать их. Возможно, ответы, которые вы получите, помогут в чём-то скорректировать выполненные ранее задания (или убедить в собственной правоте). За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5).


  1. Зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой спуск по ледяному жёлобу на двухполозных санях на укрепленной раме, победитель которого определяется по сумме двух или четырёх заездов.

  2. Командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени («дома»).

  3. Финский и карельский традиционный смычковый инструмент. Для изготовления используется ель, сосна или берёза.

  4. Преобладающее расположение звуков по высоте в музыкальном произведении по отношению к диапазону голоса (вокала) или музыкального инструмента.

  5. Хрупкое, стекловидное, аморфное вещество, с характерным роговистым изломом и стеклянным блеском от тёмно-красного до светло-жёлтого цвета.




Задание «Детский лепет»


Корней Иванович Чуковский, исследователь детской речи, автор книги «От двух до пяти», считал маленьких детей стихийными лингвистами. В своей уникальной книге он собрал и проанализировал множество детских слов и выражений.

(Вам предстоит соотнести слова, созданные детьми (либо же интерпретированные ими) и слова языка взрослых. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10).



1. Сердитки

А. Не проснулась

2. Ползук

Б Почтальон

3. Пузово

В. Ртуть

4. Почтаник

Г. Морщинки

5. Отмухиваюсь

Д. Кузов

6. Вертутия

Е. Жук

7. Не отсонилась

Ж. Отмахиваюсь от мух

8. Идёмить

З. В каком числе человек

9  Ухаживаешь

И. Идти

10. Всколькером

К. Уходишь




Задание «Перевёртыши»


(В этом задании зашифрованы фильмы (в том числе и мультипликационные), в которых играла (озвучивала) роли великая актриса Фаина Раневская (1896 – 1984). Вам предстоит их разгадать. Для того, чтобы это сделать, нужно «перевернуть» название, то есть выявить значение, противоположное тому, которое приводится в задании. Например, вам предлагается определить, какой фильм Эльдара Рязанова прячется под заголовком «Зверь отовсюду». «Перевернув» смысловое значение названия, поймёте, что это фильм «Человек ниоткуда». За каждый разгаданный фильм – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10).


Фаине Раневской и Году российского кино посвящается


  1. «Осень»

  2. «Найдёныш»

  3. «Белоснежка»

  4. «Ближе – гром»

  5. «Внимание, внучка!»

  6. «Моська и канат»

  7. «Как помирилась Степанида Степановна со Степанидой Фроловной»

  8. «Зверь на свободе»

  9. «Старик и Энгельссон»



Задание «Словарь русского языка С.И. Ожегова»


(В каждом из восьми блоков представлены четыре лексические значения одного и того же слова (все слова взяты из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова). Одно из лексических значений взято со страниц «Словаря русского языка», остальные – придуманы. Ваша задача: выбрать верное в каждом блоке и назвать его. За каждый правильный выбор – 1 балл. Максимальное количество баллов – 8).


1. Контаминация - это

А) Технический антракт во время спектакля театра оперы и балета.

Б) Величина, противоположная константе.

В) В языкознании возникновение нового выражения или формы путём объединения элементов двух выражений или форм, чем-то сходных.

Г) Свободный выход жидкости из трубы под напором.


2. Копыл - это

А) Короткий брусок в полозьях саней, служащий опорой для кузова.

Б) Ночной зверёк, живущий в конюшнях.

В) Ветеринарная служба в кавалерийских частях русской армии XIX века.

Г) Кузнечный инструмент для прошивки отверстия в горячем металле.


3. Коринка - это

А) Летняя рубаха русского крестьянина.

Б) Сушёный чёрный мелкий виноград.

В) Глиняная смесь для керамической посуды.

Г) Название ирги в Псковской области.


4. Портшез - это

А) Род легкового переносного кресла, в котором можно сидеть полулёжа.

Б) Морской торговый порт.

В) Мастер по пошиву женских сумочек.

Г) Пасхальный подарок незнакомому человеку.


5. Молескин - это

А) Ученик художника.

Б) Малёк севрюги.

В) Тип легкомоторного самолёта.

Г) Толстая хлопчатобумажная ткань.



6. Изоглосса – это

А) Редкая лесная ягода, встречающаяся жарким летом в сосновом бору.

Б) Линия, соединяющая на диалектологической карте места с одинаковыми языковыми явлениями.

В) Шанцевый инструмент шахтёра.

Г) Установление согласия после продолжительных переговоров.


7. Корунд - это

А) Природный волокнистый материал, сопутствующий добыче алмазов.

Б) Тип карандаша, применяемый в космонавтике.

В) Художественное стекло тёмно-зелёного цвета.

Г) Твёрдый минерал – кристаллический глинозём.


8. Жавель - это

А) Пастушья свирель.

Б) Болотная вода ржавого цвета.

В) Едкий хлористый раствор зеленовато-жёлтого цвета, употреблялся при белении тканей и стирке белья (иначе называется «жавелевая вода»).

Г) Название клюквы в Вологодской области.



Задание «Найди пару!»


Один бросает мячик и кричит: «Книга!» Другой ловит и отвечает: «Глаз!» Потом сам кидает мяч, крича: «Снег!» Третий ловит и отвечает: «Звон!» Вы заметили: один кричит слово, в начале которого есть шумный согласный (например, [к]), а другой ловит мяч и быстро отвечает словом на парный согласный (на [г]). Кто ответит неверно, тот как-нибудь штрафуется. Штрафуется и тот, кто назовет слова, у которых в начале [ц] [ч] [х].





Задание «Отгадай слова»


Вова и Настя придумывали свой язык, который бы подчинялся тем же законам, что и русский. Вова придумал глаголы курубить, табавить, калужить, талызить. Настя тут же придумала от этих глаголов существительные на -ка (как добавка отдобавить).

Какие существительные у нее получились? Какие согласные чередуются в конце корня глаголов и существительных?








Задание «Отгадай загадки»


Отгадайте загадки. Найдите в них сочетания двух глухих согласных. Как проверить первый из них?


1). Длинный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где носом ткнет,

Там черту проведет.


 2). Два брюшка,

Четыре ушка.


 3). Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут.


 4). На ложке сидит Митрошка,

Свесив ножки.


5). Вся дорожка

Усеяна горошком.


 6). Сидит бабка на грядке,

Вся в заплатках.

Кто ни взглянет – тот заплачет.





Задание «Отгадай фамилию»


Вспрюшкин – такая фамилия была у одного человека. Сколько ошибок можно сделать в этой фамилии? В каких буквах можно ошибиться? Передают ли эти буквы фонемы в слабых позициях?



Задание «Корректор »


Вова Бутузов нашел старую тетрадку, а там написано: ливт, шбан, зпруд, фдрысг.

– Ишь ты! – сказал Бутузов с любопытством. – Видно иностранец писал.

Кувшинникова Настя посмотрела тетрадку и сказала:

– А почему на обложке написано: Вова Бут? Не знаешь, кто это – Вова Бут?

Вова взглянул и руками всплеснул.

Иностранец ли это писал? Объясните, как такое могло случиться.



Задание «Эти забавные предложения»


Разделитесь на пары. Пусть каждый предложит друг другу слово. Какое хочет. Например, черепаха. Надо с этим подаренным словом придумать предложение, чтобы в нем было одно из трех слов: брошюра, жюри, парашют. И предлдожения пусть будут занимательные. Хотя бы вот такие:

Черепаха возглавила жюри на соревнованиях по бегу.

«Прыгать с парашютом? Это пустяки! Кто этого не умеет?» — рассуждает черепаха.

Наиболее удачные предложения прочитайте вслух. Какая буква пишется в этих трех словах-исключениях? (ю)



Задание «Самое длинное слово»


Назовите самое длинное слово в русском языке (времяпрепровождение) и слово с тремя «е»  на конце (длинношеее).




Задание «Простое - сложное»


Вы любите орехи? Тогда вы знаете, что такое щелкунчик. Но в магазине продавец назовет это предмет ореходавом. Попробуйте придумать замены простым словам (вместо простых – сложные).

Вместо слова полотенце – ......................, ключ – ..........................., кнопка –

................... .



Задание «Главная часть слова»


Есть ли слово в русском языке, состоящее только из приставки и суффикса? Может быть, это слово подушка? (Нет. Первоначально слово подушка было связано с корнем «дух», т.е. «надутое», «мягкое». Теперь оно непроизводное)    


  




      Задание «Вспомним сказки»

   

Вспомните названия сказок, в которых имеются слова с оценочными суффиксами. («Аленький цветочек», «Сказка о золотой рыбке… », «Сказка о золотом петушке… », «Сестрица Аленушка и братец Ивашушка» и др.)





Задание «Дружная семья»


«Дружная семья» – это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из десяти букв. Например: трудолюбие, литература и т.п. Слово нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например:


Т – ты – местоимение

Р – разве – частица

У – удивляться – глагол

Д – десять – числительное

О – ох – междометие

Л – легко – наречие

Ю – юла – существительное

Б – без – предлог

И – или – союз

Е – еловый – прилагательное


Кто быстрее «соберет» «дружную семейку», тот и победит.

Если у ребят есть ошибки, то ведущий должен только сказать: «Семья недружная», – но не подсказывать, где ошибка.




Задание «Только в одном числе»


В современном русском языке есть два числа: единственное и множественное. Но некоторые существительные употребляются или только в единственном, или только во множественном числе. Например, молодежь, золото – только единственное; щипцы, шахматы – только во множественном.

Участники должны разделиться на две группы. Водящий вперемежку читает существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Первая группа записывает существительные, которые употребляются только в единственном числе, вторая – существительные,

употребляющиеся только во множественном. Для повышения внимательности учащихся в общий список слов для диктовки вносятся и слова, употребляемые как в форме единственного, так и в форме множественного числа.

  Слова для диктовки

часы, пятнашки, асфальт, ворота, брюки, сани, столы, весы, белье, беготня, железо, ширина, ходьба, шаровары, салазки, жмурки, воск, вода, темнота, сметана, ножницы, виды, сутки, зима, весы, порох, молоко, керосин, трусики, каникулы, горелки, молотьба, родня, бетон.


После записи первая группа для проверки передает свои диктовки второй, а вторая – первой. По количеству правильно записанных слов подсчитываются очки и объявляются победители.




Задание «Во всех падежах и числах»


Игра заключается в том, чтобы подобрать пословицы и поговорки с избранным участником  игры словом, которое употреблялось бы во всех падежах единственного и множественного числа, например:


Единственное число

И. Дело шуток не любит.

Р. От слова до дела целая верста.

Д. Не по сути дело, а по делу суть.

В. Ты за дело, а дело за тебя.

Т. Велик телом, да мал делом.

П. И умен, и пригож, и в деле тож.

 Множественное число

И. Дела как сажа бела.

Р. Всех дел не переделаешь.

Д. По твоим делам о тебе судят.

В. Жизнь дана на добрые дела.

Т. Языком не спеши, а делами не смеши.

П. Умен на словах, да глуп на делах.



Задание «Минутка для шутки»


Ответьте на шуточный вопрос: что нужно сделать с существительными дорога, марка, сера, чтобы превратить их в краткие прилагательные, не меняя в них ни одной буквы?



Задание «Кто больше»


Кто больше подберет фразеологических оборотов, в состав которых входят притяжательные прилагательные, тот и победит.

Для справок. Геркулесовы столпы, танталовы муки, прокрустово ложе, крокодиловы слезы, тришкин кафтан, анютины глазки.





Задание «Перевертыши»


Ответьте на шуточные вопросы:

– какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)

– какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (Он – но)

– какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получить название животного? (За/ я/ ц)



Задание «Фразеологизмы»



Замените каждый фразеологизм одним глаголом: молоть языком, стереть с лица земли, набрать в рот воды, возносить до небес, завязать на память узелок, лить слезы, класть зубы на полку, падать духом.





Задание «Анаграмма»


Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман - норма). Составьте к каждому данному слову по одному новому: адрес -…, волос -…, майка -…, сосна - …





Задание «Вспомни род имен существительных»




С данными словами запишите словосочетания (прил. + сущ.). Учитывайте род имен существительных.

Тюль, жюри, фойе, кольраби, фамилия, рояль, кофе, пальто.





Задание «Вспомни звуки»


Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука:


Театр, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.




Задание «Орфография»


Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.


Взгл..ните в глаза стр..козе, сидящей на веточк… Если смож..те ост..р..жно приблизит..ся к ней, то уд..витесь. Глаза не просто большие. Они огромные круглые и гла..кие, как бока глобуса. Сверкают на солнце отр..жают весь мир: зелёный лес ж..лтую д..рогу и бе..конечное небо.

Потом она взлетит. И вы услыш..те шелест её сильных крыльев. Или не услыш..те но увид..те, как крылья в движени.. засветятся заиграют в солнечных лучах.

Стрекозы - хищники, они охотятся с мая до осени.


Выполните задания к тексту:

1) Объясните, почему текст называется «Глазастые охотники».

2) Сформулируйте основную мысль текста.

3) Найдите сравнение и объясните его художественную роль в тексте.

4) Укажите средства связи предложений 3 и 4 в тексте.

а) повтор слов

б) местоимение, синонимы

в) синонимы

г) местоимение

Объясните свой выбор.







Задание «Происхождение выражений»


В каких случаях так говорят: «Или грудь в крестах, или голова в кустах»? Что вы знаете о происхождении этого выражения?





Задание «Измени слово»


Поставьте имена существительные яблоко, помидор, телёнок, килограмм, полотенце, место в форме родительного падежа множественного числа.








Задание «Сгруппируйте слова»


Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова.

Читаю, пройдёт мимо дома, читал, час, везите, читка, часы, чтец, военный завод, все были дома, чтецы, прошёл мимо, более скорый, военная походка, читки, скорый, везти, скорее, шум в доме.




Задание «Морфемный разбор»


Выполните словообразовательный и морфемный разборы слов.

Приморский, переоценка, вскоре, разулыбаться, стульчик, перчик.




Задание «Объясни разницу»


У писателя  С. Львова есть книга под названием  «Смотреть и видеть».  Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть.  Как бы  вы им объяснили.




Задание «Укажи правильный ответ»



А. Чёрное море всегда прекрасно: и днём, и ночью.

Б. Чёрное море всегда прекрасно: и днём, и ночью.

В. Чёрное море всегда прекрасно: и днём, и ночью.

Г. Чёрное море всегда прекрасно: и днём, и ночью.




Задание «Найди ошибку»


Ученик 5 класса, выписывая из предложения словосочетания, допустил ошибки. Найдите их, обведите кружком номер с неправильным ответом, объясните, в чём ошибка.

            Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев и закружил пыль по дороге.

1)      сильный порыв;

2)      порыв ветра;

3)      порыв вырвался;

4)      вырвался из-за вершин;

5)      из-за вершин деревьев;

6)      из-за вершин;

7)      вырвался и закружил;

8)      закружил пыль;

9)      закружил по дороге.





Задание «Расставьте ударение»


Расставьте ударения в следующих словах:

Столяр, понял, дремота, центнер, августовский, килограмм, магазин.

Расположите слова в порядке алфавита.



Задание «Состав слова»


Определите состав следующих слов:

Выносливость, зелень, загорала, наладчик, пришкольный.



Задание «Орфографическая задача»


Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Воспоминания  ст…рожила,  (не)сп…ши  отвечать,  зак…ляйся с де…ства, (а,о)ккуратная  надпись, библ…отечные книги, об(а,о)ятельня улыбка, чу…ствуешь  радость, уча…ствуешь в олимпиаде,  зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, г(е,и)ган…ские шаги, ув…дающие цветы.  



 

Задание «Заимствованные слова»


Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова?
Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.  




Задание «Составь словосочетание»


Что необходимо сделать, чтобы краткие прилагательные звонок и мелок превратились в существительные? (Ни одной буквы при этом менять нельзя.)






Задание «Измени слово»


Поставьте имена существительные яблоко, помидор, теленок, килограмм в форме родительного падежа множественного числа.







Задание «Вспомни фразеологизмы»


В книге К. И. Чуковского «от двух до пяти» говорится: «Когда ребенок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от нее любимого щенка». Может быть, мальчик напрасно испугался? Докажите.



Задание «Посмеёмся»


Укажите, какие свойства русской лексики использует автор для создания комического эффекта?

Нес Медведь, шагая к рынку,

На продажу меду крынку,

Вдруг на Мишку – вот напасть –

Пчелы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной,

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть,

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

( Я. Козловский)




Задание «Значение слова»


В сказках часто говорится о лазоревом цветке. Какого он цвета?




Задание «Происхождение слова»


Какова история происхождения слов копейка и рубль?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
В мире вопросов и ответов

Автор: Здобнова Светлана Павловна

Дата: 30.08.2019

Номер свидетельства: 518815

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Дидактическая игра для учеников 4 классов "Вопрос-ответ" "
    ["seo_title"] => string(62) "didaktichieskaia-ighra-dlia-uchienikov-4-klassov-vopros-otviet"
    ["file_id"] => string(6) "105053"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402811883"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "календарно тематическое планирование по окружающему миру "
    ["seo_title"] => string(68) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-okruzhaiushchiemu-miru"
    ["file_id"] => string(6) "138864"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417617086"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "календарно-тематическое планирование по окружающему миру "
    ["seo_title"] => string(70) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-okruzhaiushchiemu-miru-1"
    ["file_id"] => string(6) "138865"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417617191"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "В поисках гармонии мира. ФКМ "
    ["seo_title"] => string(29) "v-poiskakh-gharmonii-mira-fkm"
    ["file_id"] => string(6) "228762"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441474041"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Открытый урок. Прикладное искусство и игрушки народов мира. "
    ["seo_title"] => string(60) "otkrytyi-urok-prikladnoie-iskusstvo-i-ighrushki-narodov-mira"
    ["file_id"] => string(6) "166675"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422980688"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства