kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В поисках гармонии мира. ФКМ

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной презентации представлена тема формирования  физической картины мира.

Мотивационный блок актуализации знаний

Вопрос учителя: Что такое на ваш взгляд ФКМ? Вы получили задание найти наиболее привлекательный на ваш взгляд ответ на этот вопрос по группам. Представьте ваши варианты (Свою точку зрения на слайде3)

Физическая картина мира – высший уровень обобщения и систематизации физического знания, на котором фзаимосвязь физики и философии осуществлена наиболее полно.

Вопрос учителя: Что значит эволюция ФКМ?

(Свою точку зрения на слайде 4)Эволюция ФКМ ( процесс зарождения, становления. Развития и смены представлений о природе и Всеоленной) отражает непрерывный процесс познания

один из ответов: «От Аристотеля до андронного каллайдера»

Вопрос учителя Ребята, как представить очень большой объем информации в компактном кратком виде? ( возможные ответы: архивировать, схемы, таблицы, цепочки ит.д.)

3.Микропроект-задание. Представьте схематично картину эволюцию ФКМ, как вы ее видите.( работая в группах по два человека маркером нарисовать схему)

Концепцию эволюции физической картины можно представить схематично так: (слайд№ 5)

4.Исследовательская работа с дополнительной литературой по этапам-блокам: ( работая в группах по два человека с «Хрестоматией»и др. литературой ребята находят и презентуют важную с их точки зрения информацию по различным ФКМ) (слайд№ 6-8)

БЛОК№!:(слайд№9 ) Составляется и анализируется обобщающая таблица

 натурфилософской картины мира  (НФКМ). Физическая картина мира в Древней Греции и Риме. Сократ, Платон, Эпикур, Аристотель, Демокрит и др. Их постоянный поиск гармонии устройства мира, объяснения места Земли и людей в мире.

В.Кто из ученых этого периода вам интереснее? О ком вы хители бы рассказать?

Эссе-рассуждение о Аристотеле

         Не зря ли он жил? – Нет, не зря. Он создал немало – вооружил человечество законами движения, был учителем одного из самых великих полководцев - Александра Македонского. Имя этого человека – Аристотель. Он создал науку о природе – физику.Самым основным вопросом в природе Аристотель считал вопрос о движении. Движения бывают насильственные (рабские) и естественные (благородные).

         Уверенный в своей непогрешимости, он не видел своих ошибок. Он не во всем был прав в своих подходах, но его законы просуществовали почти 2000 лет, являясь основной для создания современной физики. 

БЛОК№2 (слайд№ 10) Составляется и анализируется обобщающая таблица МКМ.Механическая картина мира (МКМ) Когда Цивилизации Греции, Рима пришли в упадок, мир пришел в запустение, забыты философия и поэзия. Фактором возрождения стало христианство с его основными заповедями. Польский каноник Коперник пришёл к гелиоцентрической системе устройства мира. Трудами Галилея, Ньютона сформировалась единая механическая картина мира. Физики считали, что развитие науки завершено. Лагранж назвал Ньютона самым счастливым человеком, так как не каждому дано создать физическую картину мира (на фоне космической музыки высвечиваются портреты ученых

БЛОК№3 (слайд№11 )   Составляется и анализируется обобщающая таблица

Электродинамической картины мира (ЭДКМ) ).Успех механики Ньютона привел к абсолюзации  ньютоновских представлений, однако на этом пути встретились непреодолимые препятствия. Излагая классическую физику, следует отмечать ограниченность и неполноту её выводов с точки зрения современных данных В средние века результаты многих опытов нельзя было объяснить в рамках МКМ. К ним относятся открытия Кулона, Эрстеда, Ампера, Максвелла,Фарадея. Материя появляется в новом качестве, рождается новая электродинамическая картина мира (ЭДКМ) Все многообразие мира обьясняется двумя типами взаимодействия: гравитационным и магнитным(на фоне космической  музык высвечиваются портреты ученых, составляется обобщающая таблица и анализируется).

БЛОК№4 (слайд№ 12) Составляется и анализируется обобщающая таблица КПКМ квантово полевая картина мира.

Постепенно накапливаются новые факты, свидетельствующие о том, что на смену ЭДКМ должна прийти новая физическая картина мира, в которой корпускулярные и волновые  представления о материи не абсолютизировались  бы и противопоставлялись, а сочетались бы друг с другом. Благодаря Планку, Эйнштейну, Бору, де Бройлю, Шредингеру формируется новая квантово-полевая картина мира (КПКМ) (на фоне космической музыки высвечиваются портреты ученых, составляется обобщающая таблица и анализируется).

Слайд№13 – обобщающая таблица. Один из вариантов

5.Физминутка (слайды№14-16)

6.Обобщении-закрепление в форме пресс-конференции.( заранее были даны вопросы и группа «ученых-физиков искали ответ на вопросы)

Вопрос учителя:

Что является причиной смен картин мира?

С накоплением новых научных фактов происходят коренные изменения во взглядах на строение и движение материи, на особенности фундаментальных физических взаимодействий, ведущие к появлению сменяющих друг друга качественно новых ФКМ. Причины смен картин мира таковы:

  • Появление новых научных фактов;

  • «тупиковость» внутренней логики развития мира;

  • Возникновение противоречий, неразрешимых в рамках существующей картины мира.

    Вопрос учителя: Построена ли на сегодня единая теория мира?

         Единую полную теорию всего происходящего во Вселенной построить невозможно, поэтому сначала создаются частные теории, объединяющие какие-то части вселенной. Надежды на сознание непротиворечивой единой теории, в которую войдут все частные теории, не оставляет физиков. Создание такой теории принято называть объединением физики. Его созданию Эйнштейн безуспешно отдал последние годы жизни. Но, отказавшись принять реальность квантовой механики, её принцип неопределённости как фундаментальный принцип мироздания, он не смог достичь успех на этом поприще. С.Хокинг и другие физики-теоретики с оптимизмом (хотя и осторожным) смотрят на возможность построения единой теории, завершающей поиски окончательных законов природы.

    Вопрос учителя: Изменяется ли наша Вселенная?

         До недавнего времени считалось, что Вселенная не изменяется со временем – и с того, что гравитационные силы являются всегда силами притяжения, следует, что Вселенная должна либо расширяться, либо сжиматься. Из общей теории относительности известно, что в прошлом было состояние с бесконечной плотностью и большой взрыв, положивший начало отсчёту времени. Если Вселенная начнёт сжиматься, то в будущем должно появиться ещё одно состояние с бесконечной плотностью – произойдёт большой хлопок, означающий конец течений времени. В образовавшихся черных дырах возникнут сингулярности, в которых законы перестанут действовать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В поисках гармонии мира. ФКМ »

В поисках гармонии мира…. Обобщение по теме «Физическая картина мира»

В поисках гармонии мира….

Обобщение по теме «Физическая картина мира»

Наука – это драма, драма идей. А.Эйнштейн  О сколько нам открытий чудных  Готовит просвещенья век….  И опыт, сын ошибок трудных  И гений, парадоксов друг  И случай, бог-изобретатель….  А.С.Пушкин

Наука – это драма, драма идей. А.Эйнштейн

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья век….

И опыт, сын ошибок трудных

И гений, парадоксов друг

И случай, бог-изобретатель….

А.С.Пушкин

Сегодня на уроке мы

Сегодня на уроке мы

  • формируем знания о физической картине мира с использованием метапредметности, обобщим и философски осмыслим многообразный эмпирический и теоретический материал физики представим и осознаем трудный и великий путь познания МИРА; увидеть мир в его гармоническом единстве; пример роли человека- творца в этом мире
  • формируем знания о физической картине мира с использованием метапредметности, обобщим и философски осмыслим многообразный эмпирический и теоретический материал физики
  • представим и осознаем трудный и великий путь познания МИРА;
  • увидеть мир в его гармоническом единстве;
  • пример роли человека- творца в этом мире
Поразмышляйте и дайте ответ Что такое на ваш взгляд ФКМ?  Физическая картина мира – высший уровень обобщения и систематизации физического знания , на котором взаимосвязь физики и философии осуществлена наиболее полно.

Поразмышляйте и дайте ответ

  • Что такое на ваш взгляд ФКМ?

Физическая картина мира – высший уровень обобщения и систематизации физического знания , на котором взаимосвязь физики и философии осуществлена наиболее полно.

Что на ваш взгляд есть эволюция ФКМ? Эволюция ФКМ – ( процесс зарождения, становления, развития и смены представлений о природе и Вселенной) отражает непрерывный процесс познания
  • Что на ваш взгляд есть эволюция ФКМ?
  • Эволюция ФКМ –
  • ( процесс зарождения, становления, развития и смены представлений о природе и Вселенной) отражает непрерывный процесс познания
ЭВОЛЮЦИЯ ФКМ кпкм мкм эдкм нфкм ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА 20век 19век 4век до н.э. 16век

ЭВОЛЮЦИЯ ФКМ

кпкм

мкм

эдкм

нфкм

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

20век

19век

4век до н.э.

16век

«Мир каждый видит в облике ином. И каждый прав – так много смысла в нём.»  Гёте .

«Мир каждый видит в облике ином.

И каждый прав – так много смысла в нём.»

Гёте .

  • ?
Что является причиной смен картин мира? Появление новых научных фактов; «тупиковость» внутренней логики развития мира; Возникновение противоречий, неразрешимых в рамках существующей картины мира.
  • Что является причиной смен картин мира?
  • Появление новых научных фактов;
  • «тупиковость» внутренней логики развития мира;
  • Возникновение противоречий, неразрешимых в рамках существующей картины мира.
Мирозданье постигая. Все познай не отбирая: Что - внутри, во внешнем сыщешь; Что – вовне, внутри отыщешь. Так прими же без оглядки Мира внятные загадки .

Мирозданье постигая.

Все познай не отбирая:

Что - внутри, во внешнем сыщешь;

Что – вовне, внутри отыщешь.

Так прими же без оглядки

Мира внятные загадки .

ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ФКМ ФКМ Ученые, внесшие вклад в создание ФКМ НФКМ Стиль мышления Аристотель Эпикур Демокрит Основные физические теории Метафизизический Основополагающие идеи Абсолютизация пространства, времени, покоя. Идея формы как основного свойства материи. Абсолютизация континуальности материи.

ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ФКМ

ФКМ

Ученые, внесшие вклад в создание ФКМ

НФКМ

Стиль мышления

Аристотель

Эпикур

Демокрит

Основные физические теории

Метафизизический

Основополагающие идеи

Абсолютизация

пространства, времени, покоя.

Идея формы как основного свойства

материи.

Абсолютизация континуальности материи.

ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ФКМ ФКМ Ученые, внесшие вклад в создание ФКМ НФКМ Стиль мышления Аристотель Эпикур Демокрит Основные физические теории Метафизизический Основополагающие идеи Абсолютизация пространства, времени, покоя. Идея формы как основного свойства материи. Абсолютизация континуальности материи.

ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ФКМ

ФКМ

Ученые, внесшие вклад в создание ФКМ

НФКМ

Стиль мышления

Аристотель

Эпикур

Демокрит

Основные физические теории

Метафизизический

Основополагающие идеи

Абсолютизация

пространства, времени, покоя.

Идея формы как основного свойства

материи.

Абсолютизация континуальности материи.

ФКМ Ученые, внесшие вклад в создание ФКМ НФКМ Стиль мышления Аристотель Эпикур Демокрит Основные физические теории Метафизизический Основополагающие идеи Абсолютизация пространства, времени, покоя. Идея формы как основного свойства материи. Абсолютизация континуальности материи.

ФКМ

Ученые, внесшие вклад в создание ФКМ

НФКМ

Стиль мышления

Аристотель

Эпикур

Демокрит

Основные физические теории

Метафизизический

Основополагающие идеи

Абсолютизация

пространства, времени, покоя.

Идея формы как основного свойства

материи.

Абсолютизация континуальности материи.

ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ФКМ ФКМ Ученые, внесшие вклад в создание ФКМ НФКМ Стиль мышления Аристотель Эпикур Демокрит МКМ ЭДКМ Основные физические теории Метафизизический Г.Галилей Р.Декарт И.Ньютон КПКМ М.Фарадей Дж.К.Максвелл Г.Лоренц А.Эйнштейн А.Пуанкаре Феноменологический Основополагающие идеи Механика Галилея - Ньютона Абсолютизация пространства, времени, покоя. Идея формы как основного свойства материи. Абсолютизация континуальности материи. Релятивистский М.Планк А.Эйнштейн Н.Бор Л. де Бройль В.Гейзенберг П.М.Дирак Отождествление материи с веществом и абсолютизация дискретности материи. Абсолютизация пространства, времени и механической формы движения. Электродинамика Максвелла. Специальная и общая теория относительности Эйнштейна. Теоритикоинвариантный Абсолютизация электромагнитной формы движения Абсолютизация континуальности материи Квантовая физика Диалектическое единство дискретности и континуальности материи и материальных процессов.

ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ФКМ

ФКМ

Ученые, внесшие вклад в создание ФКМ

НФКМ

Стиль мышления

Аристотель

Эпикур

Демокрит

МКМ

ЭДКМ

Основные физические теории

Метафизизический

Г.Галилей

Р.Декарт

И.Ньютон

КПКМ

М.Фарадей

Дж.К.Максвелл

Г.Лоренц

А.Эйнштейн

А.Пуанкаре

Феноменологический

Основополагающие идеи

Механика Галилея - Ньютона

Абсолютизация

пространства, времени, покоя.

Идея формы как основного свойства

материи.

Абсолютизация континуальности материи.

Релятивистский

М.Планк

А.Эйнштейн

Н.Бор

Л. де Бройль

В.Гейзенберг

П.М.Дирак

Отождествление материи с веществом и

абсолютизация дискретности материи.

Абсолютизация пространства,

времени и

механической формы движения.

Электродинамика Максвелла. Специальная и общая теория относительности Эйнштейна.

Теоритикоинвариантный

Абсолютизация электромагнитной формы движения

Абсолютизация континуальности материи

Квантовая физика

Диалектическое единство дискретности и континуальности материи и материальных процессов.

Какова роль физики в современном мире?

Какова роль физики в современном мире?

  • «…современная физика представляет собой только одну, хотя и весьма характерную сторону общего исторического процесса, имеющего тенденцию к объединению и расширению нашего современного мира в двух решающих пунктах, она, по-видимому, помогает направить развитие по мирным рельсам . Во-первых, она показывает, что применение оружия в этом процессе имело бы чудовищные последствия , и, во-вторых, своей доступностью для многих исторически сложившихся способов мышления она пробуждает надежду, что в окончательном состоянии различные культурные традиции, новые и старые, буду сосуществовать , что весьма разнородные человеческие устремления могут быть соединены для того, чтобы было новое равновесие между мыслями и действием, между содержательностью и активностью».
  • В. Гейзенберг
Посредством глаза, а не глазом Смотреть на мир умеет разум.  Уильям Блейк

Посредством глаза, а не глазом

Смотреть на мир умеет разум.

Уильям Блейк

  • процесс зрения непрерывно корректируется мозгом, получающим информацию не только через глаза, но и через другие органы чувств.
Тест 1.Тело свободно падает из состояния покоя с высоты 50 м. На какой высоте окажется тело через 3 с падения? Сопротивлением воздуха пренебречь. 1)0 м2)5 м3)10 м4)45 м 2.Сложение в пространстве когерентных волн, при котором образуется постоянное во времени пространственное распределение амплитуд результирующих колебаний, называется 1)интерференцией2)поляризацией3)дисперсией4)преломлением 3. Расстояние между двумя точечными электрическими зарядами увеличили в 3 раза, а один из зарядов уменьшили в 3 раза. Сила электрического взаимодействия между ними 1)не изменилась2)уменьшилась в 3 раза 3)увеличилась в 3 раза4)уменьшилась в 27 раз

Тест

1.Тело свободно падает из состояния покоя с высоты 50 м. На какой высоте окажется тело через 3 с падения? Сопротивлением воздуха пренебречь.

1)0 м2)5 м3)10 м4)45 м

2.Сложение в пространстве когерентных волн, при котором образуется постоянное во времени пространственное распределение амплитуд результирующих колебаний, называется

1)интерференцией2)поляризацией3)дисперсией4)преломлением

3. Расстояние между двумя точечными электрическими зарядами увеличили в 3 раза, а один из зарядов уменьшили в 3 раза. Сила электрического взаимодействия между ними

1)не изменилась2)уменьшилась в 3 раза 3)увеличилась в 3 раза4)уменьшилась в 27 раз

  • 4. Период полураспада радиоактивного изотопа кальция составляет 164 суток. Если изначально было 6  1020 атомов , то примерно сколько их будет через 328 суток?
  • 1)1,5  10202)3  10203)4,5  1054)0
Две вещи поражают нас больше всего - звезды над головой  и совесть внутри нас …

Две вещи поражают нас больше всего - звезды над головой

и совесть внутри нас …

«Мы проиграли русским за школьной партой» президент США

«Мы проиграли русским за школьной партой» президент США

Программа «Человек успеха!» I этап «открытых перспектив»  II этап «активного движения к намеченной цели»  III этап «и невозможное возможно…»

Программа «Человек успеха!»

I этап

«открытых перспектив»

II этап

«активного движения к намеченной цели»

III этап

«и невозможное возможно…»

«Пусть нам не дано изменить все немедля, как хочется,- Когда изменяемся мы, изменяется мир.» Е.Евтушенко .

«Пусть нам не дано изменить все немедля, как хочется,-

Когда изменяемся мы, изменяется мир.» Е.Евтушенко

.

Домашнее задание   Параграфы 117-118 Написать эссе по теме « Почему для нас так важны представления о физической картине мира?»

Домашнее задание

Параграфы 117-118

Написать эссе по теме « Почему для нас так важны представления о физической картине мира?»

До свидания! До новых встреч!

До свидания!

До новых встреч!

Солнечного Вам настроения!!!

Солнечного Вам настроения!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
В поисках гармонии мира. ФКМ

Автор: Черемисина Раиса Тимофеевна

Дата: 05.09.2015

Номер свидетельства: 228762

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "филосовскообобщающий урок 11 класс "В поисках гармонии мира" "
    ["seo_title"] => string(67) "filosovskoobobshchaiushchii-urok-11-klass-v-poiskakh-gharmonii-mira"
    ["file_id"] => string(6) "228757"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441473565"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства