kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология развития критического мышления как средство развития познавательной активности обучающихся 6 – 7 классов на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл представляет собой статью об особенностях применения технологии критического мышления на уроках литературы в 6 и 7 классах. Материал содержит и теоретические сведения по теме, и практический материал, раскрывающий суть вопроса о специфике использования указанной технологии на уроках литературы в обозначенный возрастной период. К проблемам связанным с использованием технологии развития критического мышления, обращались такие педагоги и психологи, как          Д. Дьюи, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, О.А. Галицких, Е.М. Матвеева,   П.П. Блонский, А.С. Байрамов, Л.А. Рыбак, А.И. Липкина. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления как средство развития познавательной активности обучающихся 6 – 7 классов на уроках литературы »

Технология развития критического мышления

как средство развития познавательной активности обучающихся

6 – 7 классов на уроках литературы

Бакулина Юлия Борисовна,

кандидат филологических наук,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 66 г.о. Самара.

Внедрение новых образовательных стандартов, в которых акцент делается на формирование познавательной активности учащихся, самостоятельности в процессе «добывания» (а не получения в готовом виде!) ими знаний, на активизацию их мыслительной деятельности, требует расширения диапазона методических приёмов, преподавателя, введения новых педагогических технологий, в том числе и технологии, ориентированной на развитие критичности ума учеников. В связи с этим не смысла, на наш взгляд, оспаривать актуальность темы работы, целью которой является выявление сущности, содержательных и методических аспектов использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках литературы в 6–7 классах.

К проблемам связанным с использованием технологии развития критического мышления, обращались такие педагоги и психологи, как Д. Дьюи, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, О.А. Галицких, Е.М. Матвеева, П.П. Блонский, А.С. Байрамов, Л.А. Рыбак, А.И. Липкина.

Несмотря на то, что данная технология стала применяться в мировой педагогической практике с 1990-х гг. литературы по данному вопросу на коплено немало.

В нашей работе мы описываем ТРКМ как средство стимулирования познавательной активности учащихся 6 – 7 классов на уроках русского языка и литературы.

Задачи нашего исследования сводятся к следующему:

1) определить сущность понятия «ТРКМ»;

2) выявить методологические основы использования ТРКМ как средства формирования познавательной активности учащихся;

3) проанализировать методические и аспекты использования ТРКМ на уроках русского языка и литературы в 6 – 7 классах.

Понятие «критическое мышление», являющееся для ТРКМ центральным, предполагает «…высокий уровень восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему …информационному полю [6]1; иначе говоря, критическое мышление – это мышление самостоятельное, творческое, оценочное, рефлексивное, открытое к диалогу, исследовательское. Возникает оно в вдумчивой, осмысленной процессе работы учащихся с информацией, которая должна быть проанализирована, обобщена. ТРКМ – открытая к диалогу с другими теориями технология (с идеями свободного воспитания, творческого саморазвития, деятельностным подходом в образования, личностно ориентированным и эвристическим обучением), возникшая в 1990-е гг. в США и получившая распространение в России с 1997 г. Она отличается над предметностью, усвоением информации, развитием рефлексивных и коммуникативных способностей, предполагает сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу полученной информации. ТРКМ выступает мощнейшим средством стимулирования познавательной активности ребёнка. Основные идеи ТРКМ как средства активизации познавательной активности школьника базируются на следующих положениях:

– дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьёзные вопрос и выдвигать оригинальные идеи,

– роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и полагая им сформировать навыки продуктивного мышления,

– критическое мышление формируется, прежде всем «в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами…» [7].

На уроках литературы в 6–7 классах с использованием ТРКМ перед учителем встаёт необходимость развивать стремление учащихся к познанию нового материала, формировать абстрактное мышление, умение анализировать обобщать и систематизировать информацию, отстаивать свою точку зрения в процессе диалога, оценивать результаты своей поиска. Существуют следующие методические приёмы ТРКМ:

– «корзина идей» (на доске рисуется корзина, куда «складываются» все идеи и правильные, и ошибочные, – имеющие отношение к уроку);

– «письмо по кругу» (работа в группе, когда один ученик пишет на листке бумаги своё мнение по данному вопросу, затем на этом же листке отмечает свою позицию второй школьник – и так по кругу, пока письмо не вернётся к первому учащемуся);

– синквейн (на первой строчке пишется какое-либо слова существительное, на второй – два относящиеся к нему прилагательные, на третей–три глагола, на четвёртой – высказывание по теме, на пятой – главное слово, являющееся, по мнению учеников, ключевым на уроке).

Технологическая карта урока литературы с использованием ТРКМ является трёхчастной и включает в себя вызов (пробуждение у учащихся интереса к получению новой информации), осмысление содержания, рефлексия (зарождение нового знания). На этапе вызова необходимо поставить цели урока, активизировать мыслительную деятельность учащихся, пробурить в них интерес к новому знанию. Учёные-дидакты (Д. Дьюи, Б. Блум) советуют учителю дать возможность учащемуся «самому поставить цели обучение, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения» [14]. Должны быть сформулированы не просто цели, а «цели-мотивы», когда учащиеся могут спокойно высказывать свои позиции, актуализировать свой жизненный опыт, роль учителя на этапе сводится к вызова функции терпеливого слушателя. На стадии осмысления содержания происходит «отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом» [12], здесь учителю необходимо стимулировать познавательную учащихся и «инерцию движения, созданную во время фазы вызова» [12], когда направления движения и его цель уже определились. На стадии осмысления можно организовать индивидуальное парное или групповое чтение, просмотр видеоматериала, прочитать учащимся лекцию, рассказать какие–либо истории, непосредственно связанные с тематикой урока литературы. Фаза рефлексии связана с «…тщательным взвешиванием, оценкой и выбором» [13] информации, которая из новой превращается в освоенную и усвоенную. На этой стадии происходит систематизация информации, учащиеся отвечают на поставленные в начале урока вопросы, формулируют новые цели учебной деятельности, обмениваются своими мнениями.

Итак, урок литературы с использованием ТРКМ включает в себе три фазы: стадию вызова, осмысления, рефлексии. Вызов связан с поставкой целей урока, с определением направление движения, в финале которого предполагается достичь положительного результата. Осмысление ориентировано на работу с информацией. Источником её может быть учитель или текст (видеоматериал). Рефлексия подразумевает обмен мнениями и анализ информации. Первостепенная задача учителя, работающего в 6 – 7 классах по ТРКМ, состоит в том, чтобы развивать познавательную активность школьников, их абстрактное мышлении, умение обобщать, формировать их научное мировоззрение, толерантность и эмпатию (что не так трудно сделать на уроках литературы, где звучат тексты, обладающие огромным воспитательным потенциалом).



Список литературы

1. Алтухов В.Л. Смена парадигм и формирование новой методологии (попытка обзора дискуссии) // Общественные науки и современность. – 1993. – №1.

2. Гликман И.З. Воспитание в школе: Каким ему быть // Педагогика. – 2007. – № 4.

3. Гребнев Л. Образование в России: документы и размышления // Высшее образование в России. – 2005. – №1.

4. . Гребнев Л. Образование: услуга или жизнь? // Вопросы экономики. – 2005. – №3.

5. Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб.: Альянс «Дельта», 2013.

6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.

7. Козырь Е.А. Характеристика приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо // газета «Русский язык». – 2009. – № 7.

8. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: Просвещение, 2003.

9. Матвеева Е.М. Технология развития критического мышления через чтение и письмо при обучении русскому языку. – М.: АН, 2013.

10. Никитина Л.Е. Развитие социальной педагогики в России: Автореф. дис. …докт. пед. наук. – М.,2001.

11. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребёнка – М: АН, 2006.

12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование,1998.

13. Урок в современной школе. Образовательные технологии. Инновации и традиции / авт.-сост. Попова Е.Н., Зинченко Н.В., УрывскаяН.П. и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

14. http: // yandex. ru.

15. http: // wikipedia. оrg.



1 Здесь и далее по тексту номер в квадратных скобках означает номер издания по списку литературы в конце работы.

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бакулина Юлия Борисовна

Дата: 04.09.2015

Номер свидетельства: 228583

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД"
    ["seo_title"] => string(78) "interaktivnye_zadaniia_po_matematike_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnykh_uud"
    ["file_id"] => string(6) "579386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619504210"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Статья на тему «Новые современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(115) "stat-ia-na-tiemu-novyie-sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "197660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428274633"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
    ["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103837"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402640506"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Современные  информационно-образовательные технологии в преподавании курса «Биология» "
    ["seo_title"] => string(94) "sovriemiennyie-informatsionno-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-priepodavanii-kursa-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "101154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402408971"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства