kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология развития критического мышления как средство развития познавательной активности обучающихся 6 – 7 классов на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл представляет собой статью об особенностях применения технологии критического мышления на уроках литературы в 6 и 7 классах. Материал содержит и теоретические сведения по теме, и практический материал, раскрывающий суть вопроса о специфике использования указанной технологии на уроках литературы в обозначенный возрастной период. К проблемам связанным с использованием технологии развития критического мышления, обращались такие педагоги и психологи, как          Д. Дьюи, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, О.А. Галицких, Е.М. Матвеева,   П.П. Блонский, А.С. Байрамов, Л.А. Рыбак, А.И. Липкина. 

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления как средство развития познавательной активности обучающихся 6 – 7 классов на уроках литературы »

Технология развития критического мышления

как средство развития познавательной активности обучающихся

6 – 7 классов на уроках литературы

Бакулина Юлия Борисовна,

кандидат филологических наук,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 66 г.о. Самара.

Внедрение новых образовательных стандартов, в которых акцент делается на формирование познавательной активности учащихся, самостоятельности в процессе «добывания» (а не получения в готовом виде!) ими знаний, на активизацию их мыслительной деятельности, требует расширения диапазона методических приёмов, преподавателя, введения новых педагогических технологий, в том числе и технологии, ориентированной на развитие критичности ума учеников. В связи с этим не смысла, на наш взгляд, оспаривать актуальность темы работы, целью которой является выявление сущности, содержательных и методических аспектов использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках литературы в 6–7 классах.

К проблемам связанным с использованием технологии развития критического мышления, обращались такие педагоги и психологи, как Д. Дьюи, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, О.А. Галицких, Е.М. Матвеева, П.П. Блонский, А.С. Байрамов, Л.А. Рыбак, А.И. Липкина.

Несмотря на то, что данная технология стала применяться в мировой педагогической практике с 1990-х гг. литературы по данному вопросу на коплено немало.

В нашей работе мы описываем ТРКМ как средство стимулирования познавательной активности учащихся 6 – 7 классов на уроках русского языка и литературы.

Задачи нашего исследования сводятся к следующему:

1) определить сущность понятия «ТРКМ»;

2) выявить методологические основы использования ТРКМ как средства формирования познавательной активности учащихся;

3) проанализировать методические и аспекты использования ТРКМ на уроках русского языка и литературы в 6 – 7 классах.

Понятие «критическое мышление», являющееся для ТРКМ центральным, предполагает «…высокий уровень восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему …информационному полю [6]1; иначе говоря, критическое мышление – это мышление самостоятельное, творческое, оценочное, рефлексивное, открытое к диалогу, исследовательское. Возникает оно в вдумчивой, осмысленной процессе работы учащихся с информацией, которая должна быть проанализирована, обобщена. ТРКМ – открытая к диалогу с другими теориями технология (с идеями свободного воспитания, творческого саморазвития, деятельностным подходом в образования, личностно ориентированным и эвристическим обучением), возникшая в 1990-е гг. в США и получившая распространение в России с 1997 г. Она отличается над предметностью, усвоением информации, развитием рефлексивных и коммуникативных способностей, предполагает сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу полученной информации. ТРКМ выступает мощнейшим средством стимулирования познавательной активности ребёнка. Основные идеи ТРКМ как средства активизации познавательной активности школьника базируются на следующих положениях:

– дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьёзные вопрос и выдвигать оригинальные идеи,

– роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и полагая им сформировать навыки продуктивного мышления,

– критическое мышление формируется, прежде всем «в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами…» [7].

На уроках литературы в 6–7 классах с использованием ТРКМ перед учителем встаёт необходимость развивать стремление учащихся к познанию нового материала, формировать абстрактное мышление, умение анализировать обобщать и систематизировать информацию, отстаивать свою точку зрения в процессе диалога, оценивать результаты своей поиска. Существуют следующие методические приёмы ТРКМ:

– «корзина идей» (на доске рисуется корзина, куда «складываются» все идеи и правильные, и ошибочные, – имеющие отношение к уроку);

– «письмо по кругу» (работа в группе, когда один ученик пишет на листке бумаги своё мнение по данному вопросу, затем на этом же листке отмечает свою позицию второй школьник – и так по кругу, пока письмо не вернётся к первому учащемуся);

– синквейн (на первой строчке пишется какое-либо слова существительное, на второй – два относящиеся к нему прилагательные, на третей–три глагола, на четвёртой – высказывание по теме, на пятой – главное слово, являющееся, по мнению учеников, ключевым на уроке).

Технологическая карта урока литературы с использованием ТРКМ является трёхчастной и включает в себя вызов (пробуждение у учащихся интереса к получению новой информации), осмысление содержания, рефлексия (зарождение нового знания). На этапе вызова необходимо поставить цели урока, активизировать мыслительную деятельность учащихся, пробурить в них интерес к новому знанию. Учёные-дидакты (Д. Дьюи, Б. Блум) советуют учителю дать возможность учащемуся «самому поставить цели обучение, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения» [14]. Должны быть сформулированы не просто цели, а «цели-мотивы», когда учащиеся могут спокойно высказывать свои позиции, актуализировать свой жизненный опыт, роль учителя на этапе сводится к вызова функции терпеливого слушателя. На стадии осмысления содержания происходит «отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом» [12], здесь учителю необходимо стимулировать познавательную учащихся и «инерцию движения, созданную во время фазы вызова» [12], когда направления движения и его цель уже определились. На стадии осмысления можно организовать индивидуальное парное или групповое чтение, просмотр видеоматериала, прочитать учащимся лекцию, рассказать какие–либо истории, непосредственно связанные с тематикой урока литературы. Фаза рефлексии связана с «…тщательным взвешиванием, оценкой и выбором» [13] информации, которая из новой превращается в освоенную и усвоенную. На этой стадии происходит систематизация информации, учащиеся отвечают на поставленные в начале урока вопросы, формулируют новые цели учебной деятельности, обмениваются своими мнениями.

Итак, урок литературы с использованием ТРКМ включает в себе три фазы: стадию вызова, осмысления, рефлексии. Вызов связан с поставкой целей урока, с определением направление движения, в финале которого предполагается достичь положительного результата. Осмысление ориентировано на работу с информацией. Источником её может быть учитель или текст (видеоматериал). Рефлексия подразумевает обмен мнениями и анализ информации. Первостепенная задача учителя, работающего в 6 – 7 классах по ТРКМ, состоит в том, чтобы развивать познавательную активность школьников, их абстрактное мышлении, умение обобщать, формировать их научное мировоззрение, толерантность и эмпатию (что не так трудно сделать на уроках литературы, где звучат тексты, обладающие огромным воспитательным потенциалом).



Список литературы

1. Алтухов В.Л. Смена парадигм и формирование новой методологии (попытка обзора дискуссии) // Общественные науки и современность. – 1993. – №1.

2. Гликман И.З. Воспитание в школе: Каким ему быть // Педагогика. – 2007. – № 4.

3. Гребнев Л. Образование в России: документы и размышления // Высшее образование в России. – 2005. – №1.

4. . Гребнев Л. Образование: услуга или жизнь? // Вопросы экономики. – 2005. – №3.

5. Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб.: Альянс «Дельта», 2013.

6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.

7. Козырь Е.А. Характеристика приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо // газета «Русский язык». – 2009. – № 7.

8. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: Просвещение, 2003.

9. Матвеева Е.М. Технология развития критического мышления через чтение и письмо при обучении русскому языку. – М.: АН, 2013.

10. Никитина Л.Е. Развитие социальной педагогики в России: Автореф. дис. …докт. пед. наук. – М.,2001.

11. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребёнка – М: АН, 2006.

12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование,1998.

13. Урок в современной школе. Образовательные технологии. Инновации и традиции / авт.-сост. Попова Е.Н., Зинченко Н.В., УрывскаяН.П. и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

14. http: // yandex. ru.

15. http: // wikipedia. оrg.



1 Здесь и далее по тексту номер в квадратных скобках означает номер издания по списку литературы в конце работы.

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бакулина Юлия Борисовна

Дата: 04.09.2015

Номер свидетельства: 228583

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Статья на тему «Новые современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(115) "stat-ia-na-tiemu-novyie-sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "197660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428274633"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
    ["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103837"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402640506"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Современные  информационно-образовательные технологии в преподавании курса «Биология» "
    ["seo_title"] => string(94) "sovriemiennyie-informatsionno-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-priepodavanii-kursa-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "101154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402408971"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Проблемный урок. Статья. "
    ["seo_title"] => string(24) "probliemnyi-urok-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "169247"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423390455"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства