Технология проблемного обучения как средство мотивации учащихся при изучении нового материала
Технология проблемного обучения как средство мотивации учащихся при изучении нового материала
Технология проблемного обучения позволяет формировать у учащихся познавательный интерес к учебному материалу, а вместе с ним развивать внутреннюю мотивацию, формулировать проблему, развивать устную монологическую и диалогическую речь. Алгоритм применения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения как средство мотивации учащихся при изучении нового материала»
Технология проблемного обучения как средство мотивации учащихся при изучении нового материала.
Мышление начинается с проблемной ситуации.
С.Л.Рубинштейн.
Наша жизнь – это большая проблемная книга, которая перед каждым из нас ставит свои эксклюзивные задачи, не имеющие аналогичных решений, и от нас требуется выйти из разных жизненных ситуаций достойно. Искать и находить выход учит технология проблемного обучения, а решение проблемных задач в современных жизненных условиях становится жизненно необходимым умением.
Технологию проблемного обучения использую в своей практике не первый год, так как приёмы проблемного обучения позволяют формировать у учащихся познавательный интерес к учебному материалу, а вместе с ним и развивать внутреннюю мотивацию, формировать умения ставить цель урока, формулировать проблему, развивать устную монологическую и диалогическую речь и т.д.
Для создания на уроке проблемной ситуации использую различный языковой материал: слова, словосочетания, предложения, тексты - и применяю на уроках открытия новых знаний. Работа ведётся с 5 класса.
Алгоритм применения.
Урок начинается с проблемной ситуации: учащимся на основе языкового материала предлагается задание, которое содержит противоречие.
Проблемная ситуация может быть двух типов: «с удивлением», «с затруднением». Чаще в своей практике использую второй тип проблемной ситуации, который предполагает следующие приёмы: дать практическое трудновыполнимое задание, например, задание из не пройденной темы.
Как можно проверить, возникла ли проблемная ситуация на уроке? Если у класса появился эмоциональный отклик: ученики «широко распахивают рты, задумчиво почёсывают затылки, недоумённо смотрят на учителя», то действительно проблемная ситуация возникла.
После создания проблемной ситуации, при которой учащиеся испытали затруднение, необходимо выйти к проблеме. Для этого проводится с классом определённая мыслительная работа, которая заключается в осознании противоречия и формулировании проблемы. При этом очень важно, чтобы осознали противоречие и поставили проблему сами ученики. В этом случае помогает приём побуждающий диалог. Он представляет собой отдельно стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему. Например, при осознании учащимися невозможности выполнить задание предлагаются такие вопросы: «Вы смогли выполнить это задание? Почему не получается? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?» и т.д.
Также можно использовать и другой тип диалога – подводящий. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока
А следующим этапом будет выдвижение и проверка гипотез и решение проблемы.
Дидактический материала.
Фрагмент урока по теме: « Деепричастие как часть речи». (1-ый урок)
Мотивационный этап урока.
Учитель: Вам предложены словосочетания, распределите их на два столбика. Работать можете в парах или в группе.
Выкрашенный краской пол, устроенные по проекту, заперев дом, выкрасив краской, устроившись на ночлег, запертый дом.
Учитель: Как распределили словосочетания? Объясните.
Учащиеся предлагают классификацию по различным признакам: в левый столбик словосочетания со словами с двумя Н в суффиксах, в правый – остальные или в левый – словосочетания с причастиями, а в правый – остальные.
Выкрашенный краской пол выкрасив краской пол
Устроенные по проекту устроившись на ночлег
Запертый дом заперев дом
Учитель: Сможете ли вы сказать, слова какой части речи предложены?
Учащиеся: Да, в левом столбике сущ + причастие, в правом - глаголы + сущ.
Учитель: Почему вы решили, что слова правого столбика – глаголы?
Учащиеся: Слова в правом столбике обозначают действие.
Учитель: А на какой вопрос отвечают эти слова?
Учащиеся: Заперев дом – что сделав?
Учитель: Разве можно задать такой вопрос к глаголу?
Учащиеся: Нет, глаголы отвечают на вопрос что сделать?
Учитель: Вернёмся к вопросу: сможете ли вы сказать, слова какой части речи предложены в правом столбике?
Учащиеся: Нам неизвестна эта часть речи.
Учитель: Сформулируйте проблему в виде вопроса?
Учащиеся: Какой частью речи являются слова заперев, выкрасив, устроившись?
Учитель: Сформулируйте цель нашего урока.
Учащиеся: На уроке должны познакомиться с новой для нас частью речи… и т.д.
Учитель: Может быть, есть предположения, какая перед нами часть речи или что вы можете сказать о таких необычных словах?
В 8 классе изучают тему «Предложения односоставные и двусоставные»
Здесь можно создать проблемную ситуацию «с удивлением», побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Учитель: Прочитайте текст.
Текст: Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно. Конь, вдыхая горько-солёный запах, жуёт шелковистыми губами и ржёт, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта. Курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей кровью политая степь! (М.А.Шолохов, «Тихий Дон»).
Учащиеся читают текст вслух. Учитель: Найдите и выпишите из каждого предложения грамматическую основу. Учащиеся выписывают в тетради грамматические основы. Испытывают удивление. Возникновение проблемной ситуации. Учитель (побуждение к формулированию проблемы): С какой проблемой вы столкнулись? Учащиеся: Не в каждом предложении есть известная нам грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого; есть и предложения, в которых мы нашли или только подлежащее, или только сказуемое. Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Какие будут гипотезы относительно таких необычных предложений? Учащиеся (выдвигают свои предположения, которые принимаются учителем, до появления верной): Значит, в русском языке существуют предложения не только с двумя главными членами, но и с одним главным членом предложения. Учитель: Сопоставьте свои наблюдения с материалом в учебнике. Приведите свои примеры.
Учащиеся читают материал, приводят свои примеры. Учитель: Теперь вам несложно будет сформулировать тему урока. Какова же она? Учащиеся формулируют тему урока, она записывается на доске и в тетрадях. Учитель: А каковы, по-вашему, цели сегодняшнего урока? Учащиеся формулируют цели урока.
Методические приемы создания проблемных ситуаций на уроках литературы:
Подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения.
Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос (например, противоположные мнения критиков по поводу отдельных художественных произведений или восприятия героев художественного произведения)
Побуждаю учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуации, сопоставлять события, факты ( например сравнивать характеры главных героев прочитанного произведения)
Ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, рассуждение)
Определяю проблемные задачи (например, с неопределенностью в постановке вопроса, размышления о прочитанном)
Во время знакомства с замечательным рассказом Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» мы обсуждаем вопрос:
Учитель: Какие качества характера помогли Жилину выбраться из плена, а какие помешали сделать то же самое Костылину?
Учащиеся называют такие замечательные качества, как терпение, трудолюбие, доброе отношение к людям.
Учитель: Кого из героев вы выбрали бы себе в друзья?
Учащиеся, конечно же отвечают, что Жилина.
Учитель: А почему? Только ли за то, что он сумел выбраться из плена?
Учащиеся: Жилин – человек верный, он не оставляет Костылина в беде, хоть и попал в плен по вине Костылина. Он хороший сын, он не просит мать заплатить за него, потому что знает, что у нее нет денег, и она будет переживать.
Учитель: Как вы вы думаете, какие из качеств Жилина есть у вас, и нужны ли они сегодня вообще?
Учащиеся, как правило честно отвечают, что у них есть все такие качества и признают, что им их нужно развивать. Возможен и такой вопрос:
Учитель: Не находят ли у себя ребята некоторых качеств Костылина?
Вот только ответа на него ждать не нужно, а стоит предложить поразмышлять об этом наедине с самим собой. Такая постановка вопроса позволяет заставить ребят взглянуть на себя со стороны, учит самокритичности.
На примере еще одного из уроков я хочу показать использование технологии проблемного обучения.
Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Пушкин изображает Пугачева как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчеркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом. Все эти черты дают нам облик подлинного Пугачева. (С.М.Петров)
Пугачев – изверг, вне законов рожденный, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают. (В.Б.Броневский)
Перед вами высказывания критика-литературоведа С. Петрова и польского историка В.Б.Броневского.
Учитель: О ком идет речь? Как бы вы сформулировали тему урока?
Учащиеся: Образ Пугачева в повести А С. Пушкина «Капитанская дочка»
Учитель: Попробуйте сформулировать цели урока
Учащиеся: Исследовать историческую эпоху, показанную А.С.Пушкиным в повести «Капитанская дочка», выявить основные черты образа Пугачева, постараться ответить на вопрос: Пугачев – народный защитник или злодей? По ходу урока составляется таблица по образу Емельяна Пугачева.
Письменно ответить на один из вопросов:
Какие вы видите положительные и отрицательные стороны в Пугачеве как литературном герое и исторической личности?
С каким Пугачевым вы хотели бы побеседовать? О чем бы вы его спросили?
Проблемные уроки считаю удачными, если:
Ученики смогли самостоятельно сделать один или несколько выводов.
Ученики смогли установить связи между явлениями.
В обсуждение или поиск решения проблемы были вовлечены в той или иной степени все ученики.
Если после окончания урока у учеников есть желание обсудить предложенную проблему с одноклассниками и учителем.
Использование приемов создания проблемной ситуации на уроках русского языка и литературы является эффективным. Формируются все УУД:
Регулятивные: организовывать свою деятельность, решать проблемы.
Познавательные: извлекать информацию, делать логические выводы.
Коммуникативные: вести диалог, взаимодействовать с людьми.