kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология проблемного обучения как средство мотивации учащихся при изучении нового материала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проблемного обучения позволяет формировать у учащихся познавательный интерес к учебному материалу, а вместе с ним развивать внутреннюю мотивацию, формулировать проблему, развивать устную монологическую и диалогическую речь. Алгоритм применения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения как средство мотивации учащихся при изучении нового материала»

Технология проблемного обучения как средство мотивации учащихся при изучении нового материала.

Мышление начинается с проблемной ситуации.

С.Л.Рубинштейн.

Наша жизнь – это большая проблемная книга, которая перед каждым из нас ставит свои эксклюзивные задачи, не имеющие аналогичных решений, и от нас требуется выйти из разных жизненных ситуаций достойно. Искать и находить выход учит технология проблемного обучения, а решение проблемных задач в современных жизненных условиях становится жизненно необходимым умением.



Технологию проблемного обучения использую в своей практике не первый год, так как приёмы проблемного обучения позволяют формировать у учащихся познавательный интерес к учебному материалу, а вместе с ним и развивать внутреннюю мотивацию, формировать умения ставить цель урока, формулировать проблему, развивать устную монологическую и диалогическую речь и т.д.

Для создания на уроке проблемной ситуации использую различный языковой материал: слова, словосочетания, предложения, тексты - и применяю на уроках открытия новых знаний. Работа ведётся с 5 класса.

Алгоритм применения.

Урок начинается с проблемной ситуации: учащимся на основе языкового материала предлагается задание, которое содержит противоречие.

Проблемная ситуация может быть двух типов: «с удивлением», «с затруднением». Чаще в своей практике использую второй тип проблемной ситуации, который предполагает следующие приёмы: дать практическое трудновыполнимое задание, например, задание из не пройденной темы.

Как можно проверить, возникла ли проблемная ситуация на уроке? Если у класса появился эмоциональный отклик: ученики «широко распахивают рты, задумчиво почёсывают затылки, недоумённо смотрят на учителя», то действительно проблемная ситуация возникла.

После создания проблемной ситуации, при которой учащиеся испытали затруднение, необходимо выйти к проблеме. Для этого проводится с классом определённая мыслительная работа, которая заключается в осознании противоречия и формулировании проблемы. При этом очень важно, чтобы осознали противоречие и поставили проблему сами ученики. В этом случае помогает приём побуждающий диалог. Он представляет собой отдельно стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему. Например, при осознании учащимися невозможности выполнить задание предлагаются такие вопросы: «Вы смогли выполнить это задание? Почему не получается? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?» и т.д.

Также можно использовать и другой тип диалога – подводящий. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока

А следующим этапом будет выдвижение и проверка гипотез и решение проблемы.

Дидактический материала.

Фрагмент урока по теме: « Деепричастие как часть речи». (1-ый урок)

Мотивационный этап урока.

Учитель: Вам предложены словосочетания, распределите их на два столбика. Работать можете в парах или в группе.

Выкрашенный краской пол, устроенные по проекту, заперев дом, выкрасив краской, устроившись на ночлег, запертый дом.

Учитель: Как распределили словосочетания? Объясните.

Учащиеся предлагают классификацию по различным признакам: в левый столбик словосочетания со словами с двумя Н в суффиксах, в правый – остальные или в левый – словосочетания с причастиями, а в правый – остальные.

Выкрашенный краской пол выкрасив краской пол

Устроенные по проекту устроившись на ночлег

Запертый дом заперев дом

Учитель: Сможете ли вы сказать, слова какой части речи предложены?

Учащиеся: Да, в левом столбике сущ + причастие, в правом - глаголы + сущ.

Учитель: Почему вы решили, что слова правого столбика – глаголы?

Учащиеся: Слова в правом столбике обозначают действие.

Учитель: А на какой вопрос отвечают эти слова?

Учащиеся: Заперев дом – что сделав?

Учитель: Разве можно задать такой вопрос к глаголу?

Учащиеся: Нет, глаголы отвечают на вопрос что сделать?

Учитель: Вернёмся к вопросу: сможете ли вы сказать, слова какой части речи предложены в правом столбике?

Учащиеся: Нам неизвестна эта часть речи.

Учитель: Сформулируйте проблему в виде вопроса?

Учащиеся: Какой частью речи являются слова заперев, выкрасив, устроившись?

Учитель: Сформулируйте цель нашего урока.

Учащиеся: На уроке должны познакомиться с новой для нас частью речи… и т.д.

Учитель: Может быть, есть предположения, какая перед нами часть речи или что вы можете сказать о таких необычных словах?



  В 8 классе изучают тему «Предложения односоставные и двусоставные»

Здесь можно создать проблемную ситуацию «с удивлением», побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Учитель: Прочитайте текст.

Текст: Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно. Конь, вдыхая горько-солёный запах, жуёт шелковистыми губами и ржёт, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта. Курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей кровью политая степь! (М.А.Шолохов, «Тихий Дон»).

Учащиеся читают текст вслух.
Учитель: Найдите и выпишите из каждого предложения грамматическую основу.
Учащиеся выписывают в тетради грамматические основы. Испытывают удивление. Возникновение проблемной ситуации.
Учитель (побуждение к формулированию проблемы): С какой проблемой вы столкнулись?
Учащиеся: Не в каждом предложении есть известная нам грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого; есть и предложения, в которых мы нашли или только подлежащее, или только сказуемое.
Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Какие будут гипотезы относительно таких необычных предложений?
Учащиеся (выдвигают свои предположения, которые принимаются учителем, до появления верной): Значит, в русском языке существуют предложения не только с двумя главными членами, но и с одним главным членом предложения.
Учитель: Сопоставьте свои наблюдения с материалом в учебнике. Приведите свои примеры.

Учащиеся читают материал, приводят свои примеры.
Учитель: Теперь вам несложно будет сформулировать тему урока. Какова же она? 
Учащиеся формулируют тему урока, она записывается на доске и в тетрадях.
Учитель: А каковы, по-вашему, цели сегодняшнего урока? 
Учащиеся формулируют цели урока.


Методические приемы создания проблемных ситуаций на уроках литературы:

  1. Подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения.

  2. Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос (например, противоположные мнения критиков по поводу отдельных художественных произведений или восприятия героев художественного произведения)

  3. Побуждаю учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуации, сопоставлять события, факты ( например сравнивать характеры главных героев прочитанного произведения)

  4. Ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, рассуждение)

  5. Определяю проблемные задачи (например, с неопределенностью в постановке вопроса, размышления о прочитанном)


Во время знакомства с замечательным рассказом Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» мы обсуждаем вопрос:

Учитель: Какие качества характера помогли Жилину выбраться из плена, а какие помешали сделать то же самое Костылину?

Учащиеся называют такие замечательные качества, как терпение, трудолюбие, доброе отношение к людям.

Учитель: Кого из героев вы выбрали бы себе в друзья?

Учащиеся, конечно же отвечают, что Жилина.

Учитель: А почему? Только ли за то, что он сумел выбраться из плена?

Учащиеся: Жилин – человек верный, он не оставляет Костылина в беде, хоть и попал в плен по вине Костылина. Он хороший сын, он не просит мать заплатить за него, потому что знает, что у нее нет денег, и она будет переживать.

Учитель: Как вы вы думаете, какие из качеств Жилина есть у вас, и нужны ли они сегодня вообще?

Учащиеся, как правило честно отвечают, что у них есть все такие качества и признают, что им их нужно развивать. Возможен и такой вопрос:

Учитель: Не находят ли у себя ребята некоторых качеств Костылина?

Вот только ответа на него ждать не нужно, а стоит предложить поразмышлять об этом наедине с самим собой. Такая постановка вопроса позволяет заставить ребят взглянуть на себя со стороны, учит самокритичности.


На примере еще одного из уроков я хочу показать использование технологии проблемного обучения.

Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Пушкин изображает Пугачева как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчеркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом. Все эти черты дают нам облик подлинного Пугачева. (С.М.Петров)

Пугачев – изверг, вне законов рожденный, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают. (В.Б.Броневский)

Перед вами высказывания критика-литературоведа С. Петрова и польского историка В.Б.Броневского.

Учитель: О ком идет речь? Как бы вы сформулировали тему урока?

Учащиеся: Образ Пугачева в повести А С. Пушкина «Капитанская дочка»

Учитель: Попробуйте сформулировать цели урока

Учащиеся: Исследовать историческую эпоху, показанную А.С.Пушкиным в повести «Капитанская дочка», выявить основные черты образа Пугачева, постараться ответить на вопрос: Пугачев – народный защитник или злодей? По ходу урока составляется таблица по образу Емельяна Пугачева.

Письменно ответить на один из вопросов:

  1. Какие вы видите положительные и отрицательные стороны в Пугачеве как литературном герое и исторической личности?

  2. С каким Пугачевым вы хотели бы побеседовать? О чем бы вы его спросили?


Проблемные уроки считаю удачными, если:

  1. Ученики смогли самостоятельно сделать один или несколько выводов.

  2. Ученики смогли установить связи между явлениями.

  3. В обсуждение или поиск решения проблемы были вовлечены в той или иной степени все ученики.

  4. Если после окончания урока у учеников есть желание обсудить предложенную проблему с одноклассниками и учителем.

Использование приемов создания проблемной ситуации на уроках русского языка и литературы является эффективным. Формируются все УУД:

Регулятивные: организовывать свою деятельность, решать проблемы.

Познавательные: извлекать информацию, делать логические выводы.

Коммуникативные: вести диалог, взаимодействовать с людьми.

Личностные: давать нравственную оценку ситуации, осуществлять нравственный выбор.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Штина Ольга Анатольевна

Дата: 09.12.2018

Номер свидетельства: 489655

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Проблемное обучение как средство развития познавательных УУД младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(91) "probliemnoie-obuchieniie-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-nykh-uud-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "150719"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420548902"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технология проблемного обучения на уроках физики в условиях ФГОС"
    ["seo_title"] => string(68) "tiekhnologhiiaprobliemnoghoobuchieniianaurokakhfizikivusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "310975"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459142594"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Актуальность технологии проблемного обучения  в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(72) "aktual-nost-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151445"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420708425"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества образования"
    ["seo_title"] => string(102) "ispolzovaniiesovriemiennykhobrazovatielnykhtiekhnologhiikaksriedstvopovyshieniiakachiestvaobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "259329"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448718900"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Игровые технологии как средство мотивации учащихся на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(87) "ighrovyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-motivatsii-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "176084"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424360184"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства