Технология обучения | |
Этапы урока | Деятельность учителя | Средства обучения | Деятельность учащихся | Планируемые универсальные учебные действия | |
I. Организацион ный момент Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Усвоение гигиенических требований при письме. | – Ты улыбкой, как солнышком брызни, Заходя в этот класс на урок. Голосистою птицей весёлой Заливается школьный звонок. Разве любы нам хмурые лица, Или чья-то сердитая речь? Поделитесь, ребята, улыбкой, Чтоб ответную искру зажечь. Проверьте, дети, всё ль в порядке: учебник, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь, с усердием трудитесь. Откройте тетрадь, запишите число, классная работа. | Слайд 2. Изображение учеников. Слайд 3. Оформление вида работы. | Приветствуют учителя. Эмоционально готовятся к уроку. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на парте. | Личностные УУД: проявляют интерес к изучению русского языка. | |
II. Постановка учебной задачи. Цель: Формулировка задач урока в соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями. | Ребята, над какой темой вы работали на прошлом уроке? В какой раздел учебника входит эта тема? Мы продолжаем изучать раздел «Слова, слова, слова…». Что мы знаем о слове? Что является лексическим значением слова? Что такое общее название слов? Что такое многозначные и однозначные слова? Вспомним схему слова. Что такое синонимы и антонимы? Что мы знаем о происхождении слов? Из скольких слов состоит тема? Какие слова вам знакомы? Чего я не знаю? Сформулируем вопросы по теме урока. Что могу узнать нового о словах? Зачем мне нужно это узнать? Чему буду учиться? | Слайд 4. Опорная схема. Слайд 5. Запись предложения. Слайд 5. Эталон выполнения задания. Слайд 6. Название темы урока. Слайд 7. Учебные задачи. | Припоминают тему прошлого урока, название раздела. Восстанавливают в памяти известное о слове. Составляют опорную схему, | Предметные: содействовать формированию умения подбирать однокоренные родственные слова; группировать (классифицировать) однокоренные слова по отличительным признакам, находить общую часть в группах слов; познакомить с новым словарным словом и активизировать его в устной и письменной речи учащихся; содействовать воспитанию внимательного отношения к слову. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать позиции разных участников коммуникации; задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения; осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования; владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной деятельности; сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; понимать, принимать установленные правила нахождения корня в родственных (однокоренных) словах; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления; находить и сопоставлять работу с образцом; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. | |
Работа в парах. | Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползёт гусеница. -Здравствуйте, вы кто? -Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто? -А я ваша родственница – гусеница! Распределим работу в парах: договоримся, кто в паре первый, кто второй. Поднимите руки первые, вторые. Прочитайте слова и найдите родственные слова? Как будем работать в паре? Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. Первое слово пишем с большой буквы через запятую. (Дети делают запись). Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова). А вот некоторые ребята выписали все слова (или можно было выписать все слова?) Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся. Нам надо было выписать родственные слова. Проверим работу. Как это можно сделать? Договоритесь, кто в паре назовет правильный ответ. Ответ какой пары хотите услышать? Кто согласен с этим ответом? Поднимите руки. Проверим себя. Кто с товарищем допустил 1 ошибку? Кто допустил 2 ошибки? Кто с товарищем правильно выполнил задание? Откройте учебник на с.58. Прочитайте тему урока. Кто прочитает название темы вслух? | Слайд 8. Поверяем по эталону. | Повторяют правила работы в паре. Определяют родственные слова. Проверяют правильность выполнения задания. Читают название темы; выделяют из названия темы понятия. Формулируют вопросы по теме урока. Формулируют учебные задачи: 1.Узнаю, что такое родственные и однокоренные слова. 2. Учусь находить родственные, однокоренные слова и выделять корень в них. | |
III. Планирование учебной деятельности. Цель: Выбор способа деятельности и средств реализации учебной задачи. | Какие действия будем выполнять для решения поставленных задач? Какую задачу будем решать на этом этапе? Что поможет нам решить учебные задачи? | Слайд 9. План решения учебной задачи. | Изучают план решения учебной задачи. Определяют действия и их учебные задачи. Составляют план решения учебной задачи: Изучаю, что такое родственные слова, корень слова. Формулирую гипотезу. Проверяю гипотезу. Составляю схему. Учусь находить родственные, однокоренные слова, выделять корень. | Регулятивные: формирование умения планировать деятельность. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи. | |
V. Решение учебной задачи Цель: Выполнение учебных действий в устной и письменной речи. Анализ языкового материала Цель: Определение существенных признаков родственных слов. | Начинаем с первого этапа. Какие задачи нужно выполнить? Что буду исследовать? Зачем? Найдите упражнение, которое поможет нам провести исследование. Прочитайте текст упражнения 77 про себя. Кто прочитает вслух? Составим план исследования? Значение, каких слов вам мало знакомо? Выскажите мнение, что могут означать слова родственники, родственный, родословная? Прочитайте рубрику «Обрати внимание!». Что вы узнали о словах – родственниках? Беседа о родственниках. Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … ) Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками. В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова. Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу). Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»? Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре) Корень: подземная часть растения; часть волоса, зуба, ногтя; начало, источник чего-либо; часть слова. Прочитайте задания упражнения 78 про себя. Кто прочитает вслух? Разберём можно ли назвать родственными слова каждой группы. Запишем первую группу слов. Кто объяснит, как выделить общую часть родственных слов? | Слайд 10. План выполнения упр. 77. Слайд 11. Лексическое значение слова КОРЕНЬ. | Формулируют задачу этапа: изучаю, что такое родственные слова, корень слова. | Предметные: содействовать формированию умения подбирать однокоренные родственные слова; группировать (классифицировать) однокоренные слова по отличительным признакам, находить общую часть в группах слов; познакомить с новым словарным словом и активизировать его в устной и письменной речи учащихся; содействовать воспитанию внимательного отношения к слову. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать позиции разных участников коммуникации; задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения; осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования; владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной деятельности; сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; понимать, принимать установленные правила нахождения корня в родственных (однокоренных) словах; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления; находить и сопоставлять работу с образцом; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. | |
2. Обобщение признаков родственных слов. | На каком этапе мы с вами находимся? Что исследовали? Что выяснили? Посмотрите на план. Какую задачу нужно выполнить на второй ступени? | Слайд 12. План решения учебной задачи. | Формулируют существенные признаки родственных слов. | |
3. Выдвижение гипотезы. Цель: Самостоятельное формирование представлений о простом предложении. | Сделайте вывод, какие слова называются родственными? Что такое корень слова? Запишем гипотезу в виде алгоритма. С чего начнем составлять алгоритм? (Составление примерного алгоритма нахождения родственных слов, корень слова, фиксация на доске при помощи магнитов). | Слайд 13. Алгоритм нахождения родственных слов, корень слова. | Высказывают предположения, формулируют определение родственных слов, корень слова. Отражают гипотезу. | |
4. Проверка гипотезы. Работа с учебным текстом. Цель: Поиск нужной информации в учебном тесте. | Мы сформулировали гипотезу, переходим на следующий этап. Какую задачу нужно выполнить на этом этапе? Как можно проверить гипотезу? Найдем определение родственных слов в учебнике. 1. Восприятие текста. 2. Внутритекстовые задания. Возьмем простой карандаш. О чем говориться в определении? Подчеркните прямой линией. Что говорится о родственном слове? Подчеркнем волнистой линией. Прочитаем, что получилось. Зачем мы обращались к тексту определения? Что узнали? Подтвердилась ли наша гипотеза? Докажите словами определения. Все ли наши выводы есть в этом определении? Как об этом сказано в тексте? Посмотрите на схему, правильно ли ее составили? Посмотрите на план. На какой ступени находимся? Так как мы правильно сформулировали гипотезу, то уже находимся на 4 этапе. | Слайд 14. План решения учебной задачи. Слайд 15. План решения учебной задачи. Слайд 16. Алгоритм нахождения родственных слов. | Повторяют ориентировочную основу деятельности при работе над текстом определения. Работают с учебным текстом. Сравнивают гипотезу с определением. Проверяют правильность составления опорной схемы. | |
Физминутка | Часть 1. Я буду называть пары слов. В одних парах есть родственные слова, в других нет. Если я прочту пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете ногами. Лес, лесник Река, плот Стена, гвоздь Кот, котик Сад, садовый Дом, домашний Дом, дым Поле, полюшко Обед, стол. Часть 2. Зарядка для глаз. | Слайд 17. Физминутка. | Выполняют упражнения с учителем. | | |
Анализ языкового материала Цель: Определение существенных признаков сложных предложений. | Какие учебные задачи мы выполнили? Можем переходить на этап «упражнение»? Начинаем новое исследование. Сформулируем новую задачу. Прочитаем задания в упражнении и составим план исследования. С чего начнем исследование? Прочитаем группу слов под цифрой 1. Прочитаем группу слов под цифрой 2. Прочитаем группу слов под цифрой 3. Ответим все ли слова в каждой строчке можно назвать родственными? Запишем только строчку, в которой все слова родственные. Кто запишет слова на доске? | Слайд 18. План решения учебной задачи. Слайд 19. План выполнения упр. 82. | Формулируют задачу: исследую родственные слова. Составляют план выполнения упр. 82. | задач. | |