Просмотр содержимого документа
«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
Междисциплинарные программы основного общего образования.
Междисциплинарная программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».
Приемы смыслового чтения, работа с учебным текстом.
В Примерной основной программе образовательного учреждения для основной школы выделяются четыре междисциплинарные программы:
- Формирование универсальных учебных действий;
- Формирование ИКТ-компетентности;
- Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- Стратегии смыслового чтения и работа с текстом.
В целевом разделе программы есть подраздел 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП основного общего образования, в котором определены требования к результатам освоения междисциплинарных программ (1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты).
Рассмотрим требования к результатам освоения междисциплинарных программ
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обуча-ющиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планиро-вания своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Цели реализации междисциплинарных и предметных программ:
Формирование и развитие читательской компетенции обучающихся в основной школе.
Формирование потребности (мотивации) в систематическом чтении.
Задачи реализации междисциплинарных и предметных программ:
Совершенствование техники чтения.
Формирование и развитие навыка осмысленного чтения.
Развитие навыка рефлексивного чтения.
Овладение видами и типами чтения.
Освоение стратегий чтения различных видов текстов.
Основные дидактические понятия и их истолкование:
Читательская компетентность
Читательская компетентность — совокупностьзнаний, умений и навыков, позволяющих человекуотбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, иуспешно ее использовать в личных и общественныхцелях.
Так определяют читательскую компетентность новые ФГОС. Данное определение отражает информационно- когнитивный подход к чтению, когда чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и, следовательно, имеет своей целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию информации, отвечающей информационной потребности читателя. В такой трактовке понятие «читательская компетентность» сближается с информационной компетентностью.
Сравним: информационная компетентность — способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Заметим, что новые ФГОСы относят информационную и читательскую компетентность к метапред- метным образовательным результатам, то есть действиям, формируемым в (между/сверх) конкретных учебных дисциплинах.
Структура читательской компетентности
Познавательныйкомпонент – знания (степень их обобщения и полноты).
Операционально-технологическийкомпонент – умения (степень свернутости освоенности, возможность переноса выполняемых действий).
Ценностно-смысловой компонент – ценностно-смысловые ориентации (отношение к процессу, содержанию и результату деятельности).
Определив структуру читательской компетентности, можно сделать вывод, что для того, чтобы опираться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
1-я группа – умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы: Найти в тексте информацию, представленную в явном виде. Основываясь на тексте, сделать простые выводы.
2-я группа - умения интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста.
Мотивация чтения. Мотив как предмет деятельности.
Мотив деятельности есть ее действительный мотив. За мотивом стоит определенная потребность. Переживание, являющееся источником действия, побуждением к нему, выступает как мотив.
В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностно значимого для индивида.
Личностная мотивация чтения, учебная мотивация чтения и познавательная мотивация читательской деятельности. Социальная значимость личностной, учебной и познавательной мотивации чтения.
Виды чтения, определяемые мотивацией:
Учебное чтение;
Самостоятельное, личностно-мотивированное чтение.
Техника чтения
Если за исходный тезис принять положение, что технику чтения определяет цель читательской деятельности, то можно выделить следующие виды (техники) чтения:
Виды (типы) чтения, определяемые целью чтения:
Ознакомительное чтение;
Изучающее чтение;
Аналитическое чтение;
Просмотровое чтение;
Поисковое чтение;
Выборочное чтение.
Виды чтения, определяемые целями коммуникации:
Коммуникативное чтение вслух;
Чтение про себя.
Осмысленное чтение. Понимание, истолкование (интерпретация) текста – цель и результат осмысленного чтения, извлечение смысла, идей, заключенных в тексте, информации явной и имплицитной. Объект читательской деятельности – сам текст.
Рефлексивное чтение. Цель чтения – субъектное понимание, т.е. понимание себя как читателя, воспринимающего, анализирующего и понимающего текст, извлекающего смыслы, информацию, способного дать интерпретацию и оценку текста. Рефлексивное чтение как процесс и сформированное умение предполагает осознание своих читательских мотивов, возможностей, стратегий читательской деятельности и их осознанный выбор, определение читательских достижений и возможных затруднений, постановку целей саморазвития читательских умений и их реализацию в практике читательской деятельности.
Работа с текстом: виды текстовой деятельности
поиск информации, чтение и понимание прочитанного;
преобразование и интерпретация информации;
оценка информации.
Этапы текстовой деятельности ученика:
Осмысление информационной задачи (запрос) –чтение текста учебной задачи;
Поиск информации в доступных источниках – чтение текстов;
Анализ (осознание, понимание) текстов с точки зрения эффективности для решения задачи;
Выбор текстов, содержащих необходимую информацию;
Выделение значимой информации в тексте (текстах);
Интерпретация текстов в решении задачи;
Создание устного или письменного текста, содержащего решение задачи, с использованием изученных текстов.
Требования к освоению междисциплинарной программы (извлечение из программы)
1.2.3.4. СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯИ РАБОТА С ТЕКСТОМ
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять главную и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динами-ческие, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
- Анализируют и осмысливают текст учебно-познавательных и учебно-практических задач, объясняют порядок действий, отвечая на вопросы: что нужно сделать, как будем выполнять задание;
- Структурируют текст, т.е восстановление, реконструкция текста или создание собственного текста с использованием текста-источника или нескольких текстов;
-Знакомятся с различными видами таблиц и диаграмм, анализируют готовые таблицы и диаграммы, сравнивают данные, представленные в таблицах и диаграммах, заполняют таблицы, строят простые столбчатые диаграммы.