kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этойстатье указаны приемы смыслового чтения

Просмотр содержимого документа
«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»



  1. Междисциплинарные программы основного общего образования.

  2. Междисциплинарная программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».

  3. Приемы смыслового чтения, работа с учебным текстом.

В Примерной основной программе образовательного учреждения для основной школы выделяются четыре междисциплинарные программы:

- Формирование универсальных учебных действий;

- Формирование ИКТ-компетентности;

- Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- Стратегии смыслового чтения и работа с текстом.



В целевом разделе программы есть подраздел 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП основного общего образования, в котором определены требования к результатам освоения междисциплинарных программ (1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты).



Рассмотрим требования к результатам освоения междисциплинарных программ



В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обуча-ющиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планиро-вания своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Цели реализации междисциплинарных и предметных программ:

  1. Формирование и развитие читательской компетенции обучающихся в основной школе.

  2. Формирование потребности (мотивации) в систематическом чтении.



Задачи реализации междисциплинарных и предметных программ:

  1. Совершенствование техники чтения.

  2. Формирование и развитие навыка осмысленного чтения.

  3. Развитие навыка рефлексивного чтения.

  4. Овладение видами и типами чтения.

  5. Освоение стратегий чтения различных видов текстов.



Основные дидактические понятия и их истолкование:

Читательская компетентность

Читательская компетентность — совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях.

Так определяют читательскую компетентность новые ФГОС. Данное определение отражает информационно- когнитивный подход к чтению, когда чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и, следовательно, имеет своей целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию информации, отвечающей информационной потребности читателя. В такой трактовке понятие «читательская компетентность» сближается с информационной компетентностью.

Сравним:
информационная компетентность — способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Заметим, что новые ФГОСы относят информационную и читательскую компетентность к метапред-
метным образовательным результатам, то есть действиям, формируемым в (между/сверх) конкретных учебных дисциплинах.

Структура читательской компетентности



Познавательный компонент – знания (степень их обобщения и полноты).



Операционально-технологический компонент – умения (степень свернутости освоенности, возможность переноса выполняемых действий).



Ценностно-смысловой компонент – ценностно-смысловые ориентации (отношение к процессу, содержанию и результату деятельности).



Определив структуру читательской компетентности, можно сделать вывод, что для того, чтобы опираться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

1-я группа – умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы: Найти в тексте информацию, представленную в явном виде. Основываясь на тексте, сделать простые выводы.

2-я группа - умения интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста.



Мотивация чтения. Мотив как предмет деятельности.

Мотив деятельности есть ее действительный мотив. За мотивом стоит определенная потребность. Переживание, являющееся источником действия, побуждением к нему, выступает как мотив.

В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностно значимого для индивида.

Личностная мотивация чтения, учебная мотивация чтения и познавательная мотивация читательской деятельности. Социальная значимость личностной, учебной и познавательной мотивации чтения.



Виды чтения, определяемые мотивацией:

Учебное чтение;

Самостоятельное, личностно-мотивированное чтение.



Техника чтения

Если за исходный тезис принять положение, что технику чтения определяет цель читательской деятельности, то можно выделить следующие виды (техники) чтения:



Виды (типы) чтения, определяемые целью чтения:

Ознакомительное чтение;

Изучающее чтение;

Аналитическое чтение;

Просмотровое чтение;

Поисковое чтение;

Выборочное чтение.



Виды чтения, определяемые целями коммуникации:

Коммуникативное чтение вслух;

Чтение про себя.



Осмысленное чтение. Понимание, истолкование (интерпретация) текста – цель и результат осмысленного чтения, извлечение смысла, идей, заключенных в тексте, информации явной и имплицитной. Объект читательской деятельности – сам текст.



Рефлексивное чтение. Цель чтения – субъектное понимание, т.е. понимание себя как читателя, воспринимающего, анализирующего и понимающего текст, извлекающего смыслы, информацию, способного дать интерпретацию и оценку текста. Рефлексивное чтение как процесс и сформированное умение предполагает осознание своих читательских мотивов, возможностей, стратегий читательской деятельности и их осознанный выбор, определение читательских достижений и возможных затруднений, постановку целей саморазвития читательских умений и их реализацию в практике читательской деятельности.





Работа с текстом: виды текстовой деятельности

  1. поиск информации, чтение и понимание прочитанного;

  2. преобразование и интерпретация информации;

  3. оценка информации.



Этапы текстовой деятельности ученика:

  1. Осмысление информационной задачи (запрос) –чтение текста учебной задачи;

  2. Поиск информации в доступных источниках – чтение текстов;

  3. Анализ (осознание, понимание) текстов с точки зрения эффективности для решения задачи;

  4. Выбор текстов, содержащих необходимую информацию;

  5. Выделение значимой информации в тексте (текстах);

  6. Интерпретация текстов в решении задачи;

  7. Создание устного или письменного текста, содержащего решение задачи, с использованием изученных текстов.



Требования к освоению междисциплинарной программы (извлечение из программы)

1.2.3.4. СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять главную и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динами-ческие, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречи-вой или конфликтной ситуации.





Итак, мы видим, что в работе с текстом выделены следующие направления текстовой деятельности:

    1. поиск информации, чтение и понимание прочитанного;

    2. преобразование и интерпретация информации;

    3. оценка информации.



Методики и технологии стратегий чтения и развития читательских умений:



  • Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек).

  • Технология акмеологического чтения, технология «Луч» (В.А.Бородина).

  • Система филологических задач по пониманию текста (Л.Г.Борисова).

  • Методика развития информационной грамотности (О.Н. Мяэотс, О.Громова).

  • Стратегии чтения (Н.Н. Сметанникова).

  • Технология скорочтения (М.А. Зиганов).

  • Методика структурно-логического анализа текста (Н.И. Козлов).

  • Методика «Быстрое чтение» (О.А. Андреев).

  • Методика развивающего чтения (И.И. Тихомирова).

  • Технология формирования информационной культуры личности(Н.В. Збаровская, Н.И. Гендина).

  • Методика обучения младших школьников пониманию текста (О.Соболева, Г.Г. Граник).

Общедидактические приемы работы учеников с текстом:

- Ищут незнакомые слова и определяют их значение с помощью словарей и справочной литературы;



- Устно пересказывают текст (подробно, выборочно);



- Составляют тексты разных жанров: повествование, рассуждение, описание;



- Определяют ключевые слова текста;



- Составляют «паспорт понятий»;



- Отвечают на вопросы по тексту, находя необходимую информацию в тексте (используя цитирование);



- Формулируют вопросы к тексту;



- Делят текст на части;



- Составляют по тексту план (в том числе цитатный);



- Восстанавливают текст;



- Выделяют главную и избыточную информацию текста;



- Выявляют противоречивую, недостоверную информацию;



- Анализируют и осмысливают текст учебно-познавательных и учебно-практических задач, объясняют порядок действий, отвечая на вопросы: что нужно сделать, как будем выполнять задание;



- Структурируют текст, т.е восстановление, реконструкция текста или создание собственного текста с использованием текста-источника или нескольких текстов;

-Знакомятся с различными видами таблиц и диаграмм, анализируют готовые таблицы и диаграммы, сравнивают данные, представленные в таблицах и диаграммах, заполняют таблицы, строят простые столбчатые диаграммы.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Автор: Степанова Людмила Анатольевна

Дата: 13.02.2018

Номер свидетельства: 457207

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе."
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_strategii_smyslovogo_chteniia_i_raboty_s_tekstom_na_urokakh_v_nacha"
    ["file_id"] => string(6) "550454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1589906260"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Реализация междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» на уроке иностранного языка» "
    ["seo_title"] => string(167) "vypusknaia-attiestatsionnaia-rabota-riealizatsiia-miezhdistsiplinarnoi-proghrammy-stratieghiia-smyslovogho-chtieniia-i-rabota-s-tiekstom-na-urokie-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "199051"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428507144"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо для развития смыслового чтения "
    ["seo_title"] => string(140) "ispol-zovaniie-priiomov-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-dlia-razvitiia-smyslovogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "226476"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440318708"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания в 5 классе."
    ["seo_title"] => string(105) "ispolzovaniiepriiomovsmyslovoghochtieniiaprirabotiestiekstomnaurokakhistoriiiobshchiestvoznaniiav5klassie"
    ["file_id"] => string(6) "300231"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456678602"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Рабочая программа курса "Смысловое чтение и работа с текстом""
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia_proghramma_kursa_smyslovoie_chtieniie_i_rabota_s_tiekstom"
    ["file_id"] => string(6) "344925"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1474455879"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства