ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Реализация междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» на уроке иностранного языка»
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Реализация междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» на уроке иностранного языка»
Выпускная аттестационня работа "Реализация междисциплинарной программы "Стратегии смыслового чтения и работа с текстом" на уроках английского языка" (на основе разработки рабочей программы к УМК "Enjoy English" (5-9 классы) автор Биболетова М.З, Трубанева Н.Н.,Денисенко О.А.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Реализация междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» на уроке иностранного языка» »
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФБГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ аттестационная РАБОТА
«Реализация междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» на уроке иностранного языка»
(на основе разработки рабочей программы к УМК «Enjoy English» (5–9 классы) авторов Биболетовой М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.)
Выполнила:
Шестерина К.В., учитель английского языка МБОУ «СОШ с.Кичкасс» Переволоцкого района
Руководитель: Репина Надежда Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ
Оренбург, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Основы смыслового чтения и работы с текстом.
1.1. Чтение как основной вид учебной деятельности…………………………..6
1.2. Методы и приемы работы с текстом……………………….………………8
Заключение………………………………………………………………………18
Глава 2. Реализация междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»
Большинство специалистов, занимающихся проблемами чтения, отмечает, что информационные условия обновляются быстрее, чем происходит массовая адаптация к ним, поэтому для адаптации людей, находящихся в столь динамичных условиях информационного развития, необходимо уметь работать с разнородной информацией при решении социальных, профессиональных и личностных проблем.
Констатируя современное положение с чтением не только у нас в стране, но и во всем мире, можно говорить о кризисе.
Анализируя причины сложившегося кризиса чтения, социологи отмечают широкое распространение видео- и компьютерной продукции, сопровождающееся оттеснением чтения и письменных текстов на периферию современной культуры. Все это негативно влияет на качество обучения, на профессиональный уровень специалистов разных областей, на объем используемой лексики родного языка и, следовательно, на интеллектуальный потенциал государства.
В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать следующие:
снижение интереса к чтению;
ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;
низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме.
Цель исследования состоит в разработке научно обоснованной методики формирования у школьников стратегий смыслового чтения и работы с текстом и доказательстве ее эффективности.
Объектом исследования выступает процесс обучения чтению на иностранном языке в основной школе.
Предметом исследования является методика формирования стратегий смыслового чтения и работы с текстом у школьников.
В основу исследования положена гипотезао том, что эффективность процесса обучения чтению в основной школе может быть значительно повышена, если:
смысловое чтение будет рассматриваться как цель обучения в основной школе и будет ориентирована на формирование стратегий (а не навыков и умений);
техническая (навыки) и содержательная (умения) стороны чтения будут формироваться одновременно, а не последовательно, как при традиционном аналитико-синтетическом методе;
обучение смысловому чтению будет проходить с учетом требований к отбору и конструированию текстовой информации, на основе психолингвистической модели, разработанной с учетом особенностей развития речевой деятельности современных школьников основной школы;
формирование стратегий смыслового чтения будет осуществляться в рамках технологии с опорой на принципы и этапы организации обучения, типологию стратегий, классификацию заданий и упражнений;
при формировании стратегий смыслового чтения текстовой информации у школьников педагог будет ориентироваться на показатели и уровни их сформированности.
Для достижения намеченной цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
Исследовать степень изученности проблемы и обосновать необходимость рассмотрения смыслового чтения как цели обучения чтению в основной школе, уточнить понятия «смысловое чтение», «стратегия смыслового чтения» применительно к школьникам основной школы;
Определить требования к отбору и конструированию текстовой информации для обучения иноязычному чтению школьников;
Выявить особенности развития речевой деятельности школьников с позиции психолингвистики и на этой основе сконструировать модель развития смыслового чтения у школьников, создать типологию стратегий смыслового чтения;
Разработать технологию формирования стратегий смыслового чтения и проверить эффективность разработанной методики в опытном обучении.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
теоретические методы – исторический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный анализ и изучение законодательных документов, стандартов, программ, научной отечественной и зарубежной литературы, диссертационных исследований, учебных пособий и учебно-методических комплексов по обучению иностранным языкам учащихся основной школы;
эмпирические методы – наблюдение, анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование образовательного процесса в основной школе; опытное обучение;
описательно-аналитические методы – качественный и количественный анализ результатов опытного обучения.
Глава 1. Основы смыслового чтения и работы с текстом.
1.1. Чтение как основной вид учебной деятельности
В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) определены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ в основной школе: формирование универсальных учебных действий, формирование ИКТ-компетентности обучающихся, развитие основ учебно-исследовательской и проектной деятельности и формирование стратегий смыслового чтения и работа с текстом. [1]
Программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образовании.; а также рекомендаций Примерной основной образовательной программы, на основе которой разрабатывается основная образовательная программа образовательного учреждения.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделяет отдельным умением «смысловое чтение».
Чтение в широком смысле слова — вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Чтение — это всегда реакция на текст автора, что зависит от техники дешифровки буквенных знаков (техники чтения), от жизненного опыта читающего, от его развития и особенностей восприятия. Методика обучения чтению на родном языке строится на понимании чтения как информационно-ценностного и культурно-исторического процесса. Чтение — это форма познания и общения, это феномен человеческой жизни, речевой онтогенез, активная речь есть основа развития и обучения человека. Основная задача чтения — понимание прочитанного. [4]
В методике обучения иностранным языкам чтение рассматривается как цель и как средство обучения иностранному языку. Чтение является рецептивным видом деятельности, так как опирается на восприятие речевых знаков. Овладение учащимися умением читать на иностранном языке является одной из практических целей изучения этого предмета. Чтение, как процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка, представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, складывающуюся из восприятия и понимания текста, причем самое совершенное (зрелое) чтение характеризуется слиянием этих двух процессов и концентрацией внимания на смысловой стороне содержания.
Задачи обучения чтению, как самостоятельному виду речевой деятельности, заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.
Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и навыков, поскольку:
- Использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;
- Коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;
- Упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.
1.2. Методы и приемы работы с текстом.
Чтение имеет большое познавательное, воспитательное, общеобразовательное и практическое значение, особенно для развития профессиональной компетенции. В связи с этим повысились требования к содержанию учебных текстов:
воспитательная ценность. Тексты должны воспитывать ценности гуманистического общества, ответственность специалиста за результаты и последствия своей деятельности;
познавательная ценность и научность содержания текстов, страноведческая направленность, профессиональная ориентация;
соответствие содержания возрасту и интересам учащихся, уровню их обученности, интеллектуальным и познавательным запросам.
Разный уровень понимания текста и предъявляемые к нему требования позволили ученым разработать классификацию видов чтения.
Ознакомительное чтение. Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру текста или выбрать главные факты.
Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное - это умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если такое встречается. Нужно также учиться догадываться о значении ключевых слов из контекста. Необходимо также помнить, что здесь не нужно фокусировать внимание на грамматических структурах текста и анализировать их. Главное - это уметь обобщить содержание текста, т.е. синтезировать основную коммуникативную задачу текста - какую информацию он дает и какие мысли являются наиболее важным.
Поисковое(при поиске конкретной информации) и просмотровое чтение (при беглом просмотре текста с целью выяснить, содержит ли этот текст какую-либо полезную читателю информацию).
При поисковом чтении текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации для последующего ее использования в определенных целях. Это может быть дата, время, часы работы, имена и названия, или более развернутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждения. Классический пример задачи поискового вида чтения - найти номер платформы поезда в расписании поездов на вокзале.
При просмотровом чтении читатель собирает информацию о полезности текста, о том, понадобится ли ему эта информация для использования в дальнейшем, например, какой музей будет интереснее всего посетить. Для этого достаточно познакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы.
Этот вид чтения подразумевает поиск конкретных ключевых слов и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация. Чтение же всего текста - лишняя трата времени. Поэтому при обучении этому виду чтения также необходимо строгое ограничение времени для выполнения задания.
Изучающее чтение. Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание. Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод. Предполагается, что для овладения этим видом чтения учащийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту, понимать логические связи в предложении и между частями текста.
Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные:
- с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- определением основной и второстепенной информации;
- формулированием проблемы и главной идеи текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
«Стратегии смыслового чтения» - различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. [6]
I этап. Работа с текстом до чтения
Целью данного этапаявляется формирование установки на чтение.
Работа с текстом до чтения предполагает:
определение цели и задач чтения;
ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, терминами, используемыми в тексте;
актуализацию предшествующих знаний;
прогноз содержания текста.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Примеры заданий для работы с текстом до чтения
На основании заглавия (иллюстрации, ключевых слов и т.д.) выскажите предположение, о чём будет этот текст.
Вспомните необходимую информацию из ранее изученного материала.
Создайте глоссарий необходимых для чтения данного текста слов.
Предтекстовые упражнения (работа над словами и грамматикой, использованные в тексте).
1. Найти, выписать и перевести предложения с определенными словами.
2. Найти пары: слово и его дефиниция. Учащимся даны 2 колонки, их задача соединить пары стрелочками.
3. Выбрать антоним слова из предлагаемых.
4. Выбрать синоним слова из предлагаемой группы.
5. Объяснить слово или фразу, идиому, не переводя ее.
6. Соединить пары слов по смыслу.
7. Работа над словообразованием.
8. Работа с предлогами.
9. Выписать и перевести предложения с определенной грамматической структурой: пассивным залогом, инфинитивом, косвенной речью и т.д.
10. Перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру.
11. Перефразировать предложения, заменив выделенное слово или выражение на синоним, использованный в тексте.
12. Составить предложения с определенными словами, чтобы стало ясным их значение.
13. Перевести на английский слова и выражения, используя лексику текста.
14.Частичный перевод предложения, где учащимся остается перевести на английский только одно слово, данное в скобках.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Цель данного этапасостоит в освоении механизмов чтения.
Работа с текстом во время чтения включает:
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4. Выразительное чтение.
Примеры заданий для работы с текстом во время чтения
Дайте короткие комментарии для облегчения понимания отдельных слов, словосочетаний (К).
Проведите диалог с автором:
В — задайте вопрос автору текста, возникающий по ходу чтения.
О — спрогнозируйте ответ на возникший вопрос к автору, исходя из уже прочитанного, из своего жизненного опыта.
П — проверьте свой прогноз по тексту.
Контроль понимания общего содержания
Все перечисленные задания максимально облегчены, в них все внимание сконцентрировано только на содержании. Они могут по указанию учителя выполняться как в устной, так и в письменной форме.
Эта система контроля должна быть как можно больше ориентирована на самоконтроль читающего. При этом контрольные задания могут быть сообщены читающему или до чтения или после него.
Контрольная обратная связь осуществляется в процессе чтения и способствует более полному осмыслению информации текста.
1. озаглавить главные смысловые части текста;
2. найти (выписать) предложения, выражающие главную мысль отдельных частей текста;
3. прочитать (выписать) те фрагменты из текста, которые характеризуют того или иного героя;
4. найти (выписать) предложения, подтверждающие или отрицающие определенное мнение;
5. перечислить последовательно всех действующих лиц;
6. назвать по порядку все места действий, названные в тексте;
7. продолжить (окончить) рассказ одной-двумя фразами на иностранном языке;
8. ответить на вопросы, ответы на которые учащиеся могут найти в тексте;
9. угадать и описать ситуации, в которых автор употребляет ту или иную лексическую единицу, сочетания слов или целое предложение.
10. Согласиться или не согласиться с высказываниями в соответствии с содержанием.
11. Учитель называет 2—3 предложения. Нужно выбрать утверждение, соответствующее содержанию, и повторить его.
12. Пересказать текст, сокращая его и выбирая главное. Возможен пересказ по плану или по ключевым словам.
13. Написать вопросы, ответы на которые послужат пересказом текста
13. Перевести отрывок на хороший русский
III этап. Работа с текстом после чтения
Цельюданного этапаявляется выявление основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Работа с текстом после чтения включает:
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Примеры заданий для работы с текстом после чтения
Раскройте идею текста.
Отразите основное содержание текста в таблице.
Напишите аннотацию, реферат.
Напишите сочинение (рецензию, отзыв, эссе, сценарий и др.).
Творческие задания.
1. Попытаться представить поведение героев в изменившихся обстоятельствах, например, несколько лет спустя или спросить, чтобы стало с героями, если бы что-то не произошло;
2. Пересказать текст от лица различных персонажей. Здесь учащимся можно даже пофантазировать, ведь в тексте не может содержаться вся информация о поведении и местоположении того или иного героя;
3. Предложить картину-иллюстрацию к тексту, не рисуя ее, а просто описать, что там будет;
4. Написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться там.
5. Рассмотрев иллюстрацию к тексту, написать сочинение на тему «Что чувствует герой (героиня) в данный момент»
6. Написать рекламную брошюру какого-либо места из текста или заведения
7. Написать краткую аннотацию к книге, которая могла бы послужить вступлением.
8. Написать письмо герою или героине книги, предупреждая его (ее) о том, что может случиться.
9.Дать совет герою (героине)..
10. Написать сочинение о своем любимом персонаже;
11. Сравнить персонажей книги, которые там явно противопоставлены друг другу или с персонажем ранее прочитанной книги.
12. Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре.
13. Подобрать / отобрать пословицы, которые наиболее точно подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста.
Чтение с остановками и вопросы Блума
Текст делится учителем на смысловые части с остановками. Типы вопросов, стимулирующих развитие мышления: - на «перевод» и интерпретацию – перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями. - на развитие памяти - узнавание и вызов полученной информации; - на развитие оценочных навыков - личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений; - на аналитическую деятельность; - на применение - использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.
Кластеры
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации). Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Синквейн
Используется как способ синтеза материала. Стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определенным правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Пять вопросов сюжетной таблицы, «Если кто-то кое-где у нас порой»: данный приём рекомендуется использовать при работе с текстами. Речь идёт о любых отрывках, где содержится описание какого-то события, явления. Читая, учащийся делает пометки: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», создавая скелет текста. Учащийся овладевает сюжетным мышлением.
Кто?
Что?
Когда?
Где?
Почему?
Толстые и тонкие вопросы: По данной методике, считается, что для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (их мы называем «тонкими»), и те, на которые ответить столь определённо не представляется возможным (их мы называем «толстыми»).
? тонкие
? толстые
Кто…
Дайте объяснение, почему…
Что…
Почему вы думаете…
Когда…
Почему вы считаете…
Может…
В чём разница…
Будет…
Предположите, что будет, если…
Мог ли…
Что…
Как звали…
Было ли…
Согласны ли вы…
Верно…
Сводная таблица. Чем старше становятся дети, тем больше информации им приходится усваивать на уроках. Приём «Сводная таблица», помогает учащимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка называется «Линия сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнить какие-то явления или события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «Линии сравнения», заносится информация, которую, собственно, и предстоит сравнивать.
«Ромашка вопросов» Лучший способ задать интересный вопрос – перепробовать все типы вопросов: простой вопрос, уточняющий вопрос, оценочный вопрос, творческий вопрос, вопрос интерпретация, практический вопрос.
Данные приёмы хорошо интегрируются с методикой текстовой информацией.
Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.
Заключение
На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ, среди которых программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Способность к самообразованию, являясь одной из определяющих успешности самореализации человека, во многом зависит от умения работать с информацией, то есть с текстами.
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, ставится задача: воспитание и развитие качеств личности, отвечающихтребованиям информационного общества,личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности.
В процессе смыслового чтения происходит интерпретация содержания текста, наделение его собственным смыслом. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых обучающимся могут понадобиться данные умения. Чтение информативных текстов научно-популярного и общественно-политического характера, таких как: страничка в Интернете, статья в газете, доклад на научной конференции, как правило, начинается с ознакомления с их общим содержанием. Объективные требования к уровню чтения учащихся весьма велики. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Цель смыслового чтения - формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое, максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали, практически осмыслить и закрепить полученную информацию в практической деятельности. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ученик действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Он сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда учащийся владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Обучение чтению может быть успешным, если его организовать с использованием стратегий чтения.
Так как при обучении смысловому чтению необходимо формировать стратегии смыслового чтения, было определено понятие «стратегии смыслового чтения» как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Работа с текстом - это поиск информации и понимание прочитанного; - преобразование и интерпретация информации; оценка информации .В ходе овладения стратегиями смыслового чтения учащийся воспринимает текстовую информацию, «вникает» в её смысл, интерпретирует её и создаёт собственное суждение. Эффективное чтение происходит в том случае, если читающий умеет выбирать и пользоваться "правильными" приёмами смыслового чтения, т.е. его стратегиями.
Формирование УУД смыслового чтения происходит на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах работы с текстом . Это позволит сформировать у школьников читательскую компетенцию и информационную грамотность.
Неотъемлемым компонентом смыслового чтения является конструктивное обсуждение прочитанного текста. В стратегии формирования умения смыслового чтения значимым подходом является использование дискуссий как метода формирования критического мышления, поскольку в процессе обсуждения учащиеся упражняются в мастерстве мышления и коммуникации.
Среди задач предтекстового этапа можно выделить следующие: развитие умения прогнозировать (антиципировать) содержание текста, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, снятие языковых трудностей.
Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный во времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного:
Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. Учащиеся выполняют на основе текста следующие задания: опиши главного героя; выбери подходящий заголовок к каждому абзацу и пр. В качестве заданий можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, написать письмо, сочинение.
Формирование умения смыслового чтения является сложным, комплексным процессом, который заключается в синтезе множества различных навыков и умений, и при отсутствии хотя бы одного из них умение смыслового чтения считается несформированным.
Глава 2. Реализация междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»
2.1. Технологическая карта урока английского языка в рамках темы "Основы смыслового чтения и работа с текстом" по УМК “Enjoy English”, 5 класс под редакцией Биболетовой М.З, Денисенко О.А, Трубыневой Н.Н
Тема
“Mary Poppins’ day out”
Цель урока
Развить навыки работы с текстами на английском языке
Тип урока
Урок открытия новых знаний
Планируемый результаты
активизировать лексику по теме;
развить навыки смыслового чтения;
развить речь, память, внимание учащихся;
воспитывать интерес к изучению иностранного языка.
Предметные умения
УУД
освоить и отработать новые лексические единицы по данной теме
повторить и обобщить формообразование и употребление временных форм Present Simple, Present Continuous, Past Simple, Future Simple;
чтение с извлечением информации;
письменная речь (с опорой на образец).
Личностные:
- смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
- формирование готовности к самообразованию;
- осознание ответственности за себя, за свои действия.
Регулятивные:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция;
- осознавать возникающие трудности, стремиться к их преодолению, пользоваться различными видами помощи.
Коммуникативные:
- построение речевых высказываний;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- допускать возможность разных точек зрения, стремиться понимать собеседника, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
- осознать речь как способ устного общения людей
-- стараться строить свои монологические высказывания с учетом речевых задач
Познавательные:
- постановка и формулирование проблемы
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска
- критическое мышление
- смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели
- освоение изучающего чтения
Основные понятия
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Индивидуальная, парная, групповая.
Учебник “Enjoy English”, 5 класс, Биболетова М.З.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Используемые ресурсы, приемы
I этап
Мотивация к учебной деятельности (1мин)
II этап
Постановка учебной проблемы
Цель: научить определять тему урока
(1 мин)
III этап
Открытие новых знаний.
Цель:
(5 мин)
а) Работа с текстом до чтения.
Цель: научить предугадывать о содержании текста с опорой на картинки.
(3-4 мин)
b) Работа с текстом во время чтения.
Цель: научить самостоятельно находить ответы на вопросы с опорой на текст.
(4-5 мин)
Физическая минута
Цель: воспитывать бережное отношение как к своему здоровью, так и к здоровью окружающих.
(1 мин)
c) Работа с текстом после чтения.
d) Лексические упражнения на проверку понимания содержания текста (карточки)
(3 мин)
e) Грамматические задания на проверку понимания содержания текста
Цель: проверить понимание содержания текста
(7-8 мин)
IV этап.
Включение нового знания в систему знаний (повторение).
Цель: проверить способность самооценки, как личностный результат.
V этап
Рефлексия учебной деятельности
Домашнее задание.
Учитель включает фрагмент из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания!», одновременно приветствуя учащихся.
- Good morning, boys and girls!
- How are you today?
Задает вопрос:
Do you know who is this woman?
OK. You are right! Can you say what is our topic today?
Right, but how we can do it?
Look at the picture and say who is Mary Poppins. What do you think?
Ok. What does she do every day?
And what does she do on day out?
- Let’s speak about it.
So, look at this pictures and answer my questions:
- Where the action is?
- Who is the man?
- Who is the second man?
- What are they doing?
- Now, make up your own stories about Mary Poppins’ day out using this pictures.
Let’s learn if you were right.
Open your books, read the text and find correct answers to my questions.
После того, как ученики дали правильные ответы, учитель сообщает, что пришло время зарядки.
- Now let’s have a rest.
Now let’s have a competition.
Each team will get a task. You should agree or disagree with sentences. Use the text.
Учитель раздает каждой команде карточки с заданиями.
TASK 1: Read and say “It is true/It is false”(1 команда)
1.“I am having a Day Out”, said a waiter.
2. A pile of raspberry- jam- cakes stood in the centre.
3. They did not drink their tea and did not finish the pile of raspberry-jam-cakes.
TASK 1: Read and say “It is true/It is false”(2 команда)
1. Mary Poppins and her friend saw some wooden horses in the trees.
2. The waiter was not very pleased that Mary Poppins had asked him to join them.
3. “I am the waiter, you know!” explained Match-Man.
- Next task for you is:
TASK 2: “ Who said the following words?” (задание для 2-х команд)
Awaiter/ MaryPoppins
1.”It is a pleasure. You will find the merry-go-round just over there.”
_____________________
2. “I am having a Day Out!” __________________________
3. “Waiters never sit down…”_________________________
4. “There is nothing to pay…”_________________________
5. “Won’t you sit down?”_____________________________
Task 3: (1 команда)
“ FIND AND READ THE SENTENCES”
in the Present Simple Tense (4 sentences)
in the Present Continuous Tense (1 sentence)
( 2 команда)
“ FIND AND READ THE SENTENCES”
in the Past Simple Tense (4 sentences)
in the Future Simple Tense ( 1 sentence)
It’s time to check your stories with story about Mary Poppins. Who was right?
What we have spoken today about?
How did Mary Poppins spend her day out?
Учитель объясняет домашнее задание. Рассказать о том, как вы провели свой выходной день. (5-6 предложений). (слабой группе 3-4- предложения)
Приветствуют учителя.
Good morning, dear teacher!
Fine. Thanks.
Yes, we know. This woman is Mary Poppins.
Today we’ll speak about Mary Poppins.
We’ll read the story about her.
I think, she is nanny.
Perhaps, she plays with children.
We don’t know.
Учащиеся смотрят на картинки и дают предположительные ответы на вопросы:
- In the garden, in the park.
- A waiter, a manager.
- A husband, a friend.
- Drink tea or coffee.
Учащиеся в командах составляют примерные рассказы, стараясь угадать, о чем будет история.
Каждая команда зачитывает свои варианты историй.
Учащиеся прочитывают текст из учебника и каждая команда по очереди выдает свои ответы на вопросы.
Дежурный класса проводит зарядку.
Учащиеся повторяют за дежурным
Учащиеся в командах выполняют задания по карточкам.
Используя текст, ученики находят правильные ответы на задания.
Следующее задание учащиеся выполняют в командах на опережение, также пользуясь текстом.
Учащиеся вспоминают свои тексты и сравнивают их с текстом из учебника.
Today we have spoken about Mary Poppins and her day out.
She walked with her Match-Man. They had afternoon-tea with a pile of raspberry-jam-cakes.
Ученики записывают домашнее задание.
Высказывают свое мнение об уроке при помощи смайлов.
Регулятивные:
- планирование;
- коррекция;
- оценка
Личностные:
смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом,
Коммуникативные:
- построение речевых высказываний;
целеполагание;
Познавательные:
- ставить проблему и аргументировать ее актуальность;
Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
Познавательные:
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию,
Коммуникативные:
учитывать, разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Личностные:
- осознание ответственности за себя, за свои действия.
Коммуникативные:
- допускать возможность разных точек зрения, стремиться понимать собеседника, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция;
Личностные:
- осознание ответственности за себя, за свои действия.
Учебник P.59.
2.2. Методическое обоснование.
Содержательный аспект.
Воспитательный потенциал содержания урока
На уроке формируется отношение к смысловому чтению как основного вида речевой деятельности. Особую значимость имеет стратегия смыслового чтения на уроках английского языка.
Внешняя мотивация деятельности учащихся прослеживается через: оценку, похвалу, наличие соревновательный момент. В течение всего урока поддерживается внутренняя мотивация: …. (перечислить мотивы)
Место урока в системе уроков:
37-ой в системе уроков тематического цикла “We are going to travel to London”
Урок открытия новых знаний
Технологии, методы и приемы обучения.
Коммуникативные технологии, технология сотрудничества, ИКТ-технологии, технология критического мышления, технология деятельностного метода, здоровье сберегающие технологии, методы и приемы работы с текстовой информацией.
5.Формы организации деятельности учащихся (на каком этапе урока для чего):
-индивидуальная (I, III);
-групповая (II, IV, V).
6. Технология проведения урока (этапы).
I этап. Мотивация к учебной деятельности.
II этап. Постановка учебной проблемы.
III этап. Открытие новых знаний.
а) Работа с текстом до чтения.
b) Работа с текстом во время чтения.
c) Работа с текстом после чтения.
d) Лексические упражнения на проверку понимания содержания текста (карточки)
e) Грамматические задания на проверку понимания содержания текста
IV этап. Включение нового знания в систему знаний (повторение).
V этап. Рефлексия учебной деятельности
Источники
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с. — (Стандарты второго поколения)
Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», «Cambridge University Press», 2001.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Борисова С.В. Смысловое чтение на уроках иностранного языка в средней школе./ С.В.Борисова.-М.: Просвещение, 2011.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. -М.: Просвещение, 2011.
Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011.
Соловова Е.Н. Чтение в составе универсальных учебных действий: позиции ФГОС и традиционной методики обучения иностранным языкам /Е.Н.Соловолова //Иностранные языки в школе.- 2014.