kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "КОММУНИКАТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ АУДИРОВАНИЯ И ЕГО КОНТРОЛЬ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа посвящена вопросам обучения аудированию: соблюдению последовательности проведения упражнений, контролю понимания речевых сообщений. Статья знакомит с факторами, усложняющими слуховое восприятие, и с приёмами проверки прослушанного текста. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«статья "КОММУНИКАТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ АУДИРОВАНИЯ И ЕГО КОНТРОЛЬ"»

КОММУНИКАТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ АУДИРОВАНИЯ

И ЕГО КОНТРОЛЬ


Понимание звучащей речи представляет собой сложный процесс умственной переработки предъявляемой информации.

На начальном этапе обучения аудированию необходимо сформировать у учащихся умение узнавать на слух усвоенные речевые элементы, членить речевой поток на предложения, синтагмы, слова, являющиеся смысловым центром синтагмы, осмысливать тип интонационной конструкции, с которой произносится данное предложение. Очень важны умения узнавать слова, претерпевшие изменения в потоке речи; дифференцировать слова, близкие по звучанию; понимать интернациональные слова.

Другая методическая задача состоит в том, чтобы научить учащихся понимать содержание речевых высказываний. В связи с этим можно определить следующие умения и навыки, которыми должны овладевать учащиеся:

– умение выделять факты, содержащиеся в сообщении, отделять их друг от друга, следить за последовательностью развития действия;

– умение выделить наиболее информативные отрезки сообщения, соотносить часть и целое, выделить главные мысли, понять общее содержание, несмотря на непонимание отдельных отрывков сообщения;

– умение отделить новое от известного и т. д.

Чтобы сконцентрировать внимание на главном необходимо обучить учащихся:

1) подсознательно различать формы слов, словосочетаний, грамматических структур на слух;

2) предвосхищать синтаксические модели на слух;

3) развивать объем слуховой памяти;

4) схватывать смысл сказанного однократно;

5) понимать речь нормального темпа;

6) понимать общее содержание и смысл при наличии в аудиотексте неизвестного материала;

7) понимать разнохарактерные тексты: описательные, фабульные, многоплановые.

Учитывая данные о ступенчатом характере понимания, предлагается следующее деление:

1. Уровень фрагментарного (поверхностного) понимания.

2. Уровень глобального (общего) понимания.

3. Уровень детального (полного) понимания.

4. Уровень критического понимания.

Основным отличием этих уровней является глубина и точность понимания, а также сложность операций, совершаемых слушающим.

Понимание на уровне слов носит фрагментарный характер, оно зависит от соотношения между активным, пассивным и потенциальным словарями слушающего. Начинающий аудитор часто раз­личает на слух отдельные слова и наиболее легкие фразы, догадываясь на этом основании о теме сообщения.

Понимание предложений зависит от их синтаксической особенности. Простое предложение не представляет собой сложности, так как оно является привычной и хорошо уп­роченной единицей разговорной речи. Особую сложность представляет понимание логико-грамматической структуры сложного предложения. Мыслительные операции связаны в данном случае с особой формой синтеза отдельных эле­ментов и одновременной, а не последовательной обозри­мостью всего предложения.

Понимание сложного синтаксического целого происхо­дит путем расчленения речевого сообщения на части и его смысловой группировки, определения средств соединения предложений, составляющих смысловой кусок, определе­ния его темы, начала и конца мысли по основным синтакси­ческим признакам (инверсия, вводные слова, союзы в нача­ле и в конце смыслового куска и др.).

Восприятие целого текста зависит от понимания преди­кативной связи предложений, т. к. она наиболее стабильна и информативна, от композиционно-смысловой структуры текста, стиля и жанра.

Уровень детального понимания определяется путем за­полнения пропусков в графическом ключе, представляющем собой сокращенное или полное изложе­ние прослушанного. В зависимости от языковой подготовки слушающих и сложности текста пропуски могут иметь большие или меньшие интервалы (например, пропускается каждое одиннадцатое слово, каждое седьмое или каждое третье).

Уровень детального понимания проверяется с помощью ответов на вопросы, пересказов, составления развернутого плана и т. д.

Уровень критического понимания связан с оценкой про­слушанного, с выделением основной информации, с коммен­тированием и обсуждением, т. е. со всякого рода творче­скими, проблемными заданиями, предполагающими пони­мание эмоционально-оценочных элементов текста и наличие умения соотносить содержание с ситуацией общения.

При обучении аудированию необходимо соблюдать опре­деленную последовательность проведения упражнений. До прослушивания текста обычно выполняются упражнения, в которых нужно дифференцировать новое, определить заголовок, узнать отдельные элементы (цифры, даты, имена собственные). Упражнения, требующие собственной оценки услышанного, следуют за теми, где нужно найти в тексте данные, свидетельствующие об отношении автора к тому или иному факту или персонажу.

Упражнения-задания могут быть примерно такими:

1. Прослушайте текст, постарайтесь понять его содержа­ние, запомните имена собственные.

2. Прослушайте текст, постарайтесь понять его содержание, запомните название стран и городов, о которых идет речь в тексте.

3. Прослушайте текст, постарайтесь понять его содержание, определите, сколько действующих лиц принимают участие в рассказе.

4. Прослушайте текст, найдите ответы на следующие контрольные вопросы, данные до прослушивания текста.

Упражнения, которые следуют за прослушиванием тек­ста, могут быть примерно такими:

1. Прослушайте текст, постарайтесь понять его содержание, вы будете отвечать на вопросы (вопросы даются после прослушивания текста).

2. Прослушайте текст, скажите, какие предложения из контрольных соответствуют содержанию прослушанного.

3. Прослушайте текст, постарайтесь понять его содержание, разделите на смысловые части и дайте заголовок к каж­дой части.

4. Прослушайте текст, составьте план.

5. Прослушайте начало текста, дайте свой вариант того, как могут развиваться события в тексте дальше и т. д.

Упражнения, обучающие одновременно аудированию и говорению, формулируются примерно так:

1. Прослушайте текст, перескажите его содержание подробно (кратко).

2. Прослушайте текст, раскройте ситуацию, аналогич­ную той, о которой идет речь в рассказе.

Такие упражнения, как правило, завершают работу по аудированию. Поскольку основные факторы, от которых зависит трудность выполнения того или иного упражнения, действуют не последовательно, а одновременно, упражнения по развитию умений и навыков аудирования целесообразно проводить сериями, изменяя только один фактор на протяжении всей серии, оставляя остальные в прежнем виде.

Вопрос о способах проверки понимания при аудировании тесно связан с характером материала, дидактической направленностью упражнения, целью самого процесса аудирования.

Если аудирование имеет целью заострить внимание на каком-либо моменте, выявить ту или иную особенность материала, воспринимаемого на слух, то такое аудирование в обязательном порядке должно сопровождаться проверкой понятого. Если же аудирование имеет целью повторное прослушивание с целью наблюдения артикуляции учителя или же слушание со зрительной опорой в виде печатного текста, то проверять услышанное вообще не имеет смысла

Вместе с тем, процесс аудирования в учебных целях должен носить дидактический характер даже в тех случаях, когда контроль не присутствует. Обучающий характер процесса аудирования обеспечивается в значительной мере специальным установочным заданием, предваряющим выполнение упражнения. Специальное установочное задание нацеливает слушающих на восприятие и понимание материала. Поэтому, прежде чем приступить к аудированию, нужно отметить, что учащиеся должны сделать в процессе прослушивания, на какие моменты им следует обратить внимание и т. д.

В зависимости от различных целей, которые ставятся перед аудированием, различной будет и ответная реакция учащихся: она может быть в виде показа иллюстрации, например, учащиеся прослушивают текст и располагают в нужной последовательности имеющийся перед ними иллюстрированный материал; учащиеся могут прослушивать текст и делать графические наброски того, что ими понято, или записывать даты, цифры и т.д.

Контроль понимания речевых сообщений

Общее понимание текста проверяется обычно с помощью выбора одного утверждения из ряда данных, соответствующих или несоответствующих тексту (да, нет). Могут также использоваться тесты «множественного выбора», когда из ряда предложенных ответов на вопрос выбирается правильный.

Детальное понимание проверяется с помощью заполнения пропусков в графическом ключе, который представляет собой краткое изложение прослушанного, а также с помощью ответов на вопросы по содержанию прослушанного, пересказа, деления сообщения на смысловые куски и их озаглавливания, составления развернутого плана и др.

Высший уровень понимания связан с оценкой прослушанного, выделением основных мыслей, комментированием.

Требования к уровню сформированности навыков аудирования на начальном этапе обучения:

1. Умение понять основное содержание незнакомого сообщения монологического, диалогического и диалого-монологического характера, предъявляемого при непосредственном общении или в фонозаписи.

характер тестов: бытовые диалоги, сюжетные и описательные тексты страноведческого характера или адаптированные произведения художественной литературы.

Темп звучания – 180 слогов в минуту. Время зву4чания – от 5 до 8 минут.

2. Умение понять при однократном предъявлении основное содержание незнакомого текста общественно-политического характера в пределах изученной тематики. Время звучания – 2 – 3 минуты. Темп звучания – 180 слогов в минуту.

Контроль при обучении аудированию осуществляется на уровне узнавания и воспроизведения. Проверка понимания услышанного на уровне узнавания строится по принципу выбора: 1) одной картинки, соответствующей содержанию услышанного, из нескольких; 2) правильного ответа на вопрос из нескольких предложенных вариантов; 3) фраз, соответствующих содержанию речевого сообщения или предложенному плану, и т. д.

Следует отметить, что при контроле находят применение тесты, которые дают возможность довольно быстро и точно проверить понимание сообщаемого у большого количества обучаемых. Но они не всегда выявляют глубину понимания сообщения.

Можно предложить следующие виды проверки понимания содержания: ответы на вопросы; постановка вопросов, составление плана к тексту; выделение главной идеи и фактов, раскрывающих идею; пересказ (краткий, подробный, выборочный); характеристика действующих лиц, определение отношения автора к героям, изображаемым событиям. Возможны комбинированные способы проверки понимания путем воспроизведения и узнавания.

Проверка осуществляется в письменной и устной форме; наиболее эффективным способом контроля считают беседу, в ходе которой выявляются затруднения в понимании: преподаватель показывает, на что надо обращать внимание при слушании, выявляет глубину и точность понимания речевого сообщения.

Приемы проверки прослушанного текста

1. Выбор правильного ответа из нескольких предложений.

2. Ответы на вопросы по содержанию.

3. Расчленение текста по заданному плану.

4. Озаглавливание каждой части текста.

5. Выделение новой информации.

6. Определение расхождения между двумя вариантами сообщения.

7. Изложение (устное и письменное).

Факторы, усложняющие слуховое восприятие

Успешность аудирования зависит от умения слушающего пользоваться вероятным прогнозированием. Большое значение имеют индивидуальные особенности учащегося, такие как находчивость, сообразительность, его умение слушать и быстро реагировать на всевозможные сигналы устной коммуникации (паузы, логическое ударение, риторические вопросы), быстро входить в тему сообщения, соотносить ее с большим контекстом. Успешность аудирования, в частности, зависит от потребности школьников узнать что-либо новое, от наличия интереса к теме сообщения, от создания объективной потребности учиться.

Обучение аудированию предполагает не только развитие и тренировку речевых механизмов, но и формирование умений преодолевать трудности, осложняющие рецепцию. Самой многочисленной является группа трудностей, связанных с условиями речевосприятия. Вот некоторые из них:

– однократность предъявления информации, что практически лишает аудитора ретроспективно анализировать отдельные слова и требует от него быстроты реакции при восприятии звучащего текста;

– понимание речи людей с различными голосовыми характеристиками и произносительной манерой, что диктует необходимость воспринимать не только нормативное произношение, но и речь с индивидуальными отклонениями от нормы, а также голоса разной силы и тембра;

– темп, задаваемый говорящим, что заставляет аудитора воспринимать речь в «навязанном» ему темповом режиме (как ни парадоксально, но на понимании особенно сказывается медленный темп. Пониманию способствует увеличение темпа, но лишь до определенных пределов);

– многообразие ритмико-интонационных оттенков, что осложняет восприятие звучащей речи, особенно в тех случаях, когда интонация выражает подтекст;

– трудности восприятия «механической» речи, обусловленные тем, что в подобных ситуациях аудитор абсолютно лишен зрительных опор, обратной связи с источником информации и т. д. Данное обстоятельство делает целесообразной определенную последовательность использования источников аудирования в учебном процессе. На начальном этапе это в основном живая речь преподавателя. Лучше, если первые тексты в магнитофонной записи, будут начитаны знакомым голосом преподавателя. Затем можно переходить к прослушиванию записей, сделанных другими дикторами, причем надо иметь в виду, что низкие мужские голоса меньше утомляют слушателя, чем женские и детские.

Большое затруднение вызывает ритмико-интонационное оформление вопросительного, отрицательного, утвердительного предложений.

Замечено, что активные конструкции воспринимаются легче пассивных. Наличие омонимов и паронимов несколько затрудняет восприятие звучащей речи, возникают недоразумения при восприятии омофонов (слов одинаково звучащих, но разного значения).

«Несущественные» для понимания:

1. Окончание прилагательных после правильно понятого детерминатива.

2. Личные окончания глаголов.

3. Порядок слов в вопросительном предложении.

4. Порядок слов в сложных предложениях.

Аудирование речевых сообщений связано с детальностью памяти (кратковременной и долговременной).

Кратковременная память обеспечивает удерживание поступающей информации на всех фазах процесса, вплоть до ее обработки и поступления части информации в долговременную память. Долговременная память призвана хранить слухоартикуляционные образцы слов, словосочетаний и синтаксических конструкций и благодаря этому происходит понимание фразовой структуры и коммуникативного вида предложения.

Кратковременная и оперативная памяти выполняют служебную роль. Они помогают поступлению информации в долговременную память, и успех выполнения этой функции зависит от качественного и логического отбора, от способа введения материала и его закрепления. Для начинающих аудитов необходима предварительная работ, направленная на идентификацию части новой информации с той, которая хранится в памяти, четкость и логичность изложения, исключение информационной перегрузки особенно за счет реалий, цифровых данных и художественно-изобразительных средств.

Предложения одной и той же длины, но разной структурной оформленности представляют неодинаковую трудность для восприятия и понимания. Чем сложнее синтаксис, тем труднее удержать их в памяти до момента окончания его восприятия.

Психологические трудности аудирования обуславливаются также видом аудируемой речи (живой или механической записи): ситуативной диалогической или монологической речи, речи знакомого или незнакомого человека. Качество аудирования зависит от характера речи.

Речь при непосредственном общении понимается лучше, чем речь механической записи, потому что понимание живой речи облегчается экстралингвистическими факторами, такими как ситуация, жесты, мимика, артикуляция. Ситуативная диалогическая речь понимается с большим трудом (в механической записи), чем монологическая.

Учет этих факторов имеет большое значение для подбора и организации речевого аудиоматериала в соответствии со ступенью обучения и составом учащихся. Знакомое содержание или не соответствующее интересам учащимся воспринимать неинтересно; там, где все незнакомо и чуждо, – понять трудно или даже невозможно. Нужен оптимальный вариант, подающий материал «на пределе трудности» и активизирующий антиципацию содержания.

Особо сложно понимание мотива деятельности. В этом плане следует отметить важность установки. Психологи утверждают, что соответствующая установка может повысить передачу воспринятого сообщения на 25 %. Это объясняется избирательностью нашей памяти: процессы слушания и запоминания проходят по-разному, в зависимости от характера установки.

В понимании звучащей речи человек может быть заинтересован по-разному. Именно это целесообразно использовать, чтобы направлять учащихся на понимание всех компонентов семантической стороны слушаемого: предметного содержания, логики изложения, цели, идеи, мотива.


Литература.


  1. Азаровская А.Е. Тексты разные нужны, тексты разные важны // Коммуникативная методика, №5, 2002

  2. Базина М.П. Аудирование: с чего начинать? // Коммуникативная методика, №3, 2004

  3. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации // Н.И.Жинкин. – М.: «Наука», 1982. – 156с.

  4. Кузовлев В.П. Книга для учителя. В 6-ти книгах. – М., Просвещение, 2002.

  5. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: Учеб.-метод. пособие / Авторы-сост.: Д.П.Тевс, В.Н.Подковырова, Е.И.Апольских, М.В.Афонина. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2006. – 156 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
статья "КОММУНИКАТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ АУДИРОВАНИЯ И ЕГО КОНТРОЛЬ"

Автор: Семенова Лидия Ивановна

Дата: 25.05.2016

Номер свидетельства: 330303

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Научная статья "Говорение и его роль в практическом овладении иностранным языком""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_statia_govorenie_i_ego_rol_v_prakticheskom_ovladenii_inostrannym_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "644050"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1705430586"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Обобщение опыта по теме: "Методы и приемы, повышающие качество обучения английскому языку""
    ["seo_title"] => string(97) "obobshchieniieopytapotiemiemietodyipriiemypovyshaiushchiiekachiestvoobuchieniiaanghliiskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "263431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449528094"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ   СТРАНОВЕДЕНИЕ АНГЛОГОВОРЯЩИХ СТРАН. "
    ["seo_title"] => string(85) "programma-po-dopolnitiel-nomu-obrazovaniiu-stranoviedieniie-anglogovoriashchikh-stran"
    ["file_id"] => string(6) "127096"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415271853"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Доклад Игровые технологии"
    ["seo_title"] => string(26) "doklad_igrovye_tekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "500411"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1550524368"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока английского языка "Мой рабочий день", УМК "Spotlight" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-moi-rabochii-dien-umk-spotlight-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "231477"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442507423"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства