Статья «Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы».
Статья «Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы».
Функциональная грамотность — это способность человека применять на практике свои знания и умения. Лингвистической наукой функциональная грамотность определяется как способность человека эффективно участвовать в жизни общества, быстро адаптироваться и функционировать в нём, саморазвиваться, самосовершенствоваться, самореализовываться. Поэтому одной из важнейших задач современной системы образования является формирование функционально грамотных людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы».»
Дуйсенбаева Динара Куандыковна
учитель русского языка и литературы
школы-гимназии №68 г.Астаны
«Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы».
Система образования в настоящее время меняется. Важнейшая компетентность личности школьника –умение учиться, поэтому современная школа должна работать на формирование личности творческой, способной самостоятельно решать различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться любой информацией, пополнять знания, отстаивать свои убеждения, саморазвиваться, применять знания на практике, то есть образование нацелено на развитие функциональной грамотности, когда теоретические знания должны использоваться в повседневной жизни.
Функциональная грамотность — это способность человека применять на практике свои знания и умения. Лингвистической наукой функциональная грамотность определяется как способность человека эффективно участвовать в жизни общества, быстро адаптироваться и функционировать в нём, саморазвиваться, самосовершенствоваться, самореализовываться. Поэтому одной из важнейших задач современной системы образования является формирование функционально грамотных людей.
Функциональная грамотность – понятие метапредметное и формируется практически на всех занятиях как гуманитарного, эстетического, так и естественно-математического циклов. На уроках русского языка и литературы мы работаем над несколькими основными видами функциональной грамотности, а именно: коммуникативной, информационной и деятельностной.
Современный учитель должен иметь инструменты, с помощью которых он сможет оценивать и формировать функциональную грамотность учащихся, он должен уметь своевременно и правильно подбирать задания для урока и внеурочной деятельности, правильно оценить возможности учащихся и подготовить ряд наводящих вопросов при решении заданий любой сложности. При формировании коммуникативной грамотности мы учим школьников самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, создавать различные тексты: сочинения-рассуждения, изложения, сообщения, доклады, рефераты, рецензии, публичные выступления и т. д. Также создавать проекты, выполнять интеллектуально-лингвистические упражнения; участвовать в игровых ситуациях, выстраивать диалоги. Для этого используются различные формы работы на уроках: индивидуальная, работа в группах, минигруппах.
На уроках русского языка мы можем воплощать несколько приоритетных направлений, одним из которых является грамотности чтения (или смысловое чтение). Это способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. В этом смысле полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения.
Существует множество приемов грамотного чтения: чтение с остановками, работа с вопросником, читательские дневники, логическая цепочка, тонкие и толстые вопросы.
Эти методы, виды и формы работы на уроках способствуют формированию умений вступать в контакт с любым собеседником и поддерживать общение, соблюдая нормы и правила, слушать собеседника, стимулировать собеседника к продолжению общения, изменять при необходимости речевое поведение.
В основе функциональной грамотности по-прежнему лежит функциональное чтение: оно помогает извлекать и понимать информацию, представленную в разных видах - текст, фото, речь, графики, иллюстрации, видео, схемы и др., работать с ней, интерпретировать, анализировать, сравнивать. Без него другие виды функциональной грамотности будут ученику недоступны, потому что каждый из них опирается на базовое умение работать с информацией — и именно функциональное чтение важно развивать с младшего школьного возраста.
На уроках русского языка и литературы формировать функциональную грамотность и развивать ее удобно при работе с текстом. Привычные задания на определение главной мысли и темы текста позволяют поработать с пониманием, поиском и извлечением информации. Задания по составлению плана текста позволяют оценить форму текста, проанализировать его структуру, преобразовать информацию из текста. — все они так или иначе являются заданиями по функциональной грамотности.
При работе над читательской грамотностью важно работать не только с художественными текстами, но и с научными, бытовыми, учебными. В учебнике мы следим за разнообразием текстов, чтобы ученики могли работать с текстами разных жанров, стилей, разного предназначения. На уроках ученики встречаются с большим количеством учебных текстов. Это правила, инструкции к заданиям, объяснения и определения. Важно уделять внимание тому, чтобы дети научились читать и понимать непростые тексты. Кроме того, формированию функциональной грамотности способствует изучение правил и алгоритмов, представленных в виде схем, таблиц. Некоторые учителя объясняют детям не только суть правила, но и показывают, как его удобно можно «зарисовать» или сделать краткую схематичную «шпаргалку». Такие преобразования — основа работы с информацией.
Важной составляющей функциональной грамотности является информационная грамотность.Поток информации в нашем мире огромен и разнообразен (учебники, справочная литература, Интернет), но не всегда полезен. Задача педагога – научить школьников выбирать важное и нужное для решения конкретной задачи или проблемы, как на уроке, так и в жизни. Поиск информации в различных источниках, её извлечение, переработка, систематизация и представление – все это формирует функционально грамотную личность.
Наиболее эффективным методом работы в этом направлении считаем создание учебных ситуаций, связанных с актуальными на данный момент темами: «Экология планеты», «Круг чтения современных подростков» и т.д. На таких уроках можно использовать примеры из реальной жизни, а для составления учебных заданий – тексты разных стилей и функционального назначения. Например, объявление, реклама, инструкция, библиография и т.д. На основе этих материалов можно создавать задания разных видов: от тестов и кроссвордов до веб-квестов.
Основополагающим требованием общества к современной школе является применение системно-деятельностного подхода в обучении. Знания из разряда теоретических должны стать прикладными и использоваться в повседневной жизни. Эти качества достигаются путем сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих школьников.
Формированию навыков деятельностной грамотности способствует, прежде всего, создание необходимых условий, таких как комфортный психологический настрой, правильно сформулированный проблемный вопрос, способность услышать друг друга. Для стимулирования практической деятельности обучающихся используются следующие активные формы обучения: «Мозговой штурм», «Моя идея», «Ромашка Блума», «Кроссворд», «Четвертый лишний», «Магический квадрат». Они позволяют школьникам сразу включиться в работу на любом этапе урока. Используя опыт учителей, предлагаем на уроках индивидуальную (может быть парная и групповая) работу, домашние задания с использованием Интернета (на уроке могут быть подручные мобильные телефоны) по схемам: объясните понятия «добро-зло», «гордость-«смирение» и др; приведите цитаты великих людей, произведения; составьте темы по данному направлению; напишите вступление, заключение по данной теме и т. п. Результатом такого «мозгового штурма» станет умение быстро ориентироваться в выборе темы на экзамене, навык написания тезиса и безошибочного подбора примеров к сочинению.
Поскольку особенностью функциональной грамотности является его формальный стиль изложения, учащиеся должны грамотно использовать научную лексику, проявлять четкость и ясность при составлении текста, не злоупотреблять фразеологизмами и словами разговорного стиля. Поэтому перед преподавателем стоит задача развить у учащихся умение структурировать текст, чтобы в дальнейшем они могли использовать этот навык в своей научной деятельности, так как правильное структурирование текста является важнейшим компонентом академического письма.
Модернизация системы среднего образования, происходящая в последние годы в Республике Казахстан, направлена на поиск оптимальных путей совершенствования преподавания языковых дисциплин. Процесс обучения сегодня становится тесно связанным с реальной возможностью для выпускников школ интегрироваться в научную среду, где необходимо будет проявить не только языковые знания, но и исследовательские навыки. В этом процессе особое внимание уделяется письменному общению в виде научных статей, докладов, деловых отчетов, что делает задачу развития иноязычных академических навыков учащихся чрезвычайно актуальной. И основная задача педагога – обеспечить обучающимся получение качественного образования с учетом их потребностей и особенностей, обеспечить формирование функционально грамотной личности.
Последовательная и кропотливая работа в этом направлении ведёт к тому, что у обучающихся появляется интерес к предмету, работе в группах. У ребят исчезает страх публичного выступления, они открыто начинают высказывать свое мнение, формулируют свою точку зрения. Вся эта работа ведёт к формированию функциональной грамотности у наших обучающихся.