kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Эффективные приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы. Приведены примеры заданий, опробированных на уроках. Представленные приемы можно использовать на любом уроке, предполагающем работу с текстом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Эффективные приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы"»

«Эффективные приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы».

Одни из самых распространённых выводов, к которому приходит современный педагог, звучит так: «Навык чтения и умение читать — не одно и то же».

Всем нам хочется видеть на своих уроках идеального читателя: внимательного к слову, с активным воображением, умеющего вступать в диалог с текстом, способного видеть в тексте три уровня информации: концептуальную, подтекстовую, фактуальную.

Вместо этого мы все чаще слышим: «Я прочел книгу, но ничего не понял». Причин этому много:

  • Незнакомые слова. Я думаю, все согласятся, что словарный (лексический) запас современного ребёнка серьёзно отличается от книг, написанных в 18-19 веках. Это не плохо и не хорошо — просто это факт.

  • Непривычный строй фраз. Наша речь меняется, потому что язык — живое явление. Даже язык книг, которые мы сегодня читаем ребёнку, уже совсем новый. Если вы положите перед собой книгу 60-х годов и книгу сегодняшнего дня, то, вчитавшись в первый абзац, почувствуете разницу.

  • Дети не готовы трудиться. У них нет мотивации для получения удовольствия, потому что многие вещи и так достаются достаточно легко. Зачем читать, если есть аудиокниги и видеофильмы?

  • Неразвитость восприятия мира и чувств. У детей постарше, когда дело доходит до восприятия классики, нередко обнаруживается проблема с пониманием оттенков отношений между людьми.

Если есть непонимание в чтении, то возникает и нелюбовь к тексту. Если ученик  не умеет читать и не понимает прочитанного, у него, возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении.

Формирование функциональной грамотности призвано разрешить сложившуюся проблему.


Цель моего доклада - познакомить с наиболее эффективными приемами развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.


Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаю приемы, направленные на переработку сплошного текста в несплошной и наоборот. Учащиеся должны научиться понимать язык графика, схемы, диаграммы.


  • Опорный конспект. Кластер.

  • «Конкурс шпаргалок». Прием эффективен при изучении нового материала в работе с правилом. Например, при изучении темы «Дополнение» в классе предлагаем детям составить шпаргалку. Чья шпаргалка содержит полную информацию о термине, тот является победителем.

  • «Реставрация текста». Прием используется на уроке систематизации знаний, позволяет выявить уровень усвоения знаний сразу по нескольким направлениям: композиция текста, связь предложений в тексте, синтаксический анализ и т.п. Например, можно перепутать предложения и попросить учащихся восстановить текст. Для восстановления текста можно предложить использовать схемы предложений.

  • Таблица.

  • Маркировка. Учащимся предлагается маркером выделить ключевые слова, термины и т.п., после чего пересказать текст или составить развернутый ответ на вопрос.

  • ФенОмен. Учителем заранее в тексте выделяются маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После предлагается прочитать текст несколько раз. Это средство дополняется находящимся на

стенде плакатом с правилом и лежащей на столе ученика карточкой,

дублирующей плакат.

Работая над формированием функциональной грамотности мы должны использовать не только учебные тексты, но тексты из разнообразных медиа, связанных с жизнью ученика.

  • Афиша. Учащимся можно предложить проанализировать текста афиши фильма, спектакля, рекламу шоу и т.д. и подготовить ответ на вопрос. Например, стоит ли идти на премьеру этого фильма?

  • Веб - страница также содержит текстовую информацию, которую учащиеся не всегда могут интерпретировать. Предлагаю одиннадцатиклассникам скриншот страницы сайта «Решу ЕГЭ», задаю вопросы:

Сайт какой организации изображен на слайде?

Какую помощь вы как выпускник можете получить на данном сайте?

Составьте текст, содержащий ответ на данный вопрос.

Ученики с радостью идут на урок, когда понимают, зачем им это нужно, как в дальнейшей жизни пригодится то, чем они занимаются в школе. Формированию практических навыков способствует такой прием, как ролевая игра.

  • Ролевая игра. Это некая смоделированная жизнеподобная ситуация, в которую погружаются ученики.

Обыгрываем ситуацию « Я покупатель». Показываем ученикам фотографию полки с разными марками одного продукта и спрашиваем: «А что бы купили вы?»

Приступаем к внимательному чтению. Получается, наш разговорный вариант слова, «сгущёнка», перекочевал на этикетки. Как такое могло произойти?

В итоге мы выясняем, что «сгущёнка» и «сгущённое молоко» — разные продукты. Причем первый менее качественный, с содержанием растительных жиров.

Данный пример можно привязывать к конкретной теме. Например, к словообразованию в 6-м классе. Здесь также важно сформировать саму привычку внимательно относиться к языку и надписям, которые нас окружают.

  • Правда или фейк? В соцсетях наши учащиеся встречаются с большим количеством разнообразных текстов, им сложно отличить правду от фейковой информации. Поэтому в сообщениях, которые дети готовят к уроку, все чаще встречаются фактические ошибки. Как разрешить данную проблему, нужно научить различать фейк и правду.


Предлагаем ученикам неизвестное стихотворение А. С. Пушкина «С великим праздником весны». Текст был опубликован в соцсетях, его, возможно, видели ученики, к этому тексту существовала определенная степень доверия.

Предлагаем учащимся определить: фейк или правда? В этом задании мы не даём инструкцию. Мы не говорим о том, каким путём должны пойти учащиеся , только ставим вопрос. Второй вопрос, который можно задать: почему фейки так распространены? Почему тот или иной текст становится вирусным?

Смотрим на подпись — Болдино. Болдинской осенью Пушкин поздравляет читателей с весной. Такой ход мысли формирует внимательное отношение к тексту, нахождение в нём внутренних противоречий.

На втором этапе мы обращаемся к источникам и поисковикам. Подпись под стихотворением указывает на 1827 год, но Болдино — это осень 1830-го. Теперь есть уже два факта, которые указывают на фейковый характер текста.

  • Аналитические и творческие упражнения помогут организовать работу с объемными текстами. Здесь уместны будут такие приемы, как: «Толстые и тонкие вопросы», «Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума» , простые вопросы, уточняющие вопросы, интерпретационные (объясняющие), творческие, оценочные, практические и т.д.

У каждого учителя есть свой арсенал методических приемов работы с текстом, главное, чтобы они вызывали интерес и поддерживали желание наших учеников читать, ведь «люди перестают мыслить, когда перестают читать».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Наталья Васильевна Шевченко

Дата: 16.11.2021

Номер свидетельства: 591586

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) ""Эффективные приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_priemy_razvitiia_funktsionalnoi_gramotnosti_na_urokakh_russkogo_ia_1"
    ["file_id"] => string(6) "591591"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1637065391"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. "
    ["seo_title"] => string(111) "razvitiie-funktsional-noi-gramotnosti-chtieniia-mladshikh-shkol-nikov-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "234102"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443350258"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Речевая деятельность на уроках казахского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(64) "rechevaia_deiatelnost_na_urokakh_kazakhskogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "592823"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638082879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства