"Эффективные приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы"
"Эффективные приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы"
В статье представлены приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы. Приведены примеры заданий, опробированных на уроках. Представленные приемы можно использовать на любом уроке, предполагающем работу с текстом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Эффективные приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы"»
«Эффективные приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы».
Одни из самых распространённых выводов, к которому приходит современный педагог, звучит так: «Навык чтения и умение читать — не одно и то же».
Всем нам хочется видеть на своих уроках идеального читателя: внимательного к слову, с активным воображением, умеющего вступать в диалог с текстом, способного видеть в тексте три уровня информации: концептуальную, подтекстовую, фактуальную.
Вместо этого мы все чаще слышим: «Я прочел книгу, но ничего не понял». Причин этому много:
Незнакомые слова. Я думаю, все согласятся, что словарный (лексический) запас современного ребёнка серьёзно отличается от книг, написанных в 18-19 веках. Это не плохо и не хорошо — просто это факт.
Непривычный строй фраз. Наша речь меняется, потому что язык — живое явление. Даже язык книг, которые мы сегодня читаем ребёнку, уже совсем новый. Если вы положите перед собой книгу 60-х годов и книгу сегодняшнего дня, то, вчитавшись в первый абзац, почувствуете разницу.
Дети не готовы трудиться. У них нет мотивации для получения удовольствия, потому что многие вещи и так достаются достаточно легко. Зачем читать, если есть аудиокниги и видеофильмы?
Неразвитость восприятия мира и чувств. У детей постарше, когда дело доходит до восприятия классики, нередко обнаруживается проблема с пониманием оттенков отношений между людьми.
Если есть непонимание в чтении, то возникает и нелюбовь к тексту. Если ученик не умеет читать и не понимает прочитанного, у него, возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении.
Формирование функциональной грамотности призвано разрешить сложившуюся проблему.
Цель моего доклада - познакомить с наиболее эффективными приемами развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаю приемы, направленные на переработку сплошного текста в несплошной и наоборот. Учащиеся должны научиться понимать язык графика, схемы, диаграммы.
Опорный конспект. Кластер.
«Конкурс шпаргалок». Прием эффективен при изучении нового материала в работе с правилом. Например, при изучении темы «Дополнение» в классе предлагаем детям составить шпаргалку. Чья шпаргалка содержит полную информацию о термине, тот является победителем.
«Реставрация текста». Прием используется на уроке систематизации знаний, позволяет выявить уровень усвоения знаний сразу по нескольким направлениям: композиция текста, связь предложений в тексте, синтаксический анализ и т.п. Например, можно перепутать предложения и попросить учащихся восстановить текст. Для восстановления текста можно предложить использовать схемы предложений.
Таблица.
Маркировка. Учащимся предлагается маркером выделить ключевые слова, термины и т.п., после чего пересказать текст или составить развернутый ответ на вопрос.
ФенОмен. Учителем заранее в тексте выделяются маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После предлагается прочитать текст несколько раз. Это средство дополняется находящимся на
стенде плакатом с правилом и лежащей на столе ученика карточкой,
дублирующей плакат.
Работая над формированием функциональной грамотности мы должны использовать не только учебные тексты, но тексты из разнообразных медиа, связанных с жизнью ученика.
Афиша. Учащимся можно предложить проанализировать текста афиши фильма, спектакля, рекламу шоу и т.д. и подготовить ответ на вопрос. Например, стоит ли идти на премьеру этого фильма?
Веб - страница также содержит текстовую информацию, которую учащиеся не всегда могут интерпретировать. Предлагаю одиннадцатиклассникам скриншот страницы сайта «Решу ЕГЭ», задаю вопросы:
Сайт какой организации изображен на слайде?
Какую помощь вы как выпускник можете получить на данном сайте?
Составьте текст, содержащий ответ на данный вопрос.
Ученики с радостью идут на урок, когда понимают, зачем им это нужно, как в дальнейшей жизни пригодится то, чем они занимаются в школе. Формированию практических навыков способствует такой прием, как ролевая игра.
Ролевая игра. Это некая смоделированная жизнеподобная ситуация, в которую погружаются ученики.
Обыгрываем ситуацию « Я покупатель». Показываем ученикам фотографию полки с разными марками одного продукта и спрашиваем: «А что бы купили вы?»
Приступаем к внимательному чтению. Получается, наш разговорный вариант слова, «сгущёнка», перекочевал на этикетки. Как такое могло произойти?
В итоге мы выясняем, что «сгущёнка» и «сгущённое молоко» — разные продукты. Причем первый менее качественный, с содержанием растительных жиров.
Данный пример можно привязывать к конкретной теме. Например, к словообразованию в 6-м классе. Здесь также важно сформировать саму привычку внимательно относиться к языку и надписям, которые нас окружают.
Правда или фейк? В соцсетях наши учащиеся встречаются с большим количеством разнообразных текстов, им сложно отличить правду от фейковой информации. Поэтому в сообщениях, которые дети готовят к уроку, все чаще встречаются фактические ошибки. Как разрешить данную проблему, нужно научить различать фейк и правду.
Предлагаем ученикам неизвестное стихотворение А. С. Пушкина «С великим праздником весны». Текст был опубликован в соцсетях, его, возможно, видели ученики, к этому тексту существовала определенная степень доверия.
Предлагаем учащимся определить: фейк или правда? В этом задании мы не даём инструкцию. Мы не говорим о том, каким путём должны пойти учащиеся , только ставим вопрос. Второй вопрос, который можно задать: почему фейки так распространены? Почему тот или иной текст становится вирусным?
Смотрим на подпись — Болдино. Болдинской осенью Пушкин поздравляет читателей с весной. Такой ход мысли формирует внимательное отношение к тексту, нахождение в нём внутренних противоречий.
На втором этапе мы обращаемся к источникам и поисковикам. Подпись под стихотворением указывает на 1827 год, но Болдино — это осень 1830-го. Теперь есть уже два факта, которые указывают на фейковый характер текста.
Аналитические и творческие упражнения помогут организовать работу с объемными текстами. Здесь уместны будут такие приемы, как: «Толстые и тонкие вопросы», «Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума» , простые вопросы, уточняющие вопросы, интерпретационные (объясняющие), творческие, оценочные, практические и т.д.
У каждого учителя есть свой арсенал методических приемов работы с текстом, главное, чтобы они вызывали интерес и поддерживали желание наших учеников читать, ведь «люди перестают мыслить, когда перестают читать».