kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Lesson Study как подход развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предназначена учителям. В ней освещается мнение учителя о Lesson Snudy как об эффективном подходе в целях развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Lesson Study как подход развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

Lesson Study как подход развития функциональной грамотности 

на уроках русского языка и литературы


Современный мир требует от всех совершенствования. Это касается и процесса обучения. И учителя, и школьники должны быть ориентированы на развитие компетенций, которые способствуют реализации концепции «образование через всю жизнь». А чтобы добиться результата каждый должен овладеть функциональной грамотностью. Поможет в этом и ученикам, и учителям педагогический подход Lesson Study.

Использование метода Lesson Study в школьной программе с целью формирования функциональной грамотности учащихся позволяет формировать следующие навыки: самостоятельный поиск, самостоятельное обучение, самообразование. Lesson Study — это такой педагогический подход, который представляет собой особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Lesson Study я рассматриваю ещё как метод повышения качества образования, так как при Lesson Study исследуется, рассматривается и учитывается всё, почти все детали хода и проведения урока, в особенности исследуемые ученики.

Этот метод является методом исследования, разработанным в Японии в 70-х годах XIX века. Lesson Study - очень эффективный исследовательский урок для профессионального развития учителей, повышения уровня знаний и обмена опытом. И поэтому особенно сейчас используется в общеобразовательных школах и набирает обороты.

Что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность — это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении. Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Формирование функциональной грамотности — это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. При Lesson Study идёт постоянный поиск в этом направлении.

Для учителей русского языка и литературы этот вопрос наиболее актуален. Потому что почти на каждом уроке задания построены таким образом, что нужно учиться понимать текст, тренировать и развивать грамотность. Чтобы мотивировать школьников, а также для развития функциональной грамотности, в учебниках по русскому языку и литературы приветствуются задания различного характера. И для формирования функциональной грамотности обучающихся целесообразно использовать некоторые приёмы и методы, также игровые технологии и технологию развития критического мышления. Интерактивные методы обучения можно применять на разных этапах урока с целью экономии времени и заинтересованности учащихся к уроку. Как правило, работа по овладению функциональной грамотностью на уроках русского языка и литературы начинается в среднем звене: изучаются тексты разных типов и стилей. При работе над текстами разных типов и стилей правильном будет использование систематичной работы: алгоритм разбора лингвистического текста, алгоритм разбора текста художественного стиля. Эти задачи помогут создать условия для формирования функциональной грамотности учеников на уроках русского языка и литературы и позволят им успешно использовать русский язык и литературу в будущем в лучшем свете, в нужной форме. В целом, формирование и развитие функциональной грамотности является сложным процессом, который требует постоянного совершенствования методов обучения и индивидуального подхода к каждому ученику. Интерес к изучению языка также является важным фактором в развитии функциональной грамотности. Учитель должен стараться заинтересовать учеников языком и литературой, используя различные методы и приемы обучения. Например, работая над развитием функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы, я активно применяю следующие методы:

  • Методы, ориентированные на устную коммуникацию.

  • Все виды пересказа.

  • Все формы учебного диалога.

  • Доклады и сообщения.

  • Ролевые и деловые игры.

  • Учебные исследования и учебные проекты, согласно возрасту учащихся, в соответствии с возрастными особенностями. 

В ходе проведения Lesson Study на практике я убедилась, что взаимосвязанные друг с другом уроки представляют собой исследовательский труд, который даёт свои труды, когда группа учителей работает в союзе на благо учащихся. Также множество факторов, как оснащение кабинета, психолого-эмоциональный настрой учащихся и учителей, время проведения занятий, зиантересованность школьников, благотворно влияют на ход и общий результат работы.





Недаром говорил В. А. Сухомлинский, что «Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан прежде всего самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя… радость успеха может померкнуть». Всё это должен учесть учитель-практик, обучая и направляя учеников, совершенствуя и оттачивая своё мастерство. Реформатор школьного образования Джон Дьюи писал: «Если мы сегодня будем учить детей, как вчера, мы лишим их завтра». Его слова дают нам понять, что мы должны использовать эффективные методы и подходы, как Lesson Study и Action research, потому что это требование времени.





Использованная литература:

  1. Вечкитова Светлана Александровна. Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

  2. Черникова Наталья Александровна. Пути повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы.

  3. Фёдоров Виктор Викторович. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы.

  4. Малярова С.Г. Функциональная грамотность в предмете русский язык 

  5. Вышинская Н.А., Красикова С.Ф. Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

  6. Алимов А. Использование интерактивных методов в школе. - Алматы, 2015




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Алихан Гульмира Абдиганиевна

Дата: 31.03.2024

Номер свидетельства: 648321


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства