Просмотр содержимого документа
«Статья "Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы"»
Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы
Секрет педагогики прост:
сколько ты тратишь на учеников времени,
души, здоровья, жизни-
столько получишь в результате…
О.П.Табаков
Высокая миссия учителя- словесника- привить любовь к родному языку, к великой отечественной литературе.
Считаю, что одной из основных задач преподавания русского языка является формирование прочных орфографических и пунктуационных навыков. В своей работе главное внимание уделяю качеству усвоения материала, формированию навыков грамотного письма.
В словарно- лексической работе использую особые приемы:
- составление гнезд однокоренных слов;
-тематическое объединение слов в особые лексические группы;
- обращение к этимологии слов и др.
Постоянно работаю над проблемой « Пути повышения эффективности урока». Для повышения эффективности урока постоянно создаю проблемную ситуацию ( ситуацию интеллектуального затруднения), вовлекаю учащихся в активную познавательную деятельность, самостоятельное исследование языкового материала.
Постоянно волнует вопрос, как сделать урок интересным. Арсенал приемов достаточно велик:
- занимательные задачи; создание лингвистических задач;
- игра, вбирающая в себя основные учебные задачи ( « Третий лишний», игра в прятки и др.);
На своих уроках использую различные формы организации коллективной и индивидуальной работы (работа в парах, микрогруппах), тестовый контроль, зачеты по пройденным темам, работа с использованием сигнальных карточек.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе я применяю следующие приёмы:
опорный текст;
мозговая атака;
кластеры;
синквейн;
ключевые термины;
дидактическая игра;
исследование текста;
работа с текстами;
групповая дискуссия.
На своих уроках я чаще всего использую технологии проблемного обучения и развития критического мышления.
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто сталкиваемся с проблемой выбора, выбора информации. Нужно не только владеть информацией, но и уметь критически её оценить, осмыслить, применить в жизни. Методика критического мышления включает 3 этапа:
1.Первый этап – вызов. Его присутствие обязательно на каждом уроке. Этот этап позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности, побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
2 этап – осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить её, соотнести уже имеющимися знаниями, искать ответы на вопросы в 1 части.
3 этап - рефлексия: целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у ученика собственного отношения к изучаемому предмету, присвоение новой информации, нового знания. Это анализ, творческая переработка, интерпретация информации. Работа ведётся в парах или в группах. Такая работа ведётся в 9 классе, когда ребята учатся писать сочинения, готовятся к ОГЭ.
В нашей школе ежегодно проводятся предметные недели, открытые уроки и внеклассные мероприятия. Мною ведется внеурочная работа по русскому языку в средних и старших классах, где расширяются и углубляются знания, а также прививается интерес к изучаемому предмету.