Статья "Проектное обучение" рассматривает понятие проектное обучение, применение данного типа обучения в педагогической практике, результаты, достигнутые за сравнительно небольшой период педагогического процесса. Будет полезна учителям-филологам, а также учителям-предметникам по другим учебным дисциплинам, родителям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья Проектное обучение»
Современный учебный процесс невозможно представить без инновационных технологий. Одна из них — технология проектного обучения.
В основе этой технологии лежит принцип активного сотрудничества учителя и детей. Учитель лишь задает вектор, сообщая базовые знания по проблеме, а обучающиеся собирают сопутствующую информацию, систематизируют ее, часто меняя угол направления вектора, выявляя новые проблемы. Учитель в данном случае — советчик, опытный наблюдатель.
Формы проектов могут быть различными в зависимости от задач, которые ставит учитель перед обучающимися, а в средних и старших классах — сами обучающиеся.
На уроках русского языка это может быть создание текста с труднопроизносимыми словами, словарными словами, создание коллажа о выдающихся русских филологах, написание сочинения на одну из предложенных тем, создание текстов разного жанра и стиля, авторских текстов на основе прочитанного, подбор проблемных вопросов для викторины; в старших классах— написание изложения с продолжением, которое составляют сами учащиеся, мини-лингвистическое исследование, написание научных работ в рамках конкурса Малой Академии Наук, моделирование научных конференций для учащихся на платформе одного или нескольких образовательных организаций, сбор соответствующего речевого материала с последующей систематизацией и анализом, презентации для учащихся младшей школы, организация и участие в конкурсах ораторского мастерства и т.д.
На уроках литературы учащиеся создают продолжения художественных текстов, пишут отзывы и сочинения о литературном произведении, в т. ч. в стихотворной форме; иллюстрируют художественные тексты, сборники, в т. ч. авторские; создают собственные прозаические и поэтические тексты, моделируют развитие сюжета при смене одного из звеньев сюжетной цепочки, пишут письмо герою/от имени героя, создают произведения в определенной авторской манере, портреты литературных героев с характеристикой их речевой деятельности, морально-этических ориентиров, внешности, поведенческих мотивов; участвуют в «литературных гостиных» с писателем; пишут сценарии к театрализованным постановкам по проблеме, затронутой в художественном произведении, по данному художественному произведению, по биографии писателя и выступают в качестве актеров в данных постановках; организуют дискуссии по изученным произведениям, биографиям их авторов, по перспективам и направлению развития историко-литературного процесса в целом; организуют и проводят «путешествия» по местам жизни и творчества писателей, местам развития сюжетной линии художественных произведений; устраивают вечера памяти (часто по творчеству нескольких писателей одного литературно-художественного направления или одного государства) и т. д.
Применение на уроках русского языка и литературы технологии проектного обучения повышает уровень познавательной деятельности и мотивации учащихся, способствует их высокой активности, а значит, повышается коэффициент знаний.
Важную роль играет и межпредметная связь, когда дети в процессе создания проектов по русскому языку и литературе добывают и применяют знания по истории, музыке, изобразительному искусству и т. п. Это способствует всесторонней направленности познавательного процесса обучающихся с сохранением приоритетности изучения филологии.
Результаты применения мною технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы:
Конкурс творческих работ «Эхо войны» 2013 г. – 1 место, район Скрибченко Арсений).
Конкурс «Краеведческий калейдоскоп: Донецкий край в творчестве современных писателей Донетчины» 2015 г. – 1 место, район.
Конкурс «Живая классика» 2017 г. – 3 место, район (Александрова Полина), 2 место, район (Ларина Елизавета).
Конкурс МАН 2015-2016 уч.г. – 2 место, район (Клименко Анна).
Конкурс МАН 2016-2017 уч.г. – 1 место, район (Ларина Елизавета).
Конкурс патриотической лирики «Души прекрасные порывы» 2017 г. – 2 место, район (Ларина Елизавета).
Этнографический фестиваль «Мы—дончане» 2016г.—1 место в номинации «Лучший сценарий», район.
Республиканский конкурс методических разработок «Методический шедевр» 2018 г. — 2 место, район.
Историко-литературный творческий конкурс «Опомнитесь, люди-братья!» для учащихся общеобразовательных организаций ДНР 2015 г.— 4 место, район (Ларина Елизавета).
Городской конкурс чтецов «И было слово…» 2018 г. —1 место в номинации «Творческое вдохновение» (Ларина Елизавета).
Республиканский конкурс «В который раз я повторяю слова любви к родному краю» 2017г.— 2 место, Республика.
Конкурс чтецов «Живая классика» 2020 г. — 2 место, район (Гуржий Алексей).
Конкурс Центра детского и юношеского творчества Ворошиловского района г. Донецка «Письмо в будущее» 2020 г. — 1 место, район (Первак Маргарита).
Диплом Центра детского и юношеского творчества Ворошиловского района г. Донецка «За содействие развитию творческих способностей и высокий уровень организации участия школьников в фестивале детского творчества «Дивограй» 2017 г.
Грамота отдела образования Администрации Ворошиловского района г. Донецка «За личный вклад в творческое развитие подрастающего поколения и успехи в организации участия школьников в фестивале детского творчества «Дивограй» 2017 г.
Грамота отдела образования Администрации Ворошиловского района г. Донецка «За активное участие в воспитательной работе» 2016 г.
При оценивании результатов проектной деятельности учащихся важны учет ошибок, трудностей, обучение самоанализу, рефлексии с поиском последующих решений. Учителю важно открыть перспективы изучения проблемы или смежных проблем, подсказать виды реализации намечающихся проектов, не погасив порыва к творчеству. И для этого ему необходимо быть творческой личностью. По словам В.А. Сухомлинского, «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Литература:
В.А. Сухомлинский сердце отдаю детям. — Киев: Радянська школа, 1974 г.- 288с.