kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологии проблемного и проектного обучения при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается использование технологий проблемного и проектного обучения при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологии проблемного и проектного обучения при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе.»

Использование технологии проблемного и проектного обучения при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Урок - главная часть образовательного процесса. Учебная деятельность учителя и ученика сосредоточивается на уроке, поэтому качество подготовки учащихся во многом будет определяться уровнем его проведения. Важнейшим условием успешности совместной работы учителя и ученика является выбор педагогом такой образовательной технологии, которая обеспечит не только наиболее полное усвоение материала по предмету, но и инициирует познавательную деятельность ученика, вовлечёт его в самостоятельный поиск знаний. Этим критериям соответствуют технологии проблемного и проектного обучения.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения , в котором сочетается самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых научных выводов. Одной из главных его задач является содействие формированию прочных знаний, так как знания, самостоятельно полученные учащимися, прочно сохраняются в памяти, что особенно важно при подготовке к ЕГЭ, который требует усвоения учениками большого объёма материала. Эта технология обучения позволяет учителю формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности, которые необходимы учащимся при решении орфографических, пунктуационных задач и работе с текстами различных стилей и типов речи.

Методы проблемного обучения разнообразны: это проблемное изложение материала, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность, создание проблемной ситуации. Наиболее эффективными методическими приёмами создания проблемных ситуаций считаются следующие: обсуждение проблемы с разных сторон, подведение школьников к противоречию, столкновение противоречий в практической деятельности, изложение разных точек зрения на один и тот же вопрос. Например ,при изучении рассказа А.Чехова «Душечка» целесообразно познакомить учащихся с разными точками зрения на образ героини ( мнением В.Ленина, М.Горького и Л.Толстого), предложить учащимся «взглянуть» на героиню их глазами , обосновать указанную точку зрения, а затем сформулировать собственную , аргументируя её, исходя из анализа творческой манеры писателя , или в начале урока по данному рассказу можно привести выдержки из писем читателей, которые пришли к А.Чехову после выхода произведения, задав вопросы: «Почему читательниц так взволновал образ героини? Почему он остался ими непонятым?».

Сравнительная характеристика героев тоже является одним из эффективных приёмов создания проблемной ситуации на уроке. Причём сравнивать можно как героев одного произведения, так и разных авторов: Татьяну Ларину можно сопоставить с Машей Мироновой, Данко – с Ларрой, Мать из сказок М.Горького « Мать изменника» и « Слава Матери» или Мать из рассказа В.Шукшина « Материнское сердце»; Базарова можно сопоставить с Печориным или Раскольниковым, Пьера Безухова - с Обломовым . Постановка таких проблемных вопросов позволяет организовать повторение на уроках , на которое у учителя порой не хватает времени , а работа ,проводимая в системе, приучает учащихся к внимательной работе с текстом произведения и со словом. Это поможет школьникам при работе с незнакомым текстом , который предлагается на ЕГЭ, где они должны провести уже самостоятельный поиск .Кроме того, технология проблемного обучения даёт учителю возможность превратить анализ литературного произведения в морально – этическую проблему , работа над которой выполняет важную функцию по воспитанию ученика, формированию его нравственности.

На уроках русского языка можно ставить проблемные задачи с недостаточными, избыточными или ошибочными данными, а также задачи на сопоставление и конкретные задачи, направленные на обобщение, обоснование, например : чем отличаются форма слова и другое слово, что общего и отличного у существительного и прилагательного, чем причастие похоже на прилагательное и глагол и чем они различаются, можно ли только по морфемному признаку определить часть речи и почему. Такие задания учат мыслить, искать, анализировать, систематизировать материал по разным разделам языка, закреплять знания, что позволяет школьникам качественно готовиться к экзамену и подготавливает их к выполнению заданий ЕГЭ.

Технология проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников , учатся пользоваться ими для решения практических задач, приобретают навыки работы в группах и развивают исследовательские умения( умение выявлять проблему, собирать информацию и её анализировать, строить гипотезу), которые требуется проявить при анализе как знакомого им , так и незнакомого текста ,предложенного на экзамене. На уроке учителю важно создать проблемно – мотивационную среду , которая наиболее полно отвечает поставленным им на уроке целям : это может быть эвристическая беседа, мозговой штурм, круглый стол, ролевая игра или дискуссия. Необходимо учитывать вид проекта (по доминирующей деятельности): практико – ориентированный, творческий, игровой, исследовательский. Результатом проектной деятельности могут быть альманахи, выпуск стенгазеты, сборник иллюстраций к произведению, написание лингвистической сказки, создание мини - словарика по трудной теме, комментария к произведению, презентации и т. д.

В старших классах эффективной формой проведения учебного занятия с использованием элементов проектного обучения являются уроки – исследования. Для пробуждения интереса к литературе и расширения читательского кругозора школьников ,который необходимо показать при выполнении части C на экзамене по русскому языку, целесообразно вводить уроки по современной литературе. В 11 классе был проведён урок по творчеству Л.Улицкой –« Тема « маленького человека» в рассказе «Народ избранный».Цели урока – формирование представлений учащихся о преемственности русской классической и современной литературы на примере творчества Л.Улицкой, изучение произведения писателя – современника в контексте классической литературы, освоение новых форм поиска , обработки и анализа информации. При подготовке урока учащимися были самостоятельно созданы три мини-проекта: информационный( «Тема маленького человека» в творчестве русских художников», презентации), литературоведческий ( « Маленький человек» на страницах русской классической литературы», презентации), исследовательский( «Маленький человек» на страницах книги Л.Улицкой»).Актуальность темы обоснована выдержками из печатных статей и работ фотографов. Были подведены итоги работы малых творческих групп по каждому мини – проекту, который оценили по следующим критериям: содержание, эмоциональность , практическая значимость. Далее учащиеся искали ответ на проблемный вопрос : « Каково звучание «темы маленького человека» в рассказе Л.Улицкой?».Работа проходила в группах. Результаты анализа образов героев и творческой манеры писателя школьники свели в сравнительную таблицу , а затем сделали выводы , которые записали в тетрадь . Практическая значимость проекта : учащиеся убедились в актуальности проблемы и преемственности традиций русской и классической литературы; выявили новое звучание темы у писателя, а итогом работы над произведением стало написание творческой работы, которая была предложена в разных формах( сочинение – размышление « Моё впечатление от рассказа Л.Улицкой», статья в школьный альманах или газету под рубрикой « Оглянись, незнакомый прохожий…»).

Таким образом, технологии проблемного и проектного обучения содействуют формированию прочных знаний у учащихся, учат пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач, способствуют развитию исследовательских умений, которые проверяются на экзаменах в рамках итоговой аттестации.

Учитель русского языка ГБОУ лицея № 419 Евтютова Т.А.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Евтютова Татьяна Александровна

Дата: 13.09.2017

Номер свидетельства: 428112

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства