Просмотр содержимого документа
«Статья "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы"»
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы
1.Актуальность.
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
2.Проблема
Почему никакие новации последних лет не дали ожидаемого эффекта? Причин такого явления немало. Но самая главная беда в том, что теряет притягательность сам процесс познания. Увеличивается число дошколят ,не желающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация учения, у детей уже нет признаков любопытства, интереса, удивления, желания – они совсем не задают вопросов.
В связи с этим возникла необходимость построения урока с игровыми технологиями.
3.Цель и задачи этой технологии
Цель : развитие познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету.
Задачи :
- активизация познавательного интереса;
- развитие коммуникабельности;
- обогащение словарного запаса
- создание условий для творческого самовыражения;
- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
- создание позитивного психологического климата в коллективе.
4. Прогнозируемые результаты следующие:
-– развитие умения работать сообща
- желание и умение добиваться поставленной цели
-умение находить решение в нестандартной ситуации.
- расширение кругозора
-повышение интереса к русскому языку
-повышение результативности обучения;
5.Система работы.
Как достичь высоких результатов в образовательном процессе? Как повысить эффективность урока? Как сделать так, чтобы на уроке было интересно всемученикам, чтобыкаждый ребёнокбыл вовлечен в учебный процесс? На помощь учителю приходит игра.
Учитель использует игровую деятельность в следующих случаях:
- для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
-в качестве элементов более обширной технологии;
-в качестве урока или его части ;
-в качестве технологий внеклассной работы.
Игровые технологии формируют коммуникативные УУД( умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли); познавательные УУД ( сравнивать, искать решения, находить закономерности); личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы); регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий).
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: 1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока; 2) доступность для учащихся данного возраста; 3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий: 1)ролевые игры на уроке; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); 4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.).
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;
По характеру педагогического процесса:
1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
Разновидности игр.
Урок с дидактической игрой.
Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. 2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. 3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
4.Ролевая игра.
Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил);менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом)и отсроченным (создал свой вариант игры спустя какое-то время). Различают результат для учителя (игра продемонстрировала умения, уровень усвоения знаний и норм поведения) и результат для учеников (игра пробудила интерес к проблеме, принесла моральное удовлетворение) Характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. Ученики 5—7-х классов увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие. Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Ихинтересуют социальные явления. В этом возрасте развивается личностная рефлексия. Для учеников 10—11-х классов характерны потребность в диалоге, поиск решения проблемы не только с целью найти истину, но и самоутвердиться.
Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению.
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания
Введение в урок игры повышает активность класса, игра увлекает ребят за собой так, что они не замечают, как вместе с игрой идет усвоение нового, подчас нелегкого материала. При закреплении ребятам гораздо интереснее выполнять задания в игровой форме, нежели делать скучные однотипные упражнения из учебника.
Результативность
При систематическом использовании на уроках игровых технологий наблюдаются следующие результаты:
-формируется такие качества личности, как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность;
-повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся;
-в каждом классе выделяется группа учащихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;
-развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.
Нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети. В ходе игровой деятельности у них проявляется терпение и настойчивость, то есть те качества, которые им не хватают для систематической подготовки домашних заданий.
Таким образом, для того, чтобы игровая технология выполняла свои функции и решала педагогические цели, необходимо тщательно проработать организационные и содержательные аспекты создания игровых групп, распределения в них ролей с учетом не только игровых, но и целевых интересов группового взаимодействия. Это дает возможность рационально использовать преимущества и развивающий потенциал игрового моделирования.
Список литературы
1. Баев П.М. «Играем на уроках русского языка». – М.: «Русский язык», 1989.-213с.
2. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М.. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 94 с.
3. Выготский Л.С. «Педагогическая психология».- М.: «Педагогика», 1991 г.-79с.
4. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. Педагогический университет.- М.: «Первое сентября», 2009.-78с.
4. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
5. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
6.Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
7 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.