Статья "Формирование познавательных (логических) универсальные учебных действий на уроках русского языка и литературы"
Статья "Формирование познавательных (логических) универсальные учебных действий на уроках русского языка и литературы"
Данная статья выявлет проблемы формирования познавательных (логических) универсальные учебных действий на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС основного общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование познавательных (логических) универсальные учебных действий на уроках русского языка и литературы"»
Формирование познавательных (логических) универсальные учебных действий на уроках русского языка и литературы
В ноябре проходил мониторинг сформированности метапредметных УУД в пятых классах, который показал, что уровень сформированности познавательных УУД невысок: в 5А классе (я работаю в нём) он на уровне 30 %.
Наиболее сложными для пятиклассников оказались задания, где требовалось умение установить аналогию (19%), выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение (4,8%), устанавливать причинно – следственные связи (23,8%). Поэтому сегодня я решила акцентировать внимание на формировании познавательных (логических) учебных действий и рассказать о том, что я как учитель русского языка и литературы могу сделать для повышения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.
Логические универсальные учебные действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, умение устанавливать аналогию), а также построение рассуждения с использованием различных логических схем.
Опираясь на свой опыт работы, хочу рассказать о некоторых видах заданий, которые успешно применяю на разных этапах урока для формирования познавательных УУД. Данные задания также позволят учителю сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей.
Анализ и синтез. 7 класс. “Составь слово”. Упражнение часто использую на этапе определения темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.
- Возьмите приставку из глагола « пр…обрести»;
- Корень – из наречия «часто»;
- Суффикс – из прилагательного «волчий»;
- Окончание – из существительного «решение».
Повторив морфемный состав слов и правописание приставки ПРИ в слове «приобрести», приходим к тому, что сегодня на уроке будем знакомиться с новой частью речи – причастием.
Сравнение, классификация и обобщение. 7 класс.
Подобные задания часто использую в начале изучения темы для мотивации учащихся, когда они понимают, что ранее полученных знаний не хватает, чтобы решить проблему
- вставить н или нн в словах, одни из которых - изученные уже отыменные прилагательные, другие – не изученные ещё причастия и отглагольные прилагательные.
Например, ледя(н,нн)ой, песча( н,нн)ый, обществе( н,нн) ый, клюкве(н,нн)ый, веществе (н,нн) ый И коше (н,нн)ый, чище (н,нн)ый, связа(н,нн)ый, затея(н,нн)ый.
Обычно ученики, действуя по знакомому правилу, допускают ошибки. Далее, сравнивая слова, понимают, что одни слова образованы от существительных и классифицируют их как отыменные прилагательные, а другие – от глаголов – как отглагольные прилагательные и причастия. А это уже совсем другое правило!
Абстрагирование. 7 класс. Сколько вариантов написания имеет слово «с (сс) уже(н,нн)ый? Ответ поясните примерами.
Анализ, сравнение. 8 класс.Одинакова ли синтаксическая роль выделенных курсивом слов?
Чудесный день. – День чудесный.
Интересная история. - История интересная.
Грустно слушать вьюгу. – Слушать вьюгу грустно.
Дочь любит мать. – Мать любит дочь.
Сравнивая предложения, дети приходят к выводу, что его синтаксическая роль зависит от того, где слово находится, в препозиции или постпозиции.
Преобразование модели. 8 класс.
Это одно из любимейших заданий у ребят при изучении синтаксиса простого и сложного предложения.
Например, просим подобрать синонимичные синтаксические конструкции.
Малиновое варенье - …
Лист бумаги - …
Курганы скифов - …
Змеиная кожа - …
Сравнение. Сравнивая полученные словосочетания, приходим к новому знанию:
1) общее – синонимичны, зависимые слова являются определениями, относятся к существительным;
2) различия – тип связи в словосочетаниях разный: в одних – управление, в других – согласование, поэтому одни определения согласованные, а другие - несогласованные, причём зависимые слова в них могут являться дополнениями (явление синкретизма), но предпочтительнее - согласованное определение, так как можно заменить конструкцию с несогласованным определением.
Преобразование модели. 9 класс.
Упражнение на замену причастного оборота придаточной определительной, деепричастного оборота придаточной обстоятельственной и наоборот.
Передо мной был пруд, который порос по краям болотной растительностью.
Сетевым этикетом называют правила поведения в компьютерной сети, об..спечивающие бесконфликтное обшение людей. 2. Это новый тип этикета, рождаюш;ийся на наших глазах. 3. Молодому пок..лению предстоит разв..-вать правила сетевого этикета, сложившегося к нашему времени. 4. Сетевой этикет должен отв..чать принципу коммуникации, реализуюш;емуся в наборе определённых требований; полнота информации, качество информации и др. коммуникация
Готовясь к чтению (на)изусть, больше думай о соответстви.. интонации основной мысли высказывания. Директор школы, беседуя с режи(с, сс)ёром местного театра, пр..гласил труппу дать несколько предст..влений для учеников. Возвращаясь с рыбалки, мы всегда забегали к дедушке похвастаться уловом.
Моделирование. 9 класс.
Смоделируйте по данным схемам предложения
[ ] , (потому что…). [ ] : [ ]
(Если…), [ ] . [ ] - [ ] .
Абстрагирование. Синтез. 9 класс.
Ниже приведены слова из русской литературы, которые стали афоризмами и часто употребляются уже вне контекста тех произведений, из которых они пришли. Объясните основной смысл каждого из них, используя тип речи — рассуждение.
« У сильного всегда бессильный виноват» (И. А. Крылов «Ларчик»)
«…Чему смеётесь? – Над собой смеётесь!» (Н.В.Гоголь «Ревизор»)
« Поспорят, пошумят…и разойдутся» (А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
Абстрагирование. 9 класс.
Подберите пару.
1. Онегин —
2. Обломов —
3. Базаров —
4. Чацкий –
5. Родион Раскольников –
6. Грушницкий –
7. Наташа Ростова –
Поясните принцип группировки литературных персонажей.
Абстрагирование. 6 - 9 класс.
Внимательно прочитайте описание жизненных ситуаций, подберите к ним фразеологизмы, которые кратко и образно выразили бы их основной смысл.
1. Мой друг никогда не говорит впустую и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово.
2. Вадим немногословен, говорит он мало, но замечания его всегда «бьют в цель».
3. Только мы вспомнили об Андрее, а он тут как тут, пришел.
4. Егор напроказничал, но каким-то образом избежал наказания.
Аналогия.6 - 9 класс. Продолжите.
Костёр зари – метафора
Зима недаром злится – ?
Белеет парус одинокий – ?
Как серна гор, пуглив и дик – ?
Ночь чёрной волчицей пробиралась в село – ?
Его глаза каждый день встречали меня за углом – ?
Все флаги в гости будут к нам - ?
Важно понять, что подобрать нужно тропы, а не стилистические фигуры.
«При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость». (Н.С. Валгиной). При помощи многоточия…
Анализ и синтез, умение устанавливать причинно- следственные связи. Восстановите недостающие звенья в словообразовательных цепочках.
Решить→….→решительность→…
Дождь→… →дождевик→…
Мысль → … → смыслить → смышленый→ …→ несмышленыш.
Умение создавать обобщения. 6 класс.
Что объединяет данные понятия? Поясните.
Время, вид, лицо, число, род
Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы
Эпитет, сравнение, олицетворение
Таким образом, формируя предметный результат наразных этапах урока, мы развиваем познавательные УУД.
Проблема оценивания метапредметных результатов.
Если предметный результат мы можем оценивать, проводя разнообразные виды контроля (тематические контрольные, итоговые, проверочные работы, словарные диктанты), чётко зная критерии оценивания, то с метапредметом всё сложно.
Во – первых, нет конкретных диагностических материалов для учителя русского языка и литературы.
Во- вторых, нет инструментов оценивания метапредметных результатов. Об объективной оценке мы можем судить по внешнему мониторингу.
Коротко расскажу о своём опыте оценивания. Вернёмся к 5 классу.
Как мы знаем, сформированность метапредметных результатов проверяется на отработанном предметном материале или с использованием необходимого предметного материала. Учитывая это, я составила и провела свою диагностическую работу. Вот некоторые задания и результат сформированности метапредметных результатов.
Сколько слов здесь записано?
Прож…вать
Разр…дить
Посв…тить
Сп…ши
Пол…скать
Прим…рять
Результат: 16 учеников дали ответ – 6 слов, только 9 из 25 поняли, как решать, из них только 2 ученика решили задание на 100%. У них же степень сформированности учебных достижений, судя по результатам ноябрьского мониторинга, на высоком уровне.
Подобное традиционное задания для оценки предметных результатов решали на 100%.
К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.
__________________ трубы
__________________ нервы
_________________ жизнь
____________________ конфета
Из 25 человек только 15 выполнили верно. Верным считала правильный ответ хотя бы за одну пару.
Устойчивые словосочетания заблудились. Верни их на место. - 10 из 25
Дождь лил как снег на голову.
Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин.
Артём знал городские переулки как рыба в воде.
Максим всегда врёт как по маслу.
У себя во дворе Вася был как свои пять пальцев.
Вставь слово, которое означает то же, что и слова, стоящие вне скобок. Помни, что число точек равно числу букв. - 8 из 25
Головной убор ( …… ) страна
Оружие ( … ) овощ
Кровеносный сосуд ( …. ) столица Австрии
Продолжите высказывание. - 4 из 25
1. Звук — фонетика
2. Часть слова — …
3. Часть речи — …
4. Словосочетание и предложение — …
Слово в скобках в верхнем ряду каждого задания образовано из двух слов, стоящих рядом. Пойми закономерность и впиши недостающее слово в скобки нижнего ряда. – 10 из 25
РОТА (ТОРТ) ТРОН
РОСТ ( ) АВТО
СУХАРЬ (ПАРУС) КЛОП
НАТУРА ( ) ГРИБ
ФАНЕРА (ШКАФ) КОШКА
КОЛЕСО ( ) РЯСКА
Посмотри на предложения и скажи, чем они интересны. Ни один не догадался.
Олесе весело.
Мокнет Оксана с котёнком.
Коту тащат уток.
Оценивая такие задания и сравнив их с результатами внешнего мониторинга, я пришла к следующим выводам:
У большинства учащихся уровень сформированности предметных и метапредметных результатов совпадает.
Но есть ученики, которые имеют отличные отметки по отработанному предметному материалу, но далеко не всегда справляются с подобными заданиями, потому что у них не сформировано какое – либо УУД, и наоборот есть те, у которых низкий предметный результат, но высокий уровень сформированности УУД, причём ноябрьский мониторинг это подтверждает.
Такие диагностические работы нужно составлять и проводить, по словам самих детей, им «такие контрольные было решать сложно, но интересно», потому что «они развивают логику», «они похожи на сканворды» (цитаты детей).
В заключение хочется сказать, что нам, учителям, тоже и сложно, и интересно - работа предстоит большая и творческая.