Просмотр содержимого документа
«Статья «Развитие познавательного интереса младшего школьника на уроках русского языка»»
«Развитие познавательного интереса младшего школьника на уроках русского языка»
Гилёва Алина Николаевна,
учитель начальных классов,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 66
г.Екатеринбург
Актуальной проблемой школы на сегодняшний день , является формирование познавательного интереса. Особую трудность вызывает предмет русского языка. Действительно, не зря говорят - «Великий и могучий русский язык».
Проблема формирования интереса к изучению русского языка вызывает необходимость развить у учащихся любовь и интерес к этому предмету, сделать его более радостным и увлекательным.
Главная задача учителя - это привить любовь к языку, развить творческие, интеллектуальные способности ученика, воспитать культурную грамотно-развитую личность. Каждый раз, идя на урок, думаешь о том, как заинтересовать учащихся своим предметом? Бесспорно, добиться повышения качества на уроках помогают новые педагогические технологии, но применение этих новшеств невозможно без заинтересованности самих учащихся.
Среди большого количества существующих педагогических технологий можно выделить технологии проблемного обучения, и здоровьесберегающие, игровые, проектной и исследовательской деятельности.
Наиболее продуктивной на сегодняшний день является технология развития критического мышления через чтение и письмо, которая учит мыслить логически, нестандартно, творчески. Эта технология включает в себя такие техники ,как кластер, синквейн, фишбоун, бортовой журнал .Данные техники позволят на уроках русского языка повысить интерес младших школьников.
Самое главное при организации урока с применением этой технологии необходимо помнить, что она базируется на модели из трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия.
Также очень эффективна технологии проблемного обучения.. В чем его актуальность?
Данная технология позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.
Например:
Урок русского языка. Тема: «Имя прилагательное»
Задание 1. Из данных слов выпишите имя прилагательное.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Игра занимает важное место в жизни ребенка, является преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.А. Венгер, А.П.Усова).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Многие дидактические игры построены на необходимости обнаружить ту или иную закономерность, на способности выдвигать гипотезы, на соревновании в знаниях.
Например: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки.
Игра «Дополни предложение»:
1) Звуки бывают... (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).
2) Звуки слышим, буквы... (пишем).
3) В слове столько слогов, сколько... (гласных).
4) После твердых согласных пишутся гласные... (а, о, ы, у).
5) После мягких согласных пишется гласная... (и).
– Как отличить согласный звук от гласного?
Разгадывание ребусов
Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход, это деятельность коммуникативная.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Таким образом, познавательный интерес – это стремление к знаниям, к чему-то новому, незнакомому. Именно с помощью познавательного интереса у детей формируется любовь к труду, технике, учебным занятиям, чтению книг и другим. Занимательный материал может быть самым разнообразным, поэтому педагог должен обязательно на каждом уроке русского языка использовать игры, загадки, ребусы, кроссворды, головоломки, тем самым прививать познавательный интерес к этому предмету.