Просмотр содержимого документа
«Статья "Нестандартные уроки по русскому языку в развитии познавательного интереса младших школьников"»
Нестандартные уроки по русскому языку в развитии познавательного интереса младших школьников
Аннотация
Становление познавательных интересов школьников происходит, прежде всего, во время урока русского языка. Необходимо активизировать познавательную деятельность школьников и усиливать интерес к обучению на каждом этапе урока русского языка, используя для этого различные приемы, формы и виды работ: индивидуальный подход к детям, дифференцированную работу на уроке, разнообразный иллюстрационный и раздаточный материал, информационные компьютерные технологии и другие.
Ключевые слова: нестандартный урок, урок русского языка, познавательный интерес, повышение качества обучения, методика преподавания.
Особенно важно, чтобы учащиеся на каждом уроке чувствовали радость открытия, чтобы у них появлялась вера в свои способности и познавательный интерес. Успешность обучения и интерес – это основные параметры, определяющие полноценное интеллектуальное и эмоциональное развитие, следовательно, и качество работы педагога.
Методика эффективного формирования познавательных интересов учащихся имеет ряд этапов:
а) подготовка учащихся, которая обеспечивает определенный запас знаний и умений, языковых познавательных средств, необходимых для воспитания интересов учащихся;
б) создание положительного эмоционального отношения к предмету и к деятельности, которое является необходимым условием формирования познавательного интереса;
в) организация творческой деятельности, которая пробуждает у учащихся познавательные запросы и ее активизация в процессе самостоятельной работы с целью дальнейшего развития.
Главной задачей педагога при организации эффективного учебновоспитательного процесса в начальной школе является внедрение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что помогает развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей [6].
Важно отметить, что развитие познавательного интереса к учению является средством повышения качества обучения. Это особенно значимо в начальной школе, когда только начинают формироваться и определяться постоянные интересы к определенному предмету. Чтобы формировать у школьников умение самостоятельно пополнять собственные знания, нужно воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Одним из главнейших факторов развития интересов к учению является понимание школьниками необходимости изучаемого материала.
Для развития познавательных интересов к изучаемому материалу большую важность имеет методика преподавания русского языка. Поэтому прежде чем приступить к изучению определенной темы, педагог много времени должен уделять поискам активных средств, форм и методов обучения. Настоящее сотрудничество педагога и школьника возможно лишь при условии, что школьник будет хотеть делать то, что желает педагог.
Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке русского языка, необходимо привнести элемент занимательности, как в содержание, так и в форму работы [3]. Для повышения познавательной активности учитель должен определить собственные методы, стимулирующие детские познавательные интересы. Г.И. Щукина определила три группы стимулов познавательных интересов [5]:
I. Стимулирование познавательных интересов через содержание учебного материала. Можно использовать следующие приемы:
новизну содержания;
обновление уже освоенных знаний;
культурно-исторический аспект знаний;
насущную практическую необходимость в знаниях для жизни человека;
демонстрацию современных научных достижений.
II. Стимулирование познавательных интересов через организацию познавательной деятельности учащихся. Здесь можно выделить следующие моменты:
Разнообразие форм самостоятельной работы, поскольку их сменяемость активизирует познавательную деятельность учащихся;
проблемность, в которой должны содержаться удивление, трудности, поиски способов их решения, что тоже стимулирует активность и самостоятельность учащихся;
творческие работы, активизирующие эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы школьника;
практические работы, формирующие активность через применение знаний.
III. Зависимость познавательных интересов от отношений между участниками образовательного процесса, которые при доброжелательных, доверительных отношениях способствуют развитию активности.
Многие учителя применяют в учебном процессе разнообразные методические приемы: дидактические игры, игровые моменты, работу со словарями и схемами, ввод интеграции и т.д. Очень часто применяются в практике работы учителей различные формы уроков: урок-сказка, урокконкурс, урок-путешествие, урок-игра. Все эти уроки имеют свои особенности, но все они позволяют сделать атмосферу в классе доброжелательной, проявить пытливость и любознательность, что, в итоге, облегчает процесс освоения знаний. ФГОС НОО требует применения в образовательном процессе технологий деятельностного типа [3].
На основе анализа литературы и практического опыта педагогов можно обозначить следующие технологии стимулирования познавательных интересов применяемых в начальной школе:
1. Проектно-исследовательская технология
2. Игровые технологии
3. Технология интеграции (интегрированный урок)
4 Технология проблемного обучения
5. Информационные компьютерные технологии
Рассмотрим особенности использования нестандартных уроков для развития познавательного интереса в младших школьников.
Нестандартные, задачи, как и творческие задания, предусматривают в процессе выполнения отход от шаблонов и проявление инициативы в выборе решения. Формирование творческого потенциала младших школьников в процессе обучения достигается целенаправленным изменением меры конкретного и общего в овладении практическими и познавательными действиями. Это одно из важных условий этого процесса.
Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Разумеется, нельзя все уроки проводить в нестандартной форме, но опыт проведения таких уроков показывает, что именно нестандартные уроки при обучении информатике способствуют формированию познавательных интересов к предмету, способствуют активизации деятельности учащихся на уроке, наилучшему усвоению учебного материала учащимися, обеспечению развития индивидуальных способностей каждого ребенка.
Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать современные средства и методы обучения. Использование компьютерных информационных технологий на нестандартных уроках информатики и будет являться одним из таких средств. Применение компьютерной техники на уроках позволит сделать каждый урок ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала ученикам.
Особенностью этого условия является то, что оно выступает как внутренняя сторона и совершенствование содержания образования, т. е. системное построение учебного материала и соблюдение единства специфических и инвариантных возможностей учебного предмета в побуждении школьников к творческим действиям. Это условие играет важную роль в соблюдении разумного сочетания репродуктивного и продуктивного характера учебной деятельности. Важно определить меру конкретного материала на основе которого можно перейти на следующую ступень обобщения.
Следует увеличить удельный вес действительно творческой самостоятельной работы, под которой мы понимаем работу над проблемно – познавательными заданиями, решение системы нестандартных задач, подготовку докладов и сочинений по учебному предмету, выполнение заданий, требующих изучения дополнительной литературы, проведения опытов, наблюдений, сравнение и сопоставление различных фактов, – словом, все то, что способно пробудить воображение, фантазию, воспитать критичность ума и широту кругозора.
Список использованной литературы
Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. – Челябинск, 2014. – 19 с.
Гордон Л.А. Психологические основы воспитания интересов у школьников. – Киев: Радяньска школа, 2016. – 114 с.
Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. – Ноябрьск, 2015. – 124 с.
Изюмова С.А. Развитие познавательных способностей и усвоение школьных знаний. – М.: Просвещение, 2015. – 128 с.
Кондратюк А.И. Психологические особенности динамики познавательных интересов учащихся. – Киев, 2013. – 218 с.
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. / под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 272 с.
Щукина, Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике: Учебное пособие / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2015. – 200 с.