Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Самостоятельность как важная составляющая образования и воспитания учащихся"»
Самостоятельность как важная составляющая образования и воспитания учащихся
В основе современных образовательных стандартов лежит общекультурное, личностное, познавательное развитие школьников, их мотивированный интерес к учёбе, при этом важной составляющей этого процесса является самостоятельность в изучении материала.
Главной задачей образовательных организаций является формирование универсальных учебных действий, которые помогут учащимся самосовершенствоваться.
Чтобы самообразование было на высоком уровне, нужно уже с начальной школы приучать детей к самостоятельной работе не только на уроке, но и дома.
«Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний ", - эти слова известного русского педагога Ушинского К.Д. нацеливают учителей на приучении детей к самостоятельности. Поэтому в основной школе лежит на учителях большая ответственность в развитии самостоятельности у детей.
Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка и литературы - это форма организации их деятельности, проводимая под руководством учителя (а дома – родителей), в ходе которой ученики практически без чьей-либо помощи выполняют задания, чтобы пополнить знания и развить умения, что отразиться на воспитании положительных личных качеств характера. Уроки русского языка и литературы – это та благодатная среда, где самостоятельность, инициативность, активность воспитывают личность, человека, любящего свою семью, язык, Родину.
В своей работе по приучению детей к самостоятельности каждый учитель русского языка и литературы должен руководствоваться следующими принципами: обязательности, посильности, заинтересованности, поощрения. На каждом занятии обязательны посильные задания для самостоятельной работы каждому школьнику, допустим, выписать из текста сложное предложение и синтаксически его разобрать, привести «свои» примеры к изучаемому или изученному правилу, найти слова с определённой орфограммой в определённой морфеме и назвать их и т.д.. Без мотивации и поощрения учащегося трудно будет убедить получать знания. Целенаправленное усердие преподавателя должно быть регулярным и разнообразным, потому и существует достаточное количество форм, используемых на уроках русского языка и литературы. Это и работа с учебником, справочниками, первоисточниками, различные виды упражнений, диктантов, тесты, разборы, даже научно- исследовательские проекты и олимпиадные задания
Хочется напомнить всем известные формы самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы:
1. Работа с учебником.
чтение текста;
чтение про себя;
воспроизведение прочитанного;
обсуждение прочитанного;
разбивка прочитанного на смысловые части;
составление плана прочитанного;
работа с оглавлением;
работа над определением.
2. Выполнение письменных самостоятельных работ на уроке:
выполнение упражнений на закрепление темы;
составление упражнений, словарных диктантов, литературных диктантов;
работа над ошибками;
сочинение-миниатюра;
тестовые задания.
3. Контрольные работы.
- диктант, сочинение, изложение.
Если говорить об уроках русского языка, то нужно остановиться на том, что процесс этот начинается с изучения правила и самостоятельном его изложении, при этом можно создавать схемы, таблицы, доказывать использование своих определённых значков, символов. Ребята с удовольствием включаются в эту своего рода игру. Чтобы закрепить новую тему недостаточно выполнить упражнение на закрепление у доски и в тетрадях с элементами самостоятельной работы, желательно включить такие виды, как выборочный диктант, разнообразные разборы, составление упражнений, написание сочинений с использованием слов, предложений по изученной теме. Возьмём за пример следующее задание для учащихся 5 кл.: составить сказку с использованием слов с чередующейся гласной в корне слова. Можно определить объём сказки, количество слов с данной орфограммой. Это задание (в зависимости от сложности) может быть и классным, и домашним. А такое домашнее задание, как зашифровать в сюжетном рисунке слова на изученную орфограмму, не оставит равнодушным ни одного школьника 5-6 кл. На уроке же происходит дешифровка «картины». Например, ученик нарисовал взрослых и ребёнка, сидящих на скамье, рядом деревья, на которых сидят птицы. Рисунок на тему «Разделительный Ь». Одноклассники по его рисунку называют как можно больше слов, изображённых на «картине» и относящихся к теме. Затем слова записываются в тетрадь и в них выделяется орфограмма.
Написание различного жанра произведений (частушки, оды, рассказа, баллады, былины) на изученное правило во многом создаст ситуацию успеха. Потом добавляются более сложные формы и методы самостоятельной работы: «Синквейн», «Кластер», «Презентация», «Я учитель» и т.д. Сейчас многие педагоги увлечены «Синквейном». Простой по технологии, он полезен ученикам в восприятии смысла слова, его определительных характеристик, в развитии речи. Правила составления:
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное. Иллюстрацией этого метода может служит такой пример:
Глагол
Переходный, непереходный
Обозначает, отвечает, является
Присущи различные грамматические категории
Часть речи
Но не только игровая самостоятельность будет успешной, но и кропотливая серьёзная работа в добывании знаний пойдёт на пользу каждому ученику. Талантлив тот педагог, кто поможет ученику полюбить самостоятельный труд в постижении знаний, сохранении багажа умений, формировании умелой личности.
Для того чтобы у детей развилась творческая активность, следует сформировать у них речевые и мыслительные навыки; новые термины должны вводиться только в знакомом для учащихся содержании; развивающие техники должны ориентироваться на личность школьника и его взаимодействие с другими учениками; в центре внимания должно быть овладение смыслом понятия; следует учить ребенка искать решение, учитывая возможные последствия; необходимо стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала, несёт в себе огромное воспитательное значение.
Время ценит инициативность, самостоятельность, активность. Наша задача научить этому и наших учеников, тогда им будет легче вступать в жизнь.