kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Самостоятельность как важная составляющая образования и воспитания учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрывает важность такого  элемента деятельности учащихся как самостоятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Самостоятельность как важная составляющая образования и воспитания учащихся"»

Самостоятельность как важная составляющая образования и воспитания учащихся

В основе современных образовательных стандартов лежит общекультурное, личностное, познавательное развитие школьников, их мотивированный интерес к учёбе, при этом важной составляющей этого процесса является самостоятельность в изучении материала.

Главной задачей образовательных организаций является формирование универсальных учебных действий, которые помогут учащимся самосовершенствоваться.

Чтобы самообразование было на высоком уровне, нужно уже с начальной школы приучать детей к самостоятельной работе не только на уроке, но и дома.

«Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний ", - эти слова известного русского педагога Ушинского К.Д. нацеливают учителей на приучении детей к самостоятельности. Поэтому в основной школе лежит на учителях большая ответственность в развитии самостоятельности у детей.

Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка и литературы - это форма организации их деятельности, проводимая под руководством учителя (а дома – родителей), в ходе которой ученики практически без чьей-либо помощи выполняют задания, чтобы пополнить знания и развить умения, что отразиться на воспитании положительных личных качеств характера. Уроки русского языка и литературы – это та благодатная среда, где самостоятельность, инициативность, активность воспитывают личность, человека, любящего свою семью, язык, Родину.

В своей работе по приучению детей к самостоятельности каждый учитель русского языка и литературы должен руководствоваться следующими принципами: обязательности, посильности, заинтересованности, поощрения. На каждом занятии обязательны посильные задания для самостоятельной работы каждому школьнику, допустим, выписать из текста сложное предложение и синтаксически его разобрать, привести «свои» примеры к изучаемому или изученному правилу, найти слова с определённой орфограммой в определённой морфеме и назвать их и т.д.. Без мотивации и поощрения учащегося трудно будет убедить получать знания. Целенаправленное усердие преподавателя должно быть регулярным и разнообразным, потому и существует достаточное количество форм, используемых на уроках русского языка и литературы. Это и работа с учебником, справочниками, первоисточниками, различные виды упражнений, диктантов, тесты, разборы, даже научно- исследовательские проекты и олимпиадные задания

Хочется напомнить всем известные формы самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы:

1. Работа с учебником.

  • чтение текста;

  • чтение про себя;

  • воспроизведение прочитанного;

  • обсуждение прочитанного;

  • разбивка прочитанного на смысловые части;

  • составление плана прочитанного;

  • работа с оглавлением;

  • работа над определением.

2. Выполнение письменных самостоятельных работ на уроке:

  • выполнение упражнений на закрепление темы;

  • составление упражнений, словарных диктантов, литературных диктантов;

  • работа над ошибками;

  • сочинение-миниатюра;

  • тестовые задания.

3. Контрольные работы.

- диктант, сочинение, изложение.



Если говорить об уроках русского языка, то нужно остановиться на том, что процесс этот начинается с изучения правила и самостоятельном его изложении, при этом можно создавать схемы, таблицы, доказывать использование своих определённых значков, символов. Ребята с удовольствием включаются в эту своего рода игру. Чтобы закрепить новую тему недостаточно выполнить упражнение на закрепление у доски и в тетрадях с элементами самостоятельной работы, желательно включить такие виды, как выборочный диктант, разнообразные разборы, составление упражнений, написание сочинений с использованием слов, предложений по изученной теме. Возьмём за пример следующее задание для учащихся 5 кл.: составить сказку с использованием слов с чередующейся гласной в корне слова. Можно определить объём сказки, количество слов с данной орфограммой. Это задание (в зависимости от сложности) может быть и классным, и домашним. А такое домашнее задание, как зашифровать в сюжетном рисунке слова на изученную орфограмму, не оставит равнодушным ни одного школьника 5-6 кл. На уроке же происходит дешифровка «картины». Например, ученик нарисовал взрослых и ребёнка, сидящих на скамье, рядом деревья, на которых сидят птицы. Рисунок на тему «Разделительный Ь». Одноклассники по его рисунку называют как можно больше слов, изображённых на «картине» и относящихся к теме. Затем слова записываются в тетрадь и в них выделяется орфограмма.

Написание различного жанра произведений (частушки, оды, рассказа, баллады, былины) на изученное правило во многом создаст ситуацию успеха. Потом добавляются более сложные формы и методы самостоятельной работы: «Синквейн», «Кластер», «Презентация», «Я учитель» и т.д. Сейчас многие педагоги увлечены «Синквейном». Простой по технологии, он полезен ученикам в восприятии смысла слова, его определительных характеристик, в развитии речи. Правила составления:

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное. Иллюстрацией этого метода может служит такой пример:

Глагол

Переходный, непереходный

Обозначает, отвечает, является

Присущи различные грамматические категории

Часть речи



Но не только игровая самостоятельность будет успешной, но и кропотливая серьёзная работа в добывании знаний пойдёт на пользу каждому ученику. Талантлив тот педагог, кто поможет ученику полюбить самостоятельный труд в постижении знаний, сохранении багажа умений, формировании умелой личности.

Для того чтобы у детей развилась творческая активность, следует сформировать у них речевые и мыслительные навыки; новые термины должны вводиться только в знакомом для учащихся содержании; развивающие техники должны ориентироваться на личность школьника и его взаимодействие с другими учениками; в центре внимания должно быть овладение смыслом понятия; следует учить ребенка искать решение, учитывая возможные последствия; необходимо стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала, несёт в себе огромное воспитательное значение.

Время ценит инициативность, самостоятельность, активность. Наша задача научить этому и наших учеников, тогда им будет легче вступать в жизнь.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Водянка Злата Владиславовна

Дата: 20.08.2017

Номер свидетельства: 425733

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Педагогический совет «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» "
    ["seo_title"] => string(104) "piedaghoghichieskii-soviet-sovriemiennyi-urok-kak-osnova-effiektivnogho-i-kachiestviennogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "126297"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415136497"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Доклад на тему: "Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку ""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_tiemu_puti_povyshieniia_funktsional_noi_ghramotnosti_uchashchikhsia_po"
    ["file_id"] => string(6) "397235"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488456649"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Презентация к педагогическому совету «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» "
    ["seo_title"] => string(124) "priezientatsiia-k-piedaghoghichieskomu-sovietu-sovriemiennyi-urok-kak-osnova-effiektivnogho-i-kachiestviennogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "126305"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415137295"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Безотметочное обучение как ведущий принцип формирующего оценивания в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(108) "biezotmietochnoie-obuchieniie-kak-viedushchii-printsip-formiruiushchiegho-otsienivaniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "234603"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443467656"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства