Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы»»
Формирование нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы
Выполнила: Борева Т.Н. ,
учитель русского языка и литературы
2016 год
Воспитывать – значит помогать человеку приобрести лучшие душевные качества. Воспитывать в национальном духе - значит прививать человеку такие нравственные качества, которые присущи нашему народу. Наше общество достигло небывалых высот в развитии экономики, но при этом мы страшно упали в нравственном отношении. Нам в качестве образца приводят Запад, где давно попирают мораль, забывая при этом, что мы живем в России, стране с особым менталитетом, где всегда во главу ставилось воспитание, а не богатство, которое не сможет заменить доброту, надежность, честность. Считаю, что на уроках учителю нужно всегда заострять внимание на многих проблемных моментах нашего общества. И именно литература помогает сформировать национальные духовно-нравственные ценности. На своих уроках я знакомлю ребят с поэтическим образом Родины, с нравственными традициями русской культуры, поэтому во главу берутся национальные ценности: семья, милосердие, вера, патриотизм, природа, патриотизм, труд. Цели и задачи: формирование духовно-нравственной личности, способной к самоопределению и самореализации в современном обществе; развитие интеллектуальных способностей учащихся через повышение их общей культуры; воспитание патриотизма и гражданственности путем повышения орфографической и литературной грамотности учащихся; помочь учащимся увидеть в произведениях прошлого общечеловеческий смысл.
Начиная с устного народного творчества, мы на уроке постоянно говорим о дружбе, трудолюбии, верности, чести, любви. Так при изучении сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» в 5 классе говорим о чувстве верности героя, о его любви к родине. Зачитываем и комментируем эпизоды, где Иван не желает оставаться дома, где три раза стойко борется со змеем, защищая свой край. «Подвиг отрока- киевлянина …» также учит детей чувству патриотизма. В конце урока дети писали миниатюру « Чем поучительна летопись?», где многие учащиеся приводили в пример отрока как патриота. Эта тема звучит и в «Бородино», и в «Левше», и в « Судьбе человека», в былинах и др..По таким произведениям дети учатся почитанию старших, праведной жизни, способности проявлять героизм во имя защиты Родины.
В учебниках 5-7 классов широко представлены пословицы. После бесед о нравственном смысле народных изречений ребятам предлагается написание творческой работы по выбранной ими пословице. Очень интересна и древнерусская литература. Полезно « Поучение Владимира Мономаха», где многие высказывания ученики объясняли с точки зрения современности и пришли к выводу, что в наше время все эти советы : «лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело», «старых чтите, как отца» - очень нужны и важны, при этом осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.
В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности можно назвать А.Пушкина, И.Крылова, В. Астафьева, И.Тургенева, А.Чехова и многих других. Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной жизни героев произведений, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле. Невозможно не обсуждать на уроке отрывок из поэмы «Русские женщины » Н.Некрасова, где автор показывает нам женщин, которые, несмотря ни на какие преграды, поехали вслед за своими мужьями в Сибирь, дорожа честью своей семьи. Ученики оказываются неравнодушны к поднятой проблеме и высказываются, страстно обсуждают ее. Их симпатии оказываются на стороне княгини как хранительницы семьи. Эту же тему продолжает Л.Толстой в романе « Война и мир», где автор показывает нам несколько семей, сравнивая их и доказывая, что настоящая семья строится только на любви. Тема семейных отношений нашла продолжение и в творчестве Тургенева, Гончарова, Шолохова и др. Семья, где нет духовности, нравственности – распадается. А сейчас – пропаганда свободной любви. Так же навязываются детям заграничные фильмы ужасов, боевики, где царит одно насилие. Поэтому на уроках говорим о послушании старшим, любви при изучении произведений К.Паустовского «Теплый хлеб», «В дурном обществе» В. Короленко, А.Платонова «Юшка», «Детство» Л.Толстого и др., где авторы учат нас жить по нравственным законам. Анализируя поступки героев, дети начинают понимать, что такое настоящая любовь, не знающая выгоды, что нельзя быть равнодушным, безразличным к себе и другим. А как прекрасны женские героини в русской литературе! Знакомясь с образами Т.Лариной, Аси, Марьи Кирилловны, Н.Ростовой и др., я обращаю внимание учеников на богатый внутренний мир этих героинь, их неповторимую красоту. К сожалению, в наше время многие девушки забыли о женственности, хороших манерах, приходится об этом говорить на уроках.
На уроках русского языка учащимся предлагаются темы, раскрывающие возможности языковых средств, значение русского языка в нашей стране, красоту нашего языка. Эти занятия способствуют решению воспитательных задач, способствующих повышению интереса к предмету. Мы учимся пониманию того, что надо беречь родное слово, так как оно открывает для нас мир бесконечных радостей, мир человеческих чувств и отношений. Этимология слова, его морфемный или словообразовательный анализ помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, познать себя как представителя русской нации. Нравственному воспитанию школьников на уроках русского языка способствуют тексты - отрывки из произведений И.Тургенева, И.Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелёва. Также отбираю для проведения диктантов разного вида, изложений, комплексного анализа тексты о патриотизме, нравственном долге, о милосердии. Часто по теме работаем и с пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями, объясняя их смысл, тем самым формируя нравственный выбор учащихся. Эта работа ценна тем, что все выражения несут в себе основы народной морали. В учебнике русского языка имеется и много поэтических текстов, позволяющих проводить наблюдение над употреблением изобразительно-выразительных средств. Определяя эпитет или олицетворение, дети учатся видеть красоту русского слова, расширяют свой лексикон, учатся правильной речи. А вот на переменах часто приходится сталкиваться с грубой лексикой, жаргоном, смайликами, искажением русского слова. И это проблема времени – влияние Интернета на нашу речь, а вместе с тем и нашу нравственность. Часто даю учащимся возможность рассуждать о моральных понятиях в мини-сочинениях: « Нужно ли милосердие сегодня?», « Что такое любовь?», «Можно ли жить без совести?», в которых раскрывается внутренний мир ребенка. Через такие работы возникает возможность влияния на учащихся, возможность помочь человеку осознать свой поступок и, может, исправиться. Активно использую на уроках и во внеурочной деятельности информационные технологии и возможности Интернет-ресурсов. Вопрос, текст, предложение для учащегося должны быть жгучими, злободневными, личностно значимыми. Только в этом случае можно воздействовать и разбудить лучшие качества личности, подвести к гражданственности, нравственности, общечеловеческим идеалам, которые, как никогда, актуальны в наше время.
Через общение учителя и ученика происходит взаимопонимание, взаимообогащение. А русская литература, которая создавалась, в основном, писателями- христианами, помогает нам в этом. Ведь и М.В.Ломоносов, и Г.Р.Державин, и И.А.Крылов, и А.Пушкин, и А.Ахматова в своем творчестве воспевали величие Бога, утверждали общечеловеческие ценности, призывали к служению Отечеству, искореняли людские пороки. Надеюсь, что эти уроки не пройдут даром, и дети наши вынесут с них для своей души что-то полезное. Главное - вести работу по нравственному воспитанию постоянно и помнить, что мы растим будущих граждан страны.