kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Формирование нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья сообщает о методах и приемах развития нравственных качеств уачщихся еа уроках русского языка и литературы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы»»











Формирование нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы













Выполнила: Борева Т.Н. ,

учитель русского языка и литературы











2016 год

Воспитывать – значит помогать человеку приобрести лучшие душевные качества. Воспитывать в национальном духе - значит прививать человеку такие нравственные качества, которые присущи нашему народу. Наше общество достигло небывалых высот в развитии экономики, но при этом мы страшно упали в нравственном отношении. Нам в качестве образца приводят Запад, где давно попирают мораль, забывая при этом, что мы живем в России, стране с особым менталитетом, где всегда во главу ставилось воспитание, а не богатство, которое не сможет заменить доброту, надежность, честность. Считаю, что на уроках учителю нужно всегда заострять внимание на многих проблемных моментах нашего общества. И именно литература помогает сформировать национальные духовно-нравственные ценности. На своих уроках я знакомлю ребят с поэтическим образом Родины, с нравственными традициями русской культуры, поэтому во главу берутся национальные ценности: семья, милосердие, вера, патриотизм, природа, патриотизм, труд. Цели и задачи: формирование духовно-нравственной личности, способной к самоопределению и самореализации в современном обществе; развитие интеллектуальных способностей учащихся через повышение их общей культуры; воспитание патриотизма и гражданственности путем повышения орфографической и литературной грамотности учащихся; помочь учащимся увидеть в произведениях прошлого общечеловеческий смысл.

Начиная с устного народного творчества, мы на уроке постоянно говорим о дружбе, трудолюбии, верности, чести, любви. Так при изучении сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» в 5 классе говорим о чувстве верности героя, о его любви к родине. Зачитываем и комментируем эпизоды, где Иван не желает оставаться дома, где три раза стойко борется со змеем, защищая свой край. «Подвиг отрока- киевлянина …» также учит детей чувству патриотизма. В конце урока дети писали миниатюру « Чем поучительна летопись?», где многие учащиеся приводили в пример отрока как патриота. Эта тема звучит и в «Бородино», и в «Левше», и в « Судьбе человека», в былинах и др..По таким произведениям дети учатся почитанию старших, праведной жизни, способности проявлять героизм во имя защиты Родины.

В учебниках 5-7 классов широко представлены пословицы. После бесед о нравственном смысле народных изречений ребятам предлагается написание творческой работы по выбранной ими пословице. Очень интересна и древнерусская литература. Полезно « Поучение Владимира Мономаха», где многие высказывания ученики объясняли с точки зрения современности и пришли к выводу, что в наше время все эти советы : «лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело», «старых чтите, как отца» - очень нужны и важны, при этом осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.

В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности можно назвать А.Пушкина, И.Крылова, В. Астафьева, И.Тургенева, А.Чехова и многих других. Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной жизни героев произведений, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле. Невозможно не обсуждать на уроке отрывок из поэмы «Русские женщины » Н.Некрасова, где автор показывает нам женщин, которые, несмотря ни на какие преграды, поехали вслед за своими мужьями в Сибирь, дорожа честью своей семьи. Ученики оказываются неравнодушны к поднятой проблеме и высказываются, страстно обсуждают ее. Их симпатии оказываются на стороне княгини как хранительницы семьи. Эту же тему продолжает Л.Толстой в романе « Война и мир», где автор показывает нам несколько семей, сравнивая их и доказывая, что настоящая семья строится только на любви. Тема семейных отношений нашла продолжение и в творчестве Тургенева, Гончарова, Шолохова и др. Семья, где нет духовности, нравственности – распадается. А сейчас – пропаганда свободной любви. Так же навязываются детям заграничные фильмы ужасов, боевики, где царит одно насилие. Поэтому на уроках говорим о послушании старшим, любви при изучении произведений К.Паустовского «Теплый хлеб», «В дурном обществе» В. Короленко, А.Платонова «Юшка», «Детство» Л.Толстого и др., где авторы учат нас жить по нравственным законам. Анализируя поступки героев, дети начинают понимать, что такое настоящая любовь, не знающая выгоды, что нельзя быть равнодушным, безразличным к себе и другим. А как прекрасны женские героини в русской литературе! Знакомясь с образами Т.Лариной, Аси, Марьи Кирилловны, Н.Ростовой и др., я обращаю внимание учеников на богатый внутренний мир этих героинь, их неповторимую красоту. К сожалению, в наше время многие девушки забыли о женственности, хороших манерах, приходится об этом говорить на уроках.

На уроках русского языка учащимся предлагаются темы, раскрывающие возможности языковых средств, значение русского языка в нашей стране, красоту нашего языка. Эти занятия способствуют решению воспитательных задач, способствующих повышению интереса к предмету. Мы учимся пониманию того, что надо беречь родное слово, так как оно открывает для нас мир бесконечных радостей, мир человеческих чувств и отношений. Этимология слова, его морфемный или словообразовательный анализ помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, познать себя как представителя русской нации. Нравственному воспитанию школьников на уроках русского языка способствуют тексты - отрывки из произведений И.Тургенева, И.Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелёва. Также отбираю для проведения диктантов разного вида, изложений, комплексного анализа тексты о патриотизме, нравственном долге, о милосердии. Часто по теме работаем и с пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями, объясняя их смысл, тем самым формируя нравственный выбор учащихся. Эта работа ценна тем, что все выражения несут в себе основы народной морали. В учебнике русского языка имеется и много поэтических текстов, позволяющих проводить наблюдение над употреблением изобразительно-выразительных средств. Определяя эпитет или олицетворение, дети учатся видеть красоту русского слова, расширяют свой лексикон, учатся правильной речи. А вот на переменах часто приходится сталкиваться с грубой лексикой, жаргоном, смайликами, искажением русского слова. И это проблема времени – влияние Интернета на нашу речь, а вместе с тем и нашу нравственность. Часто даю учащимся возможность рассуждать о моральных понятиях в мини-сочинениях: « Нужно ли милосердие сегодня?», « Что такое любовь?», «Можно ли жить без совести?», в которых раскрывается внутренний мир ребенка. Через такие работы возникает возможность влияния на учащихся, возможность помочь человеку осознать свой поступок и, может, исправиться. Активно использую на уроках и во внеурочной деятельности информационные технологии и возможности Интернет-ресурсов.
Вопрос, текст, предложение для учащегося должны быть жгучими, злободневными, личностно значимыми. Только в этом случае можно воздействовать и разбудить лучшие качества личности, подвести к гражданственности, нравственности, общечеловеческим идеалам, которые, как никогда, актуальны в наше время.

Через общение учителя и ученика происходит взаимопонимание, взаимообогащение. А русская литература, которая создавалась, в основном, писателями- христианами, помогает нам в этом. Ведь и М.В.Ломоносов, и Г.Р.Державин, и И.А.Крылов, и А.Пушкин, и А.Ахматова в своем творчестве воспевали величие Бога, утверждали общечеловеческие ценности, призывали к служению Отечеству, искореняли людские пороки. Надеюсь, что эти уроки не пройдут даром, и дети наши вынесут с них для своей души что-то полезное. Главное - вести работу по нравственному воспитанию постоянно и помнить, что мы растим будущих граждан страны.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Формирование нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы»

Автор: Борева Татьяна

Дата: 30.12.2016

Номер свидетельства: 374668

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(74) "statiaispolzovaniienovykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "289780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859136"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(81) "informatsionnokommunikatsionnyietiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "285444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454171483"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Элективный курс по русскому языку "Культура русской речи" 11 класс. "
    ["seo_title"] => string(68) "eliektivnyi-kurs-po-russkomu-iazyku-kul-tura-russkoi-riechi-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "149323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420130060"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "статья "Проблема у подрастающего поколения - нежелание читать""
    ["seo_title"] => string(72) "stat_ia_probliema_u_podrastaiushchiegho_pokolieniia_niezhielaniie_chitat"
    ["file_id"] => string(6) "357004"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478684083"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства