СТАТЬЯ «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
СТАТЬЯ «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Современный период развития Казахстана четко обозначил новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. В данный момент перед нашей страной стоит амбициозная цель - вхождение в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Стратегически важной задачей в рамках достижения этой цели является построение общества, в котором главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СТАТЬЯ «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ» »
СТАТЬЯ
«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Подготовила: Епонешникова Людмила Владимировна
учитель русского языка и литературы Советской средней школы им. УМ. Ахмедсафина, Аккайынский р-н, с. Трудовое, Северо-Казахстанская область
ПЛАН:
Введение
Понятие функциональной грамотности. Уровень функциональной грамотности у Казахстанских школьников
Теоретические аспекты развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Практические приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Заключение
Введение
Современный период развития Казахстана четко обозначил новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. В данный момент перед нашей страной стоит амбициозная цель - вхождение в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Стратегически важной задачей в рамках достижения этой цели является построение общества, в котором главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.
В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»[1].
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 30 января 2012 года № 261 «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» Правительство Республики Казахстан утвердило «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы» [2].
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы [3] в качестве одной из целей называет формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.
Понятие функциональной грамотности. Уровень функциональной грамотности у Казахстанских школьников
Существует множество определений функциональной грамотности. В широком смысле под функциональной грамотностью подразумевается способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде [4].
Термин функциональная грамотность был предложен на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, сентябрь 1965), а в 1978 пересмотрен текст рекомендации о международной стандартизации статистики в области образования, предложенный ЮНЕСКО. Согласно новой редакции этого документа, грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования группы [5].
В современном информационном обществе понятие грамотности становится ключевым для всех слоев общества. Сверх того, понятие грамотности значительно расширяется (информационная, техническая, музыкальная грамотность и т.п.) и приобретает статус атрибута культуры.
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений.
Функциональная безграмотность – это невладение чтением и письмом в той мере, которая позволяет пользоваться ими для получения информации, общения и самовыражения. Основные признаки функциональной безграмотности – невразумительность речи устной и речи письменной, неспособность осмысленно прочитать простой текст, выполнить простейшие арифметические действия, например, проверить кассовый чек магазина. Функционально неграмотный – это человек, получивший школьное образование, но, тем не менее, испытывающий трудности в получении и критическом осмыслении информации, что делает его потенциальной жертвой различных манипуляций [6].
Одной из первых задач в рамках реализации национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы стал анализ текущей ситуации по развитию функциональной грамотности школьников
Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (Program for lnternational Student Assessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность.
В 2009 году Казахстан впервые принял участие в исследовании PISA.
Результаты свидетельствуют, что доля казахстанских школьников, готовых:
1) адекватно использовать более или менее сложные учебные тексты и с их помощью ориентироваться в повседневных ситуациях, составляет 5% от числа участников исследования грамотности чтения (средний показатель по странам ОЭСР - 28,6%) – 59 место среди 65 стран;
2) эффективно работать с конкретными моделями для конкретной ситуации, развивать и интегрировать разные задания, составляет 4,2% от числа участников исследования математической грамотности (средний показатель по странам ОЭСР - 16% участников) – 53 место среди 65 стран;
3) эффективно работать с ситуацией, требующей сделать выводы о роли естественных наук, выбрать и объединить объяснения из разных естественнонаучных дисциплин и применить эти объяснения непосредственно к аспектам жизненных ситуаций, составляет 3,6% от числа участников исследования естественнонаучной грамотности (средний показатель по странам ОЭСР - 20,5%) – 58 место среди 65 стран [7].
Таким образом, результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают, что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях.
Теоретические аспекты развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
На уроках русского языка и литературы перед учителем стоит задача не просто научить ребенка читать и писать, но и развить способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста (понимания, сжатия, преобразования и т.д.), а также в целях передачи такой информации в реальном общении.
Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.
На уроках русского языка и литературы формируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:
осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты
разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
уметь извлекать информацию из разных источников;
учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь
применять их при подготовке собственных текстов;
реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.
Уроки русского языка и литературы школьного курса обучения содействуют формированию функциональной грамотности у учащихся путем:
формирования знаний о правилах, нормах и техниках чтения, письма, общения, создания письменного или устного текста/высказывания;
развития умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее при помощи правил или обращения к учебнику, справочнику или словарю;
создания ситуаций свободного использования освоенных навыков чтения и письма для понимания и преобразования текста для целей передачи информации в новых ситуациях;
развития универсальных способов деятельности – аналитических умений отличать причину и следствие, общее и частное, главное и второстепенное;
создания ситуаций формирования опыта решения функциональных проблем;
умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Одной из ключевых областей функциональной грамотности является грамотность в чтении.
Чем понятие «чтение» отличается от понятия «фунциональное чтение»?
Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта [8].
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При фунциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц) [9].
Что такое грамотность чтения?
В исследованиях PISA и PIRLS под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.
На сколько уровней можно подразделить грамотность чтения?
В исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни:
поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень);
поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;
поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;
поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;
понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста [10].
Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения?
Ученик, у которого сформированы навыки фунционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.» [11].
Практические приемы развития навыков функционального чтения на уроках русского языка
На основе всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что важнейшей задачей современной системы образования является обеспечение школьникам умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Эти качества достигаются путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Прежде чем перейти непосредственно к практическим приемам, необходимо определить основные принципы организации учебного процесса:
процесс образования приводит к наилучшим результатам, если взаимоотношения учителя и детей носят личностный характер;
учебная программа должна быть взвешенной и учитываются индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии;
учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
учитель активно поддерживает исследования учеников в области сложных глобальных проблем.
Необходимые условия обучения на уроках русского языка:
обучение носит деятельностный характер;
учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;
используются продуктивные формы групповой работы
Кроме того, хотелось бы добавить, что очень важным аспектом является привлечение родителей к активному участию в образовании и воспитании детей.
Семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного и продуктивного образа жизни. Исследование PISA-2009 также демонстрирует, что на уровень функциональной грамотности положительно влияет участие родителей в процессе обучения и развития детей.
Практические приемы.
1. Жизненно важные проблемы
Учителю в эпоху развития информационных технологий необходимо проектировать учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации в контексте повседневной жизни ученика и решения жизненно важных проблем. С этой целью для создания учебных ситуаций, связанных, например, со сквозными темами «Окружающая среда и устойчивое развитие» и «Культурная самобытность и идентитет» можно использовать примеры из реальной жизни, а в качестве материалов для учебных заданий – объявления, рекламу, инструкции, меню, входные билеты и т.д. На основе этих материалов можно создавать не только тесты и задания на проверку функциональной грамотности чтения, но и викторины, ролевые игры, веб-квесты.
Примеры жизненно важных проблем
Поиск информации о работе в государственных учреждениях, молодежных центрах, центрах занятости и т.д. («Непрерывное обучение и планирование карьеры»).
Заполнение электронных анкет, опросов, анкет регистрации (понятие о защите личных данных) («Непрерывное обучение и планирование карьеры», «Здоровье и безопасность»).
Расписание движения транспорта («Окружающая среда и устойчивое развитие»).
Работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений («Культурная самобытность и идентитет»).
Использование сайтов со сводками погоды («Окружающая среда и устойчивое развитие»).
Работа с географической картой («Окружающая среда и устойчивое развитие»).
Использование кулинарных рецептов (« Культурная самобытность и идентитет»).
Поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д. .(« Культурная самобытность и идентитет» «Ценности и мораль»).
Выбор товаров в Интернете («Окружающая среда и устойчивое развитие», «Технологии и инновации»).
2. Уровни грамотности чтения. Пирамида Блума.
Таксономия Блума - это иерархически взаимосвязанная система образовательных целей. Каждый ее уровень направлен на формирование определенных навыков мышления (от простого к сложному). В основе пирамиды Блума лежат знания - понимания. Три высших уровне (анализ - синтез - оценивания) обеспечивают развитие навыков мышления высокого уровня [12].
Навыки мышления
Содержание
Деятельность учителя
Учебная деятельность учащихся
Знания
Перевод и распознавание информации
Рассказывает, показывает, руководит, указывает
Слушают, запоминают, усваивают, учат наизусть, узнают, вспоминают, называют; цитируют, распознают (что-то уже знакомое ранее), регистрируют, относят к определенной категории
Понимание
Понимание предоставленной информации; пересказ собственными словами
Сверяет с правильным (правилом), сопоставляет, демонстрирует
Обсуждают, распознают, рассказывают, объясняют, делают сообщения, демонстрируют примеры
Найди в тексте аргумент/аргументы, подтверждающие высказывание...
Как ты понимаешь заглавие текста?
Как еще можно было бы озаглавить текст?
вопросы с открытыми развёрнутыми ответами,
задания на аналогию, задания, требующие аргументированных ответов,
задания на выделение существенных признаков,
сравнение объектов
4.Рефлексия относительно содержания текста
Анализ
синтез
оценка
14) различать объективную и субъективную информацию
15) связывать информацию текста с фактами/событиями
реальной действительности
16) аргументировать свою точку зрения
Выскажите своё отношение к позиции автора/героя
Как автор относится к своему герою? Обоснуйте своё мнение.
Что в данном отрывке удивило вас больше всего? Почему?
свободные задания с открытыми ответами,
вопросы, требующие формулировки и аргументации собственного мнения,
тексты с ошибками,
задания на реконструкцию событий.
5.Рефлексия относительно формы подачи текста
Анализ
синтез
оценка
17) обнаруживать иронию, юмор, различные оттенки смысла, выраженные словом
Обладает ли автор/герой чувством юмора. Приведите примеры из текста.
Интерактивное задание
Цель работы: дать общую характеристику способов работы с текстом.
1. Рассмотрите схему и обсудите ее.
2. Дополните схему своими примерами.
3. С какими трудностями сталкиваются ваши ученики, работая с различными текстами?
Работа с не сплошным текстом
Задание. Рассмотрите билет с двух сторон. Составьте вопросы и задания.
Варианты заданий, составленных участниками курса
Вариант I. Составители Л. Письменная, М. Янкевич
Пребывая в Москве, на курсах по функциональному чтению, мы получили в подарок билет.
1. Когда мы были на курсах в Москве?
2. Куда можно пойти с этим билетом?
a) в ювелирный магазин ―Алмазы России
б) в Комитет РФ по драгоценным металлам
в) в музей-выставку ―Алмазный фонд
И хотя мы знаем, что «дареному коню в зубы не смотрят», цена нас заинтересовала.
3. Какова стоимость билета?
Выяснив дату посещения, мы отправились на экскурсию.
4. Когда состоялась экскурсия?
Немного побродив по городу, мы оказались в нужном месте центра Москвы.
5. Куда мы пришли?
В нужный день и время мы подошли к Кремлю и в растерянности остановились.
6. Через какие ворота Кремля можно попасть на выставку?
7. В каком помещении Кремля находится выставка?
8. Хорошо, что с нами не было маленьких детей. Почему?
Вариант II. Составители В. Вересенко, С. Минакова
1. Какой музей-выставку ты можешь посетить по этому билету?
2. Где находится музей-выставка?
3. Где находится вход в музей? Что ты ожидаешь увидеть в экспозиции музея?
а) ювелирные украшения
б) образцы современного оружия
в) драгоценные камни
4. После покупки билета у тебя осталось 25 рублей. Сможешь ли ты купить ещё один билет для своего друга?
5. Твой младший брат пяти лет хочет пойти с тобой в музей. Можешь ли ты взять его с собой?
6. Придётся ли тебе платить дополнительно за услуги экскурсовода? Почему?
7. Ты хочешь написать заметку в школьную газету о посещении музея и берёшь с собой фотоаппарат. Какие снимки ты сможешь сделать? Почему?
8. У тебя большая сумка и зонт. Где ты сможешь оставить свои вещи?
9. Начало экскурсии в 15 часов. Мама хочет тебя встретить. Во сколько ей надо
подойти к музею?
«Можно или нельзя?». Запиши слова в 2 колонки.
Слова для справок: входить в верхней одежде; любоваться экспонатами; входить через Боровицкие ворота; фотографировать; приводить на выставку детей дошкольного возраста; оставить вещи в камере хранения; входить через Троицкие ворота.
МОЖНО
НЕЛЬЗЯ
4. Выполни грамматические задания:
4.1. Определи части речи
драгоценные – ______________
Кремль – ______________
допускаются – ______________
1998 – _____________________
4.2. Выпиши из текста одно имя существительное собственное.
4.3. Подбери синонимы:
длительность – ______________________________
располагается – _____________________________
4.4. Подбери антонимы:
запрещены – ______________________
конец – ___________________________
вход – ____________________________
Примеры заданий для развития навыков функционального чтения.
Задание 1.
Прочитайте приведенные ниже примеры. Как вы думаете, что их объединяет?
Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
И.А. Крылов «Мартышка и очки»
2) Вы пытаетесь загрузить программу «Скайп». У вас не получается. Вы читаете инструкцию, снова пытаетесь загрузить программу. Ничего не получается. Вы предпринимаете третью попытку – безрезультатно...
3) Утром вы бегло прочитали название лекарства на упаковке и приняли
предписанную вам дозу. Вскоре вы почувствовали себя плохо. Позже
выяснилось, что вы приняли препарат, который был выписан вашему дедушке.
Задание 2.
1. Какие умения нужны современному школьнику, чтобы справляться с решением жизненно важных проблем? Обсудите варианты ответов в группах.
2. Заполните правый столбик таблицы «Индикаторы функциональной грамотности». Какие выводы вы сделали? Представьте решение группы.
1. Общая грамотность
написать..., считать..., отвечать на вопросы...
2. Компьютерная грамотность
искать..., пользоваться..., создавать...
3. Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях
оказать..., обратиться..., заботиться...
4. Информационная грамотность
находить и отбирать..., пользоваться.., анализировать...
5. Коммуникативная грамотность
работать..., расположить..., не поддаваться...
6. Грамотность владения ин. яз.
перевести..., рассказать..., общаться...
7. Бытовая грамотность
выбирать...,планировать..., использовать...
8. Правовая и общественно-политическая грамотность
отстаивать...,объяснять..., анализировать...
Пример работы со сплошным текстом
Текст
Кожа на них потрескалась и стала мягче лошадиных губ. В приличном обществе в таких сапогах не появишься. Я этого и не делаю — сапоги предназначены для иного. Мне сшил их старый софийский сапожник десять лет назад. Он содрал с меня десять лир и сказал: «Господин, из меня уже давно репей вырастет, а ты все еще будешь носить эти сапоги и вспоминать Исаака добрым словом».
Не прошло и года, и на раскопках ассирийского города в Междуречье у левого сапога отлетел каблук. Мне пришлось вернуться в лагерь одному. Я хромал по раскаленному песку, ругал старого софийского мошенника последними словами и клялся, что сожгу сапоги на костре. Мои коллеги, британские археологи, не добрались до раскопок — на них напали всадники Рифат-бека и вырезали всех до одного. Я не сжег сапоги, я сменил каблук и заказал серебряные подковки. В 1873 году, в мае, когда я направлялся в Хиву, проводник Асаф решил завладеть моими часами, моим ружьем и моим вороным ахалтекинцем Ятаганом. Ночью, когда я спал в палатке, проводник бросил в мой левый сапог эфу, чей укус смертелен. Но сапог просил каши, и эфа уползла в пустыню. Утром Асаф сам рассказал мне об этом, потому что усмотрел в случившемся руку Всевышнего.
Полгода спустя пароход «Адрианополь» напоролся на скалу в Термаикосском заливе. Я плыл до берега два с по ловиной лье. Сапоги тянули меня ко дну, но я их не сбросил. Я знал, что это будет равносильно капитуляции, и тогда мне не доплыть. Сапоги помогли мне не сдаться. До берега добрался я один, все остальные утонули. Сейчас я там, где убивают, на войне. Каждый день над нами витает смерть. Но я спокоен. Я надеваю свои сапоги, за десять лет ставшие из черных рыжими, и чувствую себя под огнем, как в бальных туфлях на зеркальном паркете (По Б. Акунину)
Вопросы и задания
1. О чем этот текст? Выбери правильный вариант ответа.
Это текст об увлекательном путешествии.
Это текст о качестве обуви.
Это текст о ―счастливых сапогах.
2. Озаглавь текст (предложи 2-3 варианта заглавия).
_________________________ – старинная французская единица измерения расстояния
_________________________ – опасная для человека ядовитая змея
_________________________– напольное покрытие
7. Заполни пропуски в предложениях.
1. Ты будешь носить эти сапоги даже тогда, когда…
2. Я хромал по раскаленному песку и клялся, что…
3. Британские археологи не добрались до раскопок, потому что…
4. За десять лет сапоги…
8. Укажи стрелками части сапога.
9. Объясни значение прилагательных в словосочетаниях.
доброе слово / добрый человек
раскалѐнный песок / раскалѐнная
сковорода
тянуть ко дну / тянуть время
серебряные подковки / серебряный голос
содрать 10 лир / содрать обои
10. Составь два предложения, в которых слово ПРОВОДНИК употреблено в разных значениях.
11. Расскажи в 5-7 предложениях о том, какая вещь и почему стала для тебя талисманом
Развитие коммуникативной компетенции
Создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах формируют коммуникативную компетенцию.
Приведем примеры такой работы в среднем звене. Класс делится на группы. Каждой из них дается задание: создать диалог и выступить с ним (можно в игровой форме). Погружаем учеников в реальную жизненную ситуацию: ты позвонил по телефону другу, чтобы договориться с ним о встрече. К телефону подо- шел либо друг, либо его родители, либо незнакомый человек (если ты ошибся номером). Поговори с ними, соблюдая необходимые нормы этикета. Учащиеся работают в группах, затем представляют результаты своей работы, выступая перед одноклассниками.
При изучении тем по культуре речи необходимо составить диалоги: разговор с продавцом в магазине, с врачом в больнице, с кондуктором в автобусе и т.д. Учащиеся представляют работу в виде публичного выступления.
Когда ученики при выполнении задания оказываются в реальной жизненной ситуации, это повышает их мотивацию к учению. Они с удовольствием составляют рецепты для школьной столовой (при изучении темы «Повелительное наклонение глагола»). При изучении темы «Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий» составляют меню для турпохода, для столовой, для ресторана, для ужина в семье, для приема гостей и т.д., образуя от предложенных существительных нужные причастия и прилагательные и включая их в названия блюд.
Продуктивная групповая коммуникация – частый вид работы в старших классах. При подготовке к написанию сочинения возникают определенные трудности. Одним из действенных методов подготовки к созданию собственного текста является редактирование чужого сочинения. Класс делится на группы, каждой из них дают по одному сочинению, которое они должны оценить по нескольким критериям: наличие проблемы, наличие комментария, точки зрения автора исходно- го текста, достоверность и достаточность аргументов при доказательстве своей точки зрения по проблеме. Это – трудная работа, требующая умения критически подходить к чужому тексту. Но если учащиеся видят недостатки и достоинства чужого сочинения, они потом стремятся избежать ошибок в собственном сочинении; лучше понимают, о чем им самим писать. После анализа чужого сочинения в группе (где оттачивается умение вести диалог, слушая друг друга и вырабатывая общую точку зрения) учащиеся готовят публичное выступление, в котором представляют результаты своей работы. На дом они получают задание создать письменную коммуникацию (свое сочинение) по определенному тексту.
С целью формирования компетенции личного самосовершенствования учителя применяют такой вид деятельности на уроках, как выполнение заданий с «лишними данными» (четвертый – лишний). Используются задания на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки выполнения каких-либо упражнений. Такая проверка требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них. Например, иногда при проверке ответы не сходятся. Ищут ошибку. Так дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и логикой учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке, развитие навыков критического отношения к результатам, проверка соответствия полученного ответа всем условиям заданий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке русского языка и литературы: комплексная работа с текстом; лингвистический анализ текста; тематические (речевые) уроки; «самодиктанты»; лексические разминки; сочинения-рассуждения; мини-изложения и мини- сочинения; редактирование текста; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами; сравнение двух текстов; коммуникативные и игровые ситуации.
Интеллектуальную и речевую деятельность учащихся также активизируют нестандартные формы проведения учебных занятий, например: лингвистическая лаборатория, урок-практикум, урок-исследование, урок-творческая мастерская, урок-тест, урок-конкурс, урок-игра.
Все это и является основными индикаторами формирования функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы. Ведь наша цель – воспитать ученика, умеющего обучаться, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетенций XXI века, способного жить и действовать в условиях быстро меняющегося мира.
Литература:
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана». 27 января 2010 года.// Электронный ресурс: [Официальный сайт Президента Республики Казахстан] –http://akorda.kz/
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.// Электронный ресурс: goo.kz/loader/load/14125
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.// Электронный ресурс: http://ru.government.kz/
Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).// М.: Издательство ИКАР, 2009.
ВЕРШЛОВСКИЙ С. Г., МАТЮШКИНА М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ// Социологические исследования, № 5, Май 2007
Утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. //Электронный ресурс: http://www.inform.kz/rus/article/2478586
Выготский Л.С. Педагогическая психология// М.: Педагогика, 1991. С
Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения//Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности» Cанкт-Петербург, 21-22.04.2011. Сборник тезисов и докладов
Материалы сайта «Курс «Развитие навыков функционального чтения» https://sites.google.com/site/kursusfunctreading
Леонтьев А.А. Психология обучения чтению “Начальная школа: плюс–минус”, № 10, 1999 г