kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эффективное оценивание, взаимооценка, самооценка на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В   Послании   Президента   отмечено:   «Чтобы   стать   развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших   детей,   в   целом   всего   подрастающего   поколения.   Это   важно,   чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».   Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения: учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Поэтому на своих уроках выстраиваю систему оценивания таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эффективное оценивание, взаимооценка, самооценка на уроках русского языка и литературы»


Эффективное оценивание, взаимооценка, самооценка на уроках русского языка и литературы

Маратова Лариса Михайловна

учитель русского языка и литературы

КГУ «Средняя школа № 26! отдела образования

по горолу Усть –Каменогорску управления образования ВКО

»                В   Послании   Президента   отмечено:   «Чтобы   стать   развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших   детей,   в   целом   всего   подрастающего   поколения.   Это   важно,   чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».   Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения: учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Поэтому на своих уроках выстраиваю систему оценивания таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Действия контроля и оценки при продвижении по ступеням обучения не только осваиваются учащимися как особые компоненты их учебной деятельности, но и претерпевают качественные изменения.

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников.

  • Одна из основных задач начальной школы:

формирование основ учебной самостоятельности

(основы умения учиться)

  • Одна из основных задач основной школы:

формирование учебной самостоятельности подростков

  • Стратегическая цель

образования:

инициатива, самостоятельность,

ответственность молодых людей за собственное благополучие и

благополучие общества

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания):

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Иногда я корректирую оценку и отметку, доказывая, что ученик завысил или занизил их.

Также задачу формирования навыков самооценки на уроках русского языка я решаю с помощью тестов и проверочный работ.

Прежде чем начать выполнять тестовую работу, учащиеся выбирают уровень сложности задания (технология дифференцированного обучения), затем оценивают возможности его выполнения по 5-балльной шкале.

Например, дифференцированное задание из проверочной работы по теме «Тире между подлежащими и сказуемыми»:

2балла*

Выделите грамматические основы во 2, 3, 4 предложениях, определите, чем выражены главные члены предложения (проведите самопроверку по эталону)

3 балла**

Выделите грамматические основы в 1, 3, 5 предложениях, определите, чем выражены главные члены предложения (проведите самопроверку по эталону)

4балла***

Выделите грамматические основы во всех предложениях, определите, чем выражены главные члены предложения (проведите самопроверку по эталону)

5 баллов****

Начертите схемы предложений (выберите из данных на доске), указывая, чем выражены главные члены предложения (проведите самопроверку по эталону).

Когда задание выполнено учащимися, осуществляют взаимопроверку и взаимооценку, только потом сверяют свои ответы с ответами учителя, затем выставляют себе отметку в соответствии с нормами и критериями оценивания данного вида работы, после чего соотносят ожидаемый и полученный результат, заполняя оценочный лист по теме урока. Несоответствие ожиданий говорит о завышенной или заниженной оценке и требует индивидуальной работы.

Кроме традиционных, часто использую словесное поощрение, похвалу, цветные жетоны, благодарность в дневник. На уроках провожу экспресс-опрос, использую оценочные листы и листы индивидуальных достижений. К формам промежуточного оценивания учебных достижений учащихся относится также входная, стартовая проверочная работа, домашняя самостоятельная работа, текущая проверочная работа, публичная защита творческой и исследовательской деятельности. Формы оценивания могут быть индивидуальными, групповыми, взаимное оценивание и т.д.

Ты- мне, я – тебе.

Учитель и учащиеся читают отрывок из текста про себя. Далее учитель закрывает книгу, а учащиеся задают вопросы по прочитанному тексту. Учитель отвкчает на все вопросы. Затем меняются ролями, т.е. учитель задает детям вопрос, а учащиеся отвечают, закрыв книгу. Затем учащиеся могут дочитать текст.

Чтение хором

Находим отрывок из текста или правило, которое читается хором, т.е. вслух.

Газетный заголовок

Учащиеся придумывают газетный заголовок, в котором должна быть отражена изучаемая тема.

Штурм фактов

Выполнения обзора по определенной теме всем классом. Далее работа в группе – мозговой штурм по теме, перечисление фактов, событий, правил, идей, связанных с темой.

«Пирамида»

Для того чтобы, учащиеся смогли оценить свою работу на уроке, предлагаю провести рефлексию. Каждый ученик получает картинку с изображением треугольника, который разделен на три части: в нижней части необходимо записать, что получилось на уроке, на средней части, что не получилось, и в верхней части над, чем необходимо поработать или, что повторить к следующему уроку.

«Говорящий смайлик» в конце урока при рефлексии

Улыбающийся – Я понял все

Серьезный – Понял не все

Грустный – Не понял

Для формирования самооценки ученика при обсуждении выполненного задания или в конце урока предлагаю детям ответить на следующие вопросы:

Памятка для учащихся «Рефлексия урока»

Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ...

  • Мне больше всего удалось ...

  • За что я могу себя похвалить?

  • За что я могу похвалить одноклассников?

  • Что приобрёл?

  • Что меня удивило?

  • Для меня было открытием то, что ...

  • Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Оценочная деятельность помогает учителю и учащимся получить информацию об эффективности их взаимодействия на уроке. Обучение и развитие учащихся постоянно находится в процессе движения и изменения. Оценивание и обучение являются взаимосвязанными процессами. Формы и методы оценки должны обеспечивать самое главное – комплексную оценку результатов.

Итак, что же конкретно следует делать, чтобы оценка способствовала формированию внутренних мотивов познавательной деятельности? На мой взгляд, главное – это развитие навыков самооценки, самоконтроля и самокоррекции. Эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эффективное оценивание, взаимооценка, самооценка на уроках русского языка и литературы

Автор: Маратова Лариса Михайловна

Дата: 26.05.2023

Номер свидетельства: 632494

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка на тему: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». 5класс "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "101767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402434949"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Эффективное оценивание, взаимооценка, самооценка на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnoe_otsenivanie_vzaimootsenka_samootsenka_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_l"
    ["file_id"] => string(6) "631922"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1684547957"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства