kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья по теме "Технология развития критического мышления через чтение и письмо при обучении русскому языку и литературе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены некоторые приёмы работы по технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении русскому языку и литературе. Цель данной технологии: развитие у учащихся мыслительных навыков, умение работать с информацией, перерабатывать её. В статье представлены такие приёмы технологии как синквейн, корзина идей, кластер, написание эссе, толстые и тонкие вопросы, перевод текста из одного  вида в другой, письмо по кругу, чтение с остановками. Работа по данной технологии делает процесс обучения учащихся более интересным, познавательным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Технология развития критического мышления через чтение и письмо при обучении русскому языку и литературе"»


Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку и литературе.


Бедросова Элмира Николаевна,

учитель русского языка и

литературы МБОУ СОШ №24

г. Новороссийск

Краснодарский край


В настоящее время школа находится в активном процессе реформирования, введения новых Федеральных образовательных стандартов (ФГОС второго поколения), которые предполагают формирование у подрастающего поколения определенных качеств, вызванных требованием времени. Новые Стандарты требуют и новых технологий обучения и воспитания, в связи с чем я решила найти такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы им работать более продуктивно. На помощь мне в решении этой проблемы пришли приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям. Технология РКМЧП разработана в середине 90-х годов XXв. американскими учеными и педагогами Дж. Стил, К. Мередит, Ч.Темпл. Цель технологии РКМЧП: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Технология РКМЧП включает три стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

  • В основе организации учебного процесса – работа учащихся в динамических парах и группах.

  • Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

  • Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно.

  • Роль учителя – в основном координирующая.

  • Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала (рисунки, опорные схемы и т.п.).

Я вижу большую эффективность данной технологии в процессе обучения ребят, так как она содержит такие приемы, которые позволяют побуждать интерес к теме, работать непосредственно с материалом и учат обобщать материал. Благодаря данной технологии интенсивно развивается умение работать с письменным текстом, у ребят повышается самооценка, развивается рефлексия, появляется потребность в познании нового.

На протяжении нескольких лет на своих уроках я часто использую различные приемы технологии РКМЧП:

Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями. Соединяя различные факты и мысли в такие паутинки, дети развивают системность мышления. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или словосочетания, которые учащиеся выбрали из текста. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Заполнение кластера начинаем при первом знакомстве с любой частью речи, по любой большой теме, например, при изучении сложного предложения. Ученики легко используют этот прием, так как им давно известна работа по опорному конспекту или опорной схеме. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Кластеры часто используем при изучении жизни и творчества писателей и поэтов, образов литературных героев.

Прием «Написание синквейна». В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Например, при изучении лексики, можно составить синквейн:

Лексика.

Необъятная, мудрая.

Называет, обозначает, объединяет.

Словарный состав любого языка.

Сокровищница.

«Корзина» идей. Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики, проводится обмен информацией. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по теме. Проводится обмен информацией в парах или группах. Каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного. Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

«Написание эссе». Свободное письмо на заданную тему. Смысл приема: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее свободную композицию, ориентацию на разговорную речь. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание.

Толстые и тонкие вопросы. Тонкие вопросы: кто, где, когда, что, согласны ли, было ли, будет ли и т.д. Толстые вопросы: Почему вы так думаете? В чем разница? Что, если? Объясните, почему... Этот приём может быть использован на любой стадии урока. Дети определяют уровень сложности вопроса, учатся относить его к «толстым» или «тонким».

Такая классификация помогает учить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Им нравится формулировать и записывать вопросы к произведению. Данную работу провожу в парах, в группах и индивидуально. При изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» «тонкие» и «толстые» вопросы могут быть оформлены в виде таблицы.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

- Что знают Кирсановы о Базарове?

- Чем занимается Базаров?

- Как относится Базаров к искусству?

- Как относятся к Евгению его родители?

- Почему роман называется «Отцы и дети», а не Базаров?

- Почему автор «умертвил» героя, а не показал его будущего?

- Что устарело в романе, а что в нем современно?

Перевод текста из одного вида в другой. Перевод учебного текста в художественный. Перевод художественного текста в учебный или научно-популярный. Создание текста для слушателей разных категорий (дедушки, 5-летнего брата и т.д.).

Создание текста для трансляции по радио, ТВ, для публикации в печатном издании.

Чтение с остановками также удачно вписывается в уроки литературы, особенно в 5-6 классах. Материалом для ее проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Главное – научить детей размышлять. Моя задача: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данный прием способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

В чем же инновационность представленной технологии? Во-первых, технология критического мышления представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. С другой стороны, использование данной технологии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Методы критического мышления, с одной стороны позволяют работать более профессионально, а с другой – делают процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.





Список литературы

1.Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления: материалы семинаров по проекту «Развитие критического мышления через чтение и письмо» / Р. Бустром.–2000

2.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке // Пособие для учителей общеобразовательных учреждений– М.: Просвещение, 2011

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М.: Народное образование. 1998



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бедросова Элмира Николаевна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152451

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Технология развития критического мышления через чтение и письмо  при обучении русскому языку»"
    ["seo_title"] => string(99) "tiekhnologhiiarazvitiiakritichieskoghomyshlieniiachieriezchtieniieipismopriobuchieniirusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "297080"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456140327"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "презентация опыта работы " Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(108) "priezientatsiia-opyta-raboty-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "229504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441744443"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Развитие интеллектуальных способностей учащихся  на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(100) "razvitiie-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122180"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414164376"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Статья на тему «Новые современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(115) "stat-ia-na-tiemu-novyie-sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "197660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428274633"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Эссе  «Инновационные методы и технологии обучения» "
    ["seo_title"] => string(57) "essie-innovatsionnyie-mietody-i-tiekhnologhii-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "205424"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429888030"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства