kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Справочные материалы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Справочные материалы для папки по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Справочные материалы»










Правила и образцы.









Звуки.

Звуки бывают гласные и согласные.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и

10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

а о у ы э – указывают на твёрдость предшествующего согласного.

я ё ю и е - указывают на мягкость предшествующего согласного.


Гласные буквы е ё ю я могут обозначать 1 звук или 2 звука.

Один звук обозначают, когда стоят после согласных.

Два звука обозначают, когда стоят:

1. в начале слова

2. после гласных

3. после ъ и ь знака


н м л р й' - непарные звонкие согласные

х ц ч' щ' - непарные глухие согласные


б в г д ж з – парные звонкие согласные

п ф к т ш с - парные глухие согласные


ч' щ' й' - всегда мягкие согласные

ж ш ц всегда твёрдые согласные

Перенос слов.

1. Слово переносится по слогам.

Например: кни – га, бу – кет, ве – те – рок.

Слово, состоящее из одного слога, не переносится.

Например: день, шью, вьёт.

2. Одну букву нельзя оставлять на строчке и переносить на другую. Например: идут, стою, Юлия, язык.

3. Буквы ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы.

Например: пись – мо, конь – ки, строй – ка, май – ка, подъ – езд.

4.При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.

Например: кас – са, хок – кей, кол – лекция.

Предложение.

Предложение- это слово или несколько слов, связанных по смыслу.


1.По цели высказывания предложения бывают:

Повествовательные (содержат сообщение):

На дворе стоит прекрасная погода.

Вопросительные (содержат вопрос):

Почему вы не гуляете?

Побудительные (содержат приказ, просьбу, совет):

Идите скорее!

2.По интонации:

Восклицательные: Мне подарили щенка!

Невосклицательные: Мне подарили щенка.

3. По наличию второстепенных членов:

Распространённые ( в которых есть второстепенные члены предложения) : Пришла долгожданная весна.

Нераспространённые (в которых нет второстепенных членов предложения): Весна пришла.

Члены предложения.

1.Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает ,о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее чаще всего выражено именем существительным. Подчёркивается одной чертой.


2.Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.


3. Определениеэто второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Подчёркивается волнистой линией. Определение чаще всего бывает выражено прилагательным.

4. Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, на который направлено действие, и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? Подчёркивается пунктиром. Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.


5. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который обозначает время, место, способ действия и отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? как? Подчёркивается пунктиром с точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.

Например:

Мальчики ловили в речке большую рыбу.


Однородные члены предложения.

Однородными членами предложения называют слова, которые:

1. Относятся к одному и тому же слову в предложении.

2. Отвечают на один и тот же вопрос.

3. Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

Например:

Суворов ценил своих солдат за храбрость, смекалку, выносливость.

Кораблики плыли и покачивались на воде.


Части речи.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?


1. Имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными.

На вопрос кто? отвечают одушевлённые существительные. Например: лошадь, утка.

На вопрос что? отвечают неодушевлённые существительные. Например: стол, праздник.

2. Имена существительные по родам не изменяются. Они бывают мужского, женского и среднего рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой - мужского рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя - женского рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё - среднего рода.


3. Имена существительные бывают собственные и нарицательные.

К именам собственным относятся фамилии, имена, отчества людей, названия стран, городов, сел, улиц, названия книг, газет, клички животных. Все остальные существительные – нарицательные.


4.Существительные бывают 1, 2 и 3 склонения.


Чтобы определить склонение имени существительного, его нужно поставить в именительный падеж единственного числа, определить род и выделить окончание. По роду и окончанию определить склонение.


1 скл.


2 скл.


3 скл.

женский род,

мужской род,

окончания

-а, -я

дядя

папа

поляна

земля


мужской род,

нулевое окончание


средний род,

окончания

-о, -е

конь

дом

солнце

утро

женский род с мягким знаком на конце

мышь

ночь

сирень

5. Имена существительные изменяются по числам и по падежам. Существительные в единственном числе обозначают один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов.

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. В русском языке 6 падежей.

Название падежей

Вспомогательные слова

Вопросы

Предлоги


Именительный

Есть



кто? что?


Родительный

Нет

кого? чего?

от, до, из,

без, у, для,

с, около


Дательный

Дать



кому? чему?

к, по

Винительный


Вижу


кого? что?

в, во, на,

за, про, через


Творительный

Горжусь

кем? чем?

с, со, за, под, над, между, перед


Предложный

Думаю



о ком? о чём?

о, об, в, на, при

Некоторые имена существительные не склоняются (не изменяются по падежам): пальто, метро, радио, кино, шоссе, кафе, кашпо. Такие имена существительные называются несклоняемыми. У них нет окончаний.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Проверить безударное окончание существительного можно двумя способами:

1.Определить склонение, падеж существительного и вспомнить таблицу окончаний:


1 склонение

2 склонение

3 склонение

Р. п.


Д. п.


П. п.

2. Воспользоваться словами-помощниками.

Для этого:

1. Определем склонение существительного.

2. Подбираем слово - помощник того же склонения, ставим его в ту же форму, что и проверяемое существительное.

3. Пишем окончание, как у слова-помощника.

Слова - помощники:

1 скл. – река, земля

2 скл. – конь, окно, слон

3 скл. – печь, степь, любовь

Например:

В тетрад…

1.Тетрадь – 3 скл.

2.Подбираю слово – помощник и ставлю его в ту же форму:

Степь - в степи

3.Пишу такое же окончание, как у слова помощника: в тетради.

Имя прилагательное

И мя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Например: серый, красный, большой, снежная, холодная.


Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Прилагательные в каждом роде имеют свои окончания:

Женский род (какая?) - ая -яя

Мужской род (какой?) -ый - ий -ой

Средний род (какое?) - ое -ее

Имена прилагательные изменяются по числам.

Прилагательные, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? относятся к единственному числу.

Прилагательные, отвечающие на вопрос какие? относятся ко множественному числу.

У прилагательных множественного числа нельзя определить род.

Начальная форма имени прилагательного - И.п., ед.ч., м.р.

Глагол.

Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает? что делают? что делал? что делали? и т. д.

Глагол изменяется по временам. У глагола три времени: настоящее время, прошедшее время, будущее время.


1.Настоящее время глагола обозначает действие, которое совершается сейчас, в момент речи, и отвечает на вопросы:

что делает? – ед.ч. (читает, пишет, рисует, поёт)

что делают – мн.ч. (читают, пишут, рисуют, поют).


2.Прошедшее время глагола обозначает действие, которое совершалось ранее, до момента речи, и отвечает на вопросы:

что делал? - м. р., ед.ч. (писал, читал)

что делала? - ж.р., ед.ч. (писала, читала)

что делало? - с.р., ед.ч. (сверкало, светило)

что делали? - мн.ч. (читали, писали, светили)

У глаголов прошедшего времени есть суффикс -л-. В единственном числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

Во множественном числе у глаголов прошедшего времени род определить нельзя.


3.Будущее время глагола обозначает действие, которое будет совершаться после момента речи:

что сделает? - ед.ч. (прочитает, напишет, посмотрит)

что будет делать? - ед.ч. (будет читать, будет смотреть)


Неопределённая форма глагола.

Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать?  и имеют окончания -ть, -ти, -чь.

Например: бежать, идти, беречь.

ЗАПОМНИ. Частица не с глаголами пишется всегда отдельно:

Например: Не выучил, не написал, не прочитал, не посмотрел.


Вид глагола.

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Совершенный виддействие уже сделано, закончено, то есть совершено.

Например: Что сделал? - прочитал, выучил


Несовершенный виддействие еще не закончено.

Например: Что делает? – читает, учит.


Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение):

Чтобы определить лицо глагола, нужно подставить к нему личное местоимение


Единственное число

Множественное число

1 лицо

Я

работаю

МЫ

работаем

2 лицо

ТЫ

работаешь

ВЫ

работаете

3 лицо

ОН, ОНА, ОНО

работает

ОНИ

работают


Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.  
При спряжении изменяются окончания глаголов.  
 Глаголы I спряжения имеют окончания:  
    -у (-ю),   -ешь (-ёшь),   -ет (-ёт),   -ем (-ём),   -ете (-ёте),   -ут (-ют).  
 

Глаголы II спряжения имеют окончания:  
      -у (-ю),   -ишь,   -ит,   -им,   -ите,   -ат (-ят).  

Спряжение глаголов определяется двумя способами:  
  –1)по личному окончанию, если оно ударное:  
поёшь, поёт, поют (I спр.);  

сидишь, сидим, сидят (II спр.);  
  2) если личное окончание безударное, то спряжение глагола определяется  по неопределённой форме.    

Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:  
 
1) поставить глагол в неопределённую форму (гуляет - гулять);  
  2) определить, какая гласная стоит перед -ть.  
Примечание.

По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя:

жить – живёшь, живут (I спр.); шуметь – шумишь, шумят (II спр.).

Ко II спряжению относятся:  
– глаголы в неопределённой форме, оканчивающиеся на -ить (кроме исключений);  
К I спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть:  


Глаголы- исключения

Ко второму же спряженью

Отнесём мы без сомненья

Все глаголы, что на - ить,

Исключая: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.


И ещё: СМОТРЕТЬ, ОБИДЕТЬ,

СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,

ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ВЕРТЕТЬ,

И ЗАВИСЕТЬ, И ТЕРПЕТЬ.


На конце глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих

пишется мягкий знак, который сохраняется и перед суффиксом

-ся : танцуешь, говоришь, будешь танцевать, станцуешь ;

(ты) советуешь – советуешься.


У глаголов в прошедшем времени перед суффиксом -л пишется тот же суффикс, что и перед -ть в начальной форме.

Например: увидеть – увидел, жарить - жарил



Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и качества, но не называет их.
Личные местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Указательные местоимения: этот, это, эта, эти, тот, такой, столько

Вопросительные местоимения: кто, что, какой, который, чей, сколько

Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, никого, ничего

Неопределённые местоимения: кто-то, что-то, кто-нибудь, несколько, что-нибудь, кое-что, кое-кто

Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их.

Возвратное: себя

Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной другой.


Наречие

Наречие – это неизменяемая  часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? У наречий нет окончаний.

Например: завтра, быстро, везде.


Предлог - это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Слова в, на, за, о, от, об, по, про, под, над, с, к, у – предлоги. Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и существительным можно вставить слово или вопрос.

Например: в (сосновом) лесу, на (зелёной) поляне.






Орфограммы

1.Безударные гласные

Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы этот безударный гласный стал ударным.

Например: соснá - сÓсны

веснá – вёсны

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение!


2.Парные согласные в конце и в середине слова

Чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или звонкий согласный «н».

Например: мороз – морозы, морозит, морозный

Проверочными словами парных согласных могут быть:

1.Прилагательные: мёд – медовый,

2.Глаголы: рыбка – рыбачить,

3.Уменьшительно – ласкательные: кошка-кошечка,

4.Употребление слова «нет»: морковь – нет моркови,

5.Множественное число: гриб – грибы,

6.Звонкий согласный «н»: хлеб – хлебный, мороз – морозный.


3.Непроизносимые согласные.

Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный хорошо слышался.
Например: звёздный – звезда,
мес
тный – место,
со
лнце – солнышко,
Если в сочетаниях согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно:
чудесно, чудесный – чудесен, чудеса,
опа
сно, опасный – опасен,

вкусно, вкусный – вкусен.

4. Мягкий знак – показатель мягкости.

Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

Например: пень, пеньки, конь, коньки, деньки.


5.Разделительный мягкий знак.


Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными е, ё, и, ю, я.

Например: платье, ружьё, муравьи, вьюнок, полынья.


6.Мягкий знак после шипящих.

В именах существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак. В именах существительных мужского рода после шипящих в конце слова мягкий знак не пишется.


Например: дочь печь мышь дичь ночь – ж.р.

гараж сторож камыш ключ – м.р.


7.Разделительный твёрдый знак.

Разделительный твёрдый знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, и перед корнем, начинающимся с гласных Е Ё Ю Я.


Например: подъезд




Состав слова.


1. Корень – это общая часть родственных слов.

Слова, которые имеют одинаковый корень и сходны по смыслу, называются родственными или однокоренными.

Например: летать, лётчик, перелёт, взлётная (полоса), прилёт.

Следует различать однокоренные или родственные слова и форму одного и того же слова.

Например: лес, лесной, лесник, лесничий – это родственные слова.

Лес, леса, лесом, о лесе, в лесу это формы одного и того

же слова.


2 . Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Например: читал (что?) книгу

рассказывал (о чём?) о книге


Часть слова без окончания называют ОСНОВОЙ.


3. Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Например: берёза, берёзка, берёзовая (роща)

4. Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Например: ходит, подходит, переходит, заходит.









Виды разборов и условные обозначения

1 – фонетический разбор

2 – разбор слова по составу

3 – морфологический разбор слова (как части речи)

4 – разбор предложения


1.Фонетический разбор слова.

1. Запиши слово и его транскрипцию, раздели на слоги.

2. Укажи для гласных звуков:

- ударный или безударный.

3. Укажи для согласных звуков:

- твёрдый или мягкий, парный или непарный;

- звонкий или глухой, парный или непарный.

4. Посчитай количество букв и звуков.


Образец письменного разбора:

м ячик [м'а ч'ик]

мя-чик

м-[м'] - согл., мягк. парн., зв.непарн.

я- [а ] - гл.,уд.

ч- [ч'] - согл., мягк.непарн., глух. непарн.

и- [и] - гл.,безуд.

к- [к ] - согл., тв.парн., глух.парн.

5б.,5зв.


2. Порядок разбора слова по составу.

  1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.

  2. Выдели основу слова.

  3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.

  4. Укажи приставку.

  5. У кажи суффикс.

Например: з а м о р о з к и


3.Морфологический разбор имени существительного.


  1. Часть речи.

  2. Начальная форма (И.п., ед.ч.).

  3. Постоянные признаки:

- собственное или нарицательное;

- одушевлённое или неодушевлённое;

- род;

- склонение.

4. Непостоянные признаки:

- падеж;

- число.

5. Роль в предложении.


Образец письменного разбора:


На дереве весело пела птичка.


1.(На) дереве – сущ.

2.Н. ф. – дерево.

3.Пост. пр. – нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.

4.Непост. пр. – П. п., ед. ч.

5.Пела (где?) на дереве.














Морфологический разбор имени прилагательного.


  1. Часть речи.

  2. Начальная форма (И.п., ед.ч., м. род).

  3. Постоянные признаки: (ещё не изучали)

  4. Непостоянные признаки:

- падеж;

- число;

- род (только в единственном числе)

  1. Роль в предложении.





Морфологический разбор глагола.


  1. Часть речи.

  2. Начальная форма (неопределённая форма глагола).

  3. Постоянные признаки:

- спряжение;

- вид

4. Непостоянные признаки:

- число;

- время;

- лицо (только в настоящем и будущем времени);

- род (только в прошедшем времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.














































4.Разбор предложения.


  1. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее, укажи часть речи.

  2. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое, укажи часть речи.

  3. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу, указываем части речи.

  4. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют, указываем части речи.

  5. Ставим вопросы от второстепенных членов предложения, указываем части речи.


Образец рассуждения:

В осеннем лесу появились большие грибы.

Что? Грибы - это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой, выражено существительным.

Грибы (что сделали?) появились. Это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом.

Задаём вопрос от подлежащего.
Грибы (какие?) большие. Это определение. Подчёркиваем волнистой линией, выражено прилагательным.

Задаем вопрос от сказуемого.

Появились (где?) в лесу – это обстоятельство. Подчёркиваем пунктиром с точкой, выражено существительным с предлогом.

Задаём вопрос от второстепенных членов предложения.

В лесу (каком?) осеннем – это определение. Подчёркиваем

волнистой линией, выражено прилагательным.

Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием (так как главный член предложения (подлежащее) не может зависеть от главного члена предложения (сказуемого)).


РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

1.Перенос слова – раздели слово на слоги, подчеркни гласные. Напиши ещё два слова.

Делай так: оси – на, ка – ран – да – ши, паль - то.

2.Мягкий знак – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Напиши ещё два слова.

Делай так: ходить, водить, наливать.

3. Жи – ши, ча – ща, чу – щу – выпиши слово правильно, подчеркни правило. Напиши ещё два слова.

Делай так: малыши, машина, шило.

4. Безударная гласная – выпиши слово правильно. Поставь в слове ударение, подчеркни безударную гласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы ударение падало на гласную.

Делай так: волна – волны, выходил – ходит.

5.Словарное слово – напиши слово правильно три раза. Запомни, как оно пишется.

Подчеркни букву, в которой была допущена ошибка.

Делай так: ребята, ребята, ребята.

6.Парные звонкие и глухие согласные – выпиши слово правильно. Подчеркни парную согласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

Делай так: морозы – мороз, ягодка – ягоды.

7. Разделительный мягкий знак - выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак.

Подчерни буквы, которые разделяет мягкий знак. Напиши ещё два слова на это правило.

Делай так: листья, деревья, вьюга.

8. Двойные согласные – выпиши слово правильно. Подчеркни удвоенный согласный.

Напиши ещё два слова на это правило.

Делай так: группа, аллея, утренний.

9.Непроизносимые согласные – выпиши слово правильно. Подчеркни непроизносимый согласный. Выдели корень. Подбери проверочное слово так, чтобы согласный хорошо слышался.

Делай так: звёздный – звезда, звёздочка.

10.Состав слова – выпиши слово правильно. Разбери его по составу.

11.Правописание приставок – выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Напиши ещё два слова с такой же приставкой.

Делай так: полетели, побежали, потянули.

12.Правописание предлогов – выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется раздельно: между предлогом и словом подставь другое слово. Подчеркни предлог.

Делай так: к (высокому) дереву.

13. Разделительный твёрдый знак – выпиши слово правильно. Подчеркни твёрдый знак.

Выдели приставку и подчерни букву ( Е, Ё, Ю, Я), которые разделяет твёрдый знак.

Напиши ещё два слова на это правило.

Делай так: въехал, съезд, объявление.

14. Мягкий знак после шипящих – выпиши слово правильно. Определи род имени существительного. Подчерни шипящий на конце слова. Определи, есть ли мягкий знак после шипящего.

Напиши ещё два слова на это правило.

ж. р. ж. р. ж. р.

Делай так: ночь, помощь, дочь .

15. Безударные падежные окончания – выпиши слово правильно. Выдели окончание. Поставь слово в начальную форму (И.п), определи склонение, падеж.

Делай так: На опушке - опушка, I скл, П.п.

16. Разбор предложения – выпиши предложение. Разбери его правильно.

17. Однородные члены предложения – выпиши предложение. Подчеркни однородные члены предложения. Вспомни о знаках препинания при однородных членах.

Делай так: Ученики читали, решали, считали.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Справочные материалы

Автор: Толкачева Наталья Валерьевна

Дата: 13.01.2020

Номер свидетельства: 535443

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Справочные материалы. К разделу программы  «Художественная обработка материалов». "
    ["seo_title"] => string(87) "spravochnyie-matierialy-k-razdielu-proghrammy-khudozhiestviennaia-obrabotka-matierialov"
    ["file_id"] => string(6) "186614"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426393247"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Индивидуальные карточки по русскому языку со справочным материалом для повторения, 5 класс "
    ["seo_title"] => string(97) "individual-nyie-kartochki-po-russkomu-iazyku-so-spravochnym-matierialom-dlia-povtorieniia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "104861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402764172"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Средства выразительности. Справочные материалы. "
    ["seo_title"] => string(50) "sriedstva-vyrazitiel-nosti-spravochnyie-matierialy"
    ["file_id"] => string(6) "106475"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403019773"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) ""Подготовка к ОГЭ по математике. Работа со справочными материалами""
    ["seo_title"] => string(69) "podghotovka_k_oge_po_matiematikie_rabota_so_spravochnymi_matierialami"
    ["file_id"] => string(6) "473078"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1528801046"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Справочный материал к уроку геометрии по теме "Четыре замечательные точки треугольника" (8 класс) "
    ["seo_title"] => string(110) "spravochnyi-matierial-k-uroku-ghieomietrii-po-tiemie-chietyrie-zamiechatiel-nyie-tochki-trieughol-nika-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210874"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431514227"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства