«Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы».
«Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы».
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ -отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы».»
Выступление учителя русского языка и литературы Самойленко Л.И. на педагогическом совете.
Тема: «Способы повышения качества образования
на уроках русского языка и литературы».
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление обучающимся определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Ведь как говорил Бернард Шоу: “Единственный путь, ведущий к знанию, – деятельность».
«Все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, всех их можно учить»,-настаивал Я.А.Коменский в ряде разделов своей "Великой дидактики". Решающее значение в предупреждении неуспеваемости Коменский придавал правильной постановке процесса обучения и воспитания. Проблема неуспеваемости детей и способы ее предупреждения издавна волнует педагогов.
Сегодня мы имеем дело с лавинообразным ростом неуспеваемости школьников.
Выявление причин неуспеваемости обусловлено необходимостью поиска верных путей преодоления данной проблемы.
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ -отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.
Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться.
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие.
Можно выделить две группы основных причин существующих пробелов в знаниях обучающихся:
1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика;
2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.
Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости - недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения (отставание в умственном развитии от своих сверстников). Эти дети возбудимы, легкоранимы. Быстро утомляются. Поэтому необходимо создавать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение к ним.
Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, - низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала). Непонимание происходит в основном в следствие пробелов в знаниях.
В этом случае можно предложить следующее:
Парные диалоги (проверяют теоретические знания) в начале урока,
Коллективный урок в сменяющихся парах: Цель - обойти как можно больше своих товарищей, а те в свою очередь дома готовят вопросы.
Работа в группах. При отработке практических навыков по какой-либо теме создаются смешанные группы. Работа ведется методом обсуждения.
Другая распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Например, ученик не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует стимулировать его, показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету.
Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение.
Самая серьёзная и трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и литература. Эти школьные предметы должны научить ребят умению мыслить творчески
На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.
Мой любимый вопрос при изучении любой новой темы – ЗАЧЕМ нам это нужно знать? Зачем уметь различать части слова, части речи, члены предложения? Зачем читать роман Пушкина «Дубровский»? Ребята с удовольствием дают ответы.
Так же на уроках литературы я использую задания, способствующие творческому развитию:
-обнаружение своих личностных характеристик в персонаже, выбор нравственной, научной, эстетической позиции; придумывание заданий, вопросов, тем; выбор различных жанров заданий (иллюстрации, инсценировка); ролевые задания, дающие возможность проявить себя). Учащимся можно предложить написать продолжение художественного произведения или его предысторию. Например, в 6 классе после изучения романа А.С.Пушкина «Дубровский», я предложила детям написать продолжение романа. При подготовке к этому заданию, ведется работа по группам. Каждая группа выбирает ученика, который будет играть роль Троекурова, Маши, Дубровского или Верейского, обучающиеся задают несколько вопросов к герою, корректируют ответы, добавляют другие вопросы, составляют план событий, которые могли бы последовать далее.
В этой работе приняли участие даже слабоуспевающие дети. Но выполнить данное задание можно было только после прочтения романа, что побудило ребят прочитать произведение.
Встречаются иногда и такие обучающиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл. Но и эта категория неуспевающих небезнадежна. Прежде всего для таких ребят необходимо создать ситуацию успеха. Жалобы родителям, постоянные наказания таких детей не дадут результатов. Лучше привлекать таких ребят для помощи в организации урока, предлагать им индивидуальные задания доступные для их уровня и т.д. Одним словом, нужна продуманная система мер в борьбе сначала за интерес к предмету, азатем и успеваемость этого ученика.
Итак, 1 слагаемое успеха на пути повышения качества знаний учащихся и в целом качества обучения – качественная подготовка к уроку. Урок – это этап на пути усвоения новых знаний. Ученику должно быть понятно, чем и для чего он будет заниматься.
В современных условиях, чтобы качественно подготовить урок, необходимо владеть многими образовательными технологиями и методиками. Основная технология-технология личностно-ориентированного образования, которая используется с целью повышения качества обученности.
Согласно этой технологии, задача учителя - создать условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению. Для предупреждения неуспеваемости важно уметь вовремя применить технологии уровневой дифференциации. Нет не только двух одинаковых учеников, нет и двух одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все должно учитываться при отборе заданий для учащихся.
Очень важное слагаемое качественного образования – психологический настрой на урок, на процесс обучения. Учителю важно создать благоприятный психологический климат. Место шутке и место занимательности должно быть на уроке по возможности как можно чаще. Жизнь сегодняшних учеников не мыслима без компьютера. Поэтому информационно-коммуникационные технологии – это не дань моде, а необходимое условие повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.
Для обеспечения наглядности обучения я эффективно использую самое простое, доступное программное обеспечение, которым может пользоваться каждый учитель – презентацию (Power Point). Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Использование презентаций на каждом этапе уроков русского языка и литературы не обязательно. Я обращаюсь к возможностям ИКТ тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат. Например, при изучении темы «Морфемный и словообразовательный разбор слова» я использовала презентацию, в которой ставится проблемный вопрос, задаваемый ребятам вымышленным героем. В 6 классе еще считаю допустимым элементы игры. ( Слайд3,4). Этот вид работы вызывает у ребят заинтересованность, поэтому при изучении некоторых тем я предлагаю более сильным учащимся создать собственную презентацию:
-на уроках литературы-о жизни и творчестве поэтов и писателей, об исторических событиях, положенных в основу произведения и т.д.
-на уроках русского языка-это презентации о лингвистах, кластеры на изученные правила орфографии и т.д.
Такая деятельность воспитывает интерес к уроку, делает его более интересным.
Так же на уроках литературы я практикую просмотр фрагментов художественных фильмов, поставленных на основе изучаемых произведений. На мой взгляд, это побуждает учеников со слабой мотивацией к учению приступить к прочтению произведения.
На уроках литературы, говоря о том или ином писателе, мне важно, чтобы учащиеся увидели в нем человека, а не бездушный портрет. Например, при изучении биографии А.С.Пушкина в 6 классе большое внимание я уделяю теме «Лицей в жизни Пушкина». Презентация позволяет погрузить ребят в атмосферу того времени. (слайд5.6.7). Так, при изучении творчества Есенина говорим о том, что он не скрывал своего хулиганского прошлого, когда он скандалил. Но это был лишь временный период жизни, который не заслонил ему главного – самого святого – Родины, России, чистой веры. А при изучении биографии Н.В.Гоголя в 7 классе, ребята самостоятельно находили интересные факты из биографии писателя. Эта работа позволила создать ситуацию успеха для слабоуспевающих обучающихся.
Немаловажным слагаемым качества образования является личность учителя, его авторитет. Учитель является главной движущей силой качественного образования, он должен обладать определенными качествами. Антон Семенович Макаренко в книге «Педагогическая поэма» писал: «Учитель должен нравиться ученику, обязательно добиваться этого! Как? Следить за собой? Конечно. Но главное - учитель должен быть авторитетом ЗНАНИЙ». Я думаю, каждый учитель должен стремиться к достижению этой цели. К достижению эмоционального контакта с учениками.
Так же в работе учителя очень важен контроль за качеством знаний, анализ результатов этого контроля. Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся должны предъявляться учителем серьезные требования. Учителю необходимо создать ситуацию успеха на уроке, что является одним из направлений повышения качества образования. Но тем не менее оценка должна быть реальной, ни в коем случае не завышенной.
Например, слабоуспевающему ученику можно предложить выполнение карточки такого уровня, с которым он наверняка справится. Получение положительной оценки пробуждает у ребенка стремление к дальнейшей работе.
Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.
Я использую различные типы домашних заданий:
Ш творческая работа;
Ш подготовка иллюстраций к литературным произведениям;
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
И в заключение хотелось бы обратиться к известному высказыванию Уильяма Уорда.
Посредственный учитель излагает,
Хороший учитель объясняет,
Выдающийся учитель показывает,
Великий учитель вдохновляет.
Так давайте же стремиться к тому, чтобы каждого из нас можно было назвать великим учителем. Ведь именно этого требуют и обучающиеся, и время.
Литература
1.Закон РФ «Об образовании» (с дополнениями и изменениями 2007г.)
2. Ильичев А.В., Петровский В.С., Яковлев А.И. и др Внедрение информационных технологий в предметной и надпредметной деятельности / Под ред. А.В. Ильичева. – М.: Просвещение, 1995. – 240 с
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособие / И.Ю. Кулагина; Ун-т Рос. акад. образования. - 4-е изд. - М. : УРАО, 1998
4. Образовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №27» .
5. Тикунова А.И., В.П.Канакина. Сборник диктантов и творческих работ.// М., «Просвещение», 1992 г.
6. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: в вопросах и ответах. – М.: Агентство «Социальный проект», 2007
7. Яковлев А.И. Информационно – коммуникационные технологии в образовании- М.: Просвещение, 2003
8. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999.