Способы достижения метапредметных и личностных результатов как основа формирования общих компетенций.
Способы достижения метапредметных и личностных результатов как основа формирования общих компетенций.
И как узнать нам, преподавателям, людям призванным отслеживать это развитие, достигнут ли этот процесс у обучающегося? Пожалуй, в этом могут помочь только диагностические данные
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Способы достижения метапредметных и личностных результатов как основа формирования общих компетенций.»
Способы достижения метапредметных и личностных результатов как основа формирования общих компетенций.
Диагностика результатов образовательного процесса как условие для реализации ФГОС СПО.
Е.Г.Соколова, преподаватель
ГБПОУ Иркутской области
«Тулунский аграрный техникум».
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»
А. Дистервег
И как узнать нам, преподавателям, людям призванным отслеживать это развитие, достигнут ли этот процесс у обучающегося? Пожалуй, в этом могут помочь только диагностические данные.
В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в понятие «контроль». Контроль лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностика включает в себя контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика, переопределений целей, уточнение образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий.
Диагностика, выполняя функции обратной связи, позволяет педагогу контролировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующие этапы обучения на основе достигнутого, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития обучающихся.
Не менее важна обратная связь и для обучающихся, так как помогает видеть свои недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности и советы по ее корректированию.
В педагогике выделяются следующие основные виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Принципиальным отличием образовательной политики ФГОС является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные, но и метапредметные, а также личностные результаты.
Одним из направлений является владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
С этой целью я готовлю обучающихся для выступления на уроках и в научно- практических конференциях. Это выявление личностного роста обучающегося не только в области литературы и русского языка, но и в других интересующих областях.
Предметные результаты:
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
Все эти результаты формируются в основном на уроке.
Если далее продолжить логическую цепочку, то надо сказать: современный урок – это:
1.Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…..);
2.Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому студенту;
3.Урок, содержащий разные виды деятельности;
4.Урок, на котором студенту должно быть комфортно;
5.Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности студента;
6.Современный урок развивает у студентов креативное мышление;
8.Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
И как сказал В.А.Сухомлинский: «Урок–это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»
Как бы складно не была составлена программа, всегда найдутся риски, которых следует опасаться. А при освоении ФГОС это всегда риски:
Как это отражается на преподавателе?
1.Перегруженность всякими отчетами. 2.Обилие и категоричность ЦУ от всех тех, кто считает, что преподавателями можно понукать и спросить много. 3. Незнание требований ФГОСов. 4. Разночтение ФГОСов. 5. Чувство неудовлетворенности.
Как это влияет на обучающегося?
1.Риск перегрузок т. е. (информационных).
2. Неумение работать с литературой.
3.Беспомощность в выборе путей.
4. Опасность быть ведомым.
5. Завышенный уровень притязаний.
6. Неумение формулировать цели.
Напомню: результаты образования подразделяются на личностные, метапредметные и предметные, т.е. это составляющие самой программы по определенной дисциплине.
Поэтому для себя взяла минимум диагностирующей документации, т.к. МНОГО- это не всегда есть хорошо, и как показывает опыт некоторых преподавателей, от большого количества диагностирующей документации, качество обучения и образования у студента не возрастает, а всякого рода бюрократическая документация не уменьшается. А необходимо бы по логике наоборот.
Принимая первокурсника, я на первом же уроке провожу входной контроль. Он необходим для дальнейшей работы повышения качества знаний.
При диагностировании входного контроля все данные обрабатываются и вносятся в общую таблицу.
Диагностика результатов входного контроля (допустили ошибки)
Дата
обучающийся
Ф.И.
Кол-во
ошибок
в среднем
Безударная гласная в %
Звонкие
парные
согл. в %
Непр.
согласные
в %
Падежные
окончания сущ. в %
Падежные
оконч.
прилаг.
в %
Личные
Окон. глаг
в %
Синтаксис в %
Встречаются работы, где ошибок бывает редко меньше 30.
Но удовлетворение приходит, когда через какой- то промежуток времени этот же диктант повторить. Ошибок становится гораздо меньше.
Вот тогда можно и увеличить отметку студенту, т.к. он достиг определенных результатов.
Из подобной таблицы видно, кто грамотнее, а на какого студента необходимо потратить больше времени.
Что касается уроков литературы, то здесь тоже проводится диагностика. Норматив для 9 класса- чтение160-170 слов. Наши ребята читают 40—50 слов в минуту.
Результаты записываются вот в такую таблицу
Ф.И.
Кол-во слов
Темп
Грамотность
Осознанность
Вырази-
тельность
Пересказ
Сергей
Данные обрабатываются и уже обработанные вносятся вот в такую таблицу:
Всего
обуч.
Кол- во слов среднее
Темп в среднем
грамотность
в %
осознанность
в %
Вырази-
тельность
в %
Пересказ
владеют
в %
Кто лучше читает, у того и осознанное чтение. Эта таблица тоже показывает, на кого можно опереться в работе, а на кого следует обратить более пристальное внимание.
Вот и думайте, как провести урок, когда такие результаты на входе. Сколько сил и времени уходит, чтобы проверить письменную работу обучающегося!
Диагностирование при письме сочинений:
Ф.И.
Раскрыл
тему
Соразмерность
частей
Свои
выводы
Грамотность
Отметка
Методы контроля результатов обучения бывают: • Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, ), беседа и др. • Письменные: диктант, тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. • Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др. • Машинные: тест.
Исходя из цели обучения, нетрудно самим разработать способы диагностирования.
Например, устный опрос индивидуальный на знание правила Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных:
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных
Ф.И.студента
Знает первое правило
Знает второе правило
Успешно применяет
Успешно применяет
% успешности
%
%
Аналогично диагностируется и письменный опрос.
Особенно хорош способ при диагностировании контрольных работ, которые следуют после каждого раздела. Сразу видно, надо еще поработать над разделом или можно переключиться на другую работу.
По литературе хороши для диагностирования знаний тесты. Они оперативно выявляют знания, умения и навыки учащихся. Позволяет за короткое время получить представление о пробелах в знаниях, способствуют рациональному использованию времени на уроке, активизирует мышление обучающихся, даёт преподавателю оценить свои методы преподавания.
Методы оценки: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный, письменный), анализ контрольных работ, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы.
Метапредметные результаты включают в себя:
Регулятивные:
управление своей деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества.
Познавательные:
работа с информацией и учебными моделями;
использование знако-символических средств, общих схем решения;
выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.
Методами оценки метапредметных результатов являются:
наблюдение;
оценка процесса выполнения;
тестирование;
оценка открытых и закрытых ответов обучающихся;
оценка результатов рефлексии;
портфолио обучающегося;
выставки и презентации;
Что входит в мониторинг определения личностных результатов?
Критерии
Показатели
Методики
1. Интеллектуальная развитость
1. Освоенность образовательной программы.
2. Развитость познавательных интересов.
3. Способность к проведению научного поиска
Анализ текущей и итоговой аттестации.
интеллектуальный тест (ГИТ)
Тест умственного развития
2. Уровень воспитанности, нравственная развитость
1. Сформированность основных нравственных качеств личности.
2. Социальная активность обучающихся
Тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о
жизненном опыте”.
Методика СМ. Петровой “Пословицы”
для определения направленности личности.
Педагогическое наблюдение
Методика «Выявление уровня
воспитанности» (разработана
Н.П.Капустиной).
3. Коммуникативная развитость
1. Коммуникабельность.
2. Сформированность коммуникативной культуры обучающихся
“Я в глазах других” (анализ портфолио).
Методика Р.В. Овчаровой для выявления
коммуникативных склонностей обучающихся.
Педагогическое наблюдение
4. Развитость креативных способностей
1. Способность к оригинальному мышлению.
2. Стремление к творчеству
Тест П. Торранса.
Педагогическое наблюдение
5. Уровень здоровья, сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни, навыка организации досуга.
Соматическое здоровье.
Физическое здоровье.
Медосмотр
Ценностные ориентации личности.
важнее?»
6. Уровень сформированности и индивидуально го прогресса в развитии социальных навыков
1.Способность принимать ответственность;
2.Способность уважать других;
3.Умение сотрудничать;
4.Умение участвовать в выработке общего решения;
5.Способность разрешать конфликты;
6.Способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе
Наблюдения ведутся преподавателем в
течение всего учебного процесса при
совместной деятельности (групповой) обучающихся
При диагностировании личностных результатов обучающихся можно использовать специальные методики:
1. Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей обучающихся.
2. Методика «Пословицы». Цель: определить уровень нравственной воспитанности обучающихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Цель: определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ). Тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой. Цель: выявить нравственные качества обучающихся. И оформляется диагностирующий материал.
Я намеренно не говорила о диагностировании в конце семестра. Мы их все выполняем, а, следовательно, не стоит об этом много говорить.
Диагностирование за короткий промежуток времени позволяют выявить уровень знаний обучающихся, узнать об освоении учебной единицы с целью ликвидации пробелов, позволяет проводить контроль в выполнении поставленных задач.
Современный преподаватель – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом.
Я знаю, преподаватели моего поколения так всегда работают. Успехов Вам и профессионального роста!
Литература:
multiurok.ru - Голубовская Е.В. Формирование и оценка метапредметных результатов.
ns portal.ru –Школа.Социальная сеть работников образования.