kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание ситуации успеха как одна из современных технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описан опыт применения технологии содания успеха как педагогической технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Создание ситуации успеха как одна из современных технология»

Технология создания ситуации успеха как педагогическая находка


Вовк Л.И., учитель русского языка

и литературы ГОУ ЛНР УВК № 8

г. Стаханова


В современном мире «обучение» становится категорией, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Модель современного обучения должна базироваться на принципах познавательной психологии: обучение через самостоятельные открытия, осмысление понятий, активное участие в процессе обучения и адекватная оценка собственных достижений.

Среди современных педагогических технологий особое место принадлежит технологии создание ситуации успеха. Она одна из тех технологий, которые позволяют гуманизировать процесс обучения и воспитания. Довольно часто школьники выражают нежелание выполнять домашние задания, ходить в школу, учиться, пассивны на уроках... Как изменить эту ситуацию и преобразовать обучение на увлекательное путешествие по безграничной стране знаний и новых открытий

Создание и реализация ситуации успеха как условия успешного обучения и воспитания ребенка является одной из важных составляющих воспитательного процесса, поэтому я систематически работаю над решением этой проблемы. Ее актуальность заключается в том, что современное образование направлено на гуманизацию, раскрытие и развитие способностей школьников, их позитивную самореализацию. Эта направленность основывается на уважении и вере в ребенка и отражается в целях школьной жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средствах, а также в характере взаимодействия членов школьного коллектива.

В чем заключается сущность педагогической технологии «создания ситуации успеха»? Ситуация успеха – это субъективное психическое состояние удовлетворения следствием физического и морального напряжения исполнителем дела. Объективная и субъективная оценки могут не совпадать. Вместе с тем позитивное личное отношение к выполнению дела очень важно, потому что создает положительные эмоциональные впечатления, улучшает взаимоотношения с окружением, повышает жизненную устойчивость, способность к противодействию негативным ситуациям.

Успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпадает с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На основе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, изменяются уровни самооценки, самоуважение. Когда успех становится устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, которая освобождает огромные, скрытые до времени возможности личности.

С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается способность достичь значительных результатов деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

В основе ожидания успеха – стремление получить одобрение, утвердить свое «я», свою позицию. Главный смысл деятельности учителя заключается в том, чтобы создать своему питомцу ситуацию успеха. Опираясь на выше указанные теоретические положения, в своей работе беру за основу следующие типы успеха: неожиданная радость, общая радость, радость познания. Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания.

С педагогической точки зрения – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Использую в работе следующие приемы:

  • «Дать шанс» (создаю ситуацию, при которой ребенок получает возможность неожиданно для самого себя раскрыть собственные способности);

  • «Исповедь» (раскрываю перед учениками состояние своей души, обращаюсь к их лучшим чувствам).

  • «Лестница» (веду воспитанника постепенно вверх по ступенькам знаний).

Общая радость заключается в том, чтобы ученик достиг необходимой для себя реакции коллектива. Она может быть обученным учителем или спонтанной, заметной или незаметной.

Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя довольным, стимулируют его усилия. Самыми эффективными из них являются приемы:

  • «Эмоциональный всплеск» (предоставляю в сложную для ученика минуту эмоциональный заряд уверенности);

  • «Обмен ролями» (помогаю ребенку почувствовать, что он способен сделать гораздо больше);

  • «Следи за нами» (использую для неуверенных в себе детей, чтобы дать возможность ученику ощутить радость признания в себе интеллектуальных сил).

Радость познания – это ощущение ребенком красоты процесса познания. Такая радость не может вырасти на пустом месте, появиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.

Наиболее интересными для учащихся являются приемы:

  • «Эврика» (делаю акцент на маленькое, но собственное открытие);

  • «Умышленная ошибка» (использую для проверки учебных достижений учащихся);

  • «Линия горизонта» (предлагаю погружение в мир неизвестного, несмотря на трудности).

Таким образом, комплекс технологических приемов из различных типов ситуаций успеха, которые я использую в своей работе, направлены на реализацию единой цели – помочь личности ребенка расти в успехе, дать ощущение радости в жизни от преодоления трудностей, веру в свои возможности, воспитывать творческую личность, способную к самореализации.

Для реализации этой цели ставлю перед собой следующие задачи:

  • установление личностного контакта с ребенком;

  • предупреждение возможных неудач ученика, создание атмосферы защищенности;

  • использование технических средств, наглядности, которые будут помогать ребенку быть уверенным в себе;

  • внедрение элементов инновационных технологий для увеличения производительности учебной работы.

Моя работа по созданию и реализации ситуации успеха как условия успешного обучения и воспитания ребенка имеет определенные составные части:

  1. Снятие страха. Помогаю преодолеть неуверенность в собственных силах. Для этого применяю групповое и парное сотрудничество учащихся, игровые моменты на уроке, задания, в том числе и домашние.

  2. Авансирование успешного результата. Формирую уверенность ученика в том, что он обязательно справится с поставленной задачей, убеждаю ребенка в ее силах и возможностях. Поэтому на уроках обязательно использую следующие высказывания: «У тебя непременно получится...» - «Именно ты можешь сделать это дело...» - «Ты хорошо это сделаешь...» - «Я даже не сомневаюсь в твоем хорошем результате...»

3. Скрытый инструктаж ребенка о способах и формах осуществления деятельности. Стараюсь сделать так, чтобы ребенок избежал поражения. Достигаю этого путем пожеланий: «возможно, надо начать с...», «не забудьте о...»; применение опорных, ассоциативных схем, схем – развернутых тем, разнообразных таблиц, выполнение интерактивных упражнений «Снежный ком», «Мозговой штурм» и другие; использование электронных презентаций.

4. Внесение мотива. Показываю ребенку, ради чего осуществляется эта деятельность. Организовываю конкурсы, языковые викторины; использую интерактивные методы «Ажурная пилка», «Аквариум» и другие; начисляю поурочный балл.

5. Мобилизация активности или педагогическое убеждение. Побуждаю к выполнению каждым учеником конкретных действий. Применяю различные формы уроков: урок-исследование; урок-поиск; урок-деловая игра.

6. Побуждение к творчеству. Создаю условия, при которых ребенок может раскрыть свой творческий потенциал. Устраиваю дни самоуправления, когда каждый ученик может выступить в роли учителя; провожу художественные зачеты по предмету; использую форму защиты учащимися творческих проектов.

Я уверена, что учеба будет легкой, если изложение материала станет для детей увлекательным отрезком жизни, полным ярких воспитательных образов.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Создание ситуации успеха как одна из современных технология

Автор: Вовк Людмила Ивановна

Дата: 24.06.2023

Номер свидетельства: 634350

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "191826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427373056"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Методический семинар "Технология педагогической поддержки учащихся на уроках родного (коми) языка" "
    ["seo_title"] => string(118) "mietodichieskii-sieminar-tiekhnologhiia-piedaghoghichieskoi-poddierzhki-uchashchikhsia-na-urokakh-rodnogho-komi-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "224915"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439287529"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "«Мюзикл как одна из форм работы по повышению гражданской активности сельского населения» "
    ["seo_title"] => string(97) "miuzikl-kak-odna-iz-form-raboty-po-povyshieniiu-ghrazhdanskoi-aktivnosti-siel-skogho-nasielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "182183"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425475436"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Исследовательская тема: "Использование инновационных технологий при преподавании физики в средней школе" "
    ["seo_title"] => string(116) "issliedovatiel-skaia-tiema-ispol-zovaniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-pri-priepodavanii-fiziki-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "161301"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422199945"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Развитие учебной мотивации учащегося как средство повышения качества знаний "
    ["seo_title"] => string(92) "razvitiie-uchiebnoi-motivatsii-uchashchieghosia-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "191998"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427389616"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства