Просмотр содержимого документа
«Современный урок русского языка и литературы в условиях обновления содержания»
Современный урок русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования
Берликова Елена Александровна
учитель русского языка и литературы
ГУ «Школа – лицей № 8 для одаренных детей»
г. Павлодара
Сегодня в современном Казахстане активно формируется новая система образования. Процессы модернизации затрагивают и школу, они связаны с переходом от знаниевой парадигмы образования к деятельностной, ориентирующей на качественно иные цели образования школьников. Поэтому тема внедрения новых государственных образовательных стандартов основного общего образования в последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых в учительском сообществе. И это понятно... Новая методология и содержание обновленного ГОСО среднего общего образования, изменения программного и методического обеспечения образовательного процесса, изменения целей и способов педагогической деятельности, новые формы оценивания принципиально меняют ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – перевести учащегося в режим саморазвития. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, созидатели, которые могут: отличаться мобильностью, быть способными к сотрудничеству, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, анализировать свои действия.
Особенность учебно – воспитательного процесса в условиях обновления содержания образования носит деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Обновленное содержание образования, прежде всего, отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. Также изменяются и технологии обучения: внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по предмету.
Новый подход к результатам образовательной деятельности требует нового построения урока как основной формы организации учебного процесса.
Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока. При отборе материала к урокунеобходимо строго учитывать его соответствие целям и задачам урока, основным требованиям, необходимо научиться отображать дидактическую структуру урока.
Безусловно, уроки русского языка и литературы обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Каким должно быть содержание уроков, способствующих формированию языковой, лингвистической, лингвокультурологической и коммуникативной компетенций, развитию у школьников языкового чутья, языковой интуиции, и в целом - языковой личности? При этом не следует забывать о том, что духовно-нравственное воспитание школьников является ключевым требованием.
Предмет «Русский язык» среди других школьных предметов занимает уникальное место. В Послании Президента Республики Казахстан, Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан 2050»- Новый Политический курс состоявшегося Государства» подчеркнуто: «...Всем очевидно, что владение русским языком-это историческое преимущество нашей нации. Нельзя игнорировать тот факт, что именно посредством русского языка уже на протяжении не одного столетия казахстанцы обретают дополнительные знания, расширяют свой кругозор и круг общения как внутри страны, так и за её пределами».
Поэтому на сегодня главная задача этого предмета – обеспечить речевое развитие учащихся. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста. Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать три цели: образовательную, развивающую и воспитывающую. Целенаправленный отбор текстов для анализа на уроках русского языка создает тот культурный фон, ту развивающую речевую среду, которая способна положительно влиять на формирование духовных, нравственных, интеллектуальных качеств личности.
На основании опыта работы можно отметить возможности уроков русского языка и литературы: в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе; эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости; при освоении основных моральных норм; при формировании адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Современный урок русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования, на мой взгляд, должен включать следующие основные этапы: мобилизация (включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); целеполагание (самостоятельное формулирование цели); осознание недостаточности имеющихся знаний (создание проблемной ситуации); коммуникация (поиск решения проблемы); рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Каким же я вижу современный урок русского языка и литературы, основные его аспекты: хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; выводы формулируют сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; планирование обратной связи.
Сегодня, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если раньше был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, то есть ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок.
Сравнивая деятельность учителя, в частности учителя русского языка и литературы до введения нового взгляда на образовательный процесс и сегодня, на современном этапе, понимаем, что она существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Таким образом, акцент делается не на полученные знания, а на процесс их применения.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по - новому готовиться к уроку, учиться по - новому проводить урок, учиться по - новому оценивать достижения учащихся, учиться по - новому взаимодействовать с родительской общественностью. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого новые требования ГОСО к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.