Современный формы и методы развития творческого потенциала обучающихся при изучении русского языка и литературы
Современный формы и методы развития творческого потенциала обучающихся при изучении русского языка и литературы
Задача преподавателя,состоит не только в том, чтобы дать обучающимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого из них. то есть раскрыть у обучающихся качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества:фантазированием, решением сложных проблемных ситтуаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современный формы и методы развития творческого потенциала обучающихся при изучении русского языка и литературы»
Саранский гуманитарно-технический колледж имени Абая Кунанбаева
г. Сарань,Карагандинской области, Казахстан
Статья
«Современный формы и методы развития творческого потенциала обучающихся при изучении русского языка и литературы»
написала
преподаватель русского языка и литературы
Тунгушбекова Алия Ашимхановна
г. Сарань 2019
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
В человеке заложены безграничные истоки творчества, иначе б он не стал человеком. А.Толстой.
Образование в Казахстане на современном этапе активно развивается, ориентируясь на европейские и мировые стандарты. В своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Н.А. Назарбаева говорит о необходимости модернизации методик преподавания [5]. Новые методики должны активизировать творческий потенциал учащихся, в том числе и при изучении английского языка.
Наивысшим результатом педагогической деятельности считается достижение творческого уровня, поэтому перед учителями стоит задача развивать творческие способности учащихся. М.Коджаспиева определяет творчество как «деятельность, рождающую нечто новое, ранее не бывшее, на основе организации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов» [3, с. 12]. Таким образом, творчество уже не считается уделом отдельных личностей, связанным с их талантом или гениальностью, а признается естественной формой проживания человеком своей жизни, способствующей развитию здоровой личности.
Я считаю, что развитие информационных технологий и новых стандартов обучения требует от нас, работников образования, создать условия для воспитания творческой личности, имеющей активную жизненную позицию, умеющей ориентироваться и развиваться в информационном конкурентном обществе.
Воспитание интереса учащихся к предмету, создание условий для формирования ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности, развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию, формирование опыта самостоятельной деятельности – всё это можно назвать целью развития творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.
Для себя, как учителя, я выдвигаю следующие задачи: - осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции; - формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности через включенность в творческую деятельность; - формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; - развитие самостоятельности, умения использовать внутренний потенциал для решения реальных проблем; Ожидаемые результаты: - повышение качества знаний учащихся. - овладение учащимися ключевыми компетентностями. - формирование научно-исследовательских навыков обучающихся. Одной из первоочередных целей в моей работе является воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка и литературы. Ибо, не имея интереса к предмету, ребенок не сможет раскрыть себя полностью. Как увлечь своим предметом так, чтобы дети шли на урок с радостью, с жаждой познания нового? В результате поиска ответа на волнующий меня вопрос пришёл к выводу, что интерес к урокам русского языка и литературы можно вызвать у детей нестандартностью подхода к содержанию в организации изучения предмета. Ведь совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, достичь данной цели невозможно. На уроках я использую богатый инструментарий педагогических технологий, позволяющий создать условия, способные обеспечить вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; совместную работу в сотрудничестве для решения разнообразных проблем; свободный доступ к необходимой информации с целью формирования собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам. К таким технологиям относятся: интерактивные подходы, развивающее обучение, игровое обучение, проблемное обучение, программированное обучение, активное обучение, авторские педагогические технологии, эмоционально-смысловой подход, компьютерные технологии обучения, метод проектов, конструктивное обучение. Но, учитывая требования сегодняшнего времени, хочу подробнее остановиться на применении информационных технологий обучения на уроках русского языка и литературы. Я считаю необходимым организацию процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. У учащихся формируются мировоззрение открытого информационного общества; отношение к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества; происходит развитие творческого, самостоятельного мышления; проявляются умения и навыки самостоятельного поиска, анализа и оценки информации.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы также способствует развитию познавательной и творческой активности учащихся, формированию устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, развитию внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности, повышению воспитательного воздействия всех форм урочной и внеурочной деятельности; Также при помощи ИКТ, в своей работе я применяю технологию личностно-ориентированного обучения, в рамках которой ученик сам исследует изучение какого-либо правила, темы, и они становятся для него личностно значимыми. Он как бы сам «творит» научное знание. Поиск научного знания осуществляется в форме диалога учителя, ученика и какого-либо источника получения знаний. Таким образом, при развивающей системе обучения использую дидактические принципы педагогики сотрудничества. Проанализировав свою методическую систему, я выделяю основные её функции: 1. Гносеологическая (познание учебного процесса как объекта конструирования; создание информационного «банка» способов, приемов решения психолого-педагогических задач).
2. Гуманистическая (направлена на утверждение в педагогическом процессе ценности личности ребенка, становление позитивной концепции ученика, осознание личного опыта).
3. Нормативная (поддерживает соблюдение педагогических норм, правил учебно-воспитательного процесса).
4. Проектировочная (осуществление конкретных педагогических технологий, обеспечивающих целенаправленную деятельность по реализации образовательного стандарта; выбор наиболее эффективных технологий).
5. Социальная компетентность (сформировать способность решать экономические, правовые и другие социальные задачи на основе наличия целостной научной картины окружающего мира и с позиции ценностей гражданского общества и демократического государства).
6. Рефлексивная (осмысление субъектами учебного процесса основ своей деятельности; создание условий для развития рефлексии). В завершении хотелось бы заметить, что данная система заключается не только в использовании новых методик и технологий обучения, но и в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда интеллектуальное напряжение и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и совершенствовании, а жизнь окрашивается радостью познания.
На уроке предлагаю учащимся подготовить информацию об одном из городов и презентовать ее на русском языке в форме экскурсии. Выбор города позволяет дифференцировать задание. Более слабым учащимся дается крупный известный город, по которому несложно найти информацию, например, Москва. Гораздо сложнее составить текст о своем городе, при этом оформить его в виде заочной экскурсии. Рассказ о городе Караганда поручается более подготовленным учащимся. Ученики начинают свою экскурсию в аэропорту или на вокзале, далее рассказывают о достопримечательностях города.
В начале работы над проектами я вырабатываю с учащимися критерии оценивания: грамотность речи, богатство лексического и страноведческого материала, мультимедийное оформление экскурсии, артистичность подачи материала и другие.
Затем учащиеся занимаются самостоятельным поиском информации, ее творческой обработки. На этом этапе провожу консультации, направляя их деятельность, помогая в отборе материала, построении текста.
Учащиеся представляют свои проекты, затем проводится самооценивание и взаимооценивание результатов их деятельности согласно выработанным ранее на уроке критериям.
Работа над проектом помогла детям раскрыть себя с неожиданной стороны, проявить организаторские способности, скрытые таланты. Одна из проектных групп на уроке разыграла в ролях целый спектакль, героями которого были гид и туристы. При рефлексии ученики отметили, что проекты помогли им обогатить свой словарный запас, развить коммуникативные компетентности. Конечно, такая работа требует от учителя дополнительной нагрузки, но в то же время способствует развитию самостоятельности учащихся в решении проблем, развивает интерес к языку.
Известно, что одним из эффективных и продуктивных приемов обучения является игра. Она помогает созданию атмосферы, способствующей психологической готовности детей к речевому общению, обеспечивает многократное повторение ими языкового материала, помогает развитию творческого потенциала. В своей работе я использую обучающие игры, которые, согласно классификации М.Ф. Стронина, [6, с. 3], относятся к категории творческих – игры,цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений.
Примеры творческих заданий, которые также использую на уроках:
- придумать другую концовку рассказа (грустную или весёлую);
- придумать и написать рассказ по серии картинок;
- сделать рисунок по прочитанному;
- узнать свои корни, нарисовать генеалогическое дерево, сделать сообщение (тема «Семья»);
- разыграть диалог между персонажами текста;
- составить рецепт любимого блюда и дать ему рекламу ( тема «Еда»);
- сделать поэтический перевод стихотворения на русский язык;
- придумать ситуацию к идиоме.
Наблюдение за учащимися и психологическое тестирование в процессе применения таких форм работы показало, что значительно возрастает мотивация к изучению предмета, обучающиеся охотно идут на контакт с преподавателем, снимается тревожность, возрастает речевая активность. Качество знаний в группах, где применялись такие формы работы, постоянно возрастало, за 2017-2018 учебный год удалось повысить качество знаний учащихся.
Таким образом, можно отметить, что развитие творческих и изобретательных способностей многократно увеличивает эффективность урока, создаёт условия для раскрытия личности учащихся, развивает их в интеллектуальном плане.
Список использованной литературы
Астахов А. И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.
Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству, М., 1985.
Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров "Словарь по педагогике". – М.: "Март", 2005.
Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2013-2014 учебном году/Инструктивно-методическое письмо. – Астана, 2013.
Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. – М.: Просвещение, 1984
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» /Официальный сайт Президента РК http://www.akorda.kz/ru/page/page_kazakstan-respublikasynyn-prezidenti-–-elbasy-n-a-nazarbaevtyn-
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}