Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы»
«Технологииобучения»
Пояснительная записка
В своей работе главным считаю создание условий для общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий и применении новых образовательных технологий, обеспечивающих успешное усвоение знаний, умений и навыков. Работаю над темой самообразования: «Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы». Считаю, что применение новых образовательных технологий повышает мотивацию и результативность на уроке.
Основная часть
Содержание:
I. Введение.
II. Основная часть
1. Личностно – ориентированное развивающее обучение
а) Технология уровневой дифференциации
б) Проблемное обучение
2. Образовательные технологии деятельностного типа
а) Проектное обучение
б) Здоровьесберегающие технологии
в) ИКТ-технологии
г) Технологическая карта как способ проектирования урока, реализующего системно — деятельностный подход
III. Заключение
IV. Литература
Введение
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения проблемы филологического образования в средней школе являются особенно актуальными.
Таким образом, на современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Сознавая, какое мировоззренческое, воспитательное и образовательное значение имеют русский язык и литература, учителя-словесники стремятся пробудить интерес и любовь к родному языку, используя при этом разнообразные образовательные технологии.
Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний возрастает, уже недостаточно только усвоения определённой суммы знаний. Сегодня, чтобы быть успешным, ученик, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения.
В своей практике я использую следующие технологии обучения:
1. Технологии личностно-ориентированного развивающего обучения.
Известно, что курс русского языка по своей организации является линейно ступенчатым, в результате чего некоторые темы изучаются дважды, а то и трижды на разных этапах обучения. Эта особенность имеет свои преимущества, но вместе с тем создаёт определённые трудности, одна из которых состоит в том, что при ступенчатом освоении материала у учащихся теряется чувство новизны при изучении темы, пропадает интерес к её рассмотрению. В этом случае применяютехнологию личностно-ориентированного развивающего обучения.Учитель должен соответствующим образом организовать учебную деятельность, создать условия для превращения ученика в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Поэтому на каждом этапе урока перед учащимися ставлю новые задачи, стимулирующие использовать накопленный опыт в получении новых знаний и применении их на практике. Ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике. В процессе изучения русского языка ученики должны не только овладеть определённым кругом знаний и навыков в области языка, но и приобрести умения самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью.
«Ученье есть труд и должно быть трудом, полным мысли», - писал К.Д. Ушинский.
Такая активная мыслительная деятельность в процессе приобретения учащимися знаний и навыков по русскому языку возможна лишь при условии творческой самостоятельности учащихся в работе.
Под активизацией творческой работы обучающихся при изучении русского языка мной понимается такая познавательная мыслительная деятельность учащихся, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков, в процессе которой дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для решения вопросов, выдвигаемых жизнью.
Эти умения не заложены от природы, их надо развивать у детей.
Для активизации и обратной связи учащихся, достижения успеха каждым учеником всю учебно-познавательную и творческую работу организую с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Здесь используется личностно-ориентированный поход.
Органическое слияние образования, воспитания и развития достигается в условиях развивающего обучения. Будучи включённым в активную познавательную деятельность, ученик в состоянии проникнуть в суть изучаемого учебного материала, освоить его на уровне общих закономерностей и ведущих идей учебного предмета, использовать усвоенный материал в качестве способа дальнейшего познания. Такой процесс рождает внутренние стимулы учения, способствует превращению знаний в убеждения, развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Психологами установлено, что упражнения или задания, выполняемые без чьей-либо поддержки, совершенствуют и укрепляют волевую сферу ребёнка, тренируют обучающегося в принятии решений, формируют умение защищать свои решения и мнения, воспитывают внимание, целеустремлённость и стремление довести дело до конца.
В связи с этим творческая работа учащихся на уроках русского языка и литературы может стать при умелой её организации прекрасным средством воспитания у ребят самостоятельного мышления, готовности к принятию самостоятельных решений, активной жизненной позиции.
1.1 Технология уровневой дифференциации.
Для достижения личного успеха каждого ученика необходимо учитывать его индивидуальные особенности, подбирать задания различного уровня сложности. С этой целью я использую дифференцированный подход к обучению.
Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:
-уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках школьной программы;
-решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может, в классе улучшается психологический климат;
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся. На мой взгляд, работа с сильными учениками должнаидти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий. Например, выполнение обязанностей консультанта при групповой работе. Приведу примеры некоторых заданий.
Задание №1 Работа в группах. Выписать из текста слова и рассказать правило:
1-я группа: Чередование гласных а//о, зависящих от ударения.
2-я группа: Чередование гласных а//о, зависящих от последующих согласных.
3-я группа: Чередование гласных а//о, зависящих от значения слова.
Задание №2 Написать сочинение-рассуждение миниатюру на тему:
1-я группа: «Для чего нужно различать орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова» и «Чередующиеся гласные в корне слова»?
2-группа: «Почему важно знать значение слова с корнями -мак-, -мок-, -моч-)?»
Опыт работы показывает, что обучающиеся лучше усваивают орфограмму, сведя ряд правил к общему алгоритму, составление таблиц, кластеров обобщающего характера. Например, предлагаю детям задания:
1. заполнить таблицу примерами.
Чередование гласных в корне слова зависит
От суффикса а
От ударения
От сочетания согласных
От значения слова
2. составить кластер в форме дерева – чередующиеся гласные, зависящие от ударения:
зор
зар
клан
гор
клон
гар
Работая с таблицами, схемами, учащиеся приобретают осознанные навыки применения правил, что практически исключает их механическое использование и облегчает усвоение орфограмм.
1.2 Проблемное обучение
Среди многочисленных проблем, вызывающих снижение интереса к русскому языку и классической литературе, выделяются затруднения обучающихся, связанные с усвоением содержания изучаемого материала. Как повысить учебную мотивацию обучающихся? Опыт работы показывает, что только заинтересованность детей в обучении даёт положительный результат. С этой целью создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, ответить на необычный вопрос, создаюпроблемную ситуацию на уроке.
Технология проблемного обучения – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер.
На своих уроках перед изучением темы ставлю перед детьми вопросы почему? зачем? для чего? Эти вопросы должны занять основное место как при формулировке заданий для самостоятельной работы, так и в общей системе навыков самостоятельности обучающихся при изучении русского языка.
Наблюдения за работой обучающихся показывают, что в большинстве своём они не задумываются над тем, для чего выполняется ими та или иная работа. Между тем без понимания цели труда невозможно осознание его результатов. Неизменно требую от обучающихся определения цели выполнения работы, помогаю им в случае затруднения дополнительными вопросами, обращая внимание на то, что остаётся незамеченным в задании, добиваюсь осознанного отношения к выполнению задания. В этом случае работа детей становится более целенапрвленной и более результативной.
Активно технологию проблемного обучения использую на уроках литературы. Главным составляющим урока литературы является художественный текст, осмысление этого текста. Для повышения учебной мотивации использую проблемный вопрос: («Печёрин «лишний человек» или герой нашего времени?», «После бала» — это рассказ о жестокости или о любви?», «Почему роман Тургенева назван «Отцы и дети», а не «Базаров»?, «Что главное в эпилоге романа «Война и мир»? – «Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям» Л.Н. Толстой).
Проблемное обучение использую при подготовке к сочинению-рассуждению на основе предложенного текста. Обсуждение текста строю по предложенному для детей плану:
1. Почему автор выбрал эту тему? Насколько актуальна тема текста?
В художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. Моя задача – научить ребят видеть те проблемы, которые автор поднимает в произведении. Поэтому следующий шаг:
2. Какие проблемы поднимает автор текста? Какова авторская позиция? (найдите примеры в тексте).
На данном этапе использую поисковый и исследовательский подход к обучению.
3. Как вы относитесь к данной проблеме? Существует ли данная проблема в наше время? (приведите примеры из жизни).
4. Предложите решение данной проблемы.
Как правило, на таких уроках активизируется внимание обучающихся, в обсуждении участвует весь класс. Желание дать свою оценку проблеме, найти пути её решения, поделиться жизненным опытом, высказать своё мнение носит и воспитательный характер, способствует развитию устной монологической речи.
Результат такой работы — повышение мотивации, углубление уровня понимания, формирование учебно-познавательной и информационной компетентности.
2. Образовательные технологии деятельностного типа
Системно-деятельностный подход в образовании - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Бернард Шоу говорил:«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Поэтому Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
В своей практической деятельности я использую элементы следующих педагогических технологий деятельностного типа:
технология проектного обучения,
здоровьесберегающие технологии,
информационно- коммуникативная технология
2.1 Технология проектного обучения
Активность мыслительной деятельности, критическое мышление, желание искать и находить новые знания и навыки – важнейшие качества современного человека. Технология проектного обучение в школе невозможна без самостоятельной работы, ведь она позволяет педагогу выявлять талантливых и одаренных детей. Как правило, эти ребята становятся моими помощниками при групповой работе над проектом, выполняют роль консультантов. Самостоятельная деятельность способствует учебной мотивации. Собственная работа, без которой не обходится ни один проект, учит школьников планировать свою деятельность. Ребята в рамках технологии проектного обучения получают навыки работы с источниками информации (газетами, журналами, интернетом). Для того, чтобы детские проекты были результативными, должны быть соблюдены определённые педагогические условия: присутствие положительной мотивации у школьников; точная постановка целей и задач, конкретизация пути их решения; определение учителем варианта отчета, его объема, формы и времени сдачи; выбор консультативной помощи, подбор критериев оценивания.
Данные условия направлены на решение следующих задач:
- развитие познавательных навыков учащихся;
- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
- развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления.
Активно использую технологию проектного обучения на уроках литературы. Предлагаю детям создать презентацию на определенную тему, предварительно разделив их на творческие группы. Презентация каждой группы должна быть на одну общую тему. Например, при изучении биографии и творчества А.С. Пушкина:
1 группа – «История создания Царскосельского лицея»,
2 группа – «Лицейские годы А.С. Пушкина»,
3 группа – «Лицейские друзья А.С. Пушкина».
Из опыта работы, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. Совместно с помощниками намечаем план работы, распределяем внутри каждой группы задания по подбору материалов. Дальнейшую работу дети выстраивают самостоятельно: работают с различными источниками, осуществляют поиск информации, создают презентацию и представляют ее на уроке.
Проектная технология становится основой исследовательских навыков ребят. Они проявляются в готовности к общению, к диалогу, к совместному анализу, к критике, к готовности корректировать способы действия, искать новые подходы к решению задачи. Такие личностные качества, как ответственность, самостоятельность становятся доминантными во всей учебной деятельности и поведении учащихся. Таким образом, образовательное влияние проекта на школьников неоспоримо, как неоспорим и тот факт, что в процессе проектной деятельности формируются самые сущностные качества личности, необходимые для жизни, для успешности в будущей профессии.
2.3 Здоровьесберегающие технологии
Главный вопрос образования при использовании педагогических технологий – как учить? С точки зрения здоровьесбережения, - не наносить вреда обучающимся и педагогам.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать и читать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. При подготовке к уроку учитываю:
учет особенностей класса,
учет периодов высокой, средней и низкой работоспособности детей на уроке,
учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях,
наличие эмоциональных разрядок на уроках;
создание благоприятного психологического фона на уроке;
использование приемов, способствующих появлению и сохранения интереса к учебному материалу;
наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.
С этой целью тщательно продумываю все этапы урока. Для лучшего усвоения материала важно разнообразие методов и приёмов на уроке, чередование видов работы на уроке. Результативнось работы на уроке зависит от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий при работе с учебником, тетрадью, доской, наглядностями. Во всём необходимо соблюдать меру: дозировать информацию, давать разноуровневые по сложности задания, учитывать объём и время на каждое задание. Любой методический приём и способ варьирую по-разному в связи с достижением обучающимися определённого уровня в работе. И тогда эффективными окажутся и проверка домашнего задания, и самоконтроль обучающихся, и взаимопроверка тетрадями, устный опрос и лексикоорфографическая работа, многообразные виды диктантов. Во избежании перегрузки и утомляемости провожу с ребятами тематические игровые паузы, игры с триггерами через презентацию, тематические физкультминутки. Стараюсь создать на уроке доброжелательную атмосферу, эмоциональный настрой. Всё это способствует сохранению здоровья обучающихся.
2.4 ИКТ
Внедрение новых компьютерных технологий в учебный процесс позволяет индивидуалзировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы обучающихся, позволяет отработать практические умения и навыки.
На уроках русского языка и литературы широко применяю компьютерные диски по программе «Кирилл и Мефодий», разного вида презентации с использованием мультимедийного проектора, тесты на компьютере. Применение ИКТ на уроке повышает познавательный интерес школьников, помогает разнообразить подачу материала. С помощью компьютерной презентации ребята могут посетить Пушкинские места, побывать в доме-музее М.Ю. Лермонтова, А.П. Чехова и других писателей. Еще в своей практике использую показ эпизодов экранизации классики. Считаю, что хороший фильм, вызывающий неподдельный, настоящий интерес, - это первый шаг к чтению, прямой путь к сердцу ребёнка. Он пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение.
Активно применяю ИКТ для контроля знаний обучающихся в форме тестирования в программе Excel, с триггерами. Компьютерные технологии позволяют учитывать индивидуальный подход в обучении. Более сильные ученики могут выполнить на компьютере несколько заданий, а слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.
Заключение
Планируя уроки русского языка и литературы, всегда учитываю, как донести до школьников тему не только доступно, а главное интересно. Современные образовательные технологии обогащают учебный процесс, делают его более интересным и доступным, насколько возможно помогают сохранить здоровье детей, помогают чувствовать ребенка успешным, прививает чувство коллективизма, повышают результативность, качество, мотивации школьников. А также формирует личность школьника, помогает воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Литература
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
2. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому яз,ыку. - М.: Просвещение, 2008. - С. 110.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования (под ред. Е.С.Полат).- М, 2000.
4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение.- М: Издательский центр «Академия», 2009.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004г.
object(ArrayObject)#893 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении школьников основной школы по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"
["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "248973"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1446809724"
}
}