Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии и их использование на уроках русского языка как иностранного. Проектная технология»
Современные образовательные технологии и их использование на уроках русского языка как иностранного
Проектная технология
Главная цель проектной технологии - это формирование основы подготовки учащихся к трудовой деятельности в незнакомых условиях, способствование развитию и воспитанию креативной личности, где наиболее существенным в обучении детей является их стремление находить творческие подходы к выполнению заданий, упражнений, стремление использовать полученное навыки с пользой не только для себя, но и для окружающих, а также развитие самостоятельности в процессе обучения.
Технология (от греч. – искусство, а также др.-греч. – методика, способ производства) – комплекс организационных приемов и операций, которые направлены на изготовление, эксплуатацию изделия с оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития техники, науки и общества в целом.
Проектное обучение – это особая организация учебного процесса, направленная на решение обучающимися учебных задач на основе самостоятельного анализа информации, которая необходима для корректировки и обосновании поэтапной, успешной, учебной деятельности, представление результата.
Метод проектов – это специальный способ организации познавательной деятельности учеников, предусматривающий установку потребностей людей, формирование продукта труда в соответствии с данными потребностями, а также результат проведенного исследования.
Цель проектного обучения – создание условий, при которых обучающиеся: приобретают навыки общения, работая в разных группах, развивают свои исследовательские познания (наблюдения, проведение анализа, обобщение, построение гипотез), приобретают системное мышление, могут воспользоваться приобретёнными знаниями, умениями, навыками, которые помогут в решении практических и познавательных задач, самостоятельно и с энтузиазмом развивают дополнительные знания из различных источников.
Классификация проектов.
Проект может быть групповым и персональным .
На основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся проекты делят на:
• практико-ориентированный проект(от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
• исследовательский проект- исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
• информационный проект— сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
• творческий проект— максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
• ролевой проект— литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
Возможна классификация проектов по:
• тематическим областям;
• масштабам деятельности;
• срокам реализации;
• количеству исполнителей;
• важности результатов.
Но независимо от типа проекта, все они:
• в определенной степени неповторимы и уникальны;
• направлены на достижение конкретных целей;
• ограничены во времени;
• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными .
Монопроектыреализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.
Межпредметные— выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.
По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.
По продолжительности различают:
• минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;
• краткосрочные — на 4-6 уроков;
• недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
• долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.
Для того чтобы определить систему действий в процессе данной технологии преподавателя и обучающихся необходимо определить основные этапы разработки учебного проекта от начала до конца учебно-проектной деятельности.
1. Разработка проектного задания. На этом этапе преподаватель продумывает темы и предлагает их обучающимся. Обучающиеся обсуждают и принимают тему, которая, по их мнению, будет наиболее приемлема. Кроме того, на этапе разработки проектного задания происходит формирование творческих групп. Для этого преподаватель организует объединение учеников в небольшие команды. Обучающиеся обсуждают возможные результаты исследовательской деятельности, определяют формы выражения результатов проектной деятельности; преподаватель непосредственно участвует в происходящей дискуссии, направляя её, но не навязывая готовых решений.
2. Разработка проекта. Преподаватель разъясняет возникшие вопросы, является стимулятором деятельности школьника. Обучающиеся выполняют поисковую деятельность.
3. Оформление результатов. Преподаватель выполняет те же действия, что и при разработке проекта; учащиеся оформляют результаты по определённо-установленным правилам.
4. Презентация результатов. Преподаватель приглашает наблюдателей организует творческий отчёт учеников. Обучающиеся рассказывают о результатах своей деятельности, представляют её результаты в различных формах, заранее определённых на первой стадии.
Виды презентации проектов :
- научный доклад;
- деловая игра;
- демонстрация видеофильма;
- экскурсия;
- телепередача;
- научная конференция;
- инсценировка;
- театрализация;
- игры с залом;
- диалог исторических или литературных персонажей;
- спортивная игра;
- спектакль;
- путешествие;
- реклама;
- пресс-конференция.
Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.
5. Рефлексия. Преподаватель анализирует свою педагогическую деятельность, учитывая оценки детей. Дети осуществляют рефлексию текущего процесса.
Можно выделить основные положительные стороны проектного обучения:
- обучающийся находится в центре внимания, осуществляется помощь развитию его креативных способностей;
- каждый обучающийся может обучаться в соответствии со своим уровнем развития, поскольку применяется индивидуальный темп работы над проектом;
- грамотное развитие основных психических и физиологических функций;
- высокий уровень мотивации;
- достаточно глубокое усвоение основ знаний, поскольку учебный предмет строится на основе логики.
Однако в технологии проектного обучения, как и в любой другой технологии, существуют ограничения, обусловленные трудностями её использования, а именно:
- низкая мотивация учащихся к принятию участия в проекте;
- низкая мотивация преподавателей к использованию проектной технологии;
- недостаточные умения обучающихся заниматься исследовательской деятельностью;
- неточность определения результатов.
Кроме того, наличие в свободном доступе готовых домашних заданий сегодня требует от педагога, использующего данную технологию, добиваться содержательного и формального разнообразия учебно-проектной деятельности, нестандартной тематики проектов. Это позволит реализовать главную идею проектного обучения: развитие самостоятельности обучающихся.
Несмотря на перечисленные недостатки, технология проектного обучения сегодня играет важную роль в обучении, и как можно заметить, является довольно прогрессивной технологией. Если учащийся справляется с работой над своим учебным проектом, то в дальнейшем это поможет ему ориентироваться в сложных ситуациях, приспосабливаться к условиям жизни, проявлять навыки общения.
Задания
1. Ю.Н.Гостева, один из авторов пособия «Обучение русскому языку в школе», предлагает в качестве ориентира для определения возможных проектов использовать высказывания ученых и писателей о русском языке. Проанализируйте некоторые из таких высказываний (см. ниже). Какие из них могут стать темами проекта, а какие нет? Почему? Трансформируйте высказывания, превратив их в названия проектов.
«Язык всем знаниям и всей природе ключ» (Г.Державин) - нет
«Самые правила языка не изобретаются, а в нем уже существуют; надобно только открыть или показать оные» (Н.Карамзин) - нет
«Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа» (И. Срезневский) – «Слово как памятник жизни народа»
«Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» (В.Короленко) – «Слово как средство выражения мысли»
«Словом можно соединять людей, словом можно и разъединить их» (Л.Толстой) – «Роль языка в межкультурном общении»
«Синонимика – сфера бесконечных возможностей речевого творчества» (А.Ефимов) – «Синонимика как средство речевого творчества»
«Как и в языке в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств» (Р.Будагов) – «Синтаксис как средство общения»
5. Перед вами результаты выполнения нескольких проектов по русскому языку - Создание словаря современной лексики, проект Музей русского слова, создание Общества защиты русского языка и написание его устава, подготовка компьютерных программ по русскому языку «Лингвистические кроссворды».
Восстановите структуру одного из проектов (по вашему выбору) по следующей схеме:
1) участники проекта; 2) предмет исследования; 3) цели и задачи проекта; 4) актуальность; 5) планируемый результат;6) этапы работы над проектом.
Проект «Создание словаря современной лексики»
1) участники проекта – учащиеся;
2) предмет исследования – активный лексический состав русского языка;
3) цели и задачи проекта:
цель: организация целенаправленной деятельности учащихся, в процессе которой происходит актуализация их знаний, приобретение личного опыта и его практического применения, формирование компетенции;
задачи: формирование общеучебных умений и навыков словарной работы на основе научных знаний, работы со справочной литературой;
воспитание признания ценности совместного опыта и взаимодействия в группе;
развитие познавательных, эмоционально-волевых, нравственных качеств, логического мышления, т.е. целостный личностный рост учащегося;
развитие речи учащихся на основе использования работы с лингвистическими терминами и понятиями.
4) актуальность -
5) планируемый результат – создание словаря современной лексики;
6) этапы работы над проектом –
- Подготовительный (определение руководителей проектов; поиск проблемного поля; выбор темы и еѐ конкретизация; формирование проектной группы).
- Поисковый (уточнение тематического поля и темы проекта, ее конкретизация; определение и анализ проблемы; постановка цели проекта).
- Аналитический (анализ имеющейся информации; сбор и изучение информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности; составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; анализ ресурсов).
- Практический (выполнение запланированных технологических операций; текущий контроль качества; внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию).
- Презентационный (подготовка презентационных материалов; презентация проекта; изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).
- Контрольный - рефлексия (анализ результатов выполнения проекта; оценка качества выполнения проекта).
Занятие
Предмет: русский язык как иностранный
Тема урока: «Символы России»
Тип урока: Систематизация знаний о символах России с помощью презентации собственной проектной деятельности учащихся
Цели урока:
Образовательные: усвоение новых знаний о символах и традиции России; повышение уровня общей и личной культуры учеников; усвоение новых языковых (лексических) и страноведческих знаний; мотивирование самостоятельной работы, вместе с готовностью включения в коллективную исследовательскую работу; ознакомление тех, которые не изучают русский язык, с богатой русской традицией.
Воспитательные: формирование положительного отношения к близкой нам русской культуре и традиции (вместе с повышением знаний); развитие у учеников качества личной ответственности; проявление творческих способностей и индивидуальных талантов; воспитание толерантности и способности к эмпатии и гуманном отношении к другим (это качество очень важно и надо его прививать с раннего детства).
Функциональные: расширение сферы применения русского языка как иностранного; применение ИКТ в поиске и обработке информации на неродном языке; совершенствование УУД с помощью умения отличать важное от неважного; развитие умения презентовать на иностранном языке.
Подготовка:
Подготовка к уроку продолжалась две недели, урок задуман как своеобразная иллюстрация большого проекта. В течение первой недели ученики разделились на маленькие группы, в каждой группе были три ученика. На первой неделе ученики должны были сотрудничать, договариваться, распределять обязанности. Здесь они проявили свои организационные умения и языковые знания (чтобы правильно делать выводы из текстов).
Задачи для каждой группы были:
- найти в интернете (на русских сайтах) тексты о заданных символах, выбрать один из них и выделить самое главное для чтения на уроке;
-выбрать фотографии символов;
-определить учеников для презентации каждого из символов.
В течение второй недели ученики переводили тексты на родной язык, готовили слайды для презентации (Microsoft Power Point), выбирая фотографии символов, придумали вопросы.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя (информация о проекте, который в основе этого урока).
2. Вступительное слово учеников.
3. Центральная часть урока: представление учениками всех символов, в то время как на слайдах – на полотне идёт презентация.
Ведущий ученик представляет каждый сувенир, задаёт вопросы после каждого слайда. Присутствующие отвечают на вопросы. Выбранные (из каждой группы) ученики читают тексты о сувенирах на русском языке, «внутри» каждого слайда тексты на русском.
4. Заключительная часть урока: Эвальвация (анкетирование присутствующих)