kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современное состояние преподавания русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное состояние преподавания русского языка и литературы  показывает, что в школе на протяжении нескольких лет формируются у учащихся навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе используются для формирования практической речевой деятельности.

Следовательно, формы, методы и приемы работы учителя русского языка должны быть нацелены на то, чтобы содержание учебного материала явилось для учащихся источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Современное состояние преподавания русского языка и литературы»

Современное состояние преподавания русского языка и литературы показывает, что в школе на протяжении нескольких лет формируются у учащихся навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе используются для формирования практической речевой деятельности.

Следовательно, формы, методы и приемы работы учителя русского языка должны быть нацелены на то, чтобы содержание учебного материала явилось для учащихся источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет важную роль. Групповые формы и методы, коллективный способ обучения, работа в парах позволяет решить и воспитательные задачи: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Наиболее целесообразной формой обучения в нашей практике стал урок – диалог. Он позволяет вовлечь всех учащихся в активные процессы и сделать их участие заинтересованным, мотивированным, направленным на достижение образовательных результатов путем организации групповой работы обучающихся (в парах, мини-командах, малых группах или всем классом). В основе урока – диалога лежат идеи сотрудничества и диалога культур. Помимо привычных для учащихся форм в старших классах используется ещё одна форма организации урока – это «Защита диссертации», где демонстрируется коммуникативное направление.

Учителя русского языка стараются строить свою работу на уроках так, чтобы были задействованы различные умения и навыки учащихся, а именно:

1.Свободная работа с текстами разных стилей, понимание их особенностей; владение навыками редактирования текста, создания собственного сочинения.

2.Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста;

3.Владение монологической и диалогической речью;

4.Составление плана текста , тезисов, конспекта;

6. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Профессиональный опыт педагога включает два вида знаний: теоретические и эмпирические, приобретённые на субъективном опыте. Они не существуют изолированно, но представляют собой систему, которая определяет готовность учителя к действиям. Образовательный процесс настолько активен и изменчив, что нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического труда.

Сегодня в инновационной среде компетентный учитель осознаёт, что основной деятельностью школьников не является знакомство с предлагаемыми знаниями и заучивание их. И в своей работе мы стремимся к тому, чтобы ученики на уроке смогли почувствовать себя активными творцами, помощниками учителя, участниками учебного процесса. Это сотрудничество осуществляется через диалог равноправия, т.е. через такую организацию речи, при которой активны в равной степени все её участники. Формой демократического общения учителя и учеников является, на наш взгляд, дискуссия. Задача учителя - окружить ребёнка специальной средой, которая будет эффективно содействовать его социализации и воспитанию. Воспитать компетентного гражданина общества может только компетентный учитель.

Список литературы:

1. Чевтаева, И. Б. Русский язык. 9-11 классы. Формирование коммуникативной компетенции старшеклассников. Разработки уроков. Ситуативные упражнения / И.Б. Чевтаева, В.П. Шампур, В.Н. Пташкина. - М.: Учитель, 2013.

2. Чумакова, М. И. Развитие профессиональной компетентности педагогов. Программы и конспекты занятий с педагогами / М.И. Чумакова, З.В. Смирнова. - М.: Учитель, 2014.

3. Сальникова, О. А. Совершенствование коммуникативной компетенции учителя / О.А. Сальникова. - М.: Флинта, НОУ ВПО МПСИ, 2011.

4. Орлова, Э. А.; Рекомендации По Повышению Уровня Читательской Компетентности В Рамках Национальной Программы Поддержки И Развития Чтения / Э.А.; Орлова. - Москва: Наука, 2008.

5. Иванчикова, Т. В. Речевая компетентность в педагогической деятельности / Т.В. Иванчикова. - М.: Флинта, Наука, 2010.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Современное состояние преподавания русского языка и литературы

Автор: Хохлова ольга Леонидовна, Печенкина Наталья Витальевна

Дата: 07.08.2020

Номер свидетельства: 555428

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Доклад на тему: Развитие монологической и диалогической речи учащихся на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(112) "dokladnatiemurazvitiiemonologhichieskoiidialoghichieskoiriechiuchashchikhsianaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286625"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454359593"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Использование информационо-коммуникационных технологии в преподавании и обучении русскому языку"
    ["seo_title"] => string(96) "ispolzovaniieinformatsionokommunikatsionnykhtiekhnologhiivpriepodavaniiiobuchieniirusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "288576"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454652953"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Использование информационо-коммуникационных технологии в преподавании и обучении русскому языку"
    ["seo_title"] => string(97) "ispolzovaniieinformatsionokommunikatsionnykhtiekhnologhiivpriepodavaniiiobuchieniirusskomuiazyku1"
    ["file_id"] => string(6) "288577"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454652960"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства