Современное состояние преподавания русского языка и литературы
Современное состояние преподавания русского языка и литературы
Современное состояние преподавания русского языка и литературы показывает, что в школе на протяжении нескольких лет формируются у учащихся навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе используются для формирования практической речевой деятельности.
Следовательно, формы, методы и приемы работы учителя русского языка должны быть нацелены на то, чтобы содержание учебного материала явилось для учащихся источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современное состояние преподавания русского языка и литературы»
Современное состояние преподавания русского языка и литературы показывает, что в школе на протяжении нескольких лет формируются у учащихся навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе используются для формирования практической речевой деятельности.
Следовательно, формы, методы и приемы работы учителя русского языка должны быть нацелены на то, чтобы содержание учебного материала явилось для учащихся источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет важную роль. Групповые формы и методы, коллективный способ обучения, работа в парах позволяет решить и воспитательные задачи: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
Наиболее целесообразной формой обучения в нашей практике стал урок – диалог. Он позволяет вовлечь всех учащихся в активные процессы и сделать их участие заинтересованным, мотивированным, направленным на достижение образовательных результатов путем организации групповой работы обучающихся (в парах, мини-командах, малых группах или всем классом). В основе урока – диалога лежат идеи сотрудничества и диалога культур. Помимо привычных для учащихся форм в старших классах используется ещё одна форма организации урока – это «Защита диссертации», где демонстрируется коммуникативное направление.
Учителя русского языка стараются строить свою работу на уроках так, чтобы были задействованы различные умения и навыки учащихся, а именно:
1.Свободная работа с текстами разных стилей, понимание их особенностей; владение навыками редактирования текста, создания собственного сочинения.
2.Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста;
3.Владение монологической и диалогической речью;
4.Составление плана текста , тезисов, конспекта;
6. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Профессиональный опыт педагога включает два вида знаний: теоретические и эмпирические, приобретённые на субъективном опыте. Они не существуют изолированно, но представляют собой систему, которая определяет готовность учителя к действиям. Образовательный процесс настолько активен и изменчив, что нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического труда.
Сегодня в инновационной среде компетентный учитель осознаёт, что основной деятельностью школьников не является знакомство с предлагаемыми знаниями и заучивание их. И в своей работе мы стремимся к тому, чтобы ученики на уроке смогли почувствовать себя активными творцами, помощниками учителя, участниками учебного процесса. Это сотрудничество осуществляется через диалог равноправия, т.е. через такую организацию речи, при которой активны в равной степени все её участники. Формой демократического общения учителя и учеников является, на наш взгляд, дискуссия. Задача учителя - окружить ребёнка специальной средой, которая будет эффективно содействовать его социализации и воспитанию. Воспитать компетентного гражданина общества может только компетентный учитель.
Список литературы:
1. Чевтаева, И. Б. Русский язык. 9-11 классы. Формирование коммуникативной компетенции старшеклассников. Разработки уроков. Ситуативные упражнения / И.Б. Чевтаева, В.П. Шампур, В.Н. Пташкина. - М.: Учитель, 2013.
2. Чумакова, М. И. Развитие профессиональной компетентности педагогов. Программы и конспекты занятий с педагогами / М.И. Чумакова, З.В. Смирнова. - М.: Учитель, 2014.
3. Сальникова, О. А. Совершенствование коммуникативной компетенции учителя / О.А. Сальникова. - М.: Флинта, НОУ ВПО МПСИ, 2011.
4. Орлова, Э. А.; Рекомендации По Повышению Уровня Читательской Компетентности В Рамках Национальной Программы Поддержки И Развития Чтения / Э.А.; Орлова. - Москва: Наука, 2008.
5. Иванчикова, Т. В. Речевая компетентность в педагогической деятельности / Т.В. Иванчикова. - М.: Флинта, Наука, 2010.