kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словарные игры на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Попытка сделать работу над словарными словами разнообразной и нтересной

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Словарные игры на уроках русского языка»

Игры со словами на уроках русского языка при изучении словарных слов.


Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся.

В последнее время существенно изменилось обучение русскому языку в школе. Одно из ведущих мест среди многочисленных направлений в работе над языком прочно заняла проблема развития речи учащихся, а именно, обогащение школьников лексическими средствами как основными в коммуникативной деятельности. В школьной методике преподавания русского языка обогащению словарного запаса (лексикона) учащихся способствует прежде всего словарная работа.

Практика показывает, что русский язык нередко определенному кругу детей неинтересен, отсюда низкая активность учащихся на уроке и грамматические ошибки при написании слов. Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

Поэтому словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

В начальной школе много времени уделяется данной работе. Это является одной из составляющих каждого урока русского языка.

Что же мешает нашим ученикам успешно справляться с этим видом работы?

  1. Год от года мы сталкиваемся со снижением грамотности учащихся. С каждым годом в начальных классах увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Достаточно большое количество словарных слов является или исключением из правил, или не подчиняется правилам проверки. А для детей-дисграфиков записать эти слова без ошибок сложно вдвойне.

  2. Объём памяти у современных детей снижается, как утверждает нейролингвист Т. Черниговская. В среднем, в неделю младший школьник должен выучить одно новое слово. А изученные ранее слова тоже нуждаются в повторении.

  3. Проблема запоминания часто сводится к многократному повторению. Обычный диктант из слов - занятие не слишком интересное. А монотонность и скука снижают интерес к учёбе в целом.

Поэтому перед учителем стоят две задачи: сделать работу со словарными словами интересной и систематической одновременно. Как сделать запоминание новых слов более лёгким? Так, чтобы каждый ребёнок мог почувствовать себя максимально успешным.

Чаще всего работа над новым словом проходит в три этапа:

  1. Лексическая работа – это может быть показ самого предмета (изображение), знакомство со значением слова, подбор синонимов.

  2. Орфографический (возможно и этимологический) анализ слова – запись слова на доске с пропуском букв-орфограмм. Затем ученики «исследуют» возможность найти проверочное слово для каждой из пропущенных букв, в результате чего появляется цепочка однокоренных слов, на основании этого в слове заполняются пропуски - единообразное написание однокоренных слов (при этом орфографическая работа сопровождается и лексическим анализом однокоренных слов). В работе возможно использовать этимологическую справку.

Помещение карточки со словарным словом на доске для запоминания.

  1. Использование слова в речевой практике.

Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих уроках.

В первом классе предложено для изучения двадцать девять слов, к окончанию четвёртого класса обучающийся должен запомнить до ста шести слов.

В ходе практической работы мы постарались решить эти задачи с помощью сочетания классических приёмов с разнообразными словесными играми. Чаще всего словарная работа – это пятиминутка вначале урока.

В этот момент мозг подвергается колоссальной нагрузке, а именно развивается интеллект, улучшается логическое мышление, повышается активность мозга, улучшается память, речь, усиливается внимание. Словесные игры являются увлекательной тренировкой мозга.

Работу можно выстраивать по дням недели – закрепляя определённый вид словесной игры в свой день. Проверка запоминания слов и первичное знакомство можно вынести на понедельник.

Мы хотим представить свою работу и представим несколько словарных игр. Возьмём, к примеру, пять словарных слов – арбуз, ворона, коньки, собака, яблоко:

  • Загадки. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Предмет, о котором идет речь в загадке скрыт, зашифрован. Они развивают процесс мышления – анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, приучают к самостоятельности мышления, развивают такие качества ума, как толковость и смекалка. Своё значение загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека.

Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач,

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч.


Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? ...


Загляни в осенний сад

Чудо-мячики висят.

Красноватый, спелый бок

Ребятишкам на зубок.


Ушки чуткие торчком,

Хвост взлохмаченный крючком,

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу.


Не хотите подружиться

С серо-черной хитрой птицей?

Будто в середине трона,

На гнезде сидит…


  • Словарную работу можно сочетать с минуткой чистописания. Помимо главной задачи любой прописи - научить ребенка правильно писать буквы, включается процесс запоминания написания слова.









  • Анаграмма - литературный прием, в котором изменение порядка букв в слове или словосочетании создаст новое слово. Иными словами, анаграмма - словесная головоломка.









  • Игра «Найди слово» - цветными карандашами нужно раскрасить найденное слово. Игру можно использовать двух видов – с добавлением слов, которые нужно найти, и самому по памяти найти изученные слова.






  • Ребусы.

Польза ребусов для детей.

  • развивается логика: чтобы правильно «считать» картинку, нужно порассуждать над взаимным расположением элементов головоломки, подобрать верные правила;

  • развивается память: если в ребусе зашифровано длинное слово, нужно запоминать разгаданные части слова или фразы, а также ошибочные предположения;

  • развивается нестандартное мышление: картинку-шифровку можно интерпретировать по-разному, а решение ребусов на скорость может превратиться в увлекательную игру;

  • регулярные тренировки развивают сообразительность и скорость мышления;

  • увеличивается словарный запас.













Можно продолжить список – сетка кроссвордов с предложенным набором слов и без них, шифровка – готовый шифр или дети составляют шифр сами и т.д.

Для самостоятельной подготовки словесных игр обучающимися используем интернет – ресурсы.

Проверкой такой кропотливой работы является словарный диктант. Cлoвapный диктaнт пpинecёт peзyльтaты тoлькo в тoм cлyчae, ecли этoт вид paбoты бyдeт иcпoльзoвaтьcя peгyляpнo, a мaтepиaл, пoдoбpaнный для нeгo, бyдeт интepecным и paзнooбpaзным. Мы даём обучающимся выбрать, в каком виде будет проходить словарный диктант – классический вариант (записывать слово под диктовку) или словарные игры, причём, в четвёртом классе обучающиеся могут самостоятельно подбирать слова для диктанта.

Анализируя, как дети написали диктант, выбираются слова для дополнительной работы.

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах – основное звено многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся, расширению активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по возрасту и развитию лексические ресурсы русского языка.


  1. Мельникова С.М. Словарная работа. 1-4 классы. ФГОС. – Вако, 2019 г. – 304с.

  2. https://slova.textologia.ru/statyi/slovarniy-diktant-na-urokah-russkogo-yazika/4931/?q=878&n=4931

  3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/04/03/metody-i-priemy-slovarnoy-raboty-na-urokah-russkogo

  4. Жедек П. С. Методика обучения орфографии // Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. М.: 1993 и послед.

  5. Кузьменко Н.С. Подготовка к работе по учебнику «К тайнам нашего языка»: первые шаги в обучении орфографии // Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С. Обучаем грамоте по «Азбуке» Н.М. Бетеньковой и др. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.

  6. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка; Методические рекомендации к учебнику для 1, 2, 3, 4 классов. Изд. 3-е, дораб. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Словарные игры на уроках русского языка

Автор: Дедюхина Елена Альбертовна, Шалагинова Светлана Александровна

Дата: 10.03.2025

Номер свидетельства: 666352

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка 3 класс сочинение- описание "На бабушкином огороде" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-sochinieniie-opisaniie-na-babushkinom-oghorodie"
    ["file_id"] => string(6) "208742"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430897901"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Игра на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(33) "ighra-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "190371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427139448"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "СЛОВАРНАЯ  РАБОТА НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(44) "slovarnaia-rabota-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "181497"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425364867"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(85) "aktivizatsii-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "121882"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414083676"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства