Просмотр содержимого документа
««СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6-7 КЛАССАХ» .»
Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:
«СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6-7 КЛАССАХ» .
Выполнила
соискатель высшей квалификационной категории Матвеева Елена Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 3 г. Дубовки
Дубовка 2009
Справочно-информационные сведения опыта
Тема опыта
Система работы с одаренными детьми на уроках русского языка в 6-7 классах
Автор
Матвеева Елена Евгеньевна
Должность
учитель русского языка и литературы
Место функционирования опыта (точные почтовые реквизиты, название учебного заведения, служебный телефон)
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Дубовки
Адрес: 404002, Волгоградская область, г. Дубовка, ул. Юбилейная 115
Сл./т.: 8-(84458)-3-18-48
Разновидность опыта в зависимости от новизны
Эвристический
Материалы, иллюстрирующие опыт (подробный перечень всех материалов, прилагаемых к тексту описания)
Приложение 1. Конспекты уроков в 6 классе по теме: «гласные в приставках пре- и при-.»
Приложение 2. Методика «карта одаренности».
Приложение 3. Проектная работа «Наша новая школа»
Приложение 4. Презентация к уроку русского языка. Тема: «Наречие». 7 класс
Приложение 5. Освоение новых знаний по теме: «Причастие», 7 класс
Приложение 6. Фрагмент урока-письма (технология развития критического мышления через чтение и письмо).
Приложение 7. Фрагмент урока в 7 классе по теме: «Н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях»
Технологические характеристики опыта
Переход к новой образовательной парадигме, вызванный преобразованиями российского общества, сопровождался усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие, заложенных природой возможностей и задатков личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных обучающихся, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения.
Этим и определяется приоритетность проблемы изучения педагогических условий и факторов, способствующих развитию одаренных и талантливых детей, становлению творческой личности и реализации одаренности во взрослой жизни.
Тем не менее, проблема развития одаренных обучающихся на уроках русского языка еще не получила достаточно широкого освещения в педагогической науке и образовательной практике, что обусловливает актуальность проведения исследований, направленных на определение организационно-педагогических основ обучения, развития и поддержки одаренных учащихся.
Анализ теории и практики проблемы организации работы с интеллектуально одаренными обучающимися позволил выявить противоречие между необходимостью создания условий для самореализации одаренных обучающихся, потенциальными возможностями курса русского языка для их эффективного развития и недостаточной степенью разработанности научно-методического обеспечения в данной области педагогического знания.
Поиск путей разрешения этого противоречия и определил проблему нашегоисследования: выявлены оптимальные организационно-педагогические условия процесса обучения и развития интеллектуально одаренных учащихся на уроках русского языка.
Цель педагогического опыта состоит в разработке системы работы с интеллектуально одаренными детьми по русскому языку в 6-7 классах, с учетом их познавательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В данном опыте решались следующие задачи:
1. Определить концептуальные подходы к процессу обучения и развития интеллектуально одаренных обучающихся.
2. Выявитьи обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное обучение и развитие интеллектуально одаренных школьников на уроках русского языка.
3. Разработать и апробировать систему обучения и развития интеллектуально одаренных обучающихся по русскому языку.
Работа с одаренными детьми предполагает системное использование в повседневной практике следующих педагогических средств:
1. Организация деятельности: дифференцированная, групповая, фронтальная и индивидуальная работа.
2. Методы обучения.
Рассказ используется для сообщения фактических сведений, требую-
щих образности и последовательности изложения. Применяется на всех этапах обучения. Часто он используется в сочетании с другими методами обучения – иллюстрацией, обсуждением, беседой.
Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясного и четкого понимания тех или иных положений, то применяется метод объяснения.
Объяснение– это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения. К объяснению прибегают при изучении теоретического материала.
Во многих случаях объяснение сочетаются с наблюдениями, с вопросами, задаваемыми как обучающимся, так и обучаемыми.
Работа с учебником и книгой – один из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. При использовании программированных учебных книг, в которых, кроме учебной, содержится и управляющая информация, эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний и умений.
Метод иллюстраций. Очень эффективен в работе учащимися показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, рисунков, схем и т. п.
Упражнение. Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся. Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.
3. В своей работе с одаренными детьми по русскому языку использую следующие формы обучения: групповые занятия, интеллектуальные марафоны, занятия исследовательской деятельностью, проведение предметных олимпиад (Приложение 3).
Как показывает практика, одаренным детям часто становится скучно в классе после первых же минут урока. Поэтому главная задача учителя – это творческое развитие ребенка. Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам. Однообразное шаблонное повторение одних и тех же действий, бездумное повторение чужих мыслей (даже мудрых) не составляет творческого элемента. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью. Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывают с понятием «способности», «развитие», «одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности, а именно:
- хорошая память, развитые познавательные умения, готовность и способность к исполнительским видам деятельности.
Можно встретить утверждение, будто настоящий талант, гений, пренебрегает логикой, пропускает «шаги» логического рассуждения, сразу делает правильный вывод. Но если это так, то право принимать моментальное решение заслужено огромным трудом, долгими поисками, четкими интеллектуальными умениями.
Итак, главное – организовать умственное воспитание одаренного ребенка на всем протяжении обучения так, чтобы имеющиеся задатки были реализованы в соответствующих способностях как можно полнее.
Сегодня перед учителем стоит задача, как построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей. Прежде всего, это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы личностно-ориентированного подхода: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.
В связи с этим можно обозначить так называемые образовательные «стратегии», которые направлены на развитие детей с повышенным уровнем способностей и активно используемые нами в повседневной практике.
1) Стратегия «индивидуализации». В последнее время все активнее утверждается представление о необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида и, как следствие, этого можно рассматривать тенденцию постепенного отказа от унификации личности. Невозможность воспитания и обучения будущего творца на общем «образовательном конвейере» все более осознается и заставляет искать новые образовательные технологии, отвечающие данной задаче. Особую остроту эта проблема приобретает при создании образовательных моделей для одаренных и талантливых детей.
2) Стратегия «исследовательского обучения». Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе.
3) Стратегия «проблематизации». Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых, найти способы решения и наконец, решить. Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы». Особые методические приемы позволяют достичь того, что предложенная учителем проблема превращается во внутреннюю проблему самого ребенка. Это, в свою очередь, создает предпосылки для анализа вариантов ее решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка достоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и так далее.
4) «Стратегия интенсификации» предполагает изменение не темпа (скорости) усвоения, а увеличение объема, или, как говорят специалисты, интенсивности обучения. Она, в определенном смысле, является альтернативой «стратегии ускорения».
С целью повышения самостоятельности и активизации интеллектуальных и творческих способностей на уроках используются различные технологии, их отличие от методики состоит в том, что это четкий алгоритм, в котором нельзя упустить ни одного звена, так как все ее элементы между собой взаимосвязаны. Именно четко разработанный алгоритм действий дает устойчивый результат. При этом использование на уроке мастерской – это принципиально новый подход к ведению урока, при котором происходит стимулирование творчества учащихся, делая их активными участниками процесса обучения. Цель мастерской состоит в том, чтобы научить ученика действовать автономно и рефлексивно, использовать различные средства интерактивно, входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них. Мастерские могут быть разных типов: построения знаний, творческого письма, ценностных ориентаций, мастерские по самопознанию, могут носить смешанный характер. Средняя продолжительность каждой мастерской – 2 часа, но иногда может быть и больше, к сожалению, в нынешних условиях, т.е. при малом количестве часов, отведенных на изучение темы, является существенным недостатком. Условием удачного проведения занятия является следование законам мастерской, учет основных принципов ее проведения.
В общем виде технологическая карта выглядит следующим образом:
1. Актуализация знаний.
2. Изучение нового материала (общий обязательный объем).
Хотелось бы остановиться на технологии творческой мастерской.
Творческая мастерская создает условия для:
1. мотивации деятельности, ассоциации, оживления чувств вокруг любого предмета, воспоминание:
2. социализации (обсуждение):
3. работы с материалом (работа в парах, группах): (Приложение 7)
4. кульминации творчества (предлагается свое видение предмета) (Приложение 4).
В своей практике в системе я использую и элементы технологии критического мышления, технологическая карта которой состоит из следующих компонентов:
1. работа с текстами «медленное чтение» (с карандашом); используется система знаков (согласен / не согласен, что было известно, над чем нужно работать, что вызвало озарение); парная мозговая атака; обговаривается только самое важное, интересное или новое.
2. обсуждение нового или острых вопросов;
3. эссе-впечатление. (Приложение 6)
Отсюда выход на индивидуальный стиль мышления.
Особую роль в работе со способными учащимися играет формирование самостоятельной деятельности.
Опыт показывает, что общие для всего класса задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся. Необходимо так строить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным ученикам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и в то же время создавал условия для успешного овладения и развития менее подготовленных учащихся. Поэтому нужно использовать систему дифференцированных заданий.
При изучении нового материала работа с учебником выстраивается следующим образом. Работа с параграфом учебника: приглашаем сильного ученика, который, опираясь на наблюдение над материалом, предваряющим работу над изучением новой темы, самостоятельно составляет опорную схему-конспект на доске. В качестве примера мы предлагаем алгоритм, разработанный учащимися в ходе изучения темы «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» (Приложение 1).
Это составление схем-конспектов, опорных таблиц, алгоритмов, их составление вовлекает ученика в активную деятельность, выводы рождаются на глазах учеников, а это дает более стойкий результат по освоению темы.
При этом важно то, что они должны постоянно подключаться к работе. В данном случае наглядность направлена не только на запоминание или воспроизведение заученного, а на размышление, установление причинно-следственных связей.
При объяснении нового материала можно использовать элементы технологии творческой мастерской, такие как деконструкция предмета и оживление чувств вокруг него (на примере темы «Причастие» в 7 классе).
(Приложение 5)
После освоения теоретического материала способным ученикам могут предлагаться различные виды работы, которые будут носить тренировочный характер, а потом постепенно усложняться. Благодатной почвой для этого является работа с текстом.
1. дополнение текста (написание вступления и заключения) (для слабых учащихся);
2. трансформация текста (разного уровня сложности);
3. восстановление деформированного текста (разного уровня сложности);
4. составление текста по модели (для слабых учащихся);
5. создание собственного текста (для сильных учеников).
Так, в ходе урока «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» мы предлагаем обучающимся вспомнить произведения А.С. Пушкина, поработать с фрагментами его текстов и объяснить правописание приставок в выделенных словах.
Как показала практика, для сильных учащихся лучше формулировать тему нестандартно, чтобы работа носила проблемный характер. Например, работу с использованием произведений А.С. Пушкина можно предложить в следующем виде: «Прочитайте внимательно предложенные для анализа фрагменты произведений. Какие виды работы можно произвести с данными текстами?» Как правило, сильные учащиеся усложняют свою деятельность и предлагают свой алгоритм действий:
определить имя автора;
выявить названия произведений;
объяснить правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-;
предложить свой вариант словарной статьи того или иного слова на изучаемую орфограмму;
написать эссе о понравившемся слове.
Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе. Она формирует аналитические, коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии . Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики, как правило, выступают координаторами работы, они направляют в целом работу группы, учат других анализировать и систематизировать материал. Так как групповая работа подразумевает охват материала большого объема, они помогают каждому, кто работает с ним в группе, высказаться по тому или иному вопросу.
“Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей вне школы, не закрыли перед ребёнком классной двери”, - говорил в своё время выдающийся учитель В.А. Сухомлинский. Эти слова не менее актуальны и сегодня, поскольку и сегодня от нас, учителей, зависит, какими мы воспитаем учеников, кем, и с какой жизненной позицией выйдут они во взрослую жизнь, что они смогут взять из детства, развить, приумножить.
И немало важную роль будет играть, какую жизненную позицию они займут: то ли будут пассивными созерцателями, то ли просто хорошими исполнителями, то ли людьми активными, думающими, способными преобразовать любую ситуацию, решить любую проблему. И это зависит от нас, учителей! Ведь личность учителя на уроке проецируется на детей. И если учитель сочетает в себе ум, азарт, умение учитывать ситуацию, возрастные особенности детей, желание воспитать ученика – творца и знание: как, при помощи каких приёмов этого можно добиться, то он сможет достичь поставленной цели. И только тогда мы сможем говорить об успехе.
III.Сведения о перспективе использования опыта в массовой практике
В отечественной науке исследованию проблемы одаренности посвящены труды И.С. Авериной, Ю.Д. Бабаевой, А.М. Матюшкина, А.И. Савенкова, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной, Е.А. Яковлевой, В.Д. Шадрикова, А.И.Власенкова.
Развитию творческих способностей как составляющему компоненту одаренности посвящены работы Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгера, А.М. Матюшкина, Е.Л. Яковлевой, в которых предложены программы по развитию творческого потенциала личности на разных этапах обучения.
Теоретические и экспериментальные разработки отечественных и зарубежных исследователей явились предпосылкой для решения проблемы развития одаренных детей в процессе школьного обучения, создания условий для превращения потенциально одаренного ребенка в талантливого взрослого, к которым можно отнести труды в области психологии мышления и творчества, общих и специальных способностей, возрастной и педагогической психологии, развивающего, проблемного и личностно ориентированного обучения, а также исследования феномена одаренности.
Последние мировые достижения в области обучения и развития одаренных детей позволили также существенно расширить эту категорию (и в этом просматривается особая актуальность темы исследования). Так, ряд зарубежных исследователей пришел к выводу о том, что потенциально одаренные дети составляют не 1-3%, как предполагалось ранее, а 15-30% от общей возрастной выборки. Причем, высокий уровень этих достижений обнаруживается лишь при соответствующем обучении.
Для этого необходимо, чтобы ученик хотел учиться и мог это делать. Часто ребенок идет в школу с большим желанием учиться, но без умения это делать. Если не научить ребенка учиться, то с первых же шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно угасят и его желание учиться.
С позиции развития одаренности особенно важно, что в последнее время многие исследователи приняли точку зрения, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую креативность, как считалось ранее, а мотивацию деятельности.
Так, например, некоторые ученые отмечают, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть максимально реализуют свой потенциал, а следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто упорно шел к выбранной цели
(Приложение 2).
Опыт функционирует в общеобразовательной школе. Учебные занятия проводятся в одну смены. Работа по представленному опыту проводится с детьми микроучастка образовательного учреждения. В классе обучаются дети с разным уровнем базовой дошкольной подготовки, интеллектуальными способностями и степенью обучаемости. Наполняемость класса – 25 человек.
Кабинет, в котором проходят уроки русского языка, оснащен необходимым наглядным и раздаточным материалом. В своей работе используем возможности школьного кабинета ТСО, компьютерный класс для проведения интегрированных уроков по русскому языку.
В деятельности обучения одно и то же действие может занимать разное место: вначале быть предметом усвоения, а потом – его средством. И каждый раз, когда ученик усваивает новые действия, он должен располагать средствами их усвоения – уметь усвоить.
Если мы не научим учиться, то процесс усвоения новых действий не будет протекать успешно, как бы мы ни старались его организовать. Это означает, что прежде чем приступать к обучению новому действию, необходимо проверить, располагают ли обучающиеся умением научиться этому действию.
Особенно это касается одаренных школьников.
Направленность процесса обучения на достижение этой цели обеспечит развитие школьника – появление качественных изменений в его физическом, психическом и духовном развитии.
К самым главным новообразованиям в личности школьника относятся сформированное умение:
а) использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств для решения учебной задачи;
б) добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативность школьника в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желание выполнять любую задачу творчески;
в) осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с эталоном, самостоятельность в оценке процесса и результата решения учебной задачи;
г) а так же высокий (в соответствии с возрастными возможностями) уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: воображения, мышления, связной речи и др.
Пожалуй, самой серьезной «болезнью» школы является ориентировка на «среднего» ребенка, отсутствие реальной опоры на индивидуальные особенности развития школьника и поддержки его индивидуальности. Для школьника учение остается личностно не значимым процессом, все побуждения идут не от него самого, а от учителя. Вместе с тем, как было отмечено выше, учиться – это значит осознавать личную ответственность за результаты обучения и владеть умениями самообучения.
Такая позиция определяет инструктивность обучения: учитель не требует от ученика инициативности, творчества, самостоятельного поиска другого способа выполнения учебной задачи, а удовлетворяется добросовестным выполнением его указаний.
При таком построении процесса обучения ученик рассматривается как «объект» деятельности, то есть учитель старается подравнять учеников под «средние» показатели, сделать их одинаковыми. В этом случае ему «мешает» как отставание ребенка, так и «забегание» его вперед, полностью игнорируется темп обучения школьника, его способности и интересы. В результате ребенок не стремится высказывать свои сомнения или мнения, спорить, искать доказательства, осуществлять самоконтроль и самооценку.
На практике мы уделяю особое внимание отработке путей формирования ученика как «субъекта» деятельности, то есть строю процесс обучения так, чтобы школьник был равноправным его участником. При этом руководящая роль учителя скрыта для ученика, а ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. «Субъектный» характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Только такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности, появляется заинтересованность ученика и создается возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.
Одним из путей решения этой задачи является дифференциация обучения, рассматривающаяся как возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса. Разработано много различных методик дифференцированного обучения, но все они касаются в основном объема предлагаемого ученику материала: «сильным» детям учитель дает больше заданий, чем «слабым». Но такое «решение» проблемы не снимает саму проблему: способные дети задерживаются в своем развитии, а отстающие не могут преодолеть возникших при решении учебной задачи трудностей.
Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинает занимать роль творца (организатора) своей деятельности. Ученик не бездумно будет принимать готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере будет отвечать за свои промахи, успехи, достижения. Он будет активно участвовать в каждом шаге обучения – принимать учебную задачу, анализировать способы ее решения, выдвигать гипотезы, определять причины ошибок. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
При работе с одаренными детьми на уроках русского языка мы предлагаем предусматривать организацию деятельности моделирования и специальные творческие задания, игры, развивающие логическое мышление и воображение. В соответствии со спецификой учебного предмета по русскому языку логические и творческие задачи имеют различное содержание.
Условиями успешной работы с одаренными обучающимися на уроках русского языка является:
- осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;
- создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми;
- наличие в работе исследовательской деятельности обучения на основе индивидуальных планов;
- признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы нашей школы.
Необходимо включать в работу с одаренными обучающимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работать над пополнением собственных знаний, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Творчество и одаренность – не всплеск эмоций, они неотделимы от знаний, умений. Они пробуждают творческий акт, ведут его по верному пути, обеспечивают результат. Это невозможно без длительного, упорного, нелегкого труда. Представленная система работы с одаренными детьми по русскому языку позволяет решать вполне реальные, практические задачи. Она дает ответы на вопрос о том, по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать ее развитие, на что ориентироваться в обучении и воспитании.
Заключение
Разработанная нами система работы с одаренными детьми на уроках русского языка предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Это достигается путем внесения определенных изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой. Изменение содержания осуществляется за счет:
- введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения;
- увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на различных этапах урока;
- расширения объема работы с понятиями и терминами.
Более значительные изменения предусматриваются в организации процесса обучения русскому языку. Они связаны с реализацией ряда новых принципов проведения уроков. Наряду с общепринятыми принципами, к ним относятся следующие:
1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка предполагает, что учитель подбирает такие упражнения, которые не только формируют лингвистические знания, но и одновременно вырабатывается ряд интеллектуальных качеств. Например, развитие словесно-логического мышления, внимания.
2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в такой организации уроков русского языка, в результате которых осуществляется поиск детьми собственных, желательно неординарных путей решения заданий.
3. Принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение обучающимися своего мнения. Эффективность реализации этого принципа зависит от учителя, который таким образом построит урок и сформулирует задания, что детям необходимо будет обосновывать свою точку зрения, свой вариант их решения.
4. Принцип сотрудничества. Он предусматривает сочетание разумной требовательности и уважения к личности ребенка, его мнению. Другими словами, он не должен попадать в зависимость от учителя. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставляет возможность ученику утвердиться в поиске новых идей. Программа включения его в исследовательскую деятельность оказывается весьма актуальной на уроках русского языка.
Выделяются инвариантные условия эффективности организации работы с одаренными детьми по русскому языку. Одним из таких условий является возможность выбора форм и видов творческой деятельности.
Занимательные упражнения, уроки-путешествия, головоломки, ребусы – все это способствует развитию ребенка. Для меня, важно не только вызвать интерес, но и удержать его, сделать стойким на долгие годы. Внимание детей привлекаю разными методами: красочным оформлением (на первых этапах), необычным вступительным словом, занимательной формулировкой вопроса, заданиями развивающего уровня.
Материал, предлагаемый на уроках, должен быть понятен каждому ученику. Только при условии установления связи нового со старым возможно проявление сообразительности и догадки. Поэтому при выполнении каждого задания необходимо предусматривать оптимальное соотношение между новыми и старыми знаниями и умениями.
Список используемой литературы
Альминдеров В.В., Альминдерова А.В. Дистанционные школы для одаренных детей и детей инвалидов. Тезисы доклада на конференции Relarn, 2004. http://www.relarn.ru
Бабаева Ю.Д. Одаренные дети и компьютеры. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОССб 2000. - С. 246-248.
Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1993.-
Линник Д.А., М. Кервели. Одаренные дети. – М., 1991. - 376 с.
Львов М.Р. Школа творческого мышления. – М., 1993. - 183 с.
Матюшкин А.М., Концепция творческой одаренности. – М., 1998.-
Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. «Учитель для одаренных», М.,1991.
Никитин А.А. Об организации региональной системы профильного обучения в сельских школах на базе ведущих заочных школ РФ.
Оконь В.А. Основы проблемного обучения. – М., 1968. - 168 с.
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Лейтеса Н.С. – М.,AcademiA,1996.
Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. – М., 2007.-
Ушаков Н.Н.Внеклассные занятия по русскому языку. М.,1971.-
Щебланова Е.И. Трудности в учении одаренных школьников./Вопросы психологиии. № 3. с. 132-145.
Юркевич В.С. Два подхода в понимании и идентификации одаренности.
Приложение 2
Методика «Карта одаренности»
Эта методика создана автором на основе методики Кафа. Она адресована родителям и рассчитана на выполнение двух основных функций:
- диагностическая;
- развивающая.
Инструкция. Перед вами 70 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено;
(+) – свойств заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены не четко, в проявлениях редки;
(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Время -!0-15 минут.
Лист вопросов.
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро.
4. В рисунках нет однообразия.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять стихи.
7. Легко входит в роль какого- либо персонажа.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное.
14. Становится вдумчивым, когда видит хорошую картину.
15. Чутко реагирует на характер музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
19. Может легко чинить испорченные приборы.
20. Любит спортивные игры.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли.
22. Изобретателен в выборе предметов.
23. Знает о таких событиях, о которых не знают его сверстники.
24. Способен создавать оригинальные композиции из цветов.
25. Хорошо поет.
26. Умеет хорошо рассказывать.
27. Меняет тональность голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов.
29. Легко общается с детьми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных соревнованиях.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим.
32. Способен «с головой» уйти в интересующее его задание.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два.
34. Любит использовать новый материал для изготовления игрушек.
35. В игу на инструменте вкладывает много энергии.
36. При пересказе оставляет главное.
37. Способен разыграть драматическую сцену.
38. Любит рисовать чертежи.
39. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех вы классе.
41. Любит решать сложные задачи.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную любознательность.
44. Охотно рисует.
45. Любит музыкальные записи.
46. В своих рассказах выбирает слова, которые передают эмоции.
47. Склонен передавать чувства через мимику.
48. Читает журналы о создании новых приборов.
49. Часто руководит играми.
50. Движется легко.
51. Наблюдателен.
52. Способен разрабатывать чужие идеи.
53. Читает книги научно- познавательного характера.
54. Обращается к лепке для того, чтобы выразить свои чувства.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Передает в рассказе такие детали, которые важны для понимания события.
57. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей.
58. Любит обсуждать научные события.
59. Склонен принимать на себя ответственность.
60. Любит ходить в походы.
61. Способен долго удерживать в памяти буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения
63. Умеет делать выводы.
64. Любит создавать объемные изображения.
65. В музыке стремится выразить чувства.
66. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера.
67. Продуктивен, чем бы не занимался.
68. В свободное время любит читать детские энциклопедии.
69. Любит игры- драматизации.
70. Обладает даром убеждения.
Обработка результатов.
Сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали(плюс и минус сокращаются) Результаты подсчетов напишите внизу. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
- интеллектуальная; - литературная;
- творческая; - техническая;
- научная; - лидерская;
- музыкальная; - спортивная.
Приложение 3
Творческая работа на Всероссийский конкурс:
«Наша новая школа»
Проект: «Школа будущего»
Первого сентября в нашем классе прошел урок под названием «Я - гражданин», на котором мы выбирали Президента России. Класс был поделен на группы, каждая из которых представляла своего кандидата. Голосование, в котором участвовали не только дети, но и родители, проходило активно. Никто не оставался равнодушным. Был избран самый достойный Президент, который, вступив на пост, издал указ «Подготовить проект новой школы». Было представлено несколько проектов к обсуждению, и класс выбрал один, о котором я сейчас расскажу.
Школа будет располагаться в экологически чистом уголке нашего города. Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с замком, открывающимся отпечатком пальца.
Обстановка в школе будет самая современная: вместо обычных столов и стульев у каждого ученика будет своя кабинка, оснащенная наушниками и электронным табло вместо доски. Тогда ученик не будет отвлекаться, а полностью будет занят учебным процессом.
Географию ученики будут изучать виртуально, посещая различные материки, проникая вглубь Земли.
Перемены будут проходить очень весело, так как много специализированных комнат по интересам. В школе должна быть комната психологической разгрузки, где ученики могут отдохнуть, послушать музыку, посмотреть научные фильмы.
Современная школа – школа, которая оснащена всем необходимым техническим оборудованием. В школе должна быть обстановка, благоприятная для получения знаний учениками – теплая, доброжелательная, в чем-то даже семейная.
Необходимо ввести «Сократовский метод» обучения для того, чтобы каждый обучающийся самостоятельно определял основные понятия, подлежащие усвоению. Для изучения иностранных языков необходимо оборудовать лингофонные кабинеты. Это облегчит усвоение материала. Школьные библиотеки должны быть укомплектованы учебниками и они будут выдаваться бесплатно. Следует выработать системы поощрения для тех учеников, которые аккуратно обращаются с книгами и сохраняют их. В каждом кабинете должны быть комплекты учебников для каждого ребенка, что даст возможность не носить тяжелые рюкзаки, а приносить только тетради, справочники и дополнительную литературу.
В классах должно быть не больше двадцати учащихся, чтобы уроки проходили качественно и избавляли бы детей от необходимости заниматься дополнительно с репетиторами. Дети должны получать знания из разных областей наук, поэтому в школе будут такие дисциплины как «Этика», «История, теория и реализация прав человека». Все будут учиться в первую смену, чтобы вторая половина дня была отдана занятиям по интересам: музыке, хореографии, спорту и т.д.
Единый Государственный Экзамен будет проводиться в комфортной для учащегося обстановке. Выпускник будет выбирать – обычный экзамен или в форме ЕГЭ.
Большое внимание в школе будет уделяться одаренным детям. Для них будут созданы все условия выявления и развития талантов.
Особое внимание должно обращаться на укрепление здоровья школьников. В школе должен быть бассейн с возможностью заниматься в любое время, физиокабинет. Спортзалы должны быть оснащены спортивным инвентарем в достаточном количестве отвечать всем современным требованиям. Каждый ученик после физкультуры сможет зайти в душевую кабину, оборудованную в спортивных раздевалках.
Школа будет иметь свою базу отдыха – своеобразный трудовой лагерь, где можно работать и отдыхать. Это решит проблему безнадзорности детей в летнее время, искоренит число правонарушений.
Учителя будут получать достойную зарплату, чтобы в школу приходило все больше новых специалистов. В школе следует формировать профильные классы, в которых будут работать преподаватели вузов и иностранные преподаватели.
В школе будет современно оборудованная и оформленная столовая. Питание школьников будет не только разнообразным, но и качественным. Каждый ученик сможет заказать на обед любое блюдо.
В эту школу ребята будут идти с большой радостью и проводить время здесь с удовольствием. Улучшится здоровье детей и повысится качество знаний.
Я хочу, чтобы этот проект был одобрен и применен к усовершенствованию моей школы.
Белоусов Иван Владимирович
404002 Волгоградская область, город Дубовка, ул. Первомайская 1/1
МОУ СОШ №3 г. Дубовки
7 «А» класс
тел.: 8-960-874-24-25
тел. Дом.: 8 (8442) 3-25-79
тел. Школы: 8 (8442) 3-18-48
Приложение 5
7 класс – первый урок по теме “Причастие”.
(фрагмент урока)
Задание.
1) Посмотрите на меня (это может быть и ученик). Запишите в левый столбик слова, характеризующие меня по высоте, красоте, полноте.
2) Слова какой части речи вы для этого использовали? Какие признаки предмета постоянные или временные – они называют? От слова какой части речи образованы?
3) Сейчас я произведу некоторые действие, а вы опишите, какие признаки я приобретаю в этом случае (слова запишите в правый столбик)? Постоянны эти признаки или нет? От слова какой части речи образованы?
4) Просклоняйте по одному слову из каждого столбика. Какой вывод можно сделать об изменении прилагательных и причастий?
5) Что ещё общего есть у прилагательных и причастий, с вашей точки зрения?
На доске и в тетрадях по мере выполнения задания появляется запись:
Какова тема урока? Какие цели урока поставлены? (7 класс “Понятие о причастиях”).
Как видим, данный подход позволяет учителю передать функцию постановки целей ученикам, но по утверждению А.Н. Леонтьева, необходимо опробование цели действием, так как знать – ещё не значит уметь: для этого необходимо владеть способами превращения информации в осознанное использование их в различных (а не только знакомых) ситуациях. И здесь нужно подходить к инструментальной основе активности или компетентности. Учитель должен так строить дальнейшую работу, чтобы ученики в ходе поиска решения поставленных задач, пришли к схеме, которая бы действовала в различных ситуациях.
Приложение 1
Урок русского языка. 6 класс
Тип урока: усвоение новых знаний.
Тема: «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.»
Цели: учащиеся должны знать о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ— от лексического значения,
уметь правильно определять значение приставок и в зависимости от их значения выбирать приставку,
уметь употреблять слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- в письменной и устной речи.
План урока
I. Сообщение темы и цели урока. Записи в тетради. П. Объяснение нового материала.
• материал для ознакомления. Учебник, 6 кл., М.Т. Баранов, стр.68
Учащиеся должны уметь самостоятельно делать выводы, учиться рассуждать.
A) Рассмотреть таблицу и сделать вывод: от каких условий зависит выбор букв Е и И в данных приставках.
Б) Чтение правила на стр. 69
B) Запись в тетрадях-конспектах по образцу рассуждения.
Прибежать, приехать - приближение
Приколоть, пришить - присоединение
Приморский, пришкольный - близость
Присесть, привстать - неполное действие
Приучить, приручить - доведение действия до конца
Прехорошенький - очень хороший
Премилый — очень милый
Такая запись дает четкое представление о правописании приставок ПРЕ- и ПРИНТ. Закрепление темы. Учащиеся должны уметь определять значение приставок ПРЕ- и ПРИ-
1. Выполнить упражнение № 154.
Задание: определить в каких приставках надо писать гласную И, а в каких- Е. Работа проверяется у доски. Выполняют задание 3 человека.
2. Индивидуальная работа.
Учащиеся должны знать произведения А. С. Пушкина. Задание: найти соответствие
Час обеда приближался
Там о заре
Кто-то терем
Пирожок лишь
прибирал да хозяев поджидал
разломила да кусочек проглотила
приближался, топот по двору раздался
прихлынут волны на брег песчаный и пустой
Проверка работ. Устное объяснение орфограммы №29, графическое обозначение ее.
3. Выборочный диктант.
Учащиеся должны уметь на слух определять правописание приставок ПРЕ-иПРИ-.
Задание: выписать слова в 4 столбика.
При- приближение
При- неполное действие
Пре- усиление (очень)
Пре- пере
Илюша увидал престарелую тетку, беспрерывно ворчавшую на свою девчонку, которая прислуживала ей. Она отвечала останавливаясь и , прикрыв глаза рукой, глядела в окно. На кухню посылались беспрестанно то Настасья Петровна, то Степанида Ивановна напомнить о том, прибавить это или отменить. Отец присядет в кресло и , посидев немного, начнет опять ходить. Нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома.
Взаимопроверка работ.
4. Самостоятельная работа.
Учащиеся должны совершенствовать навыки самостоятельной работы. Тест проверяет знания и умения различать написания приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Задание: вставить буквы Е, И в слова с приставками ПРЕ- ПРИ- , отметить правильный вариант.
12 тест . Какую букву нужно вставить?
Пр.... ехать
Пр.... думать
Пр.. .увеличить
Пр....морский
13 тест. Выберите правильный ответ.
пр одолеть
пр готовить
пр казать
пр....мер
пр рода
15 тест. Укажите правильный разбор слова по составу.
а) приморский в) приморский
б) приморский г) приморский
16 тест. Укажите правильный разбор слова по составу.
а) присмотреться
б) присмотреться
в) присмотреться
г) присмотреться
работа выполняется по трем вариантам. Тетради сдают на проверку.
IV. домашнее задание:
Упражнение №155, параграф 32,
Сильным учащимся упр.157 параграф 32
Урок русского языка 6 класс.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Тема урока: «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.»
Цели: учащиеся должны правильно писать слова с приставками ПРЕ- и ПРИ, уметь употреблять в речи слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, уметь делать морфемный разбор слов, различать разные типы морфем, уметь определять значение фразеологизмов, понимать сходство и различия их со словосочетаниями.
План урока.
Проверка домашнего задания
Учащиеся должны знать определение словосочетаний, их виды, уметь делать разбор.
Задание: выписать на доску из упр.165 словосочетания гл+сущ, сделать разбор словосочетания присмотреться к работе
Учащиеся пишут диктант в тетрадях. Консультант работает у доски. Взаимопроверка работ.
Комментированное письмо.
Учащиеся должны знать морфемы слова, уметь их определять, пользоваться этимологическим словарем, правильно ставить знаки препинания в предложения с однородными членами.
Я тихо приоткрыл окно, в створку хлынула прохлада, за поскотиной, совсем близко, бегал и крякал коростель. Вот-вот после короткой дремы оттолкнется солнце от острых вершин леса, взойдет над синими хребтами и спугнет туманы.
Работа с классом.
Задание: объяснить знак препинания; найти слова, образованные приставочным способом, объяснить по словарю В.И. Даля «поскотина»
б. Индивидуальная работа.
Задание: расставить знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.
Они потянутся под срез тенистых берегов заползут в гущу леса и там падут росою на травы и листья на пески и прибрежный камешек.
Проверка работ.
Работа по карточкам в группах.
Учащиеся должны совершенствовать навыки работы в группах.
Задание: пронумеровать слова, последовательно показывая, от чего и с помощью чего они образовались.
Учащиеся должны уметь писать мини-сочинение на заданную тему.
Задание: придумать сказку по данному началу.
« Жили-были ПРЕ- и ПРИ- .»
Проверка работы.
Выводы. Оценки.
Домашнее задание: готовиться к контрольному диктанту.
Урок русского языка 6 класс.
Тип урока: закрепление изученного.
Тема урока: «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
Цели: учащиеся должны уметь правильно писать слова с трудноопределяемым значением приставок ПРЕ- и ПРИ-,
различать значение и правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-, уметь употреблять в речи слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
План урока
Сообщение темы и цели урока
Проверка домашнего задания
Учащиеся должны уметь работать со словарем, знать способы словообразования.
Задание: выписать на доску примеры глаголов движения из упр.155;
выписать на доску слова, образованные приставочным и приставочно – суффиксальным способом из упр.155;
выписать на доску соответствующее значение слов по словарю С.И. Ожегова из упр.157.
проверяет работу консультант класса.
Закрепление .
Учащиеся должны совершенствовать навыки самостоятельной работы.
Выписать в словарик слова, помещенные в рамочках на стр.71. подготовиться к словарному диктанту.
Устно выполнить упр.160 на стр.71.
Задание: определить значение приставок в словах первого столбика, проговорить слова с трудноопределяемым значением приставок ПРЕ- и ПРИ-
Работа в тетрадях – конспектах.
Учащиеся должны знать трудные случаи написания приставок ПРЕ- и ПРИ-
Пребывать в городе – прибывать к станции
Презирать врага – призреть сироту
Преемник в работе – радио – приемник
Преступить закон – приступить к работе
Преданье старины – приданое невесты
Претворить мечту – притворить дверь
Вывод: значение приставок определяется в контексте
Лексическая работа
Задание: к словам первого столбика подобрать синоним из второго, записать группы слов в тетрадь, составить с ними предложения или словосочетания.
Учащиеся должны знать определение синонимов, уметь делать замену, составлять с ними словосочетания и предложения.
изменить пресмыкаться
ползать пререкаться
учитель привередничать
спорить преподаватель
капризничать преобразователь
очень хвалить препятствие
помеха превозносить
Работа со словами в рамках на стр.71 учебника. В ряде слов приставки ПРЕ- и ПРИ- сливаются с корнем. Выясняется их лексическое значение. С некоторыми словами составляются предложения. Учащиеся должны знать морфемы слова и уметь их различать.
Самостоятельная работа.
Учащиеся должны знать части речи и уметь делать замену.
Задание: заменить приведенные примеры одним прилагательным, выделить приставки.
Крепость, которую нельзя взять
Враги, которых нельзя примирить
Равнина, которой не видно конца
Желание, которое нельзя побороть
б. Задание: подобрать антонимы к словам:
глупый, юный, отъезд, скучный, убывать.
Выделить приставки в словах.
Тетради сдаются на проверку.
Выводы и оценки.
Домашнее задание
1 группа: упр.164
2 группа:упр.165
Приложение 6
Фрагмент урока-письма (технология развития критического мышления через чтение и письмо)
I. Речевая разминка. Чтение стихотворения И. Бунина «Еще и холоден и сыр / Февральский воздух…». Определение темы и основной мысли. Тема – «Февральский воздух». Основная мысль – «Радостно человеку в ожидании весны, т.к. весна – это обновление жизни». Определение стиля и типа текста.
II. Работа по теме.
Анализ стихотворного текста: описание природы и состояния человека (лексические, образные, морфологические, синтаксические средства), анализ вида связи в тексте.
Анализ двух прозаических текстов: отрывка из рассказа И.Соколова-Микитова «Весна в лесу» и Ю.Казакова «Тихое утро».
III. Задание на дом.
Вспомните одно из ярких событий своей жизни (поездку за город, на море и т.п.). Напишите сочинение, в котором основным содержанием будет описание состояния природы и вашего настроения. Используйте опорную схему.
Комментарий. Научил ли данный урок детей писать сочинение? Напишут ли они дома такое сочинение, которое хотелось бы видеть учителю? Захотел ли каждый ученик написать такое сочинение?
Типичная ситуация. Слабые ученики постараются увильнуть от выполнения задания («принесу завтра; не знаю, что писать»), середнячки поделятся своей проблемой с родителями, которые либо напишут семейные коллективные воспоминания за любимого сына (внука), либо посоветуют найти в художественном произведении описание природы и, слегка его отредактировав, выдать за свое. Сильным же ученикам, обладающим писательским даром, такой урок и вовсе бесполезен – они и так везде и всюду создают свои произведения в любом стиле и жанре.
Так надо ли знакомить учащихся с лучшими образцами описаний природы, человека? Безусловно. Только не на первом этапе написания сочинения.
Как бы мог выглядеть аналогичный урок по развитию речи (письмо), проведенный по технологии РКМЧП?
Технологическая карта урока
I. Стадия вызова
II. Стадия осмысления
III. Стадия рефлексии
Инвентаризация
Составление чернового текста. Правка
Издание (публикация)
I. Стадия вызова. Инвентаризация
(На этом этапе учащиеся вслушиваются в себя и составляют своеобразную инвентарную опись своих мыслей, идей на избранную тему)
Нужно организовать пространство класса так, чтобы дети сели полукругом, задернуть шторы, предложить сесть поудобнее, может быть, закрыть глаза.
Учитель. Вспомните какой-либо уголок природы, близкий и дорогой сердцу, в самое любимое вами время года. Именно об этом уголке и будет ваше сочинение. Представьте его до мельчайших деталей, подумайте о нем, вспомните о том чувстве, настроении, которое вас охватывает, когда вы там бываете.
II. Стадия осмысления. Составление чернового текста. Правка
Учитель. В течение десяти минут сосредоточьтесь, напишите свободно о том, что только что вспомнили. Это значит, что вы должны неотрывно писать на выбранную тему. Старайтесь писать не останавливаясь, не исправляя написанное, не выясняя, верные ли, правильные ли слова вы подобрали. То есть в течение десяти минут, пока вы пишете, не оценивайте написанное, фиксируя то, что приходит в голову. Идите от общего к частному, вглядывайтесь в детали, ощущайте, вслушивайтесь, всматривайтесь.
Если ничего не приходит в голову, попробуйте сначала написать особое пятистишие (синквейн).
Это стихотворная форма рефлексии, которая разворачивается по следующим правилам:
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.
4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
5. Пятая строка – одно слово – синоним к первому слову, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.
Строгие правила синквейна закрепляют за каждой строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.
Пример синквейна:
Весна – Холодная и свежая. Врывается, бодрит и веселит. Вот чудо, что приходит! Обновление.
Учитель. Когда закончите писать, используйте свои записи в качестве зеркала, в которое обычно смотрите. Попробуйте, глядя в это «зеркало», проанализировать: что рассказала эта запись о вас?
Кратко напишите, что вы увидели в этом написанном зеркале, чего раньше никогда не замечали за собой.
Правка – это улучшение текста, попытка четко и грамотно изложить мысли, соотнести содержание и форму. На этом этапе не стоит беспокоиться об орфографии, почерке и грамматике.
Два совета ученикам:
1. Очевидно, что речевые и стилистические ошибки при письме (зафиксированные на бумаге) заметнее, нежели в устной речи. Хорошая тренировка в ясности при высказывании мысли – это сочинение инструкции.
2. Признак хорошего мышления – это наличие своей точки зрения на что-либо. Чтобы потренироваться, поищите в газетах и журналах публикации, с которыми вы не согласны. Выберите аспект, по которому у вас возникло наиболее сильное желание возражать. Напишите небольшой отрывок в защиту своего мнения.
Этап правки может производиться в парах, или автор может работать самостоятельно, если в тексте содержится что-то сокровенное. Возможные вопросы для работы в парах:
– Послушай, какое у меня начало. Как можно было бы написать лучше? – Не кажется ли тебе, что в моем тексте что-то нужно конкретизировать? – Ты когда-нибудь теряешь нить повествования, когда читаешь мой текст?
Правка и редактирование могут производиться с помощью условных обозначений.
Ученики пишут улучшенные варианты своих сочинений.
III. Стадия рефлексии. Издание (публикация)
Есть два вида публикации (представления): устная и письменная форма. Первый вид: желающие читают свое сочинение, сидя в «авторском кресле».
Приложение 7 ФРАГМЕНТ УРОКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях»
А дальше будем работать по группам
1 ряд- работа в паре
2 ряд в динамических парах
3 ряд по бригадам.
ИНДИВ. задание - узнать по словарю значение слов МАСЛЯНЫЙ и МАСЛЕНЫЙ..
ДЛЯ 1ряда Работа в паре. Диктуем друг другу диктанты, проверяем сами, маркируем слова, в написании которых сомневаемся, обмениваемся, проверяем, ставим оценки.
Слоеный пирог. Концентрированный сок. Некипяченое молоко. Выпеченный без муки торт. Печенный в духовке картофель. Квашеная капуста. Маринованная капуста.
ДЛЯ 2 ряда ( по одному слову диктуем в паре сменного состава по Дьяченко)
Выделите, промаркируйте ( инсерт) слова , с написанием которых вы согласны(+), не согласны, непонятны (-).
.Один из работающих в паре читал словосочетание, другой писал. После этого читал словосочетание другой ученик, а первый писал под диктовку. Затем каждый брал тетрадь соседа и проверял диктант без карточки. Вторично проверяют словосочетания по карточке, оценивают. Переходят. Новому товарищу диктуется то же словосочетание, который диктующий сам перед этим писал. Затем дети переходят на новое место, и образуется новая пара См. схему
10 9 9 7
8 7 10 5
6 5 8 3
4 3 6 1
2 1 4 2
Запеченное мясо
Печеные пирожки.
Выпеченный без муки торт.
Печенный в духовке картофель
Квашеная капуста.
Маринованная капуста.
Засахаренная вишня.
Слоеный пирог.
Кипяченое молоко.
Кипяченное на медленном огне молоко
Для 3 РЯДА бригады по 4 человека Вставьте пропущенные буквы.
Салат из кваше…ой капусты, соле....ые баклажаны, мороже..ное мясо, туше..ый картофель с копче…ой грудинкой, компот из суше…ых фруктов, быстрозамороже…ая фасоль, утка, фарширова…ая яблоками, с лимо…ым соусом, пече…ые яблоки.
Рыба, жаре..ая в тесте, рубле…ая сельдь, голубцы с варе..ым мясом и морковью, пше…ая каша из поджаре…ой крупы, газирова…ый напиток, поджаре…ые кури…ые окорочка, яйца, варе…ые вкрутую, слое…ый торт, хорошо промасле…ый.
-Проверяем у доски 3 ряд по представителю - Проверяем взаимооценки 1 ряда
-Записываем со 2 ряда слова в Тетрадь - Памятку
- А мы поработаем с прилагательным МАСЛЯНЫЙ и отглагольным прилагательным МАСЛЕНЫЙ. ( проверяем индивид. задание- значение слов).
МАСЛЯНЫЙ-
состоящий из масла ( масляное пятно)
работающий на масле( масленый двигатель0
сделанный на основе масла)
! Прилагательное( образовано от существительного МАСЛО)
МАСЛЕНЫЙ-
запачканный маслом( масленые руки)
смазанные маслом(масленая каша)
пропитанный маслом( масленый лист)
! Отглагольное прилагательное ( образовано от глагола МАСЛИТЬ).
Придумать 2 предложения с различным значением.
Проверяем работу у доски, делаем записи для себя.
Контроль усвоения.
Выборочно- объяснительный диктант.
Званый обед.
Сначала были поданы закуски: иссиня- черная икра, разрисованная сливочным маслом, разделанным под цветы; салаты, украшенные букетами из овощей; помидоры, прослоенные луком; омары, сваренные в соленом растворе; селедка, распластанная на длинном серебряном лотке; заливной поросенок, разрезанный на порции и снова сложенный; прожаренная темно-коричневая глухарка.Весь стол был похож на яркую разноцветную клумбу.Затем по традиции шел куриный бульон со слоеными пирожками.
---Сдадут на проверку тетради….
-- Теперь те ребята, что получили специальные задания на весь урок, отчитаются о своей работе.
--Кулинарный словарь зачитает….
- Рекомендации в Тетрадь - Памятку даст…..…
-- Интересными рецептами лучших, активных на уроке отметит, подарит
-- Оценки в журнал…
Задания на дом с указаниями для учащихся. ИТОГИ - индивидуальные задания: Составить рецепт с использованием причастий. Остальным - из рецептов выписать причастия, выделить суффиксы. Например: Грибы, тушеные в сметане. Макароны, запеченные с сыром.
Список использованной литературы
Касперская О. В. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми [Текст]/ О. В. Касперская. – Волгоград: Учитель, 2011.
Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты [Текст]/ под. ред. А. М., Матюшкина, А. А. Матюшкина. – М.: Омега-Л, 2008.
Шлакина Л. Г. Азбука для одаренных детей [Текст]/ Л. Г. Шлакина – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.