kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система подготовки учащихся к ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ, результаты которого принимаются в качестве вступительного испытания, – это важный стимул для изучения любого предмета, в том числе и русского языка. Главная задача учителя-учить учиться. сделатьтак. чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция-учитель-помощник. учитель-партнер. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки учащихся к ЕГЭ»

Учитель: Абдуллаева Ф.А.

Тема, над которой я работаю: Система подготовки учащихся к ЕГЭ.


«Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Н.Толстой

ЕГЭ, результаты которого принимаются в качестве вступительного испытания, – это важный стимул для изучения любого предмета, в том числе и русского языка. Главная задача учителя-учить учиться, сделать так. чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция-учитель-помощник. учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор и стратегии, и тактики учителя. подходы организации процесса взаимодействия с учениками. ЕГЭ стал частью профессиональной жизни учителя-словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и возможности выбрать дальнейший жизненный путь. Один из существенных факторов успеха ЕГЭ-обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Отсюда и актуальность подготовки учащихся к Единому экзамену.

Нужно ли специально готовить уч-ся к ЕГЭ? Разумеется, нужно!

Ежегодно при подготовке к ЕГЭ выпускники встречаются со многими проблемами:

1) сложной оказывается форма экзамена; работа с тестом; формулировка заданий.

2) большой объем теоретического материала, необходимый для качественного выполнения заданий;

3) огромная пропасть между знанием правил и умением их применять на практике.

Все эти проблемы связаны прежде всего с непониманием школьниками учебного материала, формулировок заданий. Причем учитель не всегда может правильно определить, чего не понимает ученик. Это может быть и незнакомый термин, и значение какого-то сложного слова, и формулировка правила, и использование сложных синтаксических конструкций в формулировке.

Поэтому подготовка к сдаче ЕГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению и т. Д.В своей практике я столкнулась с ЕГЭ с момента внедрения. Я тогда работала в 11-х классах, никто тогда не понимал отчетливо, что же представляет ЕГЭ из себя, как к нему подготовить .Но идея ЕГЭ мне понравилась, и я решила серьезно этим заниматься. В данное время требования к ЕГЭ и содержание его намного изменилось. С целью эффективной подготовки к ЕГЭ по русскому языку мною создана система подготовки выпускников к государственной аттестации в формате ЕГЭ.Задачи: -Разработка программы факультативного курса . –Создание серий мультимедийных уроков (тексты. тесты, презентации). –Разработка системы мониторинга для отслеживания уровня сформированности знаний, умений, навыков у учащихся.Внедрение системы подготовки к ЕГЭ создает благоприятные условия для эффективной подготовки к итоговой аттестации. Работа будет успешна тогда, когда ученик очень четко понимает, что нужно делать, как это сделать и ,прежде всего, зачем. Методические принципы, используемые в работе: -Личностно-ориентированный подход; -Коммуникативная направленность; -Деятельностный характер обучения; -поэтапное обучение от простого к сложному. Веду дополнительную целенаправленную работу по подготовке к ЕГЭ. Причем такую работу начинаю с 5 класса. Это помогает ребятам идти в системе от более легких заданий к более трудным. На занятиях учащиеся тренируются в выполнении таких заданий, которые включаются в ЕГЭ, проверяют себя по всем темам школьного курса. (По этой теме разработала проект-тесты.) Уже в 6-7 классах мы учимся систематизировать материал по основным разделам, помогают в этом множество книг с КИМами, дидактические материалы, рабочие тетради и др. Большое внимание уделяю принадлежности слова той или иной части речи, умению видеть не только значение слова, но и морфологические признаки, форму слова и части слова, а также знать его роль в предложении. Хорошую помощь по систематизации этих знаний оказывают разработанные нами таблицы: «Морфологические признаки частей речи» и «Члены предложения». Большое внимание уделяется и формированию орфографических навыков. С 5 класса ученики ведут собственный словарь-справочник, куда записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в таблицы, алгоритмы рассуждения по ним, таблицы, опорные схемы, образцы разборов, особенности типов и стилей речи. Эта тетрадь является хорошим подспорьем при подготовке к ЕГЭ. На уроках использую комплексный анализ текста, который помогает построить урок в формате ЕГЭ. Удобно проводить на сдвоенных уроках: Задания 1 урока.

- найти проблему текста (Алгоритм действий ученика: найти ключевые слова, подчеркнуть повторяющиеся слова, затем расширяем – подчеркиваем слова, которые находятся в одном смысловом слове, противопоставления; выясняем авторское отношение к этой проблеме.

- Анализируем текст с точки зрения орфографии и пунктуации (задания части А). На 2 уроке определяем тему исходного текста (составить микротекст), проблемы (микротемы) , комментарий к 1 проблеме, авторская позиция, какое языковое средство лежит в основе авторской позиции, ваше мнение относительно позиции автора, аргументация, составление микротекста и др.задания д/з : составить микротекст по предложенной теме.

Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ. Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет учителю быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. Процесс систематизации будет более эффективным, если выпускники постоянно имеют возможность применять уже полученные знания и умения, «прокручивая» их каждый раз в новых ситуациях. Пример 7 кл.

В 10-11 классах в школе выделяют два часа на уроки русского языка и подготовку к ЕГЭ, что очень мало. В 10-11 классах параллельно с уроками на более углубленном уровне мы повторяем весь изученный материал. Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися.Также использую готовые таблицы. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде. Пример таблиц.

Подготовка к сдаче ЕГЭ отличается от традиционного повторения школьной программы и ориентирована на определенную форму экзамена и на специфическую систему проверки. Работу начинаю с сентября.

На первой консультации объясняю цели и задачи единого экзамена, обсуждаю с учениками его специфику, разъясняю содержание и структуру экзаменационной работы. Вместе анализируем содержание КИМов и составляем перечень проверяемых умений, знакомлю с кодификатором и спецификацией. Затем стараюсь продиагностировать знания, умения и навыки выпускников по различным разделам школьного курса. Изучаю различные пособия и стараюсь обобщить и типизировать задания, представленные в тестах прошлых лет, и составляю перечень наиболее типичных ошибок, допущенных учащимися в прошлые годы, а затем даю рекомендации по их устранению и предупреждению.

Повторяя и обобщая изученное ранее, надо и психологически готовить учеников к сдаче ЕГЭ: дать им чёткие инструкции – как выполнить то или иное задание, как контролировать себя, как работать с черновиком.

Разработан цикл занятий по повторению, углублению и дополнению знаний. Они включают в себя:

- типология заданий

- теоретический материал

- тренировочные упражнения

- тренировочный тест

- неконтролирующая контрольная работа

- контрольныйПовторение провожу по разделам



























. . . . . Вначале работаем по демоверсии предыдущего года, а в январе-феврале после опубликования новой демоверсии, сравниваю демоверсии, вношу коррективы и работаем по новому варианту.

В тестах всех предыдущих лет морфология представлена в очень сокращенном виде, основное количество заданий носит орфографическую направленность. Поэтому материал здесь лучше представить в виде таблиц, поскольку учащиеся уже располагают необходимой теоретической базой в объеме средней школы.

Например, задание А12 «Правописание Н-НН в суффиксах».

Сначала повторяем, углубляем теоретический материал, даю

алгоритм формальных показателей правописания Н и НН.

Словоформа, отвечающая на вопрос какой, образована



От существительного от глагола

НН Н НН Н

  1. …н +н -ан-, -ян- 1. Есть нет

Пустынный кожаный сломанный ломаный

!!! Названый брат

Посаженый отец, смышленый

НО!!! Названные дети,

Посаженный сад

  1. –енн-, -онн--ин 2. есть з/с нет з/с

Соломенный гусиный раненный пулей раненый солдат

!!ветреный солдат

НО!!проветренный

3.первообразные 3. На –ованный нет –ованный

багряный -еванный -еванный

румяный и т. д. балованный

обратите внимание 4. сов.вид. гл. несов. Вид

слова на …МЯ брошенный груженый

(имя, семя и т. д.) !!прощеный день !!невиданный

образ.форму НО!! прощенные неслыханный

от род.п. дети негаданный

(семени - !!конченый человек нечаянный

семенной) нежданный….

II. В наречиях и сущ. == сколько в слове, от которого они образованы.

нефтяник нефтяной воспитанник воспитанный воспитать(с.в.)

III. В кратком прил. = полн. прил. Краткие отглагольные формы

Дорога длинна длинный кр.прил. НН кр. прич. Н

ученики рассеянны тучи рассеяны


Тренировочные упражнения включают разные типы заданий

Морфологическая омонимия затрудняет определение части речи, поэтому при изучении частей речи я предлагаю использовать карточку, подводящую к пониманию темы и ее практическому применению

Неконтролирующая контрольная работа.

Тренировочные упражнения

  1. В каких словах пишется Н ?

  1. Пута..ик, 2)трезвее..ик, 3) масле..ица, 4) море взволнова..о, 5) безветре..ый, 6) аргументирова..ый, 7) выводы не обоснова..ы. 8) нежда..ый гость.

  1. В каких словах пишется НН?

1) гости..ая комната, 2) овчи..ый тулуп, 3) ворова..ые часы,…4) подли..ый документ, 5) тка..ый платок, 6) злодеи тупы и ограниче..ы, 7) отчая..ый шаг,

8) мы преда…ы родине.

3. Вместо точек вставьте пропущенную букву и обоснуйте:

Кова…ый на все четыре ноги конь не спотыкается

  1. Есть суффикс –ованн-;

  2. Есть суффикс –ан-;

  3. Образовано от глагола несовершенного вида;

  4. Есть зависимое слово;

  5. Краткое прилагательное.

4.В каком ряду во всех словах пишется НН?

  1. Броше..ый ребенок , ставлеююик, накрахмале..ый;

  2. Балова..ый, незва..ые гости, обобще..ые выводы;

  3. Золоче..ый, неписа..ый закон, бесприда..ица;

  4. Во рву некоше..ом, свежее выкраше..ые окна, лоси..ые рога;

  5. Средства были изыска..ы, одетиызска..о, думал сосредоточе..о.

5. В каком ряду во всех словах написание пропущенной орфограммы определяется по одному правилу?

1) варе..ик, свяще..ик, дела..о улыбается;

2) гладкокраше..ый, лише..ый, исправле..ая рукопись;

3) назва..ый брат, гране..ый стакан, сюжеты сложны и запута..ы

4) мужестве..ый, тка..ый золотом плащ, песча..ик.

6. В каких словах допущены ошибки?

1) мошенник, 2) откровенный, 3) разгневанный хозяин, 4) конопляник,

5) топленое молоко, 6) тоннаж, 7) копчености, 8) краденное вы отняли у меня.

7. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется Н?

Счита( 1)ые секунды были потраче( 2)ы на то, чтобы достать из кова(3)ого сундука осколки стекля(4)ого стакана и разложить их у порога.

  1. 1,2,3 2) 1,2,3,4 3) 2,3 4) 2,3,4

Морфологическая омонимия затрудняет определение части речи, поэтому при изучении частей речи я предлагаю использовать карточку, подводящую к пониманию темы и ее практическому применению.

Подводящая карточка № 1.

1.Найдите одинаковые слова в предложениях, как они называются?

(см. уч. Власенкова с. 25 изд.5)

Мы пошли другим путем.

Он и слова-то путем сказать не может.

Мы пришли к решению проблемы путем переговоров.

2.Определите к какой части речи относятся эти слова.

а) Задайте к ним вопрос;

б) определите их морфологические признаки (падеж, род, число) и синтаксическую роль (подчеркните их как члены предложения);

в) проверьте себя: замените эти слова другими, попробуйте их удалить из предложения;

г) вспомните, какие части речи можно удалить из предложения без изменения их смысла, а какие нельзя.

д) запишите части речи этих слов.

Подводящая карточка № 2.

1.Запишите предложение.

Мерцание озера, возникающее в солнечный день, и глубокая тишина, изредка нарушаемая шорохом льдин, производят впечатление чего-то нереального.

2. Найдите в тексте причастия и прилагательные.

3.Подчеркните их.

4.Вспомните их отличительные признаки (падежные вопросы, суффиксы, слова, от которых они образованы).

5.Определите их морфологические признаки.

6.Выделите суффиксы причастий.

6.Определите, где действительные, где страдательные причастия. Надпишите над причастиями их вид.


А 1. Укажите правильную морфологическую характеристику слова даже в предложении 2.

В ходе дискуссии выяснилось, что такой модели «оптимального города», которая была бы удобна для всех стран мира и даже для разных регионов одной страны, нет и быть не может.

1) частица3) местоимение

2) союз4) предлог

А 2. Укажите правильную морфологическую характеристику слова этим в предложении 2.

К этим негативным факторам городской среды относится прежде всего загрязненность атмосферного воздуха.

1) личное местоимение 3) вопросительное местоимение

2) указательное местоимение 4) возвратное местоимение


А 3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова близки в предложении 4.

К этому близки и другие крупные индустриальные страны.

1) наречие 3) краткое причастие

2) предлог 4) краткое прилагательное

А 4. Укажите правильную морфологическую характеристику слова хотя в предложении 4.

В каждой речевой культуре есть правила вежливости, хотя сами эти правила могут различаться.

1) причастие 3) наречие

2) частица 4) союз

А 5. Укажите правильную морфологическую характеристику словатакой из предложения 3.

Такой быстрый рост населения за короткий исторический период называется демографическим взрывом.

1)местоимение 3)наречие

2) прилагательное 4) причастие


А 6. Укажите правильную морфологическую характеристику слова случайны из предложения 4.

Случайны ли эти пояса?

1) прилагательное в форме сравнительной степени 3) краткое причастие

2) краткое прилагательное4) наречие

А 7. Укажите правильную морфологическую характеристику слова правильно из предложения 5.

В частности, при сообщении новостей автор, с одной стороны, стремится учитывать информационные запросы своей аудитории и соответствовать им, с другой - в надежде быть правильно понятым он учитывает степень осведомленности читателей, направленность их информационных интересов, стремится привлечь интерес к сообщению.

1) краткое прилагательное3) наречие

2) местоимение 4) причастие

А 8. Укажите правильную морфологическую характеристику словачрезмерное из предложения 3.

1) прилагательное 3) действительное причастие

2) наречие 4) страдательное причастие

А 9. Укажите правильную морфологическую характеристику слова в течение из предложения 2.

Нередко его называют буржуазной «революцией сверху», так как в течение столетия произошли беспрецедентные изменения во всех сферах жизни общества.

  1. союз 3)существительное с предлогом

  2. производный предлог 4) непроизводный предлог

А 10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова другими из предложения 6.

Так, например, размножению дуба мешает поедание желудей лесными мышами и другими зверьками.

  1. прилагательное 3)местоимение

  2. наречие 4) причастие


Решение теста, сначала работа без отметки. Учащиеся решают тест в паре или группе, проверяют правильность решения. Затем со мной или консультантом выполняют коррекционную работу, каждое неверное решение анализируется.

Затем анализирую ошибки, классифицирую их и вновь создаю неконтролирующую работу па ошибкам учащихся. И только после этого даю контрольный тест.

Синтаксису и пунктуации в тестах уделяется гораздо больше внимания, чем морфологии. Здесь при повторении также используется форма таблиц для систематизации имеющихся знаний. Особое внимание уделяется таким «ошибкоопасным» темам, как «Обособленные члены предложения», отграничение сравнительных оборотов от придаточных сравнительных предложений, тире и двоеточие в простом и сложном предложениях.

Решение теста, сначала работа безотмеки. Учащиеся решают тест в паре или группе, проверяют правильность решения. Затем со мной или консультантом выполняют коррекционную работу, каждое неверное решение анализируется.

Затем анализирую ошибки, классифицирую их и вновь создаю неконтролирующую работу па ошибкам учащихся. И только после этого даю контрольный тест.

При работе над частью С подробно прорабатываем критерии оценки этого задания. Именно там кроется план работы над сочинением. Анализируя текст, учащиеся должны рассматривать его в 4-х аспектах:

1. Проблема, поставленная в исходном тексте.

2. Комментирование проблемы относительно исходного текста (комментарий – рассуждение, пояснительные и критические замечания о чем-либо).

3. Авторская позиция.

4. Собственное мнение, подкрепленное тремя развернутыми аргументами.

При выполнении части С учащиеся должны четко помнить составляющие части любого сочинения:

1. Вступление (Обозначение темы, круга проблем, затронутых в исходном тексте; выражение отношения автора сочинения к данным проблемам, их общественной значимости).

2. Основная часть (Отражение и комментирование основных суждений автора исходного текста; приведение аргументов, подкрепляющих эти суждения и связанные с ними собственные соображения автора сочинения; анализ средств выразительности, которые помогли автору исходного текста сделать свою позицию более убедительной. Выражение мнения, не совпадающего с мнением автора (в отношении того или иного конкретного вопроса или нескольких вопросов, затронутых в тексте) или уточняющего, развивающего его мысль).

3. Заключение (Итог рассуждения с выражением личного мнения о тексте и проблеме).

Алгоритм действий в процессе подготовки к сочинению по данномутексту.


1. Сформулируйте проблемы исходного текста.

2. Прокомментируйте их (избегайте чрезмерного цитирования)

З. Сформулируйте позицию автора (отношение автора к проблеме)

4. Изложите собственное мнение по проблеме (объясните, почему вы согласны или нет с автором прочитанного текста)

5. Найдите художественные средства языка.

6. Пользуйтесь памяткой по написанию рецензии (в случае затруднения)

7. Пишите аккуратно,убористо,ёмко, выражайте мысли правильно и грамотно, по возможности, ярко и образно.

8. Закончив работу над сочинением, вчитайтесь в него ёще раз, проверьте логику, связи между абзацами, доказательность и, конечно, орфографию и пунктуацию.

Подготовительная работа

1 этап                                                      Прежде чем писать сочинение,

   Я определяю             

        Я  формулирую

*Тему текста (О чём одёт речь?)

 

*Проблему (-ы), выделяю главную

(Какие вопросы волнуют автора?)

 

*Идею (авторскую позицию)

(Каково отношение автора к тому, о чём  он рассуждает, рассказывает? Как отвечает автор на поставленный (-ые) вопрос (-ы) ? К чему призывает?

К какому выводу приходит автор? Какова основная  мысль текста?

Подсказка в заданиях А 28,  В 8

    

*Тема любви к родине

 

*Что такое патриотизм?

Или: Проблема истинного патриотизма

 

*Настоящий патриотизм начинается с любви к своей семье, к своему дому: любовь к родной земле предполагает заботу о её природе, охрану и восстановление окружающей среды; истинный патриотизм неразрывно связан с интернационализмом.

 2этап                                        Подбираю типичные речевые конструкции  (С1 – С4)

С1

Формулировка проблем исходного текста                                                                                   (1 балл)

 

Известный русский писатель …  рассказывает о…, восхищаясь (или: заставляя задуматься…). Это тот вопрос (проблема), поразмышлять над которым и предлагает автор текста.

Автор предложенного текста рассказывает, как…(или: обращается к проблеме…)

В центре внимания автора(известного писателя… публициста) много актуальных проблем, особенно подробно говорит о… . Это и есть, на мой взгляд, главная проблема текста.

Предложенная статья посвящена проблеме…

Автор предпринимает попытку ответить на вопрос…

С2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста                                             (2 балла)

 

Автор напоминает (что?)… . Глазами автора мы видим, как… .  Писатель передаёт… .  Кратко и точно автор объясняет, как, каким образом…. .  Аргументированно и увлечённо автор рассказывает  о… .

Автор замечает (отмечает, обращает внимание читателя на…) Автор убедительно доказывает, что… .

Поражает (удивляет, что…, как…)

С3

Отражение позиции автора исходного текста                                                                              (1 балл)

 

Размышляя о  …, автор приходит к выводу: «…».

Авторская позиция понятна. Автор уверен (убеждён, считает, очень эмоционально отстаивает идею…)

Несомненно, автору удалось доказать…(в предельно сжатой, но вместе с тем в яркой, эмоциональной форме передать..). Автор не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает  ярко, эмоционально:…(цитата).

Вывод неожидан. Автор полагает, что…

С4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме                                           (3 балла)

 

Структура С4:         ТЕЗИС -  ДВА АРГУМЕНТА  -  ВЫВОД

С такой позицией трудно не согласиться. Автор правомерно считает, что… Действительно,….(аргумент). Не менее интересным (убедительным)  является и…(аргумент).

Попытка автора раскрыть (доказать)… , на мой взгляд, удалась. (Аргументы: во-первых, ….  Во-вторых,… ).

Меня глубоко потрясло убеждение автора в том, что…. Размышляя об этом, я всё больше и больше соглашалась (-лся) с этой мыслью. На память пришли строки (аргументы)

 Мне близки и понятны чувства и мысли автора. Полностью разделяю его взгляды. (аргументы).

Автор, как мне кажется, очень точно (верно) отмечает, .что…  Доказательством этому служат факты из… (примеры из…  ).  Привести конкретные аргументы.

Таким образом,…

Итак,….

Из всего сказанного можно сделать вывод…

Строить работу необходимо в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

1.       Вступление.

2.       Проблема, над которой размышляет автор.

3.       Комментарий.

4.       Авторская позиция

5.       Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).

6.       Первый аргумент.

7.       Второй аргумент.

8.       Вывод (заключение).





Структура аргументации

Аргумент 2

(иллюстрация)

Аргумент 1

(иллюстрация)







вывод



. . . Очень хороши такие задания, как «Составляем план», «Записываем свои мысли», «Дописываем текст».

В основе методики лежит принцип «от простого к сложному», разнообразные задания и упражнения рассчитаны на последовательную, поэтапную подготовку к написанию Части С: от анализа исходных текстов – к успешному ответу на задания Части А, где присутствует такой анализ от записи своих размышлений – к сочинению-рассуждению.

Чтобы подготовиться к написанию сочинения-рассуждения, нужно решить следующие задачи:

  • вспомнить, что такое сочинение-рассуждение и в чем его особенности,

  • определить последовательность анализа исходного текста,

  • представить, какие требования предъявляются к сочинению-рассуждению на основе исходного текста,

  • познакомиться с основными темами и проблемами, которые рассматривают авторы текстов,

  • пополнить свой словарный запас словами и выражениями, необходимыми для успешного написания сочинения-рассуждения,

  • научиться анализировать исходные тексты и писать собственные сочинения

  • познакомиться с основными видами ошибок, которые допускают выпускники в сочинениях, и узнать способы их исправления

Первая памятка о требованиях к сочинению-рассуждению находится в КИМах по русскому языку, которую надо тщательно проработать.

ПАМЯТКА

«Как писать сочинение уровня С Единого государственного экзамена по русскому языку?

Шаг

Варианты речевого оформления

1. Определите тему анализируемого текста.



«Предложенный нашему вниманию текст – это рассуждение (повествование, описание), посвящённое…»

«Кто из нас не задумывался о …»

«Автор данного текста (назовите его) размышляет о…

Помните, что тема не должна формулироваться в виде законченного предложения, иначе вы рискуете подменить тему идеей, то есть авторской позицией.

2. Сформулируйте проблему, поднятую автором в тексте.

«Автор поднимает в тексте много проблем, но самая важная, на мой взгляд, это …»

«Автор пытается найти ответ на проблемный вопрос …»

Помните, что проблема должна быть связана с темой, «вытекать» из неё. Чтобы не спутать проблему с темой, проблему рекомендуется формулировать в виде вопроса, не имеющего однозначного ответа.

3. Прокомментируйте проблему (объясните её актуальность, значимость для общества или лично для вас).

«Эта проблема очень актуальна, потому что…»

«Эта проблема относится к числу «вечных», потому что…»

«Данная проблема всегда волновала меня, так как …»

«Наверное, нет ни одного интеллигентного человека, который бы не понимал значимость данной проблемы, потому что …»

4.Сформулируйте авторскую позицию (идею текста, ответ автора на проблемный вопрос).

«Автор считает, что…»

«Позиция автора ясна: …»

«Отвечая на проблемный вопрос, автор приходит к выводу: …»


Помните, что авторская позиция может быть прямо не сформулирована в тексте. В художественном тексте позиция героя может не совпадать с позицией автора.

Если же позиция автора открыто обозначена в тексте, сформулируйте её своими словами, избегая простого цитирования.

5. Выразите своё мнение по отношению к авторской позиции: согласие, несогласие, частичное согласие.

«Я согласен с автором…»

«Не могу согласиться с автором. Я считаю, что…»

«Я могу лишь отчасти согласиться с автором. Я согласен с тем, что …, но не могу признать правильным …»

Помните, что в случае несогласия с автором своё мнение нужно высказывать корректно, помня о соблюдении этических норм.

6. Обоснуйте справедливость своего суждения. Приведите два аргумента, опираясь на знания, жизненный и читательский опыт.

«Действительно, есть много примеров, подтверждающих это…»

«Справедливость высказанной автором мысли доказывают многие произведения русской литературы. Например, в …»

«В жизни я не раз сталкивался с ситуациями, которые заставляли меня задуматься об этом…»

Необходимо, чтобы один из аргументов был из научной, публицистической или художественной литературы.



Вышесказанное не является пределом и эталоном для любого учителя-словесника при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый педагог сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.

В своей деятельности применяю современные педагогические технологии развивающего обучения, дифференцированного обучения. В среднем звене предпочтение отдаю коллективному способу обучения. Адекватно уровням развития подбираю технологии обучения, которые способствуют продвижению в учебной деятельности каждого ученика.

  • ИКТ – ТЕХНОЛОГИЯ

  • ТЕХНОЛОГИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

  • КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Осваиваю информационно-коммуникационные технологии. В кабинете русского

языка и литературы есть библиотечка художественной и специальной литературы, различные словари, к которым ученики обращаются в случае необходимости. Использую цифровые образовательные ресурсы.Учителю-словеснику всегда необходимо иметь под рукой различные словари, справочные материалы, обширную библиотеку художественной и специальной литературы. Почти все это можно найти уже сейчас в Интернете: учебные тесты по русскому языку и литературе; учебные пособия (редкие, малодоступные поэтические тексты, материалы по древнерусской письменности); словари, которых нет в кабинете.С целью повышения качества образования использую в учебном процессе информационно-коммуникативные технологии, делаю презентации с использованием компьютера, разработала уроки с применением ЦОР.

Блочное обучение удачно сочетается с модульным. Модульная технология формирует у учащихся самостоятельность и способность к самоуправлению (самообразованию, самовоспитанию, самореализации), предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений. Преимущество применения модулей в том, что ученик учится в зоне своего ближайшего развития, учится общаться, работает в своем темпе, здесь возможно и опережающее обучение.

Зачетные уроки провожу с помощью тестов, что в определенной мере способствует подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

В учебной деятельности использую различные приемы, методы и формы организации деятельности учащихся: семинары, деловые игры, практикумы, творческие мастерские, тестирование, зачетные работы.

Использую современные методы оценивания учебных достижений, контрольно-измерительные материалы, методы измерительных технологий:


  • Традиционная контрольно-оценочная

  • Дифференцированные тесты

  •   Бланки заданий и ответов в форме ЕГЭ

  •   Тетрадь контроля для оценки качества знаний по русскому языку

  • Защита рефератов

  • Тематические зачеты









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Система подготовки учащихся к ЕГЭ

Автор: Абдуллава Фариза Абдулмуминовна

Дата: 19.04.2017

Номер свидетельства: 410246

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Урок –обобщение с презентацией «Обособленные определения и приложения» в системе подготовки к ЕГЭ .»   в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(128) "urok-obobshchieniie-s-priezientatsiiei-obosobliennyie-opriedielieniia-i-prilozhieniia-v-sistiemie-podghotovki-k-iege-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "241452"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445253907"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Тема выступления: «Система подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по обществознанию»"
    ["seo_title"] => string(80) "tema_vystupleniia_sistema_podgotovki_uchashchikhsia_k_sdache_oge_po_obshchestvoz"
    ["file_id"] => string(6) "518655"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1567056492"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Методика и практика подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodika-i-praktika-podghotovki-uchashchikhsia-k-iege-po-istorii-i-obshchiestvoznaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "104935"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402771163"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Подготовка учащихся  11 класса к ЕГЭ по физике "
    ["seo_title"] => string(54) "podghotovka-uchashchikhsia-11-klassa-k-iege-po-fizikie"
    ["file_id"] => string(6) "141137"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418058241"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(46) "sistiema-podghotovki-k-iege-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "245020"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446046896"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства