Урок –обобщение с презентацией «Обособленные определения и приложения» в системе подготовки к ЕГЭ .» в 8 классе
Урок –обобщение с презентацией «Обособленные определения и приложения» в системе подготовки к ЕГЭ .» в 8 классе
Урок –обобщение с презентацией
«Обособленные определения и приложения» в системе подготовки к ЕГЭ.» в 8 классе
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, развития организационных, интеллектуальных, коммуникативных общеучебных умений и навыков; выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Цели по содержанию:
< > систематизация сведений об обособленных определениях и приложениях;
повторить и подготовить учащихся к выполнению заданий В1,В2,В3,В4,В5, В8,В9,В10,В11,В12, ГИА.
< > отработка умений правильно ставить знаки препинания при обособлении определений и приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями и приложениями и использовать их в речи, графически выделять обособленные определения и приложения; отработка навыков работы с текстом.< > воспитание любви к родине
Оборудование : Компьютер, мультимедийный проектор, карточка, текст «Россия –навсегда»Н.Майоровой, тестовые задания, составленные на основе исходного текста.
Эпиграф:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
С.Есенин
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок –обобщение с презентацией «Обособленные определения и приложения» в системе подготовки к ЕГЭ .» в 8 классе »
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ
МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКА
Урок –обобщение с презентацией
«Обособленные определения и приложения» в системе подготовки к ЕГЭ .» в 8 классе
ВЫПОЛНИЛА: РОДИНА Е.М.
учитель МБОУ «Морд-Юнкинская
основная общеобразовательная школа»
Торбеевского муниципального района
Саранск-2012
Урок –обобщение с презентацией
«Обособленные определения и приложения» в системе подготовки к ЕГЭ .» в 8 классе
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, развития организационных, интеллектуальных, коммуникативных общеучебных умений и навыков; выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Цели по содержанию:
образовательная: систематизация сведений об обособленных определениях и приложениях;
повторить и подготовить учащихся к выполнению заданий В1,В2,В3,В4,В5, В8,В9,В10,В11,В12, ГИА.
развивающая: отработка умений правильно ставить знаки препинания при обособлении определений и приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями и приложениями и использовать их в речи, графически выделять обособленные определения и приложения; отработка навыков работы с текстом.
воспитательная: воспитание любви к родине
Оборудование : Компьютер, мультимедийный проектор, карточка, текст «Россия –навсегда»Н.Майоровой , тестовые задания, составленные на основе исходного текста .
Эпиграф:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
С.Есенин
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Вступительное слово учителя.
Тема сегодняшнего урока :
Урок –обобщение
«Обособленные определения и приложения» в системе подготовки к ЕГЭ .
Это урок закрепления полученных знаний. Исходя из типа урока, мы поставим цели и задачи урока.
Эпиграфом к уроку выбраны строки из стихотворения С.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная» Запишите число, тему, эпиграф в тетрадь.
( У доски 1 ученик работает с карточкой. Задание: записать слова, произвести морфемный разбор: написавший, безграничный.)
III. Актуализация знаний. Фронтальный опрос:
Какие члены предложения называются обособленными?
Какие члены предложения могут быть обособленными?
Учитель : Значит, обособленные второстепенные члены имеют признаки:
Смысловые: вносят дополнительное значение, приближаются к сказуемому, придаточному предложению ;
Грамматические: являются второстепенными членами;
Интонационные: произносятся с особой выделительной интонацией;
Пунктуационные: выделяются с обеих сторон запятыми.
Учитель: В начале обучения обособленных членов предложения вы ,ребята, получили индивидуальные задания: подготовить сообщения по темам : «Обособленные определения», «Обособленные приложения». Послушаем ваши сообщения.
- Сообщения учащихся.
IV. Совершенствование умений и навыков на основе применения обобщенных знаний.
Учитель : Молодцы, ребята, вы справились с заданием, верно подобрали примеры на все виды обособления определений и приложений. А теперь совершенствуем ваши умения и навыки .
1.Задание: Записать предложение под диктовку, графически объяснить постановку знаков препинания.
Сделать синтаксический разбор предложению.
-Холодный предутренний ветер, подгонявший остатки ночного тумана, трепал нашу одежду и сердито мчался дальше.
Учитель: В курсе синтаксиса раздел «Предложения с обособленными членами» является одним из сложных. Он есть и в ЕГЭ и в ГИА по русскому языку. Выполним ряд заданий, что вошли в экзаменационный тест.
1)Я вижу её необъятные поля, волнующиеся урожаем. (обособл.определ.,выраж. причаст. оборотом)
2)На многих языках говорят люди, населившие величественную эту страну. (обособл.определ.,выраж. причаст. оборотом)
3)Мы, врачи, обязаны помогать людям. (обособл.прилож.,стоящее после личного местоим.)
4)Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы.(обособленное приложение, стоящее после определяемого слова-сущест.собственного)
3.Решение теста.Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложениях?
Путешественника (1) впервые отправляющегося в центральные районы Тянь-Шаня (2) изумляют прекрасные дороги (3) проложенные в горах (4) и (5) ведущие в разные направления.
1,2,3,4,5
1,2
3,4,5
1,2,3
Небольшое село (1) раскинувшееся на холме (2) и (3) поражавшее своей красотой (4) производило сильное впечатление.
1. 1,4 2. 1,2,3,4 3. 1 4. 1,3
Весь рейс доктор (1) глядевший (2) на приколотую к переборке каюты (3) фотографию (4) своего большого семейства (5) тяжело вздыхал.
1. 1,3 2. 2,4 3. 2,5 4. 1,5
На дороге наконец мелькнули (1) синие мечи света (2) падавшего из затемненных фар (3) подъезжавшего броневика.
1. 1,2,3 2. 2 3. 3 4. 1,3
Выращенные им (1) гроздья (2) пышные и сладкие (3) прошлой осенью (4) демонстрировались на сельскохозяйственной выставке.
1.2,4 2. 2,3 3. 1,3 4. 3,4
Учитель: Эпиграфом к нашему уроку ,ребята, мы взяли слова русского поэта С.Есенина : Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
В этих строках мы видим безграничную любовь поэта к своей Родине.
Человек должен с детства помнить, что у него есть обязанности перед этой великой прекрасной землёй в мире, которую зовут Родина.
Русь-светлое место! Русь-страна света. Милая, светоносная моя Русь. Родина, родительница моя! -так искренне и задушевно написал С.Рамановский в своей миниатюре «Русь». Прослушаем в исполнении Оли Немовой (ученицы), а вы следите по тексту.
4.задание: Из текста «Русь» найти предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Выписать.
Русь
Русь. Короткое – в один слог всего!- а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Ученые высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из ученых прав, а кто нет, я не знаю. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «Русь» много значений, как много притоков у великой русской реки.
Русь. Русские. Россия. Россияне.
Не мне одному представляется, что слова эти родственные слову «русло».
«Русалка» - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.
«Роса» и производное от неё слово «росяница» - обильная, «толстая» роса, лежащая поутру на травках или деревьях.
Иными словами, Русь – это страна, где много рек и озёр, а русский – это человек, живущий у воды.
Есть у слова «Русь» еще одно значение, которое я не вычитал в книгах, а слышал из первых уст, от живого человека. На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному, почти так же как тысячу лет назад.
Тихо-смирно я жил в такой деревне и «ловил» старинные слова.
Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.
-Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь-он и зацвел.
-На русь? - ахнул я.
-На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.
Осторожно спрашиваю:
- Анна Ивановна, а что такое русь?
- Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да всё светлое, почитай так зовем. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?
Учитель: «Русь», русские, Россия, россияне. Это не просто однокоренные слова, это смысл внутреннего, духовно-нравственного содержания каждого человека, населяющего Россию.
VI.Выполнить на основе текста «Россия - навсегда!»Н.Майоровой задания В с кратким ответом.
1.Чтение учителем текста «Россия- навсегда!»Натальи Майоровой.
1) Века русской истории прошли перед нами. 2) Победы, праздники, трагедии, тяжелый труд. 3) А главное-люди, делающие историю.
4) Наша страна в разное время называлась по-разному: Киевская Русь, Московская Русь, Российская Империя, Советский Союз. 5) Теперь – Российская Федерация. 6) И всегда – наша Родина.
7) Великая страна. 8) Самая большая и красивая на свете. 9) Есть в ней и вечные льды, и тайга, и горы, и большие реки, и моря. 10) Когда в Москве встаёт солнце, на Дальнем Востоке уже ложатся спать.
11) Мы гордимся величием России. 12) А любим её просто за то, что она родная. 13) И особенная.14) Недаром поэт Фёдор Тютчев сказал о ней:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать:
В Россию можно только верить.
15) История продолжается! 16) Теперь, как когда-то наши предки, делаем ее мы с вами. 17) Нам досталось особенное время: Россия выбирает свой путь. 18) Каким он будет, куда приведет? 19) Решать нам. 20) Мы и должны изучать то, что было до нас. 21) Ведь уже случались времена, когда Россия стояла на распутье.
22)Только зная прошлое, можно построить будущее. 23) Прошлое у нашей страны трудное. 24) А её будущее зависит от нас. 25) Станет ли Россия ещё прекраснее, богаче, счастливее?
26) Конечно, станет! 27) Мы постараемся.
Н.Майорова.
2.Выполнить на основе текста «Россия - навсегда!»Н.Майоровой задания В с кратким ответом.
Учитель: Ребята, я не включила в тест задания В6,В7, т.к. эти разделы мы глубже будем изучать в 9 классе.
В1 Замените слово трудное из предложения 23 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. ( тяжёлое)
В2. Из предложений 1-3 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне .(праздники)
В3. Из предложений 12-15 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В приставках на –З и -С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными –С. (измерить)
В4.Из предложений 17-22 выпишите слово, образованное от прилагательного с помощью суффикса –енн- . (особенное).
В5.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,обозначающие запятые при вводном слове.
-Станет ли Россия ещё прекраснее(1), богаче(2), счастливее?. Конечно,(3)станет! Мы постараемся.
В.8. Из данного предложения найти словосочетание, построенное на основе связи примыкание. Выписать.
-Наша страна в разное время называлась по-разному. ( называлась по-разному)
В 9. Выпишите грамматическую основу предложения
- Нам досталось особенное время. (время досталось)
В10. Среди предложений 7-13 найдите предложение с однородными членами. Напишите номера этих предложений. (8,9).
В11.Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения .(3).
В12.Укажите количество грамматических основ в предложении 21. (2).
Учитель: В ГИА по русскому языку за курс основной школы Первая часть работы-это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля,Третья часть (С2.1 и С2.2), состоит из сочинения. Сейчас мы повторим работу над текстом.
VII. Работа с текстом. Теория.(Презентация)
Учитель: Что называется текстом?
Ученик :
Текст – это группа предложений, связанная темой и основной мыслью.
Учитель: Что такое тема?
Ученик:Тема - о чём или о ком говорится в тексте.
Учитель: Как можно определить тему?
Ученик: Тему можно определить различными способами:
1) по началу текста;
2) по ключевым словам;
3) по ключевым эпизодам;
4) по поступкам или размышлениям героев или самого автора;
5) по заглавию текста.
Учетель:Что является основной мыслью текста?
Ученик:Основная (главная) мысль текста, идея – то, что хотел сказать нам автор.
Учитель: Что нам помогает сформулировать основную идею текста?
Ученик: 1) Общая тональность звучания текста;
2) настроение, вызванное прочтением текста;
3) отношение автора к событиям, героям;
4) наличие в тексте тезиса, прямо или косвенно формулирующего основную мысль.
Учитель: Что такое композиция?
Ученик:Композиция – построение текста.
Учитель: Назовите основные композиционные части текста.
Ученик: Вступление, основная часть, заключение.
Учитель: Как можно сформулировать тему данного текста?
Ученик: Россия -навсегда.
Учитель:Какую проблему поднимает автор?
Ученик: Автор поднимает несколько проблем: человек должен помнить прошлое своей страны, думать о её будущем, будет ли такой же прекрасной, богатой, счастливой.
Учитель: Определите стиль и тип речи? Аргументируйте свой ответ.
Ученик: Этот текст относится к публицистическому стилю. Тип речи рассуждение. Публицистическому стилю характерны: логичность, образность, эмоциональность. Автор текста использует однородные члены предложения, эпитеты. В тексте есть риторические вопросы, на которые отвечает сам же автор._Станет ли Россия ещё прекраснее, богаче, счастливее?. Конечно, станет ,мы постараемся.
VII.Подведение итогов урока.
Учитель: Ребята, мы сегодня повторили « Обособленные определения и приложения». Повторили теоретический и практический материал для подготовки к сдаче ГИА (заданий В), вспомнили работу над текстом.
VIII.Домашнее задание .
Написать небольшое сочинение- рассужение на тему «Россия-навсегда» с использованием обособленных определений. Повторить обстоятельство.
Учитель : Урок хотелось бы закончить словами Пескова « Наш общий дом- Родина -должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.
2)На многих языках говорят люди населившие величественную эту страну.
3)Мы врачи обязаны помогать людям.
4)Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы
3.Решение теста.Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложениях?
Дубровский (1) тронутый преданностью (2)старого кучера (3) замолчал (4) и предался своим размышлениям.
1,2,3
1,4
1,3
1,2
Путешественника (1) впервые отправляющегося в центральные районы Тянь-Шаня (2) изумляют прекрасные дороги (3) проложенные в горах (4) и (5) ведущие в разные направления.
1,2,3,4,5
1,2
3,4,5
1,2,3
Небольшое село (1) раскинувшееся на холме (2) и (3) поражавшее своей красотой (4) производило сильное впечатление.
1. 1,4 2. 1,2,3,4 3. 1 4. 1,3
Весь рейс доктор (1) глядевший (2) на приколотую к переборке каюты (3) фотографию (4) своего большого семейства (5) тяжело вздыхал.
1. 1,3 2. 2,4 3. 2,5 4. 1,5
На дороге наконец мелькнули (1) синие мечи света (2) падавшего из затемненных фар (3) подъезжавшего броневика.
1. 1,2,3 2. 2 3. 3 4. 1,3
Опустившая голову (1) Анечка (2) неподвижно сидела в пуховом платке (3) бережно покрывавшем (4) ее плечи.
1. 1 2. 1,3,4 3. 3 4. 1,2,3
Выращенные им (1) гроздья (2) пышные и сладкие (3) прошлой осенью (4) демонстрировались на сельскохозяйственной выставке.
1.2,4 2. 2,3 3. 1,3 4. 3,4
V. Работа с текстом. Теория.
Учитель: Что называется текстом?
Ученик :
Текст – это группа предложений, связанная темой и основной мыслью.
Учитель: Что такое тема?
Ученик:Тема - о чём или о ком говорится в тексте.
Учитель: Как можно определить тему?
Ученик: Тему можно определить различными способами:
1) по началу текста;
2) по ключевым словам;
3) по ключевым эпизодам;
4) по поступкам или размышлениям героев или самого автора;
5) по заглавию текста.
Учетель:Что является основной мыслью текста?
Ученик:Основная (главная) мысль текста, идея – то, что хотел сказать нам автор.
Учитель: Что нам помогает сформулировать основную идею текста?
Ученик: 1) Общая тональность звучания текста;
2) настроение, вызванное прочтением текста;
3) отношение автора к событиям, героям;
4) наличие в тексте тезиса, прямо или косвенно формулирующего основную мысль.
Учитель: Что такое композиция?
Ученик:Композиция – построение текста.
Учитель: Назовите основные композиционные части текста.
Ученик: Вступление, основная часть, заключение
Учитель: Как можно сформулировать тему данного текста?
Ученик: Россия -навсегда.
Учитель:Какую проблему поднимает автор?
Ученик: Автор поднимает несколько проблем: человек должен помнить прошлое своей страны, думать о её будущем, будет ли такой же прекрасной, богатой, счастливой.
Учитель: Определите стиль и тип речи? Аргументируйте свой ответ.
Ученик: Этот текст относится к публицистическому стилю. Тип речи рассуждение. Публицистическому стилю характерны: логичность, образность, эмоциональность. Автор текста использует однородные члены предложения, эпитеты. В тексте есть риторические вопросы, на которые отвечает сам же автор._Станет ли Россия ещё прекраснее, богаче, счастливее?. Конечно, станет ,мы постараемся
Россия - навсегда!
1) Века русской истории прошли перед нами. 2) Победы, праздники, трагедии, тяжелый труд. 3) А главное-люди, делающие историю.
4) Наша страна в разное время называлась по-разному: Киевская Русь, Московская Русь, Российская Империя, Советский Союз. 5) Теперь – Российская Федерация. 6) И всегда – наша Родина.
7) Великая страна. 8) Самая большая и красивая на свете. 9) Есть в ней и вечные льды, и тайга, и горы, и большие реки, и моря. 10) Когда в Москве встаёт солнце, на Дальнем Востоке уже ложатся спать.
11) Мы гордимся величием России. 12) А любим её просто за то, что она родная. 13) И особенная.14) Недаром поэт Фёдор Тютчев сказал о ней:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать:
В Россию можно только верить.
15) История продолжается! 16) Теперь, как когда-то наши предки, делаем ее мы с вами. 17) Нам досталось особенное время: Россия выбирает свой путь. 18) Каким он будет, куда приведет? 19) Решать нам. 20) Мы и должны изучать то, что было до нас. 21) Ведь уже случались времена, когда Россия стояла на распутье.
22)Только зная прошлое, можно построить будущее. 23) Прошлое у нашей страны трудное. 24) А её будущее зависит от нас. 25) Станет ли Россия ещё прекраснее, богаче, счастливее?