Система обучения сочинениям по картинам художников
Система обучения сочинениям по картинам художников
Работа по русскому языку в школьной программе построена таким образом, чтобы учащиеся получили навыки не только грамотности, но и развили умение точно и убедительно строить свою устную и письменную речь, чтобы умели видеть и понимать произведения искусства и связывать их появление со временем их создания. Данная разработка уроков обучения сочинениям охватывает школьный курс с 5 по 9 класс.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система обучения сочинениям по картинам художников»
Работа по русскому языку в школьной программе построена таким образом, чтобы учащиеся получили навыки не только грамотности, но и развили умение точно и убедительно строить свою устную и письменную речь, чтобы умели видеть и понимать произведения искусства и связывать их появление со временем их создания.
Методическое пособие Л. А. Ходяковой, Е. В. Кабановой «Сочинение по картине в 6 классе» указывает: «Живопись, как и другие виды искусства, являясь отражением окружающей нас жизни, несёт нам определённую информацию, выраженную изобразительными средствами (краски, линии, символы), об эпохе, людях, природе, событиях, изображённых на полотне, т. е. обладает коммуникативной функцией и тем самым даёт учителю-словеснику реальную возможность обучить учащихся эффективному речевому общению и одновременно «сделать» культуру предметом изучения при обучении русскому языку, расширить культурный кругозор обучаемых; соединить обучение с эмоционально-нравственным воспитанием»1.
Нельзя не согласиться с позицией авторов пособия, что беседа, вопросно-ответная форма ведения урока должна сочетаться с записью материала для сочинения и составлением сложного плана работы.
Пособия дают образцы вопросов, помогающих уяснить содержание картины и осознанно выделить наиболее существенное. «Особенно велика роль картины в формировании коммуникативных умений собирать и систематизировать собранный материал для сочинения. Это объясняется тем, что произведение живописи подсказывает программу и содержание будущего речевого произведения в соответствии с темой и замыслом художника.
Художник, отражая действительность, изображает на полотне самое существенное, главное, с его точки зрения. Образ, созданный художником, концентрирует, как в фокусе, внимание зрителей и тем самым помогает им внимательно рассматривать изображённый объект, его детали, признаки, местоположение, выделяя главное и второстепенное, сопоставлять те или иные предметы и явления» 2.
Такая работа развивает навыки внимания, умение видеть главное и кратко записывать материал, а это даст возможность логически точно изложить материал в сочинении.
В качестве подготовительных работ к сочинению необходимо использовать упражнения учебника, что позволит выработать необходимые навыки в описании и выбрать необходимое. Смотри: Обучение русскому языку в 8 классе: Метод. Рекомендации к учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 70 с. С. 58-62.
Школьный курс обучения русскому языку носит познавательно-практический характер, поэтому работа ведётся в трёх направлениях:
Познавательное направление. Оно предполагает изучение основ языка, формирование грамотного, осознанного правописания, расширение кругозора.
Коммуникативные функции.
Мировоззренческие навыки, формирование патриотизма.
Формирование взглядов и навыков продуктивной работы на уроках дают большой материал для понимания событий жизни в прошлом и настоящем, помогает представить развитие событий в будущем и уяснить, какую цену заплатили предшественники за мирную жизнь в настоящем.
Используя экономные приёмы отбора материала, вырабатываются навыки грамотного оформления и работ по языку, и деловых бумаг, аккуратность и внимание.
Одним из средств реализации этих трёх направлений является материал для наблюдений в учебниках русского языка, который предваряет работу с картиной. Он позволяет учащимся не только повторить изученное, но и анализировать самостоятельно и делать выводы. Смотри: Обучение русскому языку в 8 классе: Метод. Рекомендации к учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 70 с. С. 52-57.
Школьная программа предусматривает специальные уроки развития речи, среди которых видное место отводится сочинениям по картинам русских художников, как в русском языке, так и по литературе.
Такая работа помогает понять, сформулировать тему, идею, выяснить детали изображения на полотне, расширить кругозор, развивает умение повествовать об увиденном, а систематическая работа вырабатывает желание знать больше.
Работа с упражнениями учебника.
Перед работой над большим сочинением по литературе, необходимо выполнить те упражнения учебника, которые разовьют навыки не только видеть, понимать, выделять, но точно находить наиболее яркое.
Словарная работа над будущим сочинением начинается задолго до написания сочинения. Вводя новые слова и отрабатывая навыки грамотности, учитель разбирает значение слов:
Работа ведётся планомерно (5 слов на уроке + однокоренные слова + синонимы). Выяснение значения этих слов. Составляются словосочетания и предложения. К моменту работы над сочинением учащиеся знают необходимое. Таким образом, к моменту написания сочинения большинство слов ребятам знакомо.
Подготовительная работа к сочинению вырабатывает и аккуратность в записях, и точность в формулировках, а опора на упражнения учебника закрепляет грамотное письмо и навыки литературной речи.
Выполнение таких упражнений по учебнику облегчит работу учителя, поможет выделить главное, а ребята сумеют найти слова, выражающие главное и расширят их словарный запас. Надо заметить, словарная работа и выполнение подготовительных упражнений в учебнике идёт без отрыва по изучению тем и в русском языке, и по литературе.
Сочинение по картине требует предварительной работы по сбору материала и отделки его, прочтения дополнительных сведений об авторе и истории создания картины, так как художественное полотно – это мгновение времени, запечатлённое красками. Эта работа, расширяя кругозор, делает учащихся грамотными. Работа над полотном художника развивает устную литературную и логически правильную речь.
Работа с картиной и составление сложного плана помогает логически мыслить, характеризовать увиденное, изображённое, замечать в жизни то, что при беглом обзоре не видел, формирует умение аккуратно и экономно выражать мысли, а не растекаться мыслью по работе.
Рассматривая на уроках картины художников, учащиеся учатся понимать, любить Родину, гордиться её прошлым, её величием, красотой и героизмом народа, осознавать и собственное отношение к окружающему, беречь и воссоздавать новое, и в то же время глубоко вникать в мастерство художника.
Сбор материала и составление намёток сочинения.
Эта часть работы наиболее трудоёмкая, так как требуется не только устно описать детали, но и успеть записать их описание.
Таким образом, подобранные словосочетания и предложения облегчат самостоятельную работу учащихся, сократив время над работой, и научат точности в выборе материала.
Кроме того, схема черновика поможет видеть границы описания и верно выделить смысловые абзацы. В черновике чётко видны части сочинения и соответствие их плану. Работа с черновиком при описании и рассматривании картины приучает учащихся к аккуратности, к отбору словесного материала и верному оформлению плана. Учащиеся учатся последовательно, логически верно строить словосочетания и связующие предложения. Такие записи сокращают самостоятельную работу над описанием, точнее выражать свои мысли и брать для сочинения самое существенное.
Такая скрупулёзная работа необходима и в 5-6, и в последующих классах.
Программа по работе с сочинением построена так, что с 5 по 9 класс учащиеся получают навыки глубокого понимания содержания картины.
Работа же с составлением сложного плана позволяет сэкономить время в будущем и закрепить навыки чёткости в письме.
Составление сложного плана будущего сочинения и выяснение особенности композиции сочинения.
3 части
Вступление Основная часть Вывод
(Место 1. Значение картины и
художника, 2: впечатление от неё.
история а);
создания б);
картины) в).
3.
Вступление и заключение всего занимают 1/3 всей работы. Вывод – итог всего и выражение отношения к тому, о чём писали. Заключение – необходимая часть работы, которая позволяет суммировать ранее написанное, показать значение полотна, отношение к изображённому и выяснить связь содержания с действительностью.
Важную роль играет умение учеников видеть и понимать живописные полотна. Работа эта должна идти последовательно, варьируя тематику от пейзажа к натюрморту, от одиночного портрета к групповому и к сюжетной картине.
Ребята чётко должны усвоить трёхчастную схему письменной работы: вступление, в котором надо сказать об авторе, истории создания или времени создания произведения; основная часть, раскрывающая композицию, тему, идею и приёмы их раскрытия, и заключение-вывод, подводящий итог описанию, рассуждению, анализу. В основной части подробно описываем композицию картины: задний план или фон картины, передний план, боковые стороны, расположение основных фигур, цветовую гамму, освещение. При написании основной части рассматриваем детали картины, чтобы выработать внимание, наблюдательность и развивать эстетический вкус. В заключении можно написать о чувствах, впечатлениях, мыслях, которые вызвала данная картина или о значении картины в общественной жизни. Тогда у ребят не будет затруднений в работе над рефератами, докладами.
Успешная работа над сочинением по картине предполагает тщательную подготовку к сочинению.
Подготовительная работа.
Словарная работа (синонимы, значения слов, композиция картины).
Составление таблицы.
Сведения о художнике и его месте в искусстве. Сбор материала о художнике и истории создания картины приучает к самостоятельному поиску сведений, расширяет кругозор и снабжает новыми сведениями. Сбор материала оттачивает устную и письменную речь, развивает навыки поисковой работы и выделения главного.
Работа с упражнениями учебника, предваряющая основную работу. Такая скрупулёзная работа позволяет научить отбирать и записывать нужное, экономить время для работы и приучает к аккуратности. В процессе записи отрабатываются и навыки грамотного осознанного письма.
Самостоятельная работа над текстом сочинения.
Так как такая подробная работа над содержанием сочинения требует времени, то, по-моему, дома ребята могут закончить своё сочинение.
Уроки развития речи более эффективны, если работа по развитию речи проходит в тесной связи с картиной. Поэтому опора на картину – необходимое пособие. Самостоятельность мышления учащихся вырабатывается при написании сочинений-рассуждений, поэтому необходим отбор материала, наталкивающий на рассуждение.
Таблица работы над сочинением.
План сочинения.
Работа над картиной.
Элементы будущего сочинения (Слова, словосочетания и предложения)
Сведения о значении художника (его место в живописи).
История создания картины.
Слова и словосочетания по пунктам плана.
Основная часть. Работа с картиной.
Смотри методичку. Определяем главную мысль сочинения.
Работа с листом-черновиком не только сэкономит время в работе над сочинением, но и научит отбору необходимого материала и закрепит навыки точно выражать мысли, аккуратно вести записи.
Такая форма записи позволит отделить материал к каждому пункту плана. Кроме того, в сочинении не будет неразберихи в отборе словосочетаний к построению предложений, и выделятся сами собой части описания картины и вывод-обобщение. Оформление сложного плана смотрите в разделе: Словообразование и орфография. Культура речи4.
Работа с картиной в 8-9 классах лишь закрепит те умения, которые учащиеся получили в 5-7 классах и даст возможность учащимся осознанно работать над сочинением по литературе, писать рефераты по другим предметам.
Программа по русскому языку позволяет учащимся познакомиться со многими жанрами живописи, что приводит к тому, что учащиеся при выходе из школы будут понимать особенности живописных полотен и жанры картин. Работа с картиной в программе по обучению русскому языку построена таким образом, что имеются подготовительные упражнения, отрабатывающие отдельные детали сочинения, а обобщающего, подводящего итог работы с сочинением нет. Поэтому необходимо включить как завершающее звено, сочинение по картине на уроках литературы и связать эту работу с изучаемыми произведениями.
Нужно заметить, что работу над сочинением нельзя вести в отрыве от работы на уроках литературы, так как отрывать один предмет от другого нельзя: это две стороны одного учебного материала по формированию мировоззрения учащихся. Кроме того, материалы по литературе расширяют сведения учащихся об изученном и расширяют кругозор, навыки внимательной работы и закрепляют навыки логичного построения речи.
Только сочетание подготовительной работы с упражнениями учебника и большое сочинение, связанное с литературой, поможет отточить устную и письменную речь, закрепит навыки осознанного грамотного письма не только по русскому языку, но и по другим предметам.
В 5 классе представлены следующие картины.
Описание пейзажа: А. А. Пластов «Летом». Перед написанием сочинения ребята выполняют упражнение 22. Сочинение пишут во время изучения раздела: Повторение изученного в начальных классах. Это будет подготовкой к сочинению: «Летние радости» (упражнение 114). После изучения раздела: Синтаксис. Пунктуация. Культура речи вновь возвращаются к художнику А. А. Пластову и пишут изложение по упражнению 254.
После изучения УНТ в 5 классе можно провести сочинение по картине В. М. Васнецова «Алёнушка». Поработать с памяткой на с. 296 учебника Русский язык: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.] : Как работать над сочинением.
Жанровая картина: Ф. П. Решетников «Опять двойка!» Упражнение 218. Сочинение пишут после изучения темы: Синтаксический разбор предложения. За несколько уроков перед написанием сочинения ребята выполняют упражнение 187.
Натюрморт: Ф. П. Толстой «Цветы, фрукты, птица» (упражнение 317). Описывают натюрморт после изучения раздела: Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
Описание пейзажа: И. Э. Грабарь «Февральская лазурь». Упражнение 358. Описывают пейзаж после изучения темы: Синонимы. Перед написанием сочинения усваивают слова-синонимы, которые будут использовать в сочинении: блистать, сверкать, сиять, светиться, лучиться.
Натюрморт: П. П. Кончаловский «Сирень в корзине». Упражнение 457. Описывают натюрморт после изучения раздела: Морфемика. Орфография. Культура речи.
Описание пейзажа: Г. И. Нисский «Февраль. Подмосковье». Упражнение 473. Ребята выполняют упражнение по данной картине во время изучения темы: Имя существительное. Описывают картину после изучения раздела: Имя существительное. Упражнение 564.
Составление рассказа: А. Н. Комаров «Наводнение». Упражнение 599. Составляют рассказ по картине после изучения темы: Прилагательные полные и краткие.
В 6 классе ребятам предложена работа над такими картинами.
Описание пейзажа и интерьера: А. М. Герасимов «После дождя» (Мокрая терраса). Описывают картину Герасимов «После дождя» (Мокрая терраса) в начале изучения раздела: Лексика. Культура речи. Во время изучения темы: Собирание материалов к сочинению. Параграф 13, выполняют упражнения 61, 62. Ребята учат новые слова: перила, терраса, мокрый, влажный, сырой, густой, частый, плотный, исчезать, пропадать, теряться.
Описание помещения, портрет: Т. Н. Яблонская «Утро». Упражнение 177. Перед написанием сочинения усваивают написание слов: салфетка, бахрома, карниз, квартира. Описывают картину после изучения темы: Сложносокращённые слова.
Описание пейзажа: Н. П. Крымов «Зимний вечер». Упражнение 315. Перед описанием пейзажа усваивают написание слов: белоснежный, великолепный, роскошный, пышный. Описывают пейзаж после изучения темы: Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.
Составление рассказа по картине Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители». Упражнение 450. Сочинение пишут после изучения раздела: Местоимение.
В 7 классе ребятам предложено написать сочинения по картинам.
Описание пейзажа: И. Бродский «Летний сад осенью». Упражнение 44. Пишут сочинение после повторения темы: Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.
Портрет: В. Хабаров «Портрет Милы». Упражнение 77. Описывают портрет во время изучения темы: Описание внешности человека. Выполняют упражнения: 76, 78, 79, 80, 81, 82. Затем пишут сочинение: «Вы с ним знакомы». Упражнения 145, 146.
Сочинение в жанре спортивного репортажа по картине С. А. Григорьева «Вратарь». Упражнение 187. Пишут сочинение после изучения темы: Деепричастия совершенного вида. Перед написанием сочинения ребята усваивают новые слова: броситься, кинуться, метнуться, ринуться, устремиться, внимательно, сосредоточенно, быстрый, торопливый, стремительный, проворный. Перед написанием сочинения выполняют упражнение 185, пишут словарный диктант по упр. 186. Словосочетания из данного диктанта можно употреблять в сочинении.
Описание пейзажа: И. Попов «Первый снег». Упражнение 211. Пишут после изучения темы: Смысловые группы наречий.
Вид сочинения– портрет, жанр – бытовой сюжетно-тематической картины. Е. Широков «Друзья». Упражнение 249. Описывают картину после изучения темы: Буквы о и а на конце наречий.
Сочинение-репортаж по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа». Упражнение 307. Сочинение пишут после изучения темы: Морфологический разбор предлога.
Описание пейзажа: К. Юон «Конец зимы. Полдень». Упражнение 382. Пишут сочинение после изучения темы: Раздельное и дефисное написание частиц.
В 8 классе ребятам предложено написать сочинения по картинам.
Описание памятника архитектуры. С. В. Герасимов «Церковь Покрова на Нерли», С. А. Баулин. «Храм Покрова на Нерли». Упр. 89, параграф 16.
Портрет и характеристика юноши, изображенного на картине И. Шевандроновой «На террасе». Упр. 91. Ребята описывают портрет во время изучения темы: Подлежащее. Затем пишут сравнительную характеристику двух друзей. Упр. 264.
Групповой портрет. Сочинение по картине Ю. Ракши «Проводы ополчения» . Упражнение 166. Пишут после изучения раздела: Второстепенные члены предложения, после изучения темы: Характеристика человека (параграф 29). Перед описанием группового портрета выполняют упр. 131, 132.
Культура поведения при споре на основе картины Ю. Пименова «Спор». Упр. 265. Пишут сочинение после изучения темы: Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.
Отзыв как разновидность рассуждения. Отзыв о картине В. Е. Попкова «Осенние дожди». Упр. 281. Перед этим выполняют упр. 234 (отзыв об А. С. Пушкине).
Рассуждение-размышление по картине К. Юона «Новая планета» о будущем нашей планеты. См. рекомендации в разделе «Рассказ».
Рассказ с включением воображаемого диалога с героем картины В. Репки «Водитель Валя» (упр. 421). Сочиняют рассказ после изучения темы: Рассказ (параграф 71).
В 9 классе ребятам предлагается написать сочинения по предложенным картинам.
Сочинение-описание городского пейзажа по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой» в форме дневниковой записи. Сочинение-описание городского пейзажа по картине М.К. Финогеновой «Каток для начинающих».
Сочинение-описание сельского пейзажа. Сочинение-описание по воображению (на основе картины В. Г. Цыплакова «Мороз и солнце»). Сочинение-отзыв по картине Н.Ромадина "Село Хмелёвка".
Сочинение-описание пейзажа по картине И. Тихого « Аисты». Упр. 170, с. 120-121 (Дидактический материал).
Сочинение-эссе на основе картины на военную тему В. П. Фельдмана «Родина». Портретная характеристика героя.
Важную роль в обучении играют уроки, связанные с развитием речи. Сочинения, творческие работы позволяют развивать умение чётко и точно формулировать письменную речь, аргументировать, делать выводы, учат видеть и понимать произведения художников и писателей и вызывают стремление найти материал по теме, а анализ эпизода или стихотворения – глубоко понимать главное и вникать в замысел автора, уметь находить важные художественные приёмы, раскрывающие идею.
Речевые упражнения должны не только развивать мышление ребят, но и способствовать развитию логически связной осмысленной речи.
После изучения УНТ в 5 классе можно провести сочинение по картине В. М. Васнецова «Алёнушка». Поработать с памяткой на с. 296 учебника Русский язык: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.] : Как работать над сочинением.
Урок по литературе в 5 классе.
Р. Р. Сочинение по картине В. М. Васнецова «Алёнушка».
Цели урока:
Подготовить к написанию сочинения по картине, раскрыв её содержание, показав, как художник выразил это содержание.
Развить навыки логически связной речи.
Вызвать у детей сочувствие горю Алёнушки.
Ход урока.
Рассказ учителя о художнике.
- Картину «Алёнушка» написал художник В. М. Васнецов. В. М. Васнецов родился и провёл своё детство среди красивой северной природы. Вокруг села, в котором он жил, был большой тёмный и дремучий лес. В детстве он слышал много рассказов, песен, сказок о разных чудесах, о русских богатырях и их подвигах.
На всю жизнь сохранил В. М. Васнецов любовь к народным сказкам и написал на их темы немало картин.
Картина В. М. Васнецова «Алёнушка» была и остаётся одним из наиболее известных и любимых народом произведений живописи, близким ему своим глубоко национальным характером.
- Кто изображён на картине? Почему она такая печальная и задумчивая?
Алёнушка – сирота; некому позаботиться.
Описание девочки-сироты:
-Где находится девочка?
Сидит в лесу; сидит на камне, согнувшись, обхватив колени руками.
- Почему она находится в лесу? Что привело её сюда?
а) её портрет;
- Присмотритесь внимательнее, как художник написал лицо девочки?
Печальное лицо; глаза большие, грустные; взгляд в одной точке; волосы растрепал ветер; рассыпались по плечам; вся фигура поникла, голова опущена, сцеплённые пальцы рук.
б) одежда девочки.
- Как одета Алёнушка?
Одета бедно; на ней старенький сарафан; выцветшая голубая кофта; ноги босые.
Ласточки.
- О чём свидетельствует изображение ласточек?
Сочувствуют Алёнушке; не улетают от неё; сидят на ветке; нежное щебетание; успокоить её.
Осенняя природа.
- Какое время года изображено на картине?
На дворе осень; вся природа; сочувствует горю девочки; печальное молчание; застыли вокруг; тонкие молодые берёзки и осинки; пожелтевшие листочки; медленно кружась в воздухе; опускаются на поверхность; на зеркальную поверхность; острая осока; топорщит вверх; длинные узкие листья; собираясь защитить; вздумает обидеть её. Ранняя осень, кое-где поникла, небо серое и хмурое, печальное время года, весной снова возродится к жизни.
- Почему именно осень выбрал художник?
Сильнее подчеркнуть, настроение Алёнушки.
- Какие цвета подобрал художник?
Неяркие краски.
III.Значение картины В. М. Васнецова «Алёнушка».
- Как, по-вашему, художник относится к героине?
Старался вызвать, сочувствие у зрителей, судьба бедных детей-сирот.
- Согласны ли вы с позицией автора? Какие чувства возникли у вас от содержания полотна? Верите ли вы художнику? Почему?
Хочется верить, всё изменится, в судьбе девочки.
Работа над созданием текста сочинения.
Д.з. дописать сочинение до конца.
Урок по русскому языку в 5 классе. Урок проводится после изучения темы: Синтаксический разбор предложения (параграф 43). За несколько уроков до написания сочинения выполняем упражнение 187, подготавливающее к написанию сочинения (тема: Обстоятельство, параграф 39). Поработать с памяткой на с. 296 учебника: Как работать над сочинением.
Р.Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка».
Цели урока:
1. Развить навыки осознанного описания сюжетной картины, развить умение видеть главное в сюжете полотна.
2. Научить чётко формулировать главную мысль работы, последовательно доказывать её и логически излагать мысли.
3. Побудить к аккуратной вдумчивой работе.
Оборудование.
Стенд с иллюстрациями картин Ф. П. Решетникова.
Картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка».
Русский язык: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2012.
Листы-черновики для сбора материала.
Ход урока.
Организационный момент.
Беседа.
- На сегодняшнем уроке мы работаем с картиной Ф. П. Решетникова «Опять двойка». В учебнике предусмотрена работа над выполнением упражнения 218. Прочтите задание. Вы уже знаете, что любое сочинение, или описание должно состоять из трёх частей: вступление, основная часть, заключение-вывод. Лучше начать работу с черновиком.
Таблица работы над сочинением.
Сложный план.
Сбор материала. Вопросы (для учителя). Ребята записывают словосочетания.
I.
II.
1.
2.
3.
4.
III.
- С чего начнём писать сочинение? (Со вступления).
- Что вам известно о Ф. П. Решетникове?
Решетников Федор Павлович (1906 г. - 1988 г.) - советский художник. Появился на свет 15 (28) июля 1906 года в Украинском селе Сурско-Литовское в семье иконописца. Во второй половине 20 - х годов Решетников поступил на художественный факультет рабфака в Москве. Затем, с 1929 по 1934 гг., обучался в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) - в мастерских Д. С. Моора и С. В. Герасимова.
Виртуозное владение графическими приемами помогло Федору Павловичу стать - в качестве художника-репортера - участником знаменитых полярных экспедиций на ледоколах "Сибиряков" (1932 г.) и "Челюскин" (1933-1934 гг.). Художественные репортажи этих событий имели значительный успех.
Художник занимался педагогической деятельностью. Он преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (1953-1957 гг.) и Московском педагогическом институте им. В. И. Ленина (1956-1962 гг.).
За свою творческую деятельность Федор Павлович был удостоен звания лауреата в 1949 году Сталинской премии второй степени ( картины "Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин" и "Прибыл на каникулы"), в 1951 году Сталинской премии третьей степени (картина "За мир!").
В своем многообразном творчестве Решетников создал образцовые произведения социалистического реализма. Художник являлся активным пропагандистом этой системы, вел жесткую борьбу с другими художественными направлениями.
Умер Решетников Ф. П. 13 декабря 1988 года. Его могила находится на Ваганьковском кладбище в Москве 5.
- Посмотрите на доску. На ней картины этого художника. «Прибыл на каникулы», 1948. Суворовец пришёл в отпуск. Видимо, родители его погибли во время Великой Отечественной войны. Встречает его дедушка во всей строевой выправке. «За мир!» 1950. Дети на стороне национально-освободительного движения. - Кто же является героями полотен Ф. П. Решетникова?
- Дети. За ними будущее.
Сейчас начнём оформлять листы-черновики.
- Составляем план. Как оформлять пункты плана?
- Как называется картина, по которой напишем сочинение?
- «Опять двойка».
- Что вам известно об этом художнике?
- Что запишем в таблицу? Прочтите.
- Сформулируйте пункты плана.
- Запишите в таблицу важные слова, синонимы, словосочетания.
План
Материал к сочинению.
I.Ф. П. Решетников – известный русский живописец и его полотна о жизни ребят.
Написал картины о детях, об их жизни и занятиях, ярко передаёт, характеры персонажей.
«Прибыл на каникулы», «За мир!»
Особенно широко известно полотно Ф. П. Решетникова «Опять двойка».
- Как же сформулируем начало работы? Что у вас получилось?
II.Содержание картины.
Комната и обстановка в ней.
- Где происходит действие картины?
В большой комнате, скромно обставленной.
- Когда?
Зимой.
- Как выглядит комната?
Тёмные стены, висят часы, в правом углу, небольшой стол с лампой, посредине стол, покрытый скатертью, на полу большой цветастый ковёр.
- Кто изображён на переднем плане? Кто стоит у входа? Почему?
2. Мальчик у входа.
У входа мальчик, вошедший с улицы домой.
- Что можно сказать о его возрасте?
- На вид мальчику 10-11 лет.
- Опишите его.
Он светлоголовый, с хохолком на макушке, пухлые губы, живые, немного грустные глаза.
- Аккуратна ли на нём одежда? О чём это свидетельствует?
- На нём полушубок, школьная форма, из воротника выглядывает, подшитый белый подворотничок, на ногах чёрные ботинки,
в правой руке, держит коричневый потрёпанный портфель, перевязанный шнурком.
- О чём это свидетельствует?
- Часто использовал его не по назначению, и замок сломался.
- Что выглядывает из портфеля?
Коньки.
- Откуда мальчик пришёл?
Пришёл с катка.
- Какое время дня изображено на картине?
- Вторая половина дня, старшая сестра мальчика, вернулась из школы, выполнила уроки.
- Как, по-вашему? В какую смену учится паренёк?
В первую смену, стоит, опустив глаза, смотрит в пол, ему стыдно, посмотреть в глаза родным, катался на коньках, забыв, дома его ждут, снова не успеет выучить уроки, у него опять будет, очередная двойка, мама снова огорчится, сестра и брат осудят его.
- А где должен быть мальчик?
Должен быть дома, уроки давно закончились.
- Как встречают его родные?
3. Мама.
-Возле стола справа сидит мама.
Как она одета? Как выглядит?
- Розовая блузка, тёмная юбка, прикрыты красным фартуком в полоску, не испачкать опрятную одежду, повязана косынкой, готовила еду для семьи.
- Равнодушно ли встречают дома двоечника?
- На левой руке, у мамы часы, совсем недавно, поглядывала на них, беспокоясь, переживая из-за того, долго не возвращается, домой из школы.
- Всмотритесь в лицо женщины. Что выражает оно? О чём говорит поза женщины? А её глаза?
Смотрит на сына с укоризной, она так старается, у него было всё, для хорошей учёбы.
- А чем платит сын ей за заботу? Почему он не смотрит на маму? Кто находится ещё в комнате?
4.Сестра и братишка.
- У стола старшая сестра мальчика, закончила приготовление уроков, раньше брата вернулась из школы, уроков у неё больше, она старше.
- Как одета девочка?
На ней школьная форма, коричневое платье, с белым воротничком, белыми манжетами, чёрный фартук.
- Как выглядит сестра?
Её волосы, аккуратно заплетены, в две косички, завязанные чёрными бантами.
- Как она отнеслась к приходу брата? Почему?
Смотрит на него с укором, мама волновалась, из-за его позднего возвращения домой.
- Кого видим рядом с мамой?
Около мамы младший сын, катался на велосипеде, теперь остановился, ехидно улыбаясь, смотрит на старшего брата.
- Почему?
Не ладят между собой, ждёт выговора, старшему брату.
- Кто же искренне рад мальчику?
Собака.
Искренне радуется, появлению мальчика, рада своему другу.
- Опишите собаку.
Белая дворняжка, с коричневыми пятнами, положила передние лапки, на грудь мальчика, не обращает на неё внимания.
- Понимает ли мальчик, что натворил, или ему всё равно, лишь бы скорей поесть и снова отправиться отдыхать? Докажите свой ответ.
- Понимает, потому не смотрит в глаза, близким людям.
- А как, по-вашему, устарела ли картина для нашего времени? Почему?
Картина не устарела, ребята не перестали получать двойки.
- О чём заставляет задуматься художник каждого, кто увидит героев полотна?
Автор привлёк внимание зрителей, заставив их задуматься над тем, поведение и неудачи могут огорчить близких.
- А часто в нашей жизни происходят такие сценки? Почему?
III. Часто ли бывает в нашей жизни такая ситуация?
Самостоятельная работа над текстом сочинения.
Домашнее задание: дописать сочинение до конца.
Литература
Доступ к Интернет-ресусу// http://webstarco.narod.ru/ussr/reshet.html
Урок по русскому языку в 5 классе. Урок проводится после изучения раздела: Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. Во время изучения тем раздела ребята должны усвоить новые слова: душистый, ароматный, натюрморт, утварь, мотылёк. За несколько уроков до написания сочинения пишем диктант (упражнение 315), подготавливающее к написанию сочинения. Словосочетания в диктанте подобраны с таким расчётом, что могут быть включены в описание натюрморта. Поработать с памяткой на с. 296 учебника: Как работать над сочинением.
Р.Р. Сочинение по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».
Цели урока:
Научить описывать натюрморт.
Развить навыки логически связной речи и грамотного письма.
Выработать внимание.
Ход урока.
Организационный момент.
Беседа.
- На сегодняшнем уроке мы работаем с картиной Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица». В учебнике предусмотрена работа над выполнением упражнения 317. Прочтите задание. Вы уже знаете, что любое сочинение, или описание должно состоять из трёх частей: вступление, основная часть, заключение-вывод. Лучше начать работу с черновиком.
Таблица работы над сочинением.
Сложный план.
Сбор материала. Вопросы (для учителя). Ребята записывают словосочетания.
I. Ф. П. Толстой – известный русский живописец.
– С чего начнём писать сочинение? (Со вступления).
– Что вам известно о Ф. П. Толстом?
– Фёдор Петрович Толстой – художник XIX века, в своих картинах прославляет красоту мира предметов, окружающих человека.
– Какие картины Ф. П. Толстого вам известны?
– «Ветка малины, бабочка и муравей», «Крыжовник», «Ягоды красной и белой смородины», «Клубника». В основном Фёдор Петрович Толстой писал натюрморты.
II. Описание натюрморта Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».
– Что изображено на переднем плане картины?
1. Ваза с изящными цветами.
На столе прозрачная ваза; белые, нежно-розовые и розовые цветы; очень изящные.
2. Яблоки.
Слева от вазы, справа и позади; жёлто-красные крупные яблоки; одно из них; разрезано посередине; внутри видны; коричневые семена;
3. Птица на виноградной веточке.
Справа кисть винограда с листьями; её сорвали и положили; листья не успели завять; на виноградной веточке птица; перед стеклянной вазой; гроздь красной смородины.
– Как выглядит птица? Опишите её.
Синие перья; на голове и чуть ниже шеи; крылья и хвостик коричневые; голова у неё опущена; собирается клюнуть спелое яблоко.
– Кто ещё изображён на картине «Цветы, фрукты, птица»?
– Над яблоками и зрелым виноградом мотыльки; бело-голубые крылышки.
4. Фон картины.
– На каком фоне изображён натюрморт?
Золотой фон.
III. Какие чувства вызывает натюрморт Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».
– Понравился ли вам натюрморт Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»?
Самостоятельная работа над текстом сочинения.
Домашнее задание: дописать сочинение до конца.
Сочинение проводится после изучения темы: Сложносокращённые слова (параграф 34). Перед написанием сочинения, во время изучения темы: Сложносокращённые слова ребята должны усвоить новые слова: салфетка, бахрома, карниз, квартира, написать диктант упр. 176, словосочетания в этом упражнении подобраны с таким расчётом, что они подготавливают к написанию сочинения. Поработать с памяткой на с. 234 учебника: Как совершенствовать написанное.
Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Урок развития речи.
Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро».
Цели урока:
Познакомить с картинами художницы. Научить составлять план описания.
Закрепить навыки логически связной речи.
Выработать внимание.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Работа по картине Т. Н. Яблонской «Утро». Беседа.
– Сегодня на уроке пишем сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро». В учебнике выполняем упражнение 177. Работа с черновиками.
I. Т. Н. Яблонская – известная современная художница.
– Что вам известно о художнице?
– Татьяна Ниловна Яблонская – советская, украинская художница. За свои работы была награждена государственными премиями и орденом Трудового Красного Знамени.
– Какие картины Татьяны Ниловны Яблонской вам известны?
– «Хлеб» (1949), «Весна» (1951), «Дома за книгой» (1954), «Летом» (1954), «На окне – весна», «Май», «Жизнь. Родоначальница», «Утро».
II. Картина «Утро».
– Давайте остановимся на картине.
Беседа по картине.
– Рассмотрите полотно «Утро». Какое время суток изображено на картине? Докажите.
1. Комната:
а) помещение;
Раннее утро; много света и воздуха; проникает через окно ; распахнутую балконную дверь.
б) мебель и украшения.
– Опишите интерьер.
Мало мебели; посредине круглый стол; покрытый льняной скатертью; в сине-жёлтую полоску; с длинной бахромой; узорчатый глиняный кувшин; рядом тарелка с булочкой; чайная чашка.
– О чём это говорит?
Приготовила завтрак.
– Что ещё находится в комнате?
– У балконной двери; на стуле сложена; школьная форма девочки; в простенке висит; декоративная тарелка; над ней кашпо с цветком; плющ ползёт по стене.
– Какие чувства это вызывает у зрителя?
– У зрителя вызывает; положительные эмоции; домашние вьющиеся растения; воссоздают природу в миниатюре; восхищаемся тем; украшает комнату; испытываем чувство восхищения; радости жизни.
2.Хозяйка комнаты.
– Кто изображён в комнате?
Выполняет утреннюю зарядку.
– Как выглядит девочка?
– У неё стройная лёгкая фигура; грациозная поза; обращают на себя внимание руки; плавный изгиб кистей.
– Что свидетельствует о том, что девочка только что встала?
– Кровать девочки; с белоснежным бельём; в комнате чисто и уютно; одежда девочки; сложена аккуратно.
III. Какие чувства вызывает картина Т. Н. Яблонской «Утро».
– Какие чувства вызывает картина Т. Н. Яблонской «Утро»?
Побудить нас; видеть красоту; радоваться тому; что мы имеем.
Самостоятельная работа над текстом сочинения.
Домашнее задание: дописать сочинение до конца.
Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Урок развития речи. Выполнение упр. 78 в связи с темой: «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми» закрепляет и умение находить причастия в тексте, и пунктуационную грамотность.
Р. Р. Описание внешности человека. Сочинение по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы».
Цели урока:
Дать понятие о словесном портрете.
Развивать воображение учеников, навыки описания картин, закрепить навыки выделения причастных оборотов в тексте, пунктуационные навыки.
Выработать внимание.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Беседа учителя с учащимися.
- На уроках литературы мы знакомимся с понятием «портрет литературного героя».
- Что вы помните о литературном портрете? Для чего он вводится?
- Писатель стремится к тому, чтоб читатели увидели его героев, смогли понять их, поэтому описывает их портреты.
- Каждому из нас приходилось описывать внешность человека, когда мы рассказываем о знакомом человеке. В описании человека нужно отличать самое яркое, индивидуальное. Обычно начинают описание с лица. Что главное в лице?
- Глаза – «зеркало души», по ним определяют настроение, характер, намерения человека. Мимика, жесты также способствуют раскрытию характера. Важную роль играет фигура. Она помогает узнать о привычках, увлечениях человека. То, как человек выглядит, является средством его характеристики. Одежда, манера одеваться, опрятность, аккуратность в одежде также характеризуют его.
3.Работа с учебником 7 класса.
1) Чтение параграфа 13. Выполнение упр. 76 устно.
2) Упр. 78. Прочитайте отрывок из произведения Ю. Нагибина «Трубка». Беседа по тексту упражнения.
- Какой заголовок можно дать этому описанию?
- Огненно-рыжий парень.
- Какие детали в описании героя позволяют писателю сделать вывод: «Я просто ослеп, будто взглянул на солнце»?
- Парень был огненно, немыслимо, ярко-рыж и так конопат…»
- Что главное в описании?
3) Упр. 81. Прочитайте отрывок из повести А. С. Пушкина «Дубровский» (часть 2).
- Почему Троекуров остался недоволен?
- В описании портрета В. Дубровского не отмечено индивидуальное, самое яркое, особенное (походка, улыбка, выражение глаз).
Упр. 77. Составление диалога. Образец диалога.
Я и моя сестра Мила.
- Привет, Мила!
- А? Что?
- Прости, что я вторгаюсь в мир твоих увлечений, но всё-таки хотелось бы знать, какую книгу ты читаешь?
- О! Это историко-приключенческий роман из эпохи Людовика XIII «Три мушкетёра». Его автор – французский писатель Александр Дюма-отец.
- О чём эта книга?
- Эта книга о дружбе мушкетёров Атоса, Портоса, Арамиса и дАртаньяна, о подвигах, которые они совершают во имя чистой любви и во славу своего короля и Отечества. Сейчас я читаю о побеге Миледи из заключения и очень переживаю за героев, причиной гибели которых может стать она.
- Как интересно! Может быть, почитаешь мне вслух!
- С удовольствием.
3.Описание героини картины В. И. Хабарова «Портрет Милы». Перед написанием сочинения обратитесь к памятке на с.210: Как совершенствовать написанное.
- Кто изображён на картине?
- На переднем плане картины В. И. Хабарова «Портрет Милы» изображена сидящая в кресле девочка, с книгой в руках.
- В какое время года?
- Зимой.
- Сколько, по-вашему, ей лет? Можно ли её считать вашей ровесницей?
- Девочка-подросток, ей 12 лет.
- Опишите её.
- У неё рыжеватые волосы, прямой крупный нос в веснушках, тёмно-русые брови и ресницы, тёмные глаза, устремлённые на страницу книги. Мила полностью погружена в чтение. За её чистым, высоким лбом идёт напряжённая работа мысли. Видно, что сюжет книги захватил девочку. Рот её полуоткрыт.
- Почему?
- Мила перенеслась в мир литературных героев.
- Как одета девочка?
- На девочке белая футболка и тёмные брюки, она стройная, сидит, поджав ноги.
- Где она находится? Что видно под креслом?
- Под креслом лежат фигурные коньки Милы.
- Почему коньки не убраны? О чём это свидетельствует?
- Она, видимо, только что вернулась с катка, разделась в прихожей, включила светильник и тут же села дочитывать интересную книгу.
- Какое впечатление произвела на вас картина?
- «Портрет Милы» мне понравился. Видно, что это гармонично развитая девочка. Художник выделил те детали, которые помогают зрителю понять мир увлечений Милы, её волевой, целеустремлённый характер.
Урок проводится после изучения по литературе былин.
Урок по литературе в 7 классе. Подготовка к сочинению-описанию по картине В. М. Васнецова «Богатыри». Перед написанием сочинения обратитесь к памятке на с.210 учебника Русский язык: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений/ [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]: Как совершенствовать написанное. На уроках русского языка изучают новые слова, обозначающие вооружение русских воинов.
- Что изображено на заднем плане или фоне? Какой пейзаж их окружает?
За их спинами; холмистая местность; степь, покрытая высокой травой, сзади виднеются.
- На переднем плане изображены богатыри-защитники Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
2. Илья Муромец.
- Почему Илья Муромец расположен в середине картины?
Илья Муромец старший на заставе; отдаёт приказы; другим богатырям; охраняют границы Родины.
- Опишите Илью Муромца. Какое у него лицо, взгляд?
Благородное русское лицо; сосредоточенный взгляд; зоркие глаза; прямой нос; волевой рот; с плотно сжатыми губами; широкая борода с проседью; вглядывается вдаль; нет ли врагов.
- Как выглядит Илья Муромец? Как он вооружён?
На вороном коне; одет в железную кольчугу; на голове шлем; красные штаны; хорошо вооружён; с правой руки; булатная палица; за ней виден; колчан со стрелами; в левой руке щит; громадное копьё.
- Опишите коня Ильи Муромца.
У вороного коня; два белых пятна; пятно на голове; на правой ноге; косит глазом; в сторону врага.
- Как можно охарактеризовать Илью Муромца?
Свободолюбивый, справедливый, бесстрашный, рассудительный, не способный на хитрости и уловки.
Одет нарядно; парадное военное платье; поверх кольчуги; драгоценные княжеские доспехи; щит из драгоценного красного металла; инкрустированного золотом; узорчатый высокий шлем; бирюзовые сапоги; на груди Добрыни Никитича; большой крест.
- Опишите коня Добрыни.
- Сидит на белом длинногривом коне; готовом ринуться вперёд; по приказу хозяина.
- Как бы вы охарактеризовали Добрыню?
Его рука; нетерпеливо сжимает; рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен; ноги в стременах; зорко всматривается; готов в любую минуту; броситься в бой.
- Шлем с наушниками; пластинчатая кольчуга; в руке лук со стрелой; его вооружение; сбоку виднеются гусли.
- Опишите коня Алёши Поповича.
- Рыжий конь; опустил голову, уши навострил; готов броситься вперёд.
- Каким изображён Алёша? Опишите его характер.
Алёша насмешливый, храбрый, смелый, ловкий, находчивый, иногда завистливый; не может взять силой, берёт ловкостью, ухваткой, находчивостью.
III.Значение картины В. М. Васнецова «Богатыри».
- Почему художник использует богатые краски?
Выразил любовь к богатырям; желание видеть их красивыми, нарядными, одетыми в лучшее.
- Какие чувства вызывает у вас картина?
Чувство гордости; русский народ.
- Можно ли поработить народ, у которого такие защитники?
Поработить невозможно.
Самостоятельная работа над текстом сочинения.
Домашнее задание: дописать сочинение до конца.
Урок проводится после изучения темы: А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».
Урок по литературе в 7 классе. Подготовка к сочинению-описанию по картине В. М. Васнецова «Баян». Перед написанием сочинения обратитесь к памятке на с.210 учебника Русский язык: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений/ [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]: Как совершенствовать написанное. В 9 классе на уроке русского языка вновь обращаются к иллюстрированию «Песни о вещем Олеге» В. М. Васнецовым. Упр. 89.
Цели:
Подготовить к написанию сочинения.
Развить навыки логически связной речи; собрать рабочий материал.
Побудить к серьёзной работе.
Оборудование: стенд с картинами В. М. Васнецова «Витязь на распутье», «Богатыри», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Баян».
Ход урока.
Организационный момент.
Работа с картиной В. М. Васнецова «Баян» и сбор материала по таблице.
1.Сообщения учениками сведений о В. М. Васнецове и его картинах.
2.Беседа по картине и оформление рабочих материалов. В процессе беседы ведётся запись таблицы.
- Где происходит действие? На картине В. М. Васнецова «Баян»; хмурый, пасмурный день; тяжёлые тучи, гонимые ветром, закрывают солнце; создаётся настроение тоски, ощущение тревоги; по холмистой степи; расположилась русская дружина; на вершине кургана; устроили привал-поминки.
2.Командный состав русской дружины.
- Где расположился командный состав русской дружины?
Головная часть русской дружины; собралась у братины.
- Как выглядят князь и дружинники?
Одеты в пластинчатые кольчуги; русские воины; на головах островерхие шлемы; червлёные щиты; булатные мечи; тяжёлые палицы; острые секиры.
- Чем заняты дружинники?
Внимают сказанию певца.
3.Старый князь, князь и княжич.
- Кого из дружинников особо выделяет В. М. Васнецов? Выделяет трёх князей; старого князя, князя и княжича.
- Как выглядит старый князь?
Старый князь; в алом плаще; седовласая голова; покрытая островерхим шлемом; опытный военачальник.
- Опишите князя.
Темноволосый князь; в тёмном кафтане; узорчатом плаще; с выразительными глазами; устремлёнными вдаль.
- Как выглядит княжич?
Рядом с ним; в светло-голубом одеянии; с непокрытой головой княжич; серьёзный взгляд.
- Чем увлечены соратники и воеводы?
Вокруг расположились; задумчиво внимают; вдохновенному пению старика- гусляра.
4.Баян.
- Как одет певец?
Баян-певец повстречался дружинникам; в полотняной длиннополой рубахе; отделанной по вороту; красной вышивкой-оберегом; сопровождая повествование; игрой на гуслях; призывно поднял; правая рука; седые волосы; растрёпаны ветром.
III. Героическое прошлое.
- Как, по-вашему, что объединяет «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина и картину В. М. Васнецова «Баян»?
Разные произведения; созданные представителями; разных видов искусства; помогают представить; далёкое прошлое; учат понимать; самое дорогое; защита земли; долг каждого.
Невольно приходят на ум строки из пушкинской «Песни о вещем Олеге»:
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной…
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
Произведения художников; стихи русских поэтов; воссоздают картины; героического прошлого; помогают понять; самое дорогое для человека; Родина; долг каждого; защищать её.
Написание сочинения.
После изучения повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» пишется сочинение по картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Перед написанием сочинения обратитесь к памятке на с.210 учебника Русский язык: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений/ [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]: Как совершенствовать написанное.
Конспект урока по литературе в 7 классе. Урок развития речи.
Р. Р. Сочинение по картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Научить видеть картину и умело связывать с литературным текстом.
Побудить задуматься над прошлым Родины и вызвать чувство гордости героизмом верных сынов своей страны.
Оборудование:
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба».
Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Тетрадь.
Черновик для сбора материала.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Работа по картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Беседа.
– Сегодня на уроке пишем сочинение по картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Работа с черновиками.
Ребята достают черновики, чертят таблицу.
– Давайте остановимся на картине. Что вам известно об истории создания полотна? Известный художник И. Е. Репин работал над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» с 1880 по 1891 год.
Беседа по картине. Рассмотрите полотно.
– Кто изображён на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»?
– И. Е. Репин показывает казаков в Запорожской Сечи.
– Что знаете вы о запорожских казаках, о Запорожской Сечи? Где была расположена Запорожская Сечь?
– Запорожцы защищали границы от поляков и турок, показывая героизм в боях. Запорожская Сечь – организация украинского казачества в нижнем течении р. Днепра («за порогами», то есть ниже их). Сложилась в первой половине XVI века из беглых крепостных и городской бедноты. Испытывая гнёт от помещиков, дворян, бедняки бежали на реку Днепр.
– Устное знакомство с письмом султана. Ученик прочитывает письмо султана.
– В 1676 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожцам письмо, в котором приказывал сдаться: «Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.
Султан турецкий Мехмед IV. 6»
По́рта (также Оттоманская Порта, Блистательная Порта, Высокая Порта) — принятое в истории дипломатии и международных отношений наименование правительства (канцелярии великого визиря и дивана) Османской империи7.
– Кто из русских писателей рассказал о жизни в Запорожской Сечи?
– Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба».
– В каком году объединилась Украина с Россией?
– В 1654 году произошло объединение Украины и России.
– В какие годы создавалась картина?
– С 1878 по1891 год. В 70-е годы И. Е. Репин приступил к большому полотну из жизни Запорожской Сечи.
– Что мы узнаём о нравах Запорожской Сечи из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»?
– Работа с текстом «Тарас Бульба». Вот как Н. В. Гоголь описывает Сечь глазами сыновей Тараса Бульбы: «Куча народу бранилась на берегу с перевозчиками. Казаки оправили коней. Тарас приосанился, стянул на себе покрепче пояс и гордо провел рукою по усам» 8.
И далее: «Вся Сечь представляла необыкновенное явление: это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали, но большая часть гуляла с утра до вечера, если в карманах звучала возможность и добытое добро не перешло еще в руки торгашей и шинкарей. Это общее пиршество имело в себе что-то околдовывающее. Оно не было сборищем бражников, напивавшихся с горя, но было просто бешеное разгулье веселости. Всякий приходящий сюда позабывал и бросал все, что дотоле его занимало» 9. (глава III)
Ребята отмечают нужные отрывки в учебниках-хрестоматиях простыми карандашами и обращаются к полотну.
Беседа по содержанию картины.
– Было ли это строго организованное войско или анархия?
– Во время битвы строго организованное войско с железной дисциплиной, с суровыми законами, во время передышек между битвами могли погрузиться в «весёлость».
– Почему героическое прошлое интересовало и художников, и писателей?
– Героическое прошлое – это фундамент будущего. Без знания истории нельзя понять настоящее и предвидеть будущее.
– Чем заняты запорожцы?
– Пишут дерзкий ответ, полный грубоватых остроумных издёвок над султаном, требовавшим от запорожцев покорности.
3.Оформление записи в тетради.
Записываем дату, тему, вид работы, план.
–Какой эпиграф подходит?
– Цитату из повести «Тарас Бульба» о Сечи, о товариществе, о невозможности сломить русский дух и силу (по выбору учащихся).
Во время беседы заполняется черновик и составляется план. План оформляем так, как показано в учебнике М. Т. Барановым, Т. А. Ладыженской идр. Русский язык. 6 класс. С. 62.
I. Героическое прошлое России и Украины и отражение его в живописи и литературе.
II. «Вот она Сечь…»
Панорама Сечи на полотне И. Е. Репина и в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
– Что изображено у горизонта? Найдите описание Сечи у Н. В. Гоголя. (См. III главу с. 162). Отметьте в таблице страницы.
2. Центральная группа на картине И. Е. Репина:
– Кого видим на переднем плане?
а) за столом;
– На переднем плане картины; изображена большая группа запорожцев; собравшаяся вокруг; грубо сколоченный стол; за столом сидит; усатый писарь; подстриженный под кружок; что-то пишет; гусиным пером; на его губах; блуждает ухмылка; перед ним кувшин с вином.
б) казаки справа и напротив писаря;
Напротив обнажённый по пояс казак; навалившийся на столешницу; его глаза смеются; на коленях у него; украинская бандура.
Напротив писаря; в белом жупане; откинулся на большую винную бочку; хохочущий казак.
Справа видна; загорелая голова; заливающийся от хохота.
в) атаман Иван Серко;
– Кого видим за спиной писаря? Атамана Ивана Серко.
– Как выглядит атаман Иван Серко на картине?
– В центре картины; кошевой атаман Иван Серко; пишут ответ; произнёс какую-то фразу; вызвавшую хохот; его глаза; хитро поблёскивают; хищный орлиный нос; вскинутые густые брови; энергичный жест руки; решительный поворот фигуры; собранной и готовой к действию; даёт понять; перед нами сильный, не знающий пощады военачальник. Трубка, зажатая в зубах, скрывает улыбку; его фраза; вызвала столько смеха; находится сзади него, слева и справа.
г) Тарас Бульба.
– Кто из казаков выделен И. Е. Репиным?
– Наиболее выведен; казак в белой папахе; в красном кафтане; с седыми усами; в жгучей алой свитке; в таких же шароварах. Он крупный, высокий; схватился за бока; хохочет во весь рот; его живот; колышется от смеха; большой нательный крест. Сам И. Е. Репин назвал его Тарасом Бульбой.
д) стоящие за ним казаки-инвалиды;
– Опишите бывалых воинов.
Искалеченные в боях; бывалые воины; один в чалме; одноглазый; с крестом на груди. Другой показывает; куда-то вдаль; не может ничего сказать; беззубый рот; открыт в смехе.
е) раненый казак;
Усмехается казак; раненный в голову.
ё) группа слева.
– Изображены ли молодые воины?
– За писарем, рядом с Иваном Серко; видна веснушчатая физиономия бурсака; за ним смеётся; другой казак; красивый, нарядный. Рядом с ним; другой казак; пытается рассмотреть.
– Изображены ли старые воины?
Щупленький старичок Бовдюг; очень мудрый, находчивый.
Рядом со стариком; шикарно одетый казак; в зелёном жупане; в собольей шапке; с красным верхом; от слов атамана; с удовольствием приложился; мощным кулаком; к спине казака; обнажённого по пояс; не почувствовал удара.
III. Защитников свободы Родины победить нельзя.
– Что же главное в картине?
Хохот казаков; презрение к предложению султана сдаться.
– Как это характеризует участников письма?
– Сразу видно, что это дружная, спаянная в боях, хорошо понимающая друг друга семья. Недаром Н. В. Гоголь отмечал, что товарищество – основа отношений между запорожцами.
Вывод.
– Можно ли победить такой народ, который может постоять за честь, совесть и защитить? А как Н. В. Гоголь об этом говорит? Что запишем в таблицу?
«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» (глава XII)
Самостоятельная работа над текстом сочинения.
Домашнее задание: дописать сочинение до конца.
Литература.
Доступ к Интернет-ресурсу// ФЭБ: Гоголь. Тарас Бульба. – 1963 (текст)//http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/gtb/gtb-005-.htm
Доступ к Интернет-ресурсу Письмо запорожцев турецкому султану Материал из Википедии — свободной энциклопедии //http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E8%F1%FC%EC%EE_%E7%E0%EF%EE%F0%EE%E6%F6%E5%E2_%F2%F3%F0%E5%F6%EA%EE%EC%F3_%F1%F3%EB%F2%E0%ED%F3
Словарь.
куренИ (от чагат. kuran «толпа», «племя», «отряд воинов»; «пекарня») — казачьи (также в некоторых областях Украины) жилища, дома.
жупан — тёплая верхняя одежда, на народном языке — зипун.
кошевой атаман или просто кошевой — глава войскового управления (коша) в Запорожской Сечи с середины XVI века до 1775 года, в Задунайской сечи в 1775 — 1828 годах и в Черноморском казачьем войске в 1787 — 1797 годах.
папа́ха (слав. - шапка) — мужской меховой (из овчины или каракуля) головной убор, элемент военной формы одежды.
кафта́н — верхняя, преимущественно мужская одежда.
СВИТКА. СВИ́ТА 2, -ы и СВИ́ТКА, -и, ж. В старое время: верхняя длинная распашная одежда из домотканого сукна.
шаровары (шальвары) — штаны, очень широкие в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени.
Урок по литературе в 8 классе. Сочинение пишем после изучения повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Перед написанием сочинения обратитесь к памятке на с.222 Как совершенствовать написанное учебника Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: 2013.
Сочинение по картине М. И. Авилова «Помощь уральцев Пугачёву».
I.Эпоха крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва.
II. Картина М. И. Авилова «Помощь уральцев Пугачёву».
1. Встреча Е. И. Пугачёва с народом.
- Кто изображён на картине «Помощь уральцев Пугачёву»?
Изображены казаки, работные люди; Е. И. Пугачёв, восседающий на красивом коне.
- Куда устремлён взгляд Е. И. Пугачёва?
Смотрит на пушки; лежащие на волокушах; эти пушки; привезли Пугачёву уральцы; видя в нём; борца за освобождение; от тягот крепостного труда.
2. Е. И. Пугачёв.
- Как выглядит Е. И. Пугачёв?
- Одет в красный кафтан и алую шапку; одет нарядно.
3. Салават Юлаев.
- Кто изображён рядом с Е. И. Пугачёвым?
- Рядом Салават Юлаев; его полковник; одет в жёлтый кафтан; шапка с песцовым мехом; подтверждающей его богатство.
4. Приближённые к Пугачёву казаки.
- Кого ещё изобразил Михаил Иванович Авилов?
Сидят на конях башкиры и казаки; видны силуэты людей.
5. Представители народа:
- Много ли людей в составе армии Е. И. Пугачёва?
Очень большая армия; длится по склону; горной дороги; из-за возвышенности видны шапки; головы пугачёвцев; одеты бедно, в рубахи, штаны, шапки; даря пушки Пугачёву; уральцы сняли шапки. - Выразите своё отношение к картине М. И. Авилова «Помощь уральцев Пугачёву».
а)рабочие;
б) казаки.
III. Отношение народа к восставшим.
- Что можно сказать об отношении простых людей к вождю восставших?
- Что вам известно о крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачёва?
- Крестьянская война началась в 1773 году в прикаспийских степях на реке Яике (Урале). Е. И. Пугачёв, выдавший себя за Петра III, сумел поднять уральское казачество и, захватив ряд крепостей, осадил губернский город Оренбург. После неудачной осады Пугачёв ушёл на Урал, где получил мощную поддержку от горнозаводских рабочих.
- В чём заключалась поддержка?
- Рабочие привозили пушки Пугачёву и пополняли ряды его войска.
- Какие уральские заводы XVIII века вам известны? Кому они принадлежали?
- На Урале в Свердловской области был Невьянский завод, его подарил Пётр I Никите Демидову, а Никита – своему сыну Акинфию, заводы были в Нижнем Тагиле и Белорецке. Демидовские заводы в Нижнем Тагиле работали на Урале со времён Петра I. С горы Магнитной везли железную руду в Белорецк. Кын-завод (1759 год) на реке Чусовая принадлежал Строгановым. Этот завод располагался на Среднем Урале.
Словарная работа.
Лапти
Онучи
Оборы
Волокуши или продолжение оглоблей.
- Какие географические названия, связанные с именем Е. И. Пугачёва вам известны?
- Озеро Банное, гора Пугачёва, город Пугачёв.
- Что изображено на картине?
- На фоне картины М. И. Авилова «Помощь уральцев Пугачёву» изображён горный уральский пейзаж. Видны хвойные и лиственные деревья, а также поляны. Тёмные горы поднимаются ввысь, пряча верхушки в облаках. На возвышенностях видны окрестные тропинки, дороги. Небо чуть светлее гор, но местами небо с голубыми просветами.
Работа над созданием текста сочинения.
Д.з дописать сочинение до конца.
Урок проводится после изучения по литературе «Слова о полку Игореве».
Урок по литературе в 9 классе. Подготовка к сочинению-описанию по картине В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». Перед написанием сочинения обратитесь к памятке на с.187 учебника Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]: Как совершенствовать написанное. На уроках русского языка повторяют слова, обозначающие вооружение русских воинов.
Цели:
1.Подготовить к написанию сочинения.
Развить навыки логически связной речи; собрать материал; закрепить навыки оформления цитаты и связать произведение живописи и произведение литературы.
Побудить к серьёзной работе.
Ход урока.
Организационный момент.
II.Работа с картиной В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» и сбор материала по таблице.
Сообщение учениками сведений о В. М. Васнецове и его картинах.
Беседа по картине и оформление рабочих материалов.
– Какие картины В. М. Васнецова вам известны?
– «Витязь на распутье», «Богатыри», «Баян», «После побоища Игоря Святославича с половцами».
– По мере обсуждения картины, не забывайте заполнять таблицу в черновиках.
– На какие темы В. М. Васнецов писал картины?
– В. М. Васнецов писал картины на сказочные сюжеты, на былинно-исторические темы.
– Сегодня мы описываем картину «После побоища Игоря Святославича с половцами». Что вам известно об этом событии? Когда оно произошло?
– Князь Игорь, неожиданно для Святослава, весной 1185 года вместе со своими ближайшими родственниками-князьями выступил против половцев. Но войско было разбито, князья попали в плен.
– По какому произведению написано полотно?
– «Слово о полку Игореве».
– В каком году написано полотно «После побоища Игоря Святославича»?
– В 1880 году.
– Что изображено на фоне картине?
– На картине В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» изображено тёмно-серое мрачное небо. Тусклое солнце уже садится за горизонт.
– Что видит зритель на полотне В. М. Васнецова?
– Перед зрителем раскрывается панорама закончившегося боя князя Игоря Святославича с половцами.
– Чем кончилось сражение? Доказать.
На зелёном поле лежат тела павших в битве русских богатырей. Трава и полевые ромашки, васильки, колокольчики помяты.
– Кто изображён в центральной части полотна?
– В центральной части полотна изображён молоденький воин с большим крестом на груди. Он был убит стрелой в грудь. Рядом с ним секира.
– Что ещё вы видите на картине?
– Справа от молодого воина лежит павший русский богатырь в красивом вышитом плаще или корзно. Смерть застигла воина в разгар сражения. В левой руке у него лук, а в правой – палица. Слева от молодого воина тело богатыря в красивом зеленовато-голубом расшитом плаще. Возле его правой руки лежит секира, а возле левой руки – большой щит. Справа сразу несколько тел убитых, среди них есть и половцы. Видно, что воины здесь сражалась врукопашную. Половец пал в битве лицом вниз. Видна его бритая голова с косичкой на макушке. Рядом русский богатырь, наполовину прикрытый червлёным щитом. Виден колчан со стрелами, копьё и меч. Поле усеяно телами павших за Русь.
– Только ли люди изображены на полотне?
–Возле погибших стервятник, это птица-падальщик. Он нашёл себе кровавую пищу. А над павшими воинами дерутся стервятники. Они как бы указывают на итог битвы после страшной сечи.
– Как, по-вашему, что символизирует образ стервятника?
– Стервятник – символ смерти, горя.
– Как, по-вашему, зачем В. М. Васнецов изобразил павших богатырей?
–Мне кажется, художник донёс до зрителей суть происходивших исторических событий. Он побудил зрителя сопереживать павшим в боях героям и вызвал чувство гордости за свой народ, за свою историю.
– Связано ли полотно со «Словом о полку Игореве»? Какие строки из «Слова о полку Игореве» свидетельствуют об этом?
«Никнет трава от жалости,
а дерево с горем к земле приклонилось».
– Какие строки из «Слова…» можно взять в эпиграф?
…тут пир закончили храбрые русичи:
сватов напоили, а сами полегли
за землю русскую.
– Интересна ли картина сегодняшним зрителям? Актуально ли звучат слова из произведения «Слово о полку Игореве»?
– Картина помогает воссоздать события далёкого прошлого, задуматься над тем, почему известные художники XIX века обращались к событиям исторического прошлого Руси.
Таблица работы над сочинением.
План сочинения.
Работа над картиной.
Элементы будущего сочинения (Слова, словосочетания и предложения)
Сведения о значении художника (его место в живописи).
История создания картины.
В. М. Васнецов – известный русский художник, писавший картины на сказочные и былинно-исторические сюжеты.
Слова и словосочетания по пунктам плана.
Основная часть. Работа с картиной.
Картина В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами»
1. Описание фона картины.
2.Изображение центральной фигуры на полотне.
3. Описание павших богатырей.
4. Стервятники.
Слова и словосочетания к каждому пункту плана.
Вывод.
Значение картины В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами».
Оформление работы.
Дата.
Тема.
План.
Эпиграф.
Работа над созданием текста сочинения.
Д.з. дописать сочинение до конца.
Урок проводится после изучения по литературе биографии А. С. Пушкина.
Урок по литературе в 9 классе.
Сочинение-описание картины Н. Н. Гё «А. С. Пушкин в селе Михайловском».
Перед написанием сочинения обратитесь к памятке на с.187 учебника Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]: Как совершенствовать написанное. На уроках русского языка повторяют слова, обозначающие предметы интерьера, сложные слова. В 8 классе по упражнению 247 пишут диктант о Н. Н. Гё. В 9 классе на уроке русского языка выполняют упражнения 93 и 170, раскрывающие отношение А. С. Пушкина к А. Р. Яковлевой, а упражнение 127 знакомит ребят с домом А. С. Пушкина в Михайловском. Упр. 218, с. 150-151 по дидактическим материалам знакомит ребят с восстановлением после войны пушкинского дома в Михайловском.
II.Работа с картиной Н. Н. Гё «А. С. Пушкин в селе Михайловском» и сбор материала по таблице.
– Вспомните события жизни поэта. Какой период жизни А. С. Пушкина изображён на полотне?
– В августе 1824 года А. С. Пушкин был отправлен в ссылку в Михайловское, где пробыл 2 года.
III.Сообщение учеником сведений о Н. Н. Гё и его картинах.
IV.Беседа по картине и оформление рабочих материалов.
– Какие картины Н. Н. Гё вам известны?
– «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871), «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874), «А. С. Пушкин в селе Михайловском» (1875), «Что есть истина?» (1890), «Голгофа» (1893).
– На какие темы написаны полотна художника?
– Художник писал полотна в основном на религиозные и исторические темы.
– По мере обсуждения картины, не забывайте заполнять таблицу в черновиках.
– Сегодня мы описываем картину Николая Николаевича Гё «А. С. Пушкин в селе Михайловском». Вспомните эпизоды из жизни А. С. Пушкина, связанные с этим периодом.
– Какие строки из стихотворения «19 октября 1825 года» возьмём в эпиграф?
– Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.
– Что вы видите на полотне Н. Гё?
– Кабинет А. С. Пушкина в Михайловском.
– Опишите комнату.
– Комната светлая, большая. У стены изразцовая печь. На полочке статуэтка Наполеона. Между камином и входной дверью резной диван из красного дерева. Над диваном портрет Д. Г. Байрона. Напротив дивана стол, покрытый зелёной скатертью. На столе рукописи поэта и кофейные чашки. Возле стола стул. Напротив камина глубокое мягкое кресло.
– Что видим справа?
Справа от камина книжные полки с любимыми книгами А. С. Пушкина и резной шкаф из красного дерева. Рядом узорчатый стул, на котором лежат книги. На деревянном полу узорчатый шерстяной ковёр. Слева на полу раскрытый чемодан, а справа на полу распечатанный ковёр.
– Кто находится в кабинете? Где расположились герои картины?
– В центре комнаты возле стола А. С. Пушкин читает произведение И. И. Пущину. Лицейский друг, первый посетивший поэта в ссылке в имении Михайловском, сидит в кресле, закинув ногу на ногу, а головой откинувшись на спинку кресла.
– Как слушают А. С. Пушкина и лицейский друг, и няня?
– И. И. Пущин внимательно слушает чтение поэта. На диване за вязанием сидит Арина Родионовна Яковлева, няня поэта, она тоже слушает чтение своего воспитанника, время от времени поглядывая на них.
– Удалось ли художнику передать атмосферу увлечённости читаемым?
– Поэт до этого не был знаком с текстом комедии, читал текст с удовольствием, сопровождая чтение меткими замечаниями.
– Как выглядят няня и поэт? На няне длинное тёмное платье с длинными рукавами. Поверх платья шаль. Волос не видно из-за головного убора. Свободное время поэт проводит в кругу любящих его людей: няни и И. И. Пущина. Поэт в домашнем сюртуке и белой рубахе, в удобных туфлях.
– Что привёз И. И. Пущин другу?
– И. И. Пущин привёз другу в подарок рукописный вариант комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
– Вспомните, как отозвался А. С. Пушкин об этом произведении?
– Прочитав комедию, А. С. Пушкин сказал: «О стихах не говорю – половина должна войти в пословицы».
– Почему Н. Гё обратился к А. С. Пушкину и воссоздал на полотне время ссылки поэта и визит близкого друга?
– Он хотел привлечь внимание зрителя к историческому прошлому, заинтересовать зрителя воспоминаниями И. И. Пущина о его посещении А. С. Пушкина в Михайловском и побудить зрителя обратиться к изучению творчества А. С. Пушкина.
Таблица работы над сочинением.
План сочинения.
Работа над картиной.
Элементы будущего сочинения (Слова, словосочетания и предложения)
Сведения о значении художника (его место в живописи).
Н. Н. Гё – известный русский художник.
Слова и словосочетания по пунктам плана.
Основная часть. Работа с картиной.
Картина Н. Н. Гё «А. С. Пушкин в селе Михайловском»
1. Описание интерьера.
2. А. С. Пушкин.
3. И. И. Пущин.
4. Арина Родионовна Яковлева.
Слова и словосочетания к каждому пункту плана.
Вывод.
Значение картины Н. Н. Гё «А. С. Пушкин в селе Михайловском».
Работа над созданием текста сочинения.
Д.з. дописать сочинение до конца.
1 Ходякова Л. А. Сочинение по картине в 6-м кл.: метод. пособие / Л. А. Ходякова, Е. В. Кабанова; под ред. проф. Л. А. Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254, [2]с. – (Библиотека учителя русского языка). С. 7.
2 Ходякова Л. А. Сочинение по картине в 7-м кл.: метод. пособие / Л. А. Ходякова, Е. В. Кабанова, Л. И. Новикова, Т. И. Миронова; под ред. проф. Л. А. Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 302, [2]с., 16 л. цв. ил. – (Библиотека учителя русского языка). С. 18.
3 Ходякова Л. А. Сочинение по картине в 6-м кл.: метод. пособие / Л. А. Ходякова, Е. В. Кабанова; под ред. проф. Л. А. Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254, [2]с. – (Библиотека учителя русского языка). С. 146-147.
4 Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 33-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 254 с., [4] л. ил. С. 62.
5 Доступ к Интернет-ресусу// http://webstarco.narod.ru/ussr/reshet.html
6 Доступ к Интернет-ресурсу Письмо запорожцев турецкому султану Материал из Википедии — свободной энциклопедии //http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E8%F1%FC%EC%EE_%E7%E0%EF%EE%F0%EE%E6%F6%E5%E2_%F2%F3%F0%E5%F6%EA%EE%EC%F3_%F1%F3%EB%F2%E0%ED%F3
7Доступ к Интернет-ресурсу Порта Материал из Википедии — свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%F0%F2%E0
8 Доступ к Интернет-ресурсу// ФЭБ: Гоголь. Тарас Бульба. – 1963 (текст)//http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/gtb/gtb-005-.htm
9 Доступ к Интернет-ресурсу// ФЭБ: Гоголь. Тарас Бульба. – 1963 (текст)// http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/gtb/gtb-005-.htm