kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник заданий для подготовки учащихся 4 классов к олимпиаде по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сборнике  представлены задания повышенной сложности по русскому языку, которые можно использовать как при проведении олимпиад,  так и на уроках русского языка в качестве занимательного материала.

Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий для подготовки учащихся 4 классов к олимпиаде по русскому языку»

В сборнике представлены задания повышенной сложности по русскому языку, которые можно использовать как при проведении олимпиад, так и на уроках русского языка в качестве занимательного материала.

ФОНЕТИКА



Составьте по два словосочетания так, чтоб можно было различить слова, имеющие одинаковые звуки.

Пру[т], лу[к],об[и]жать, м[и]чи, ро[т].

Напишите слова, которые имеют следующий звуковой состав : [гвост´], [й´ош], [уч´эбн´ик].

Найдите «лишние» слова:

1)коробка, дуб, пруд, молотьба;

2) мороз, хоровод, варежка, просьба

Даны слова: жир, цирк, щипчики, починка, дорожит. В каких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?


Сколько общих звуков в словах серп, перс?


Даны пары слов: код - кот; нос - нёс; был - бил; пуд - путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?


Какие слова переданы фонетической транскрипцией [прут], [сй'эст], [и'эст], [бай'укат']?


В каком слове ударение падает на первый слог: удить, цемент, хвоя, ворота, щавель?


Какие слова имеют ударение на окончании: свекла, брюква, скоба, амплуа?


Каким фонетическим признаком объединены слова?

Голубь, сыроежка, морковь, берег.

Сборы, молотьба, отдать.


В каком слове все согласные звуки глухие: чеснок, салат, капуста, картофель.



В каком случае перенос ударения не меняет значения слова?



Ирис - ирис; клещи - клещи; атлас - атлас; молодец - молодец; творог - творог.


Верно ли выполнена транскрипция слогов? Исправьте, если неверно.

[п´а]тнадцать, [жа]леть, [ч´и]рта, [то]вар, [ч´асы].

Какие слова переданы фонетической транскрипцией [прут], [с´эст], [парок], [грус´т´], [л´эс´т´]?

Определите, сколько раз встречается звук [с] в предложении:

Сеня в сени сено нёс – щекотало щёки, нос.

Определите, сколько раз встречается звук [ш] в предложении.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Определите, сколько раз встречается звук [ж] в предложении.

Тихонько жук жужжит, визжит и дрожит.

Какие слова получатся, если прочесть данные слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы?

Лог, гол, люк, лёд, пара.

Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном направлении, чтобы получить:

  • из слова ЛЁН – цифру;

  • из слова ЛЕЙ – дерево;

  • из слова ЛОБ – название настила

  • из слова ЛЮК – большой мешок;

  • из слова ТОК – домашнее животное

  • из слова ШЁЛ –неправду;

  • из слова ШЕЙ – просьбу;

  • из слова КУБ –связку, охапку чего-либо;

  • из слова ЛЁД – материал для крыши

Повторяются ли одинаковые гласные звуки в каждом слове: топор, теперь, берег?

Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука:

  1. театр, какао, каёмка, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук;

  2. галерея, фойе, филиал, статуя, фиалка, сауна, лауреат, баюшки-баю.



Какие согласные звуки являются общими для слов:

  1. городской, вокзал;

  2. мягкий, мех;

  3. конечно, кошка?

Есть ли одинаковые звуки в словах:

  1. горячий бульон;

  2. вкусные тефтели?

Подчеркните, в каком из следующих слов есть звук [г] .

Друг, вокзал, герой, снег, спорт.

Запишите синонимы, состоящие из такого же количества букв ,что и данные слова.

Лес - ________________________ Горе- ____________________________

Мороз-_______________________ Хотеть-___________________________



МОРФЕМИКА

Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова.

Читаю, читал, час, везите, читка, везти, часы, чтец, военный (завод), военная (походка), чтецы, прошёл (мимо), читки, скорый, пройдет ( мимо дома), скорая (помощь).

Выпишите родственные слова и формы одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.

Выпишите в один столбик однокоренные слова, а в другой – слова с одинаковой приставкой.

Подберезовик, подставка, отводить, подучить, подержать, предводитель, подушка, подводник.

Из данного ряда выпишите группы родственных слов.

Целина, цельный, прицельный, горный, отгореть, загорелый, горы, загорел, гористый, целиком, целевой, целинный, целый, прицел, целинник, нацеленный, уцелеть, цель.

Выдели приставки в словах, если они есть.

Испарина, поручение, порог, подорожник, опёнок, обеденный, напильник .

Прочитайте текст. Выпишите отдельные группы однокоренных слов.

Про какие из перечисленных слов можно сказать ,что они «оканчиваются на о», а про какие нужно говорить «имеют окончание о». «Окончание о» выдели.

Какао, небо, спасибо, самбо, кружево, тоскливо, слово, чувство.


Прочитайте. Почему в тундре подберезовики называют надберёзовиками? Какая морфема помогла это понять?

В таймырской тундре грибы никогда не бывают червивыми. Приезжайте в тундру за грибами! Они похожи на подосиновики, только гораздо толще, мясистее, и шляпка у них окрашена куда ярче, чем у южных. А растут они возле стелющихся по земле чахлых кустиков берёзы.

Вы можете набрать в тундре сколько угодно и мелких серых подберезовиков, и крупных, только крупные подберёзовики называют надберёзовиками.

В "сказочном" языке есть слово жонгивка. Известно, что слово жонгивка изменяется так: жонгивка, жонгивки, жонгивке.

У этого слова есть родственные слова: жонгивит, нгива, нгивок.

В словах жонгивка, пыбучка, лужезка одинаковый суффикс.

В словах жонгивка, жобамю, жоларка одинаковая приставка.

Разбери по составу слово жонгивка.



Выпишите слова по группам: без приставки, с приставкой о-, с приставкой от-, с приставкой ото-.

Отцовский, оттепель, отыскть, оторвать, отварить ( картофель), отворить(дверь), ошибка, отрывать, отработать, отделать, основать, отселить, отощать, отпарить, отобразить, отодвинуть, отопить.

Можно ли без контекста определить корни в словах пили, спеть, простой?

Выделите суффиксы в словах лживый, дождливый, доверчивый.

Найдите «лишние» слова:

  1. косточка, шапочка, звездочка, ленточка;

  2. стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик;

  3. горошинка, соломинка, изюминка, снежинка.

Ответьте на вопросы-шутки.

  1. Как большой дом превратить в маленький?

  2. Как топор превратить в рукоятку?

  3. Какую часть слова можно найти в земле?

Учёным удалось записать слова на языке инопланетян:

дюпулэрдомн, жируфвая, пул, хрюпулэрдомн, хрюжир, дюпул, дюпулэрвая, тлыжируфдомн.

По другому каналу связи получены их переводы в перепутанном порядке: забегал, поход, забегать, побежать, ход, забег, приходить, ходил, бег.

Соотнеси слова из языка инопланетян и их перевод.

Одинаковы ли по составу слова? Каково их значение?

Слепить глаза – слепить игрушку, скупить книги – скупой на ласку.

Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол: столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье?

Определите к каким частям слова относятся двойные согласные:

Подделка, восстание, ссора, воссоединение, ссылка, конный.

Разберите по составу слова:

Статей, гор, степей, судей, попрыгуний, кукол, домов, коров, воробьёв.

Эти слова оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его. Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.

Выпишите имена существительные с суффиксом –ок: замок, теремок, лесок, песок, ветерок, мирок, приток, листок.

Найдите окончания в словах: доброта, плохо, зелень, пальто, зеленый.

Язык некоторой страны своеобразен: корни слов непохожи на корни русских слов, а суффиксы, приставки и окончания такие же, как в русском языке, по звучанию и по значению. Запишите одним словом, как будет называться в этой стране:

а) детёныш квачи_______________________

б) свойство клапого человека______________

в) варенье из проши______________________

г) человек, занимающийся бурнованием__________________

д) маленький бурт___________________________________________

е) очень большой прам_______________________________________

ё) если действие «чуркать» выполняю я_________________________

ж) принадлежащий шере______________________________________

з) один раз выполненное действие «гумбить»____________________

Распредели слова по группам:

а) однокоренные слова; б) формы одного и того же слова; в) прочие слова;

сад, пересадка, садик, садовник, садиться, садиком, садовники, сады, усадить, садоводство, засада, садовый;

Разбей слова на группы:

замок, теремок, листок, приток, венок, клинок, песок, намок.

Определи, каким членом предложения являются выделенные слова.

По кудрям лозняка от зари алый свет пробирается. Цвет бирюзы иногда меняется. Она выбрала платье цвета бирюзы. Цвет незабудки ярок, сочен.



МОРФОЛОГИЯ



Раздели слова на три группы.

Барс, барский, барсовый, барство, барсук, барствовать, барсучонок.

Подчеркни лишнее слово. Объясни почему.

Носок, мозоль, георгин, помидор.

Тюль, бюллетень, гроздь , рояль.

Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.


Определи в каких словах отсутствует форма множественного числа, родительного падежа. Подчеркни эти слова.

Мечта, дерево, юла, егоза, карандаш, кума, гвоздь, тахта, кочерга.


Укажи в каких примерах выделенное слово является прилагательным

а) иду в ванную д)вызвать в учительскую

б)дежурный врач е)больной мальчик

в)началась уборочная ж)запасы в кладовой

г)Демьян Бедный з)больной стонал


Как правильно?

Тюль (тонкий; тонкая). Кофе (сладкое; сладкий). Пенальти (точный; точное). Кенгуру (серый; серая). Кашне (шёлковое; шёлковая). Мозоль (сухой; сухая). Какао (горячий; горячее). Салями (вкусная; вкусное). Какаду (красивый; красивая). Депо (новый; новое). Желе (вкусный; вкусное). Шампунь (ароматный; ароматная). Бра (хрустальный; хрустальное). Пони (милый; милое). Мозоль (вредная; вредный). Бандероль (тяжёлый; тяжёлая)

На какие три группы по значению можно разделить данные существительные?

Высота, пороша, свитер, корабль, бинокль, брошюра, цемент, керосин, специалист, нефть, бензин, обезьяна, костюм, столяр, акробат, шофёр, артиллерист, доброта, счастье, работа, ночь, дрожь, аппарат.



Выпишите из каждой группы слов существительные. Ответьте на вопрос: какое значение – признак или действие – является общим дляслов в каждой группе?

  1. Смелый, смелость, осмелеть;

  2. черный, чернеет, чернила, чернота;

  3. синий, синеют, синева, синь;

  4. толкаться, толкотня;

  5. бегут, беготня, бегство, пробежка;

  6. решать, решение, решимость.

  1. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.

  2.               Шурка

  3. Я смотрю – в избе мой брат,

  4. У него шинель до пят.

  5. Он с запиской отпускной

  6. К нам пришёл на выходной.

  7. Шурка – слесарь в мастерской.

  8. Он такой степенный,

  9. Представительный такой,

  10. Прямо как военный.

  11. Выпишите существительные в следующей последовательности: 1) люди; 2) животные ; 3) вещи; 4) вещества; 5) явления природы; 6) события; 7) признаки; 8) действия.

  12. Снегопад, смелость, молотьба, зеркало, медведь, резолюция, ледоход, тетрадь, реформа, землетрясение, Олег, радость, чемодан, олень, стрельба, нефть, синева, делегат, велосипед, пилот, собака, ураган, комбинезон, малахит, тракторист, корова.

  13. Почему существительные кукла, мертвец, покойник, туз, козырь, ферзь, относятся к одушевленным существительным, а слова народ, толпа взвод, стая, молодёжь, детвора – к неодушевленным?

  14. Определите род имен существительных. Подберите к ним прилагательные, согласуя их с существительными.

  15. Лебедь, зайка ,мышь, картофель, бандероль, мозоль, тюль, фасоль, рояль, шампунь, овощ.

  16. Можно ли у существительных неряха, соня, грязнуля, плакса, тихоня, кривляка, неженка, выскочка, подлиза определить род?

  17. Выпишите имена существительные : 1)имеющие форму и единственного, и множественного числа; 2) употребляющиеся только в форме множественного числа.

  18. Брюки, лекарства, ножницы, очки, поэты, цветы, сливки, шахматы, яблони, чернила, километры, проценты, хлопоты, ворота, птицы.

  19. Определите части речи в предложении.

  20. Вероокая трышь грузло обкисляла закорявку.

  21. Какими частями речи могут быть эти слова: дали, пила, соли, простой, мели, окуни, пряди, гнет, пила, правил, попугаю, жгут. Составь с ними словосочетания.

  22. К какой части речи относятся выделенные слова? На то и печь, чтобы хлебы печь. Посадила мама в печь пироги с капустой печь. Ведро дало течь, и вода стала течь. Снежное покрывало все поле покрывало. Простой трактора произошёл по простой причине: водовоз не подвез воды.

  23. Определите род имен существительных.

  24. Мебель, тюль, такси, рояль, шампунь, пони, хрусталь, кенгуру, вермишель, бюро, кафе, кино, купе, жюри, пальто, радио, торт, алоэ, ателье, домино, драже, эскимо, интервью, какаду, какао, конфетти, лото, метро, фойе, пюре, табло, фламинго, кашне.

  25. Почему все эти слова объединили в одну группу?

  26. Онтарио, пальто, какао, пенсне.

  27. Найдите «лишние» слова:

  1. (не)располагать, (не)доедать, (не)мог, (не)отложить;

  2. (не)домогать, (не)хотеть, (не)быть,(не)летать;

  3. (не)достает (знаний), (не)говорить, (не)дослышать, (не)дописать;

  4. (не)вытащить, (не)житься, (не)писать, (не)болеть.

  1. Составь все возможные словосочетания со словами белила, жгут, дали, надел, пила, стекло, строй, рой, мой.

  2. ЛЕКСИКА

  3. С какими из приведенных синонимов – прилагательных могут сочетаться данные существительные? С любым ли прилагательным можно связать существительное?

  4. Карий, коричневый (глаз, пиджак), крепкий, сильный ( дружба, характер), горячий, горючий(слеза, чай), кромешный, полный ( тьма, глаз).

  5. Подберите синонимы к прилагательным синий, зеленый, красный.

  6. Продолжите синонимический ряд: красивый, прекрасный, пригожий.

  7. Найдите «лишние» слова. По какому признаку можно объединить остальные слова?

  1. Красный, рубиновый, коралловый, кумачовый;

  2. Жаловаться, хныкать, роптать, сетовать.

  1. Найдите «лишние» слова в синонимических рядах.

  1. Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный;

  2. Томительный, утомительный, томный, пятитомный

  1. Подберите синонимы к словам ласковый, строгий, смелый.

  2. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду: всадник, конюх, конник, наездник.

  1. Найдите «лишние» слова:

  2. Вороной, коричневый, каурый, буланый;

  3. Кошелек, мошна, капитал;

  4. Половцы, хазары, викинги, хазары.

  1. В данных словах найдите слова , которые не являются синонимами:

  1. Здание, постройка, сооружение, сарай;

  2. Зрелище, опера, представление;

  3. Воин, артиллерист, боец, солдат.

  1. Сколько антонимов может быть у слов сухой, кислый, тупой.

  2. Можно ли к данным прилагательным подобрать антонимы?

  3. Робкий, сильный, прилежный, скучный, оловянный, тёмный, медленный, узкий.

  4. Подберите антонимы к словам недруг, близко, вверх, холодный, смелый, защита.

  5. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.

  6. Хвост, холод. Нервы, трубы. Перстень, характер. Жизнь, конфеты.

    1. Редактор газеты отчего-то очень не любит слово пытаться. Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился: пробовать, изощряться, надеяться, усердствовать, надрываться.

    2. Составь словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в переносном значении:

    3. Седой, бархатный, прямой, глубокий.

  7. Подберите к словам антонимы из правой колонки.

    1. грязный

    1. очистить

    1. бодрый

    1. согнуть

    1. трудолюбие

    1. выгода

    1. убыток

    1. конкретный

    1. сухой

    1. чистый

    1. спокойствие

    1. усталый

    1. противник

    1. лень

    1. посредственный

    1. тревога

    1. кручиниться

    1. влажный

    1. загрязнить

    1. талантливый

    1. выпрямить

    1. союзник

    1. абстрактный

    1. радоваться

  8. Расположите синонимы в порядке усиления их признака.

  1. громадный, колоссальный, огромный, гигантский, исполинский, большой;

  2. гениальный, способный, талантливый;

  3. противный, омерзительный, неприятный, отвратительный;

  4. маленький, крошечный, небольшой;

  5. бесстрашный, смелый, храбрый;

  6. робеть, опасаться, трепетать, бояться, ужасаться.

  1. Установите по данным ниже предложениям, какие значения имеет слово голова.

  1. От бессонницы у него заболела голова.

  2. Голова у него работает хорошо, любую задачу решит быстро.

  3. Он в неравном бою сложил свою голову.

  4. Голова пехотной колонны.

  5. Колхоз – миллионер продал государству сто голов рогатого скота.

  1. Подчеркни лишнее слово и коротко обоснуй ответ:

  2. шведка, болгарка, итальянка, корейка, японка. 

  3. Допишите слова, раскрывая смысл выражений.

  4. В час по чайной ложке-………………………, морочить голову-…………………………,во весь дух-…………………………….,засучив рукава -…………………………..,ни пуха ,ни пера -……………………………….,вешать лапшу на уши -……………………………

  5. У какого из пяти приведённых ниже словосочетаний нет переносного смысла: обвести вокруг пальца, смотреть сквозь пальцы, пальцем не шевельнуть, согнуть палец, высосать из пальца.

  6. Замените одним словом фразеологизмы. Витать в облаках, задать головоломку, ждать у моря погоды, дать слово, дрожать как осиновый лист, ходить на голове, держать в голове, наговорить с три короба, задать баню, после дождика в четверг.

  7. Исправьте ошибки в фразеологических сочетаниях.

  8. Блуждающий сын, одержать поражение, заклятый друг, закадычный враг, поступить ногу, Бархатный месяц, повальная заболеваемость, щекотливое решение, втемяшиться в лоб, груша раздора.

  9. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите предложения.

  10. - Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

  11. - Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.

  12. - Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.

  13. - Мы дружно работали сложа руки.

  14. - Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

  15. - У лягушки дух захватило от страшной высоты.

  16. - Яшка сломя голову остановился.

  17. Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки?

  18. Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.

  19. Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы.

  20. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

  21. - Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

  22. - Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

  23. - Кирилл целый день бездельничал.

  24. - Мы догадывались, что он нас обманывает.

  25. - Первого сентября Уля проснулась очень рано.

  26. Найди во фразеологизмах слова, которые употреблены неправильно. Исправь ошибки:

  1. -вить баклушу

  2. - ждать у океана погоды

  3. - играть с пламенем

  4. - не из робкой пятёрки

  5. - продеть впросак

  6. - кричать во всю Петровскую

  7. - как есть дать

  8. - намотать на нос

  9. - пускать пыль в лицо

  10. - слышно, как муха прожужжит

  1. Найдите и исправьте ошибки в искажении состава фразеологизмов.

  2. 1. Раненый только под утро вошёл в себя

  3. 2. Он не пускал туман в глаза.

  4. 3. Базаров работал не складая рук.

  5. 4. Он прошёл взад и вперёд свою страну.

  6. 5. Вся страна от малого до великого поднялась на борьбу с врагом.

  7. 6. Он никогда не откладывал дела в длинный ящик.

  8. 7. Я тебе благодарна по гроб доски.

  9. Подберите фразеологизмы – антонимы  к следующим выражениям.

  1. 1.  Приносить пользу.

  2. 2.  Не давать покоя

  3. 3.  Набраться сил.

  4. 4.  Выйти из себя.

  5. 5.  Набраться терпения.

  6. 6.  Вступить в строй.

  7. 7.  Попасть в беду.

  8. 8.  Заключить договор.

  9. 9.  Попасть в кабалу.

  10. 10.  Попасть в зависимость.

  11. 11.  Открыть счёт.

  12. 12.  Одержать победу.

  13. 13.  Лишиться чувств.

  14. Потерять сознание.

  15. 15.  Обратить внимание.

  16. 16.  Встать на якорь.

  1. Соедини выражения, противоположные по значению.

  2. В час по чайной ложке От горшка два вершка

  3. Коломенская верста Одним махом

  4. Чуть свет Как кошка с собакой

  5. Жить душа в душу Воспрянуть духом

  6. Повесить нос На ночь глядя

  7. Из какого фразеологизм инопланетяне могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?

  8. Среди данных фразеологизмов выбери фразеологизмы-антонимы и запиши их парами.

  9. Втаптывать в грязь, бить баклуши, филькина грамота, превозносить до небес, не покладая рук, как снег на голову, переливать из пустого в порожнее, хоть шаром покати, шишка на ровном месте, говорить по существу.

  10. Выбери слова, близкие по смыслу выделенным.

  11. Студеный ключ играет по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый). Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное). Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжий медведь (огромный, неповоротливый, добродушный).

  12. Подбери к словосочетанию существительное- синоним.

  1. Cильная метель –
    плохая погода –
    полная тишина –
    большое несчастье –
    сильный дождь –
    буря на море –

  1. Подбери к прилагательному синоним.

  1. Бесстрашный летчик –
    пасмурная погода –
    правильный ответ –
    занимательный рассказ – соседняя школа –
    смышленый ученик –тихая езда –
    тихая ночь –
    тихий голос –
    верный друг –
    верный ответ –
    крепкая веревка –
    крепкий чай –
    крепкий организм –

  1. Запиши словосочетание прилагательное + существительное.

  2. Коричневый, карий (платье, глаза, костюм);
    густой, дремучий (лес, туман);
    горячий, знойный (лето, вода, привет);
    смуглый, темный (волосы, лицо, небо);
    старый, пожилой (человек, учебник).

  3. Подбери слова по смыслу.

  4. Утром к дому прилетела ... (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись на крыше и весело ... (пели, щебетали, чирикали). Маленькая Нина ... (вышла, выбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро ... (сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши.

  5.  Подбери к существительным такие синонимы, чтобы из первых букв получились слова зима и книга.

  1. Работа – з...
    родник – и...
    холод – м...
    деятельный – а...

  2. Обрыв – к...
    пасмурный – н...
    забава – и...
    рубеж – г...
    самописка – а...

  1. Из данных слов найди и выпиши парами те, которые имеют противоположный смысл.

  2. Встречать, работать, ненастье, потушить, школа, мягкий, правда, вёдро, можно, ложь, отдыхать, урок, зажечь, жара, провожать, жесткий, нельзя, холод, трактор.

  3. Какие слова "лишние"? Почему? Выпиши их отдельно.

  4. Подчеркнутое слово замени противоположным по смыслу.

  1. Восход солнца –

  2. начало урока –

  3. подошва горы –

  4. ясное небо –

  5. крутой берег –

  6. шумная улица –

  7. зажечь костер –

  8. уйти в школу –

  1. Замени прилагательное антонимом.

  1. Легкая задача –

  2. легкая ноша –

  3. мягкий диван –

  4. мягкий климат –

  5. слабый голос –

  6. слабые знания –

  7. старый охотник –

  8. старый дом –

  1. Прочитай группы слов. Найди и подчеркни синонимы.

  2. Спасает, охраняет, выручает, освобождает;

  3. Интересный, интенсивный, занимательный, знатный;

  4. Активный, веселый, энергичный, забота;

  5. Темнота, туманность, тьма, темень, мрак;

  6. Наряд, украшение, убор, пальто, одеяние 

  7. Сравни попарно ряды слов. Подчеркни глаголы-синонимы.

  8. 1. Гремел, прогремел, отгремел; гремел, грохотал, рокотал.

  9. 2. Шел, зашел, ушел; брел, шагал, тащился.

  10. Выдели главное слово в каждом ряду.

  11. Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить;

  12. Бормотать, лопотать, бурчать, бубнить;

  13. Раздаваться, звучать, слышаться, разноситься.

  14. Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов.

  15. Полный – толстый (дерево, бумага, луна);

  16. Задуть – погасить (свет, пламя, долг);

  17. Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь);

  18. Знойный – горячий (лето, привет, суп);

  19. Дремучий – густой (волос, туман, лес);

  20. Темный – смуглый (переулок, небо, лицо);

  21. Пожилой – старый (дуб, учебник, дедушка).

  22. Замени выделенные прилагательные словами, близкими по значению:

  23. Это был совсем крошечный песик. У него были огромные глаза, прохладный нос и оглушительный голос.

  24. Каким из слов-синонимов, данных в скобках, можно заменить выделенное слово? Подчеркни.

  25. Стояло жаркое (безоблачное, знойное, чудесное) лето.

  26. У меня есть верный (преданный, надежный, добрый) друг.

  27. Из своей берлоги вышел на поляну неуклюжий (неповоротливый, огромный, добродушный) медведь.

  28. Прочитай примеры, взятые из литературных произведений. Объясни различие значений выделенных слов.

  29. 1. Он едва сдерживал раздражение.

  30. 2. Вне себя от ярости, Миша размахнулся и ударил Никиту.

  31. 3. В гневе Саша сказал другу обидные слова.

  32. Расположи синонимы раздражение, ярость, гнев по степени возрастания недоброго чувства.

  33. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

  34. В каком предложении неверно определена грамматическая основа предложения?

  1. Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника.

  2. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

  3. Хмуро тянется непогожий день.

  4. Отвели они девицу вверх во светлую светлицу.

  5. Иван-царевич отправился вслед за клубочком.

  6. Днем и ночью бьются о скалы морские волны.

  7. На берегу моря растут пальмы.

  1. Найдите предложение, где неверно поставлена запятая.

  1. Женя положила на край стола телеграмму, и вышла из комнаты.

  2. Красивый пейзаж вызывает у людей радостное чувство, отвлекает от грустных мыслей.

  3. Я вспоминаю то утро, когда отец вернулся из экспедиции.

  4. Ветер гнал к веранде кучу листьев, и теперь они лежали маленькой горкой.

  1. Перед вами предложение: Пролетали мимо города, села, хутора.

  2. Какие смыслы может иметь это предложение ? Отчего это зависит? Как перераспределяются при этом члены предложения ?

  3. Прочитайте следующие строки. Почему они вызвали у вас смех? Что не учел автор при постановке знаков препинания? Расставьте правильно знаки препинания.

  4. Едят там вилками компот

  5. там пьют из чашек бутерброд

  6. из хлеба с сыром там котлеты

  7. с начинкой сладкой суп с фасолью

  8. из мяса свежего котлеты

  9. в тарелках все там варят с солью.

  10. Прочитайте эту записку. Что в ней сообщается? Измените некоторые слова по правилам морфологии, а затем по правилам синтаксиса составьте предложение.

  11. Место найти грибное я от ребята три березки север идти не корзины большие забывать захватить.

  12. (Ребята! Я нашел грибное место. Идите от трех берез к северу. Не забудьте захватить большие корзины.)

  13. Прочитайте предложение, объясните постановку запятой. Правильно ли она поставлена? Исправьте ошибки!

  14. Я подошел к калитке с радостным лаем, навстречу мне выбежал Барбос.

  15. Стояло жаркое лето на подоконнике, расцвели кактусы.

  16. Прочитайте предложение, объясните знаки препинания. Сколько было на вокзале людей, встречающих Петра? Расставьте знаки препинания так, Чтобы встречающих было три человека. Какое правило вы использовали здесь?

  17. На вокзале Петр встретил мать сестру брата своего товарища.

  18. В каком предложении неверно определено сказуемое?

  19. Девочка напевала мелодию.

  20. Весело лилась музыка.

  21. Красив осенний лес.

  22. Начинает играть оркестр.

  23. Мой сосед – таксист.

  24. Укажите грамматические основы предложений.

  1. Село украшает сад.

  2. Альбом взял этот мальчик.

  3. Кудри берез расчесывает ветер.

  4. Капельки росы зажигают в траве.

  5. Приметы осени во всем встречает взор.

  6. Замечательный подарок мне прислал по почте брат.

  7. Сказки Пушкина читают все.

  8. Сказки Бажова я прочитал.

  9. Мне они понравились.

  10. Расскажите мне сказку.

  11. Пыль принес ветер.

  12. Дуб сломал ураган.

  13. Баркас выбросило на берег на берег волной.

  14. Лес окутал густой туман.

  15. Направление указывает компас.

  1. Прочитайте текст. Выпишите из предложений обстоятельства, укажите вид обстоятельств.

  2. К вечеру отец вернулся с моря. Он привязал лодку, поднялся на пристань и уверенно зашагал к дому. У крыльца отец поставил весла и вошел в дом. Потом так же неторопливо он положил узел на лавку, развязал платок, развернул белую тряпицу, и Гришка ахнул от удивления. В свертке оказались сапоги. Настоящие морские сапоги. Пахли они не кремом, а дегтем. О таких сапогах Гришка мечтал давно.

  3. Составьте сложное предложение, решив ряд задач.

  1. Из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг возьмите существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребив его в именительном падеже.

  2. Из предложения Мороз разрумянил щёки возьмите сказуемое, употребив его без приставки в 3-м лице ед.ч. настоящего времени.

  3. Из предложения Кисти винограда свисали до земли возьмите подлежащее, выраженное существительным, употребите его как дополнение.

  4. Из предложения Рябины украшают наши леса возьмите существительное, выступающее в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив в родительном падеже.

  5. Полученное простое предложение сделайте сложным.

  1. Приложение 2

  2. Сборник заданий

  3. для подготовки учащихся 4 классов

  4. к олимпиаде по русскому языку


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Сборник заданий для подготовки учащихся 4 классов к олимпиаде по русскому языку

Автор: Сапункова Людмила Ивановна

Дата: 17.02.2019

Номер свидетельства: 500089

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по русскому языку 11 класс "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408797262"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) ""Готовимся к олимпиаде" "
    ["seo_title"] => string(23) "gotovimsia-k-olimpiadie"
    ["file_id"] => string(6) "243353"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1445702238"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "«Формирование одаренности младших школьников посредством учебной и внеучебной деятельности в Развивающей Системе Л.В.Занкова в условиях ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(162) "formirovaniie-odariennosti-mladshikh-shkol-nikov-posriedstvom-uchiebnoi-i-vnieuchiebnoi-dieiatiel-nosti-v-razvivaiushchiei-sistiemie-l-v-zankova-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "124877"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414832068"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Внеурочная деятельность. Программа кружка "Весёлая математика" "
    ["seo_title"] => string(70) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-proghramma-kruzhka-viesiolaia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "173198"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423936079"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Рабочая программа предпрофильного курса "Англоязычный мир: удивительная Австралия" "
    ["seo_title"] => string(90) "rabochaia-proghramma-priedprofil-nogho-kursa-anghloiazychnyi-mir-udivitiel-naia-avstraliia"
    ["file_id"] => string(6) "114246"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411390632"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства