Сборник заданий для подготовки учащихся 4 классов к олимпиаде по русскому языку
Сборник заданий для подготовки учащихся 4 классов к олимпиаде по русскому языку
В сборнике представлены задания повышенной сложности по русскому языку, которые можно использовать как при проведении олимпиад, так и на уроках русского языка в качестве занимательного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий для подготовки учащихся 4 классов к олимпиаде по русскому языку»
В сборнике представлены задания повышенной сложности по русскому языку, которые можно использовать как при проведении олимпиад, так и на уроках русского языка в качестве занимательного материала.
ФОНЕТИКА
Составьте по два словосочетания так, чтоб можно было различить слова, имеющие одинаковые звуки.
Пру[т], лу[к],об[и]жать, м[и]чи, ро[т].
Напишите слова, которые имеют следующий звуковой состав : [гвост´], [й´ош], [уч´эбн´ик].
Найдите «лишние» слова:
1)коробка, дуб, пруд, молотьба;
2) мороз, хоровод, варежка, просьба
Даны слова: жир, цирк, щипчики, починка, дорожит. В каких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?
Сколько общих звуков в словах серп, перс?
Даны пары слов: код - кот; нос - нёс; был - бил; пуд - путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?
Какие слова переданы фонетической транскрипцией [прут], [сй'эст], [и'эст], [бай'укат']?
В каком слове ударение падает на первый слог: удить, цемент, хвоя, ворота, щавель?
Какие слова имеют ударение на окончании: свекла, брюква, скоба, амплуа?
Каким фонетическим признаком объединены слова?
Голубь, сыроежка, морковь, берег.
Сборы, молотьба, отдать.
В каком слове все согласные звуки глухие: чеснок, салат, капуста, картофель.
В каком случае перенос ударения не меняет значения слова?
Прочитайте. Почему в тундре подберезовики называют надберёзовиками? Какая морфема помогла это понять?
В таймырской тундре грибы никогда не бывают червивыми. Приезжайте в тундру за грибами! Они похожи на подосиновики, только гораздо толще, мясистее, и шляпка у них окрашена куда ярче, чем у южных. А растут они возле стелющихся по земле чахлых кустиков берёзы.
Вы можете набрать в тундре сколько угодно и мелких серых подберезовиков, и крупных, только крупные подберёзовики называют надберёзовиками.
В "сказочном" языке есть слово жонгивка. Известно, что слово жонгивка изменяется так: жонгивка, жонгивки, жонгивке.
У этого слова есть родственные слова: жонгивит, нгива, нгивок.
В словах жонгивка, пыбучка, лужезка одинаковый суффикс.
В словах жонгивка, жобамю, жоларка одинаковая приставка.
Разбери по составу слово жонгивка.
Выпишите слова по группам: без приставки, с приставкой о-, с приставкой от-, с приставкой ото-.
Эти слова оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его. Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.
Выпишите имена существительные с суффиксом –ок: замок, теремок, лесок, песок, ветерок, мирок, приток, листок.
Найдите окончания в словах: доброта, плохо, зелень, пальто, зеленый.
Язык некоторой страны своеобразен: корни слов непохожи на корни русских слов, а суффиксы, приставки и окончания такие же, как в русском языке, по звучанию и по значению. Запишите одним словом, как будет называться в этой стране:
а) детёныш квачи_______________________
б) свойство клапого человека______________
в) варенье из проши______________________
г) человек, занимающийся бурнованием__________________
Почему существительные кукла, мертвец, покойник, туз, козырь, ферзь, относятся к одушевленным существительным, а слова народ, толпа взвод, стая, молодёжь, детвора – к неодушевленным?
Определите род имен существительных. Подберите к ним прилагательные, согласуя их с существительными.
Какими частями речи могут быть эти слова: дали, пила, соли, простой, мели, окуни, пряди, гнет, пила, правил, попугаю, жгут. Составь с ними словосочетания.
К какой части речи относятся выделенные слова? На то и печь, чтобы хлебы печь. Посадила мама в печь пироги с капустой печь. Ведро дало течь, и вода стала течь. Снежное покрывало все поле покрывало. Простой трактора произошёл по простой причине: водовоз не подвез воды.
Подберите антонимы к словам недруг, близко, вверх, холодный, смелый, защита.
К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.
Хвост, холод. Нервы, трубы. Перстень, характер. Жизнь, конфеты.
Редактор газеты отчего-то очень не любит слово пытаться. Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился: пробовать, изощряться, надеяться, усердствовать, надрываться.
Составь словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в переносном значении:
Седой, бархатный, прямой, глубокий.
Подберите к словам антонимы из правой колонки.
грязный
очистить
бодрый
согнуть
трудолюбие
выгода
убыток
конкретный
сухой
чистый
спокойствие
усталый
противник
лень
посредственный
тревога
кручиниться
влажный
загрязнить
талантливый
выпрямить
союзник
абстрактный
радоваться
Расположите синонимы в порядке усиления их признака.
Установите по данным ниже предложениям, какие значения имеет слово голова.
От бессонницы у него заболела голова.
Голова у него работает хорошо, любую задачу решит быстро.
Он в неравном бою сложил свою голову.
Голова пехотной колонны.
Колхоз – миллионер продал государству сто голов рогатого скота.
Подчеркни лишнее слово и коротко обоснуй ответ:
шведка, болгарка, итальянка, корейка, японка.
Допишите слова, раскрывая смысл выражений.
В час по чайной ложке-………………………, морочить голову-…………………………,во весь дух-…………………………….,засучив рукава -…………………………..,ни пуха ,ни пера -……………………………….,вешать лапшу на уши -……………………………
У какого из пяти приведённых ниже словосочетаний нет переносного смысла: обвести вокруг пальца, смотреть сквозь пальцы, пальцем не шевельнуть, согнуть палец, высосать из пальца.
Замените одним словом фразеологизмы. Витать в облаках, задать головоломку, ждать у моря погоды, дать слово, дрожать как осиновый лист, ходить на голове, держать в голове, наговорить с три короба, задать баню, после дождика в четверг.
Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите предложения.
- Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
- Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
- Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
- Мы дружно работали сложа руки.
- Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
- У лягушки дух захватило от страшной высоты.
- Яшка сломя голову остановился.
Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки?
Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.
Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы.
Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
- Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
- Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
- Кирилл целый день бездельничал.
- Мы догадывались, что он нас обманывает.
- Первого сентября Уля проснулась очень рано.
Найди во фразеологизмах слова, которые употреблены неправильно. Исправь ошибки:
-вить баклушу
- ждать у океана погоды
- играть с пламенем
- не из робкой пятёрки
- продеть впросак
- кричать во всю Петровскую
- как есть дать
- намотать на нос
- пускать пыль в лицо
- слышно, как муха прожужжит
Найдите и исправьте ошибки в искажении состава фразеологизмов.
1. Раненый только под утро вошёл в себя
2. Он не пускал туман в глаза.
3. Базаров работал не складая рук.
4. Он прошёл взад и вперёд свою страну.
5. Вся страна от малого до великого поднялась на борьбу с врагом.
6. Он никогда не откладывал дела в длинный ящик.
7. Я тебе благодарна по гроб доски.
Подберите фразеологизмы – антонимы к следующим выражениям.
1. Приносить пользу.
2. Не давать покоя
3. Набраться сил.
4. Выйти из себя.
5. Набраться терпения.
6. Вступить в строй.
7. Попасть в беду.
8. Заключить договор.
9. Попасть в кабалу.
10. Попасть в зависимость.
11. Открыть счёт.
12. Одержать победу.
13. Лишиться чувств.
Потерять сознание.
15. Обратить внимание.
16. Встать на якорь.
Соедини выражения, противоположные по значению.
В час по чайной ложке От горшка два вершка
Коломенская верста Одним махом
Чуть свет Как кошка с собакой
Жить душа в душу Воспрянуть духом
Повесить нос На ночь глядя
Из какого фразеологизм инопланетяне могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?
Среди данных фразеологизмов выбери фразеологизмы-антонимы и запиши их парами.
Втаптывать в грязь, бить баклуши, филькина грамота, превозносить до небес, не покладая рук, как снег на голову, переливать из пустого в порожнее, хоть шаром покати, шишка на ровном месте, говорить по существу.
Выбери слова, близкие по смыслу выделенным.
Студеный ключ играет по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый). Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное). Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжий медведь (огромный, неповоротливый, добродушный).
Подбери к словосочетанию существительное- синоним.
Cильная метель – плохая погода – полная тишина – большое несчастье – сильный дождь – буря на море –
Подбери к прилагательному синоним.
Бесстрашный летчик – пасмурная погода – правильный ответ – занимательный рассказ – соседняя школа – смышленый ученик –тихая езда – тихая ночь – тихий голос – верный друг – верный ответ – крепкая веревка – крепкий чай – крепкий организм –
Утром к дому прилетела ... (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись на крыше и весело ... (пели, щебетали, чирикали). Маленькая Нина ... (вышла, выбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро ... (сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши.
Подбери к существительным такие синонимы, чтобы из первых букв получились слова зима и книга.
У меня есть верный (преданный, надежный, добрый) друг.
Из своей берлоги вышел на поляну неуклюжий (неповоротливый, огромный, добродушный) медведь.
Прочитай примеры, взятые из литературных произведений. Объясни различие значений выделенных слов.
1. Он едва сдерживал раздражение.
2. Вне себя от ярости, Миша размахнулся и ударил Никиту.
3. В гневеСаша сказал другу обидные слова.
Расположи синонимы раздражение, ярость, гнев по степени возрастания недоброго чувства.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
В каком предложении неверно определена грамматическая основа предложения?
Дети с увлечением слушалирассказ старого охотника.
Белеетпарус одинокий в тумане моря голубом.
Хмуро тянется непогожий день.
Отвелиони девицу вверх во светлую светлицу.
Иван-царевичотправился вслед за клубочком.
Днем и ночью бьются о скалы морские волны.
На берегу моря растутпальмы.
Найдите предложение, где неверно поставлена запятая.
Женя положила на край стола телеграмму, и вышла из комнаты.
Красивый пейзаж вызывает у людей радостное чувство, отвлекает от грустных мыслей.
Я вспоминаю то утро, когда отец вернулся из экспедиции.
Ветер гнал к веранде кучу листьев, и теперь они лежали маленькой горкой.
Перед вами предложение: Пролетали мимо города, села, хутора.
Какие смыслы может иметь это предложение ? Отчего это зависит? Как перераспределяются при этом члены предложения ?
Прочитайте следующие строки. Почему они вызвали у вас смех? Что не учел автор при постановке знаков препинания? Расставьте правильно знаки препинания.
Едят там вилками компот
там пьют из чашек бутерброд
из хлеба с сыром там котлеты
с начинкой сладкой суп с фасолью
из мяса свежего котлеты
в тарелках все там варят с солью.
Прочитайте эту записку. Что в ней сообщается? Измените некоторые слова по правилам морфологии, а затем по правилам синтаксиса составьте предложение.
Место найти грибное я от ребята три березки север идти не корзины большие забывать захватить.
(Ребята! Я нашел грибное место. Идите от трех берез к северу. Не забудьте захватить большие корзины.)
Прочитайте предложение, объясните постановку запятой. Правильно ли она поставлена? Исправьте ошибки!
Я подошел к калитке с радостным лаем, навстречу мне выбежал Барбос.
Стояло жаркое лето на подоконнике, расцвели кактусы.
Прочитайте предложение, объясните знаки препинания. Сколько было на вокзале людей, встречающих Петра? Расставьте знаки препинания так, Чтобы встречающих было три человека. Какое правило вы использовали здесь?
На вокзале Петр встретил мать сестру брата своего товарища.
В каком предложении неверно определено сказуемое?
Девочка напевала мелодию.
Весело лилась музыка.
Красив осенний лес.
Начинает играть оркестр.
Мой сосед – таксист.
Укажите грамматические основы предложений.
Село украшает сад.
Альбом взял этот мальчик.
Кудри берез расчесывает ветер.
Капельки росы зажигают в траве.
Приметы осени во всем встречает взор.
Замечательный подарок мне прислал по почте брат.
Сказки Пушкина читают все.
Сказки Бажова я прочитал.
Мне они понравились.
Расскажите мне сказку.
Пыль принес ветер.
Дуб сломал ураган.
Баркас выбросило на берег на берег волной.
Лес окутал густой туман.
Направление указывает компас.
Прочитайте текст. Выпишите из предложений обстоятельства, укажите вид обстоятельств.
К вечеру отец вернулся с моря. Он привязал лодку, поднялся на пристань и уверенно зашагал к дому. У крыльца отец поставил весла и вошел в дом. Потом так же неторопливо он положил узел на лавку, развязал платок, развернул белую тряпицу, и Гришка ахнул от удивления. В свертке оказались сапоги. Настоящие морские сапоги. Пахли они не кремом, а дегтем. О таких сапогах Гришка мечтал давно.
Составьте сложное предложение, решив ряд задач.
Из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг возьмите существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребив его в именительном падеже.
Из предложения Мороз разрумянил щёки возьмите сказуемое, употребив его без приставки в 3-м лице ед.ч. настоящего времени.
Из предложения Кисти винограда свисали до земли возьмите подлежащее, выраженное существительным, употребите его как дополнение.
Из предложения Рябины украшают наши леса возьмите существительное, выступающее в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив в родительном падеже.