В данном сборнике предлагаются задания по различным разделам русского языка в начальной школе, которые могут быть использованы при подготовке к интеллектуальным марафонам, олимпиадам и конкурсам языкознания для учащихся 4 классов.Задания позволяют не выходя за рамки программы проверить эрудицию, базовые знания учащихся и умение прменить их на практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Готовимся к олимпиаде" »
Пояснительная записка
В данном сборнике предлагается курс развивающих заданий для младших школьников, который включает игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно – мотивационную сферу, проверяет знания по русскому языку в объёме программы, уровень развития речи, грамматический кругозор и, наконец, сообразительность и смекалку школьников. Кроме того, цель её состоит в выявлении интересов, развития и одарённости учащихся.
При составлении заданий учитывались следующие основные принципы:
-необходимость обращения к разным языковым уровням, от фонетического до синтаксического;
-обязательность включения заданий по орфографии, пунктуации, культуре речи;
-нацеленность не только на выявление конкретных теоретических знаний и практических умений учащихся, но и на проверку абстрактно мыслить, вычленять языковые модели с опорой на конкретный языковой материал
Задания позволяют не выходя за рамки школьной программы, проверить и эрудицию, и базовые знания учащихся, и умение применять эти знания на практике.
В данном сборнике предлагаются примерные варианты заданий по различным разделам русского языка, которые могут быть использованы как при подготовке к олимпиадам, интеллектуальным марафонам, так и на уроках и факультативных занятиях.
Готовимся к олимпиаде (1)
1. Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову - погибнуть).
Развесить уши - _______________________
Пускать пыль в глаза - __________________
Рвать на себе волосы - _________________
2. Прочитайте тексты, вставьте вместо многоточия слова, противоположные по смыслу выделенным словам (например, друг - враг). Не забывайте, что это стихи.
Я сегодня не помню, что было ..., ___________
По утрам забываю свои ..., _________________
В белый день забываю огни,
По ... забываю дни. _______________________(А.А. Блок)
Придумайте свои пары слов, обозначающие признаки, противоположные по значению.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
3. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:
Риф + + кадки = ель фрикадельки
Ель + сад + рак = ________________________
Рис + кепи = ____________________________
Рыба + соки = ___________________________
Нива + реки = ___________________________
Придумайте сами несколько аналогичных заданий и решений к ним. Используйте для задания слова, состоящие из трех или более слогов.
______________________________________________
Готовимся к олимпиаде (2)
4. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.
А вы, друзья, как ни садитесь…____________________
___________________да зуб неймёт._________
Когда в товарищах согласья нет,
__________________________________
___________________________________________
не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
_____________________________________________
Так поди же попляши!
5. По данному началу допишите пословицы.
Правой рукой строит… _____________________________________
Кто хочет много знать… ____________________________________
Корень ученья горек… ___________
___________________________
Готовимся к олимпиаде (3)
1. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика - иголка
Ракета - ___________________
Каприз - ___________________
Мольба - ___________________
Каратист - __________________
2. Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни: кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение).
Здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.
3. Перед Вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.
[п а ш о л й, а в л, э с н а й, о л к у в л, э с с, и ж у н а й, э л, и ш т о б в о л к, и н, и с й, э л, и]
4. Из букв каждой пары слов составьте название животного:
Лик + рок = _________________
Поле + дар = ________________
Шаль + до = _________________
Лов + буй = __________________
Готовимся к олимпиаде (4)
1. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:
_____________ выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
________________ пропал у пони,
________________ вянут на газоне,
А мартышка не страдает -
________________ уплетает.
2. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе:
Больно прикусил язык. _____________________________________
Язык до Киева доведёт. ____________________________________
Разведчики взяли языка. ___________________________________
Без языка и колокол нем. ___________________________________
2. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого - прямой). Напишите автора и название каждого произведения.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Семь румяных усачей.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Автор: ________________________________
Название: ______________________________
Автор: ________________________________
Название: _____________________________
Готовимся к олимпиаде (6)
1. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:
Диво + пони + сок = ______________________
Воз + бедро + пике = _____________________
Хор + ум + ом = _________________________
Лён + ас + ком = ________________________
2. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
2. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его.
Василий, Федор, Иван, Петров, Семен;
молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша;
дождь, снег, осадки, иней, град;
футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
3. Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни в нем "лишний" слог.
Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.
4. Назови предметы, которые могут сочетать два названных признака.
Яркий желтый ___________________________
Прозрачный голубой _______________________
5. Замени выражения одним глаголом.
Клевать носом____________________
Зарубить на носу__________________
Чесать языки______________________
Выходить из себя____________________
Дать стрекача______________________
Бить баклуши _______________________
Ломать голову________________________
Готовимся к олимпиаде (10)
1. Вставь вместо * предлоги.
Я * утра * лесу гуляю,
* росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю * березку и * мох,
* малину, ежевику,
* ежа и * ежиху,
* которой * ежат
Все иголочки дрожат.
2. Как написать одинаковые по звучанию слова из стихотворения Якова Козловского?
Вилка однажды споткнулась (о) крошку,
Падая, стукнулась вилка (об) ложку.
Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку,
Брызги на книжную сели (об) ложку.
3. Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.
И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я
4. Впиши слово, которое служило бы концовкой первого и началом второго слова.
Пе ( . .) ол те ( ... ) л
Готовимся к олимпиаде (11)
1. "Составь пословицы":
дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье
2."Загадки-шутки"
1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________
2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________
3). Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________
4). Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________
2. К каждому слову прибавьте одну букву в начале, в середине или в конце, чтобы образовались новые слова. Из добавленных букв при чтении сверху вниз составится пословица.
Шпага рыба тир
База плата бак
Дача сачок угол
Заря клад дуло
Кума пот тара
Блок ария катер
Газ парк бор
Свет сон рис
Шёл том сук
Пол банк
Вставьте пропущенные буквы:
Зелёный пру- широкий пру-
Спелая ро-ь всем хоро-
Гря-ки пря-ки
Верный дру- сделать кру-
Выла-ь кара-ь
Готовимся к олимпиаде (16)
Вставьте пропущенные буквы:
Почу-ствовали косули опас-ный им зап-х человека.
Похо- он на запах Ер-Тостика. Уш-л в камы- батыр, свис-нул дли-ым свистом, ми-ион мошкары ярос-но взвился в небес-ную высь.
Отгадайте загадку. Сколько раз в ней встречается
звук (С)?
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.
Составьте словосочетания, в которых слова седой,бархатный, золотой будут употреблены в переносном значении.
Найдите лишнее слово среди синонимов красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.
Какие примеры не являются словосочетанием?
А) кончил дело;
Б) чудесный день;
В) вдали от Родины;
Г) проходит мимо;
Д) день прошёл;
Е) синий и красный.
Готовимся к олимпиаде (17)
Кляксы ведут себя очень дерзко. «Помогите нам выбраться»,- говорят слова. А какие- угадайте сами. В каждом слове клякса закрыла целый слог.
Па…ма, пру…на, о…на, че…ха, со…ка, ко…на.
2.Названия блюд нужно составить из всех букв, входящих в слова.
1) крот+ каша =
2) бобр+ редут =
3) суд + тень =
4) тоска + пар +шов =
3.« Головы и хвосты»
Из каждой пары слов остались только голова первого и хвост второго. Нужно угадать , что должно стоять посередине!
1). Какое слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы?____________________
2). В каких словах по 100 согласных?_________________
3). Какую часть слова можно найти в земле ?___________
4). В каком глаголе « нет» слышится сто раз?___________
5). Как большой дом сделать маленьким?______________
5.Придумайте предложение имеющее смысл, составленное из слов на каждую букву.
Н-р, внук-----Вор ночью украл корову.
Ослик, машина.
Готовимся к олимпиаде (19)
1. Подберите как можно больше синонимов к словам.
Лихой______________________________________
Мальчик_______________________________________
Смеяться_______________________________________
Хорошо________________________________________
Медленно_____________________________________
Приятель________________________________________
Придумайте рассказ в котором все слова начинаются на одну букву. « П»
Вставьте пропущенные буквы.
На ул-це т-пло. Около дома с- б-раются р-бята.
П-тихоньку т-мнеет. Мальчик пр-см-тривается к
м-шинам, которые мч-тся по д-рогам, к пр-хожим, что тороп-ся п-быстрее попасть к с-бе д-мой.
Замените фразеологизмы другими словами.
«Дело в шляпе»_______________________________
«Долгий ящик»_______________________________
«Жить на широкую ногу»______________________
«Играть на нервах»____________________________
«Крокодиловы слёзы»_________________________
Готовимся к олимпиаде (20)
Замените каждое выделенное существительное таким словом, которое в данном контексте будет наиболее уместным. Слова для выбора: животные, ушастики, новичок, новосел.