kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Готовимся к олимпиаде"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном сборнике предлагаются задания по различным разделам  русского языка в начальной школе, которые могут быть использованы при подготовке к интеллектуальным марафонам, олимпиадам и конкурсам языкознания для учащихся 4 классов.Задания позволяют не выходя за рамки  программы проверить эрудицию, базовые знания учащихся и умение прменить их на практике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Готовимся к олимпиаде" »

Пояснительная записка




В данном сборнике предлагается курс развивающих заданий для младших школьников, который включает игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно – мотивационную сферу, проверяет знания по русскому языку в объёме программы, уровень развития речи, грамматический кругозор и, наконец, сообразительность и смекалку школьников. Кроме того, цель её состоит в выявлении интересов, развития и одарённости учащихся.

При составлении заданий учитывались следующие основные принципы:

-необходимость обращения к разным языковым уровням, от фонетического до синтаксического;

-обязательность включения заданий по орфографии, пунктуации, культуре речи;

-нацеленность не только на выявление конкретных теоретических знаний и практических умений учащихся, но и на проверку абстрактно мыслить, вычленять языковые модели с опорой на конкретный языковой материал

Задания позволяют не выходя за рамки школьной программы, проверить и эрудицию, и базовые знания учащихся, и умение применять эти знания на практике.

В данном сборнике предлагаются примерные варианты заданий по различным разделам русского языка, которые могут быть использованы как при подготовке к олимпиадам, интеллектуальным марафонам, так и на уроках и факультативных занятиях.









Готовимся к олимпиаде (1)


1. Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову - погибнуть).

Развесить уши - _______________________

Пускать пыль в глаза - __________________

Рвать на себе волосы - _________________

2. Прочитайте тексты, вставьте вместо многоточия слова, противоположные по смыслу выделенным словам (например, друг - враг). Не забывайте, что это стихи.

Я сегодня не помню, что было ..., ___________

По утрам забываю свои ..., _________________

В белый день забываю огни,

По ... забываю дни. _______________________(А.А. Блок)

Придумайте свои пары слов, обозначающие признаки, противоположные по значению.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

3. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:

Риф + + кадки = ель фрикадельки

Ель + сад + рак = ________________________

Рис + кепи = ____________________________

Рыба + соки = ___________________________

Нива + реки = ___________________________

Придумайте сами несколько аналогичных заданий и решений к ним. Используйте для задания слова, состоящие из трех или более слогов.

______________________________________________





Готовимся к олимпиаде (2)


4. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.


А вы, друзья, как ни садитесь…____________________

___________________да зуб неймёт._________


Когда в товарищах согласья нет,

__________________________________

___________________________________________

не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

_____________________________________________

Так поди же попляши!

5. По данному началу допишите пословицы.

Правой рукой строит… _____________________________________

Ученье – свет… ___________________________________________

Кто хочет много знать… ____________________________________

Корень ученья горек… ___________

___________________________










Готовимся к олимпиаде (3)


1. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.

Логика - иголка

Ракета - ___________________

Каприз - ___________________

Мольба - ___________________

Каратист - __________________

2. Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни: кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение).

Здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.

3. Перед Вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

[п а ш о л й, а в л, э с н а й, о л к у в л, э с с, и ж у н а й, э л, и ш т о б в о л к, и н, и с й, э л, и]


4. Из букв каждой пары слов составьте название животного:

Лик + рок = _________________

Поле + дар = ________________

Шаль + до = _________________

Лов + буй = __________________





Готовимся к олимпиаде (4)


1. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:


_____________ выпал жаркий-жаркий.

Ах, как душно в зоопарке!

________________ пропал у пони,

________________ вянут на газоне,

А мартышка не страдает -

________________ уплетает.


2. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе:


Больно прикусил язык. _____________________________________

Язык до Киева доведёт. ____________________________________

Разведчики взяли языка. ___________________________________

Без языка и колокол нем. ___________________________________

Прикуси язычок! ___________________________________________

Язык под чесночным соусом. ____________________________










Готовимся к олимпиаде (5)


1. «Расшифруйте» слова:

по2л ___________________

2рь ____________________

с3 _____________________

ви3на __________________

1очество________________

Правильно ли «зашифровано» слово со1? Ответ поясните.

_____________________________________________________________


2. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого - прямой). Напишите автора и название каждого произведения.

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Семь румяных усачей.

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Автор: ________________________________

Название: ______________________________

Автор: ________________________________

Название: _____________________________







Готовимся к олимпиаде (6)


1. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:

Диво + пони + сок = ______________________

Воз + бедро + пике = _____________________

Хор + ум + ом = _________________________

Лён + ас + ком = ________________________


2. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:


Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

_________________________________________________________________


Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.

_____________________________________________________

3. Замени устойчивые сочетания слов, одним словом.

Кот наплакал- __________________

Бить баклуши- __________________

Спустя рукава- __________________

Зарубить на носу- ________________













Готовимся к олимпиаде (7)


1. Какие слова так произносятся?

[ Г Р У С’ Т’] ______________

[ Л’ Э С’ Т’] ______________

2. Составь слово, если в нем

Корень – из слова моряк

Окончание – из слова зимний

Приставка – из слова прилететь

Суффикс – из слова русский. __________

3. Расставь ударение в словах.

Торты, сливовый, звонишь, алфавит, свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.

4. У каких существительных нет формы единственного числа?

Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы

5. В каких словах количество букв и звуков совпадает?

Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.

6 .Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.

Невежа – невежда.











Готовимся к олимпиаде (8)


1. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное:

мороз -_____________________________________________________________________


2. Поставьте нужные знаки в конце предложений:

Что за птица с красной грудкой

Пусть всегда будет солнце

Дети вышли на опушку леса


3. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи.

(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.

_____________________________________________________________________________


4. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.


5. Поставьте слова в множественное число:

Человек - Лист (бумаги) -

Лист (дерева) -

Зуб (волка) - Зуб (пилы) –











Готовимся к олимпиаде (9)


1. Вставь буквы и поставь ударение.

Алф...вит, др...мота, кр...пива, щ...вель, кр...сивее, р...мень, к...л...метр, к...мбайнёр.


2. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его.

Василий, Федор, Иван, Петров, Семен;

молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша;

дождь, снег, осадки, иней, град;

футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.


3. Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни в нем "лишний" слог.

Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.


4. Назови предметы, которые могут сочетать два названных признака.

Яркий желтый ___________________________

Прозрачный голубой _______________________


5. Замени выражения одним глаголом.

Клевать носом____________________

Зарубить на носу__________________

Чесать языки______________________

Выходить из себя____________________

Дать стрекача______________________

Бить баклуши _______________________

Ломать голову________________________






Готовимся к олимпиаде (10)


1. Вставь вместо * предлоги.

Я * утра * лесу гуляю,

* росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю * березку и * мох,

* малину, ежевику,

* ежа и * ежиху,

* которой * ежат

Все иголочки дрожат.

2. Как написать одинаковые по звучанию слова из стихотворения Якова Козловского?

Вилка однажды споткнулась (о) крошку,

Падая, стукнулась вилка (об) ложку.

Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку,

Брызги на книжную сели (об) ложку.


3. Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.

И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я

4. Впиши слово, которое служило бы концовкой первого и началом второго слова.

Пе ( . .) ол те ( ... ) л















Готовимся к олимпиаде (11)


1. "Составь пословицы":

дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье


2."Загадки-шутки"


1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________

2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________

3). Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________

4). Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________


3. Расшифруй название сказки.


ЛОБОКОК - МОРЕКЕТ - ТОК И СИЛА -

КВОЛ И ЗАОК - КОРОМОЗ - КАШУЗОЛ -


4. Вставь пропущенные буквы и проверочные слова.

Прим...рять друзей, зал...зать раны

Разв...вается флаг, отв...рить дверь

Зап...вать в хоре, ув...дать издали


Готовимся к олимпиаде (12)


1.Подбери синонимы:

страж -.............. грядущее - ..................

кладезь - ................ вопиять - ...................

врата - ................ зерцало - ...................


2. К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце.

Красивая ............. острый......

чёрный................ золотая...........

колючий ................ ночная............


3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.

Поди, туда - не знаю куда,____________

Скоро сказка сказывается,_________________

Это всё присказка,__________________________


4. Пройдите по лесенке и впишите в клеточки слова, обозначающие предметы:

Щ __

Щ __ __

Щ __ __ __

Щ __ __ __ __

Щ __ __ __ __ __










Готовимся к олимпиаде (13)


1. Из заданных предложений составьте текст, озаглавьте его и запишите.

1) И песок в пустыне, как волны.

2) Пустыня как море, только вместо воды песок.

3) В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.

4) Волны песка называются барханами.


2. Продолжите пословицы и поговорки:

А) Без труда…

Б) Семь раз отмерь , один раз…

В) Век живи…

Г) Взялся за гуж…


3. Вставьте пропущенные буквы:

В пр-городном доми-ке, мыши-ые щели, за м-укавшей кошкой, вкус-ный кусоч-к, ст-кля-ые б-калы, мя-кую п-дстилку.


4.Подберите однокоренные слова:

Ужас, речь, язык, молоко, гордость, радость, январь.













Готовимся к олимпиаде (14)


1. Продолжите пословицы и поговорки:

1) Не спеши языком…

2) Назвался груздем…

3) Ум хорошо…

4) Дареному коню…

5) Что написано пером…


2. Объясните значение фразеологизмов:

А) Через час по чайной ложке_________________________

Б) Сбоку припека___________________________________

В) Без сучка и задоринки_____________________________


3. Вставьте пропущенные буквы:

Св-стеть, ск-листый, пром-кашка, хв-инки, св-тлячок,

уц-нённый, п-роход, ед-нение, зв-здолёт, нап-лняет,

нач-сто, зн-чок.


4. Составьте и запишите сложные слова:

Летит сам_(самолёт)___________________

Ест кору___________________________

Возит бензин____________________________

Варит кашу_____________________________

Строит корабли_________________________

Чёрные брови___________________________

Лечебная грязь__________________________









Готовимся к олимпиаде (15)


  1. Замените одним словом:

Удар по щеке_____________________

Маленькая щель__________________

Каша из пшена____________________

Говорить тихо___________________

Падает на лоб (чело)__________________

Любитель щеголять_________________


2. К каждому слову прибавьте одну букву в начале, в середине или в конце, чтобы образовались новые слова. Из добавленных букв при чтении сверху вниз составится пословица.

Шпага рыба тир

База плата бак

Дача сачок угол

Заря клад дуло

Кума пот тара

Блок ария катер

Газ парк бор

Свет сон рис

Шёл том сук

Пол банк


  1. Вставьте пропущенные буквы:

Зелёный пру- широкий пру-

Спелая ро-ь всем хоро-

Гря-ки пря-ки

Верный дру- сделать кру-

Выла-ь кара-ь





Готовимся к олимпиаде (16)


  1. Вставьте пропущенные буквы:

Почу-ствовали косули опас-ный им зап-х человека.

Похо- он на запах Ер-Тостика. Уш-л в камы- батыр, свис-нул дли-ым свистом, ми-ион мошкары ярос-но взвился в небес-ную высь.


  1. Отгадайте загадку. Сколько раз в ней встречается

звук (С)?

Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.


  1. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, золотой будут употреблены в переносном значении.



  1. Найдите лишнее слово среди синонимов красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.



  1. Какие примеры не являются словосочетанием?

А) кончил дело;

Б) чудесный день;

В) вдали от Родины;

Г) проходит мимо;

Д) день прошёл;

Е) синий и красный.





Готовимся к олимпиаде (17)


  1. Кляксы ведут себя очень дерзко. «Помогите нам выбраться»,- говорят слова. А какие- угадайте сами. В каждом слове клякса закрыла целый слог.

Па…ма, пру…на, о…на, че…ха, со…ка, ко…на.


2.Названия блюд нужно составить из всех букв, входящих в слова.

1) крот+ каша =

2) бобр+ редут =

3) суд + тень =

4) тоска + пар +шов =


3.« Головы и хвосты»

Из каждой пары слов остались только голова первого и хвост второго. Нужно угадать , что должно стоять посередине!

Го…ник

Клу…ал

Паро…глас

Ду…ита

А…ат


4.Найдите словосочетания.

А) поезд ушёл

Б) в поездке

В) скорый поезд

Г) поезд и пароход







Готовимся к олимпиаде (18)


1.Составьте словосочетания : прилагательное+существительное

Солнце- день; ширина- тропа; другой- тетрадь;

двадцать- парашют; мех- шуба; мама- кофта.


2.Вставьте пропущенные буквы, укажите орфограммы.

Ож-вают, закр-пили, ч-рника, сб-гают, прибл-жаться,

согр-вает, прив-дение, подт-нули, ст-кольщик.

Я работал над орфограммой_____________________


3.Найди слова с приставками на А.

Н-рочно, з-кон, пр-делки, з-светло, пр-бабушка,

з-стеснялся, пр-двинулся, н-клонили, д-ехал.


4.Загадки.

1). Какое слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы?____________________

2). В каких словах по 100 согласных?_________________

3). Какую часть слова можно найти в земле ?___________

4). В каком глаголе « нет» слышится сто раз?___________

5). Как большой дом сделать маленьким?______________


5.Придумайте предложение имеющее смысл, составленное из слов на каждую букву.

Н-р, внук-----Вор ночью украл корову.

Ослик, машина.








Готовимся к олимпиаде (19)


1. Подберите как можно больше синонимов к словам.

Лихой______________________________________

Мальчик_______________________________________

Смеяться_______________________________________

Хорошо________________________________________

Медленно_____________________________________

Приятель________________________________________


  1. Придумайте рассказ в котором все слова начинаются на одну букву. « П»


  1. Вставьте пропущенные буквы.

На ул-це т-пло. Около дома с- б-раются р-бята.

П-тихоньку т-мнеет. Мальчик пр-см-тривается к

м-шинам, которые мч-тся по д-рогам, к пр-хожим, что тороп-ся п-быстрее попасть к с-бе д-мой.



  1. Замените фразеологизмы другими словами.

«Дело в шляпе»_______________________________

«Долгий ящик»_______________________________

«Жить на широкую ногу»______________________

«Играть на нервах»____________________________

«Крокодиловы слёзы»_________________________










Готовимся к олимпиаде (20)

  1. Замените каждое выделенное существительное таким словом, которое в данном контексте будет наиболее уместным. Слова для выбора: животные, ушастики, новичок, новосел.

1). Стадо серн пасётся на склонах гор. Издали серны кажутся лёгкими тенями.

2). Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров.

Зубры прижились и перестали бояться человека.

3). В клетку к лебедям подселили длинноногого

фламинго. Сначала фламинго вёл себя беспокойно,

но потом освоился.

4).На ферме разводят крольчат. Крольчата хорошо

растут.



  1. Продолжи пословицы и поговорки:

Не спеши языком________________________________

Назвался груздем________________________________

Ум хорошо______________________________________

Дарёному коню_________________________________

Что написано пером_____________________________


3.Отметьте строчку, в которой все слова имеют корень -вод- (со значением вода)

А) водолей, водрузить, водолаз, водитель;

Б) водонепроницаемый, водка, водосток, водоворот;

В)наводчик, воевода, хоровод, водворять;

Г)выводок, изводиться, водопад, подвода.


4.Вставьте пропущенные орфограммы:

Вес-ник, счас-ливый, ко-ектив, медве-ь, морко-ка, рука-

хирур-, бука-ки, гла-кий, оши-ка, наез-ник, а-ея.


Литература


  1. Афанасьев С. «300 творческих конкурсов»

  2. Бровкина Т.Н. « В школу с радостью».

  3. Водолазькая С.В. «Предметная неделя русского языка в школе».

  4. Волина В.В. «Учимся играя»

  5. Гетманова В.С. «Волшебное путешествие в страну знаний».

  6. Иванова В.А. «Занимательно о русском языке».

  7. Карякина Н.Н. «Развитие орфографической грамотности младших школьников».

  8. Подгаецкая И.М. « Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка».

  9. Сухин И.Т. «Занимательные материалы»

10.Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: русский язык»

11. «Я иду на урок в начальную школу».

«Первое сентября» 2003г

12. Журналы : «Начальная школа Казахстана», «Русский язык и литература в казахской школе» 2005-2008г.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Готовимся к олимпиаде"

Автор: Дрозд Елена Петровна

Дата: 24.10.2015

Номер свидетельства: 243353

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Предметная олимпиада по математике "
    ["seo_title"] => string(39) "priedmietnaia-olimpiada-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "152959"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420925629"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Готовимся к олимпиаде. 9 класс"
    ["seo_title"] => string(31) "gotovimsia-k-olimpiadie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "267990"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450515884"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Олимпиада по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" "
    ["seo_title"] => string(67) "olimpiada-po-priedmietu-osnovy-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "207469"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430489246"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Анализ участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии 2014 года."
    ["seo_title"] => string(92) "analizuchastiiavrieghionalnometapievsierossiiskoiolimpiadyshkolnikovpotiekhnologhii2014ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "319335"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460804132"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Внеклассное мероприятие "Виват, олимпиада!" "
    ["seo_title"] => string(44) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-vivat-olimpiada"
    ["file_id"] => string(6) "159940"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421982143"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства