kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык как средство патриотического воспитания учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрен русский язык как средство патриотического воспитания учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык как средство патриотического воспитания учащихся.»

Русский язык как средство патриотического воспитания школьников

Евсеева Л.П., учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ № 2 г. Котово

[email protected]

Одним из главных в воспитательной системе школы на современном этапе является патриотическое воспитание, основанное на формировании гражданственности, любви к Родине, уважении к правам и свободам человека, семье, окружающей природе. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях как никогда значима роль учителя-словесника, способного использовать русский язык как средство патриотического воспитания школьников.

Русский язык – живая многоуровневая система, находящаяся в постоянном движении. Слова из активного запаса переходят в пассивный, заимствования пополняют лексику нашего языка, отражая экономические, политические контакты с другими странами.

Словарный состав современного русского языка представляет собой индоевропейские слова, унаследованные древними языками, в том числе и общеславянским языком; общеславянская лексика, сохранившаяся из языка древних славян; собственно русская лексика, сформировавшаяся после XIV века, в эпоху самостоятельного развития русского, украинского и белорусского языков; заимствованная лексика, пополняющая словарный запас русского языка в результате сотрудничества России с другими государства в области политики, культуры, торговли. В заимствовании русским языком иноязычных слов в разные эпохи отразилась история нашего народа.

Таким образом, вопросы происхождения русской лексики, пути ее развития тесно связаны с происхождением и историей русского народа, формированием национального языка и государственности. Работая на уроках русского языка и литературы со словом, мы узнаем не только его лексическое и грамматическое значение, синтаксическую роль, но и обращаемся к его этимологии, тем самым узнаем историю своей страны, ощущаем свои «корни».

Русский язык как учебный предмет способствует осмыслению общечеловеческих ценностей, воспитанию личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей можно и нужно использовать дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения. Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе, однако объём работы различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку. На первом уроке в 5 классе мы говорим о языке как важнейшем средстве общения, а в 9 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков – политических, научных, культурно-исторических, лингвистических.

Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку. «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 класс): Родина любимая — мать родимая; Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова. «Прилагательные полные и краткие» (5 класс): каждому свой край сладок.; велика русская земля и везде солнышко; матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая. «Степени сравнения имен прилагательных» (6 класс): нет в мире краше родины нашей; любовь к Родине сильнее смерти; «Односоставные предложения» (9 класс): в каком народе живешь, того обычая и держись; за горами хорошо песни петь, а жить дома лучше; иди в родной край — там и под елкою рай.
Воспитание любви к родной природе и культурно-историческому наследию во многом зависит от учителя русского языка. Проводя в 10-11 классе диктанты: «Березовая роща» ( по И.С.Тургеневу), «Древняя обитель» (по А.И. Левитову), «В.И.Даль и Оренбург» (по М.Чванову), «Храм Василия Блаженного» (по В.Пескову), «Березовые дворики» (по Е.И.Носову), «Россия» (по Н.Рериху), словесник знакомит детей с поэтическим образом Родины, показывает красоту России и уникальность россиян.

Огромными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература.

Рассмотрим в этом аспекте некоторые ключевые произведения, включенные в школьную программу. Стихотворение А.С.Пушкина «Пророк» изобилует старославянизмами. Из этимологического словаря узнаем, что слово «пророк» и слово «речь» являются родственными, а в тексте пересекаются их значения: ведь орудие пророка –его речь. «Вещие зеницы» - глаза, видящие скрытое для других, вещающие; «грешный язык, и празднословный, и лукавый» - символизирует человеческие недостатки: стремление к лукавству, лести, склонность к пустым разговорам; «отверстая грудь» - разорванная грудь, открытая; «виждь и внемли» - смотри и понимай суть вещей. Старославянская лексика придает стихотворению торжественность и глубинный духовно-нравственный смысл.

Уже в 5 классе, изучая «Бородино» М.Ю. Лермонтова, учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, защитивших родную землю, знакомятся с размышлениями поэта о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере.

В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) прославляется боевое товарищество, героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев.
Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка», основанный на реальных исторических событиях, на примере Петра Гринева объясняет школьникам значение слов: «честь», «благородство», «преданность».

Об истинных ценностях говорит выпускникам и М.А.Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон»: родная земля под чистым небом и семья - главное в жизни человека. А в рассказе «Судьба человека» этого же автора главный герой, Андрей Соколов, потерявший во время ВОВ всю семью, берет на воспитание мальчика-сироту, возвращая в жизнь ребенка и свою собственную утраченное счастье.

Таким образом, школа помогает духовному становлению личности. Личность – это человек, развивающийся в лоне истории и культуры своего народа и отличающийся патриотизмом и национальным самосознанием. Человек вне патриотизма – это человек вне истории. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. Специфика работы учителя-словесника такова, что мы сеем зерна разума и доброты, прививаем любовь к родной земле и родному языку, растим патриотов, беззаветно преданных России.

Список литературы :

  1. Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев «Патриотическое воспитание школьников»,- М.«Айрис-Пресс», 2006

  2. И.А. Пашкович «Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспект уроков, разработки занятий»,-Волгоград , «Учитель», 2006

  3. Т.Г.Кучина «А.С.Пушкин «Евгений Онегин».Анализ текста»,- М., «Дрофа», 2006

  4. П.А. Лекант «Современный русский язык»,- М., «Дрофа», 2007

  5. Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И.Фомина «Современный русский язык»,- М., «Логос», 2012

  6. М.Фасмер «Этимологический словарь русского языка» Москва, «Астрель», 2004

  7. Н.Г. Комлев «Словарь иностранных слов»,- М., «ЭКСМО-Пресс», 2010








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русский язык как средство патриотического воспитания учащихся.

Автор: Евсеева Любовь Павловна

Дата: 02.06.2023

Номер свидетельства: 632978

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(71) "patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286655"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454385028"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) ""Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ ""
    ["seo_title"] => string(80) "dukhovno_nravstviennoie_i_ghrazhdansko_patriotichieskoie_vospitaniie_chieriez_kr"
    ["file_id"] => string(6) "407794"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491721419"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(65) "vospitaniie-patriotizma-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454385829"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Содоклад на тему "Воспитание патриотических чувств учащихся на уроках истории" "
    ["seo_title"] => string(89) "sodoklad-na-tiemu-vospitaniie-patriotichieskikh-chuvstv-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "224003"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438315306"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Доклад на тему: «Патриотическое воспитание в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(66) "doklad-na-tiemu-patriotichieskoie-vospitaniie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "240472"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445015500"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства