Одним из главных в воспитательной системе школы на современном этапе является патриотическое воспитание, основанное на формировании гражданственности, любви к Родине, уважении к правам и свободам человека, семье, окружающей природе. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях как никогда значима роль учителя-словесника, способного использовать русский язык как средство патриотического воспитания школьников.
Русский язык – живая многоуровневая система, находящаяся в постоянном движении. Слова из активного запаса переходят в пассивный, заимствования пополняют лексику нашего языка, отражая экономические, политические контакты с другими странами.
Словарный состав современного русского языка представляет собой индоевропейские слова, унаследованные древними языками, в том числе и общеславянским языком; общеславянская лексика, сохранившаяся из языка древних славян; собственно русская лексика, сформировавшаяся после XIV века, в эпоху самостоятельного развития русского, украинского и белорусского языков; заимствованная лексика, пополняющая словарный запас русского языка в результате сотрудничества России с другими государства в области политики, культуры, торговли. В заимствовании русским языком иноязычных слов в разные эпохи отразилась история нашего народа.
Таким образом, вопросы происхождения русской лексики, пути ее развития тесно связаны с происхождением и историей русского народа, формированием национального языка и государственности. Работая на уроках русского языка и литературы со словом, мы узнаем не только его лексическое и грамматическое значение, синтаксическую роль, но и обращаемся к его этимологии, тем самым узнаем историю своей страны, ощущаем свои «корни».
Русский язык как учебный предмет способствует осмыслению общечеловеческих ценностей, воспитанию личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей можно и нужно использовать дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения. Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе, однако объём работы различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку. На первом уроке в 5 классе мы говорим о языке как важнейшем средстве общения, а в 9 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков – политических, научных, культурно-исторических, лингвистических.
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку. «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 класс): Родина любимая — мать родимая; Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова. «Прилагательные полные и краткие» (5 класс): каждому свой край сладок.; велика русская земля и везде солнышко; матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая. «Степени сравнения имен прилагательных» (6 класс): нет в мире краше родины нашей; любовь к Родине сильнее смерти; «Односоставные предложения» (9 класс): в каком народе живешь, того обычая и держись; за горами хорошо песни петь, а жить дома лучше; иди в родной край — там и под елкою рай. Воспитание любви к родной природе и культурно-историческому наследию во многом зависит от учителя русского языка. Проводя в 10-11 классе диктанты: «Березовая роща» ( по И.С.Тургеневу), «Древняя обитель» (по А.И. Левитову), «В.И.Даль и Оренбург» (по М.Чванову), «Храм Василия Блаженного» (по В.Пескову), «Березовые дворики» (по Е.И.Носову), «Россия» (по Н.Рериху), словесник знакомит детей с поэтическим образом Родины, показывает красоту России и уникальность россиян.
Огромными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература.
Рассмотрим в этом аспекте некоторые ключевые произведения, включенные в школьную программу. Стихотворение А.С.Пушкина «Пророк» изобилует старославянизмами. Из этимологического словаря узнаем, что слово «пророк» и слово «речь» являются родственными, а в тексте пересекаются их значения: ведь орудие пророка –его речь. «Вещие зеницы» - глаза, видящие скрытое для других, вещающие; «грешный язык, и празднословный, и лукавый» - символизирует человеческие недостатки: стремление к лукавству, лести, склонность к пустым разговорам; «отверстая грудь» - разорванная грудь, открытая; «виждь и внемли» - смотри и понимай суть вещей. Старославянская лексика придает стихотворению торжественность и глубинный духовно-нравственный смысл.
Уже в 5 классе, изучая «Бородино» М.Ю. Лермонтова, учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, защитивших родную землю, знакомятся с размышлениями поэта о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере.
В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) прославляется боевое товарищество, героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев. Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка», основанный на реальных исторических событиях, на примере Петра Гринева объясняет школьникам значение слов: «честь», «благородство», «преданность».
Об истинных ценностях говорит выпускникам и М.А.Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон»: родная земля под чистым небом и семья - главное в жизни человека. А в рассказе «Судьба человека» этого же автора главный герой, Андрей Соколов, потерявший во время ВОВ всю семью, берет на воспитание мальчика-сироту, возвращая в жизнь ребенка и свою собственную утраченное счастье.
Таким образом, школа помогает духовному становлению личности. Личность – это человек, развивающийся в лоне истории и культуры своего народа и отличающийся патриотизмом и национальным самосознанием. Человек вне патриотизма – это человек вне истории. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. Специфика работы учителя-словесника такова, что мы сеем зерна разума и доброты, прививаем любовь к родной земле и родному языку, растим патриотов, беззаветно преданных России.
Список литературы :
Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев «Патриотическое воспитание школьников»,- М.«Айрис-Пресс», 2006
И.А. Пашкович «Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспект уроков, разработки занятий»,-Волгоград , «Учитель», 2006
Т.Г.Кучина «А.С.Пушкин «Евгений Онегин».Анализ текста»,- М., «Дрофа», 2006
П.А. Лекант «Современный русский язык»,- М., «Дрофа», 2007
Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И.Фомина «Современный русский язык»,- М., «Логос», 2012
М.Фасмер «Этимологический словарь русского языка» Москва, «Астрель», 2004
Н.Г. Комлев «Словарь иностранных слов»,- М., «ЭКСМО-Пресс», 2010