Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г., рассчитанной на 102 часа в год (Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М: «Просвещение», 2010г.) Рабочая программа составлена учителем русского языка и литературы Дагаевой Е.В.и рассчитана на реализацию за 102 часов в год, 3 часа в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«русский язык 8 класс »
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Класс 8
Учитель Мельникова Наталья Ивановна
Количество часов
Всего 64 часа; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков 8, уроков развития речи 19.
Административных контрольных уроков _____.
Планирование составлено на основе «Программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5-6 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.
Учебник «Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений». Авторы М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Москва «Просвещение»,2007.
Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г., рассчитанной на 102 часа в год (Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М: «Просвещение», 2010г.) Рабочая программа составлена учителем русского языка и литературы Дагаевой Е.В.и рассчитана на реализацию за 102 часов в год, 3 часа в неделю.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы и средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование уменийопознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Коммуникативная компетенция
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств. Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо. Развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения.Использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста. Информационная переработка текста.Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы, их особенности.Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме). Культура публичной речи. Культура разговорной речи.
языковая и лингвистическая компетенции.
Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка. Наука о языке. Место лингвистики в кругу научных дисциплин. Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (просторечие, народные говоры, профессиональные языки, арго). Литературный язык и его нормы, их применение в речевой практике. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Литературный язык и язык художественной литературы. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культуроведческая компетенция
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Соблюдение норм речевого этикета в различных сферах общения.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане школы Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в общеобразовательной школе. Необходимость расширить авторскую программу возникла в связи с тем, что программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Б.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г. рассчитана на102 часа в год, 3 часа в неделю на 35 учебных недель
Раздел II. Учебно-тематический план
№ темы
Разделы, темы
8 класс
Количество часов
Программа под ред. М. Б. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М.Шанского, М.:»Просвещение», 2008г.
Кол-во контрольных
Развитие речи
1
Функции русского языка в современном мире
1ч
2
Повторение пройденного в 5-7 классах
8ч
1
2
3
Словосочетание
3ч
4
Простое предложение
4ч
2
5
Главные члены предложения
9ч
1
1
6
Второстепенные члены предложения
11ч
1
4
7
Односоставные предложения с главным членом – сказуемым
7ч
1
Односоставные предложения с главным членом – подлежащим
1ч
8
Неполные предложения
5ч
1
1
9
Однородные члены предложения
10ч
1
1
10
Обособленные члены предложения
18ч
1
5
11
Обращение, вводные слова и междометия
11ч
1
2
12
Прямая и косвенная речь
6ч
2
13
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе
5ч
1
ИТОГО
102
8
21
Раздел III. Содержание тем учебного курса
Функции русского языка в современном мире (1 ч)
Повторение пройденного в 5 - 7 классах (8 ч)
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словосочетание (3 ч)
I.Повторение пройденного о словосочетании в V-VII классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II.Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (4 ч)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения (9 ч)
Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (11 ч)
Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения (9 ч) I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места. III. Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения (5 ч)
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения (10 ч)
I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания. II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах. III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения (18 ч)
I.Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы. III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Обращение, вводные слова и междометия (11 ч)
I. Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий. II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста. III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Прямая и косвенная речь (6ч) I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной. III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (5ч) Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Раздел IV.Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 8 класса
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: - производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью; - составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями; - пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи; - соблюдать нормы литературного языка в пре- делах изученного материала. ПО ПУНКТУАЦИИ. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми. ПО ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами. ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Раздел V. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Печатные пособия.
Программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г.
Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М: «Просвещение», 2008 г.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 8 класса.
Словари и энциклопедии по русскому языку
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов.
С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков. Русский язык -8: учебник. М., «Просвещение», 2008.
Г.А.Богданова.Уроки русского языка в 8 классе.М., «Просвещение», 2007.
Л.А.Жердева.Русский язык в средней школе: карточки-задания для 8 класса.Новосибирск. «Сибирское университетское издательство». 2007.
С.Ю.Михайлова. Сочинения по картине. М. «Астрель». 2004.
Е.А. Нефедова, О.В.Узорова. 550 правил и упражнений по русскому языку. 5 – 8 класс. М. «Астрель» 2003г.
Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. Русский язык. М, 2000.
Выбор учебно-методического комплекта обусловлен базисным учебным планом и спецификой нашей школы (работа с осужденными). Данный комплект занимает значительное место в Федеральном перечне, рекомендован и допущен Минобрнауки РФ.
Средства обучения и оборудование основного общего образования по русскому языку.
1.Программа основного общего образования по русскому языку.
2. Стандарт основного общего образования по русскому языку.
3. Учебники.
4. Рабочие тетради по русскому языку.
5. Сборники изложений по русскому языку для 8 класса.
6. Сборники дидактического материала по русскому языку для 8 класса.
2)учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение изобразительно – выразительными средствами языка;
3) учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
Формы контроля: виды разбора, устные сообщения, зачеты, письменные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров.
График работ по развитию речи
№
Тема
Кол-во часов
Дата по плану
Дата по факту
1
Р/Р Строение текста. Стили речи.
1
2
Р/Р Сочинение по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии»
1
3
Р/Р Сочинение-описание. Описание памятника архитектуры
2
4
Р/Р Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
1
5
Р/Р Изложение по материалам упр. 178
2
6
Р/Р Ораторская речь, её особенности
2
7
Р/Р Сочинение по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце»
1
8
Р/Р Изложение. Упр. 249.
1
9
Р/Р Сочинение-рассуждение по материалам упр.290, 295, 293.
1
10
Р/Р Изложение «Открытие Пристли
2
11
Р/Р Публицистический стиль. Применение на практике публицистического стиля. Диспут.
1
12
Р/Р Изложение по материалам упр.352. О Суворове.
2
13
Р/Р Сочинение-рассуждение публицистического характера
2
14
Р/Р Изложение по материалам упр.410
1
15
Р/Р Сравнительная характеристика героев.
1
График контрольных работ
№
Тема
Дата по плану
Дата по факту
1
Входная контрольная работа. Тестирование.
«Повторение изученного в 5-7 классах» (1)
2
Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения» (2)
3
Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения». Тестирование. (3)
4
Контрольная работа по теме « Односоставные предложения» (4)
5
Контрольная работа
по теме «Однородные члены предложения» (5)
6
Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными членами» (6)
7
Контрольный диктант по теме «Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями» (7)
8
Итоговое контрольное тестирование за курс 8 класса. (8)
Раздел VII. Календарно-тематическое планирование по русскому языку.
№ п\п
Кол-во часов
Тип урока
Тема
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам
Диагностика, формы
контроля
Дата проведения
Знать
Уметь
План
Факт
1.
1
Совершенствование ЗУН
Функции русского языка в современном мире
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа.
Уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.
Сочинение-миниатюра “Что значит любить русский язык?”, “Что значит работать над языком?”.
Повторение изученного в 5-7 классах – 8 ч (из них - 2 р/р)
2.
1
Урок систематизации и обобщения изученного материала
Комплексный анализ текста.
Знать основные нормы русского литературного языка.
Уметь выполнять различные виды лингвистического разбора
Работа по карточкам, тексты для разбора.
3.
1
Урок обобщения и систематизации ЗУН
Фонетика.
Знать основные понятия по теме: фонетика, фонетический разбор, транскрипция.
Уметь правильно выполнять фонетический разбор
Работа по карточкам, тексты для разбора.
4.
1
Урок обобщения и систематизации ЗУН
Морфемика и словообразование
Знать основные понятия по теме: морфемика, словообразование, морфемный и словообразовательный разбор.
Уметь выполнять морфемный и словообразовательный разбор.
Работа по карточкам, тексты для разбора
5.
1
Урок обобщения и систематизации ЗУН
Лексика и фразеология.
Знать основные понятия лексикологии как о науке о языке
Уметь производить лексический разбор слова
Работа по карточкам, тексты для разбора
6.
1
Урок обобщения и систематизации ЗУН
Морфология.
Знать основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности.
Уметь правильно выполнять лингвистический разбор
Работа по карточкам, тексты для разбора, комментированное письмо.
7.
1
Урок р. р.
Р/Р Строение текста. Стили речи
Знать основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности
Уметь правильно выполнять лингвистический разбор
Карточки с текстами разных стилей, работа с карточками.
8.
1
Урок р.р
Р/Р Сочинение по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии»
Знать основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка.
Входная контрольная работа «Повторение изученного в 5-7 классах».
Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.
Выполнение теста.
Синтаксис и пунктуация. Культура речи.
Словосочетание - 3 часа.
10.
1
Урок обобщения и систематизации ЗУН
Словосочетания, их строение и грамматическое значение.
Знать строение и грамматическое значение словосочетания.
уметь выделять словосочетания в тексте, конструировать их, определять грамматическое значение, делать схемы.
Беседа, работа
с книгой, демонстрация
11.
1
Урок изучения нового материала
Связь слов в словосочетании. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание
Знать способы подчинительной и сочинительной связи, уметь определять способы связи в словосочетаниях
Уметь определять тип связи слов в словосочетании.
Работа с ОК, с книгой.
12.
1
Совершенствование ЗУН
Синтаксический разбор словосочетания
Знать способы подчинительной и сочинительной связи, уметь определять способы связи в словосочетаниях
Уметь определять способ связи слов в словосочетании, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другими видами связи.
Комментированное письмо, разбор словосочетаний.
Синтаксис и пунктуация. Культура речи.
Простое предложение – 4 ч. ( из них - 2 р/р)
13
1
Совершенствование ЗУН
Строение и грамматическое значение предложений
Знать строение и грамматическое значение предложения.
Уметь характеризовать разные типы предложений.
Работа с синтаксическими конструкциями.
14.
1
Совершенствование ЗУН
Интонация предложения
Знать строение и грамматическое значение предложения.
Уметь характеризовать разные типы предложений.(по эмоциональной окраске)
Работа с синтаксическими конструкциями, комментированное письмо.
15.
1
Комбинированный урок
Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Знать строение и грамматическое значение предложения.
Уметь совершенствовать навыки устной речи
Работа по карточкам, тексты для разбора.
16-17.
2
Урок р.р
Р/Р Сочинение-описание. Описание памятника архитектуры.
Уметь совершенствовать навыки устной речи.
Сочинение.
Простые двусоставные предложения.
Главные члены предложения – 9 ч ( из них - 1 р/р)
18.
1
Комбинированный урок
Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
Знать определение подлежащего, его признаки, способы выражения
Уметь находить и характеризовать подлежащее.
Комментированное письмо, разбор предложений по членам, конструирование предложений.
19.
1
Комбинированный урок
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
Знать, что такое сказуемое.
Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении.
Работа по карточкам, тексты для разбора.
20.
1
Урок изучения нового материала
Составные сказуемые.
Составное глагольное сказуемое
Знать, что такое сказуемое.
Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении.
Комментированное письмо, разбор предложений по членам, конструирование предложений
21.
1
Урок изучения нового материала
Составное именное сказуемое
Знать, что такое сказуемое.
Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении.
Работа
с книгой, демонстрация, составление схем предложения.
22.
1
Урок изучения нового материала
Выражение именной части составного именного сказуемого
Знать способы выражения именной части сказуемого, о синонимических связях языковых единиц
Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении.
Работа
с книгой, демонстрация, составление схем предложения.
23.
1
Урок совершенствования ЗУН
Тире между подлежащим и сказуемым
Знать правила пунктуации, регламентирующие постановку тире между подлежащим и сказуемым
Уметь применять правило в письменной речи.
Работа у доски, разбор предложений, объяснительный диктант.
24.
1
Урок обобщения и систематизации ЗУН
Систематизация знаний изученного по теме «Сказуемое», подготовка к контрольному диктанту.
Знать правила пунктуации, регламентирующие постановку тире между подлежащим и сказуемым.
Уметь применять правило в письменной речи.
Выполнение теста.
25.
1
Урок р.р.
Р/Р Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Знать правила пунктуации, регламентирующие постановку тире между подлежащим и сказуемым.
Уметь применять правило в письменной речи.
Сочинение
26.
1
Урок обобщения и систематизации ЗУН
Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения»
Знать правила пунктуации, регламентирующие постановку тире между подлежащим и сказуемым.
Уметь применять правило в письменной речи.
Диктант
Простые двусоставные предложения.
Второстепенные члены предложения– 11 ч из них 4 р/р
27.
1
Урок совершенствования ЗУН
Дополнение.
Знать, что такое дополнение и способы его выражения
Уметь отличать подлежащее от дополнения, выраженного омонимичными выражениями.
Работа с ОС, комментированное письмо.
28.
1
Комбинированный урок
Трудные случаи выражения дополнений
Знать, что такое дополнение и способы его выражения
Уметь отличать подлежащее от дополнения, выраженного омонимичными выражениями
Работа
с книгой, демонстрация, составление схем предложения.
29.
1
Урок совершенствования ЗУН
Определение
Знать, что такое определение, виды определений.
Уметь правильно и уместно употреблять определения в речи.
Работа
с книгой, демонстрация, составление схем предложения.
30-31
2
Урок развития речи
Р/Р Изложение по материалам упр. 178
Изложение
32.
1
Изучение нового материала
Приложение
Знать, что такое приложение, соблюдать правила написания приложений.
Уметь правильно и уместно употреблять приложения.
Работа
с книгой, демонстрация, составление схем предложения.
33.
1
Урок совершенствования ЗУН
Обстоятельство. Основные виды обстоятельства
Знать, что такое обстоятельство, знать разряды обстоятельств.
Уметь правильно употреблять знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами.
Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставные предложения», «Односоставные предложения»
Знать , что такое односоставные и двусоставные предложения.
Уметь различать односоставные от двусоставных предложений.
Работа с синтаксическими конструкциями. Индивидуальная работа учащихся с раздаточным материалом
99.
1
Обобщение и систематизация ЗУН
Повторение тем «Однородные члены предложения», «Предложения с обособленными членами предложения»
Знать, какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности.
Уметь схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами.
Работа с синтаксическими конструкциями. Индивидуальная работа учащихся с раздаточным материалом
100.
1
Повторение тем «Обращение», «Вводные слова», «Способы передачи чужой речи»
Знать пройденный материал по теме «Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями» «Способы передачи чужой речи»,
Уметь применить полученные знания на письме.
Работа с синтаксическими конструкциями. Индивидуальная работа учащихся с раздаточным материалом
101.
Контрольный урок
Итоговое контрольное тестирование за курс 8 класса.
Уметь применить полученные знания на письме.
Контрольный тест
102.
Анализ контрольной работы
Уметь применить полученные знания на письме.
Работа над ошибками.
Нормы и критерии оценки диктантов, сочинений, изложений
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
В переносе слов;
На правила, которые не включены в школьную программу;
На еще не изученные правила;
В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
В исключениях из правил;
В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
В написании ы и и после приставок;
В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
В собственных именах нерусского происхождения;
В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ. Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.