Роль цифровых технологий в формировании познавательной компетенции обучающихся.
Роль цифровых технологий в формировании познавательной компетенции обучающихся.
Наступила эра смешанного обучения. Учителей призывают использовать цифровые ресурсы. Цифровая школа - наше будущее. И что-то мне подсказывает, что многие коллеги ради цифры как таковой будут попросту терять время урока. Очень хочется помочь таким учителям, потому что есть эффективные компьютерные упражнения для уроков русского и литературы. Электронные упражнения не дадут должного эффекта, если преподаватель не понимает, что и зачем он использует. Использование цифровых ресурсов не должно быть самоцелью. Давайте разберёмся, зачем использовать цифровые технологии при изучении гуманитарных предметов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль цифровых технологий в формировании познавательной компетенции обучающихся.»
Тхакушинова Ф.А.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №9»а.Уляп
Роль цифровых технологий в формировании познавательной компетенции обучающихся
Наступила эра смешанного обучения. Учителей призывают использовать цифровые ресурсы. Цифровая школа - наше будущее. И что-то мне подсказывает, что многие коллеги ради цифры как таковой будут попросту терять время урока. Очень хочется помочь таким учителям, потому что есть эффективные компьютерные упражнения для уроков русского и литературы. Электронные упражнения не дадут должного эффекта, если преподаватель не понимает, что и зачем он использует. Использование цифровых ресурсов не должно быть самоцелью. Давайте разберёмся, зачем использовать цифровые технологии при изучении гуманитарных предметов.
Цели использования электронных упражнений на уроках русского и литературы
Создание мотивации (ученики получат интересные разнообразные задания в том виде, к которому они привыкли).
Повышение качества образования для всех (возможность тиражировать и использовать в любой школе материалы лучших специалистов).
Доступность без посещения школы (возможность работать с классом во время карантина, возможность удалённо работать с группой детей, находящихся на домашнем обучении).
Экономия времени (использование упражнений, которые можно организовать без компьютера, но с большими временными затратами).
Эффективность (использование эффективных упражнений, которые невозможно организовать без компьютера).
Формирование универсальных навыков.
Возможности, которые дают цифровые технологии
Автоматическая проверка (экономия времени преподавателя, возможность задавать на дом тренировочные диктанты) ЯКЛАСС, Лернинг апс, Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, образовательная платформа Лекта, Единая коллекция ЦОР(рекомендовано «Учитель года»)
Мультимедийность (возможность вставить в учебник звук, видео, что помогает лучше запомнить материал). Интерактивность (включение в активную работу одновременно всех учеников группы, что даёт экономию времени). Мы работаем в классе и дома. Совместная работа группы над проектом (возможность совместно создавать документы, презентации, ментальные карты и т.п. исследовательской группой учащихся). Статистика ошибок (экономия времени ученика при работе со словарём, экономия времени учителя при анализе ошибок).Разнообразие (возможность быстро генерировать большое и даже бесконечное количество однотипных упражнений – экономия времени учителя, повышение качества образования для ученика).РЕШУЕГЭ
Обучение при помощи цифровых технологий на уроках русского
языка и литературы
Под использованием цифровых технологий преподаватели пока понимают лишь показ презентаций и обучающих видеороликов, раздачу ссылок на текстовые материалы да компьютерное тестирование. Что ещё можно сделать? А вот смотрите:
показывать быстро меняющиеся словарные слова для зрительного запоминания каждый урок,
предлагать упражнения на сортировку слов, терминов, портретов писателей и т.д. с автоматической проверкой,
предлагать упражнения типа "вставь букву" с автоматической проверкой,
задавать на дом диктанты с записью диктора и автоматической проверкой,
предлагать зрительные диктанты с автоматическим таймером и проверкой,
предлагать задания на поиск соответствий (определений и терминов, предложений и схем, слов с одним признаком, названий произведений и писателей),
предлагать ученикам самостоятельно создавать подобные упражнения,
создавать общий текст со множеством гиперссылок при анализе текста (например, в гуглдоках создать файл или презентацию с гипертекстом и ссылками на источники),
создавать общие презентации
создавать хронологические ленты (история литературы),
создавать презентации литератрурных произведений,
создавать слайды с инфографикой по произведениям и авторам,
создавать облака тегов (слова на одно правило, слова произведения, логические задачи),
создавать копилки примеров и списки литературы в гуглдоках,
создавать читательские дневники в блогах,
создавать видеоролики по стихам и коротким рассказам,
анализировать тексты с помощью компьютерных программ, подсчитывающих частотные слова и выражения, выделяющих общие элементы в разных текстах и т.п. (очень помогает при анализе мотивной структуры), работать с электронными обратными словарями для подбора рифм и слов на одно правило,изучать лексикологию с помощью программ, дающих статистику употребления слова... Этот перечень можно продолжать и продолжать. Технологии дают возможности, дело за вашей фантазией. Остановимся на некоторых из них Сколько времени вам потребовалось бы на организацию зрительного диктанта для всего класса без компьютера? Если давать один вариант на всех, надо заранее написать предложение на доске, закрыть его и последить, чтоб на перемене никто не подсмотрел. На уроке открыть доску, засечь время, снова закрыть, собрать листочки для проверки или надеяться на качественную самопроверку. Максимум можно дать 2 таких предложения, потому что укромных мест на доске ровно два (если доска вообще закрывается). Чтобы раздать каждому свой вариант, надо потратить минут пять, а потом следить, чтоб все перевернули листочки и не списывали. В общем, одна возня, поэтому мало кто использует зрительные диктанты, хотя все понимают, что такая работа очень полезна. Автоматизированный зрительный диктант вместе с проверкой занимает не более 2 минут на одну фразу, причём фраз предлагается огромный набор(презентация) .Какие сайты можно использовать для создания интерактивных заданий? Казалось бы, как далеки русский язык и информатика! Однако появляется всё больше сервисов, которые позволяют сделать урок русского языка и литературы не только нескучным, современным и технологичным, но и более эффективным. Самое простое, что нам подарили информационные технологии, - создание презентаций к уроку. Если вы знаете, где брать хорошие иллюстрации, если вы без труда обрабатываете эти иллюстрации , если можете с нуля создать шаблон оформления, и главное (!) - если у вас есть время на эту работу, то вам не нужны какие-то особые программы для создания презентаций к уроку. Во-первых, информация визиализируется, во-вторых, систематизируется, в-третьих, проще выделить основную идею, которая размещается в центре, проблемный вопрос, в-четвертых, это мыслительный процесс, демонстрирующий индивидуальный способ восприятия. Достоинства сервиса я вижу в том, что он позволяет работать как индивидуально, так и группой, применим в урочной и внеурочной деятельности для учащихся 5 - 11 классов на разных этапах урока, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Ментальные карты можно создавать по определенным темам и параграфам учебника, по биографиям поэтов и писателей, по правилам русского языка. Создавая ментальную карту, ученик работает с информацией, перерабатывает ее, самостоятельно изучает учебный и справочный материал.
Создайте вместе с детьми личные орфографические словарики. Для начала добавьте те слова, которые запоминаете в этой четверти. Например, на этой странице подборка из трёх упражнений. Сначала слабый ученик выполняет очень простую задачу: растаскивает карточки по двум полям в соответствии с выделенными буквами. Ребёнок точно справится с таким заданием, получит позитивный опыт и запомнит по ходу дела несколько слов. Затем эти же слова предлагаются в другом порядке и уже с пропущенными буквами. Можно предложить классу проговаривать слова хором. В момент нажатия на карточку появляются пропущенные буквы и ученики могут проверить себя.
На уроках литературы для полного понимания задумки автора текста, образов главных героев мы часто должны заниматься кропотливой рутинной работой. Поэтому каждый раз, подходя к изучению серьезного произведения, я продумываю, какое же интересное задание можно использовать, чтобы неинтересная работа заиграла другими красками.
Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.
Библиографический список
1 Акиф Л. М. Проблема формирования познавательной активности учащихся // Вестник ТГПУ, 2012. – №5. – С.197-202..
2. Архипова Н.П. Уроки литературы с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением. - М: Глобус, 2010. – 341 с.
3. Анянова И.В. Современная технология учебного занятия. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008. – 253 с.
4. Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии. – 2001. – №2. – С.7-12.