kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль групповой работы в процессе социализации обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как построить урок русского языка, чтобы усилить мотивацию обучающихся к познанию русского языка и одновременно способствовать их социализации. Из опыта работы могу сказать, что современный урок русского языка, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов  - это проблемно-диалогический урок, где одной из приоритетных форм организации учебной деятельности является групповая работа. Почему? Об этом и буде рассказано в данной публикации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль групповой работы в процессе социализации обучающихся»

РОЛЬ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Овчарова Е.В., учитель русского языка и

литературы, МБОУ СШ №1 г.Котово

[email protected]

Основой современного образования являются новые федеральные образовательные стандарты, которые ориентируют учителя на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современного мира и утверждают стратегию социализации личности – процесса овладения человеком социальным и общественным опытом в целом. Этот процесс имеет две взаимосвязанные стороны: с одной стороны, мы присваиваем социальный опыт. С другой – проявляем индивидуальность. В современном мире востребован самостоятельный, коммуникабельный, толерантный человек, способный постоянно учиться новому в жизни, находить и применять нужную информацию, работать в команде. Эти качества, безусловно, необходимы каждому для его успешной социализации, и задача современного учителя – способствовать этому процессу.

Как же разработать урок по-новому? Как построить, например, урок русского языка, чтобы усилить мотивацию обучающихся к познанию русского языка и одновременно способствовать их социализации. Из опыта работы могу сказать, что современный урок русского языка, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок, где одной из приоритетных форм организации учебной деятельности является групповая работа. Почему?

Во-первых, это обусловлено тем, что именно процесс общения, взаимных действий становится фактором успешной социализации личности. Наблюдая за детьми на уроках, я сделала вывод, что они охотнее занимаются решением проблемы в группах, так как создаются возможности для диалога и полилога всех участников. А это развивает умение не только говорить, но и быть понятым, доказательно отстаивать свою позицию, достигать новых общих результатов, контролировать свое участие в работе группы.

Во-вторых, каждый ученик может поверить в свои силы, почувствовать интерес к предмету, где родной язык не только предмет изучения, но и главное средство общения. При групповом обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого.

Практикуя различные подходы к делению обучающихся на группы, я все чаще прихожу к выводу, что положительный эффект достигается в гетерогенных разноуровневых группах, где мальчики учатся общаться с одноклассницами, где более сильные ученики помогают решать учебную задачу более слабым и где учитывается психологическая совместимость детей (симпатии, антипатии), готовность к сотрудничеству. Члены группы (4-5 человек) должны быть близки в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Очень важно, чтобы дети научились общаться в социуме: слышать друг друга, делать выводы и находить общее решение. Для этого с 5-го класса при организации групповой работы необходимо приучать их к соблюдению определённых правил: уметь слушать каждого члена группы; высказывать свои мысли; не приписывать себе успех; не ссылаться на «объективные» обстоятельства.

Данная форма работы эффективна на разных этапах учебного занятия, например: на уроке «открытия новых знаний» после фронтальной работы, в ходе которой преподаватель «с удивлением» или «с затруднением» подводит обучающихся к учебной проблеме и предлагает самостоятельно «добыть знания», вовлекая в выполнение задания всех участников группы. Главное, чтобы каждый отвечал за определенную часть общего дела.

Русский язык. 5 класс. Тема «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака». Работа в группах: внимательно изучить условия употребления / неупотребления Ь, заполнить таблицу подходящими словами. Попробовать объяснить свой выбор. (Богатырь, лось, коньки, деньги, косьба, письмо мельче, вскользь, раньше, речка, тоньше, вечный, бантик, играешь, беречь)

Ь для обозначения мягкости согласных

Ь не употребляется

На конце слова (кроме шипящих)

В середине слова после Л и после Н перед Ш

В середине слова перед буквами к, б, м, г (какая бумага)

чк

чн

нч

нщ

рщ





Таким образом, групповая работа бесспорно способствует процессу социализации обучающихся и помогает сформировать у них: ответственность каждого члена группы перед коллективом за труд; взаимопонимание, навыки настоящей трудовой дисциплины; продуктивность совместной деятельности; достижение уровня усвоения содержания; умение обмениваться способами действия. Конечно, в организации урока с использованием групповой формы учебной деятельности возникают определённые трудности и методического, и педагогического, и социального характера. Но все это компенсируется большим педагогическим выигрышем в реализации ФГОС - способностью учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта, умением «жить» в обществе.



       

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий.- М.: Просвещение, 2011.

  2. Бабанский К.С. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М.: Просвещение, 2002.-213с.

  3. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. – В.: Учитель, 2008.

  4. Рыжова В.Н. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника. Журнал «Завуч» №8,2003.



1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль групповой работы в процессе социализации обучающихся

Автор: Овчарова Елена Викторовна

Дата: 04.09.2016

Номер свидетельства: 342319

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Социализация детей с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(29) "sotsializatsiia-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "189625"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426971591"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "Статья:"Роль педагога в развитии функциональной грамотности школьников на уроках художественного труда в условиях обновления содержания среднего образования.""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_rol_piedaghogha_v_razvitii_funktsional_noi_ghramotnosti_shkol_nikov_na_u"
    ["file_id"] => string(6) "433779"
    ["category_seo"] => string(9) "iskusstvo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508658950"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Статья «Роль педагога в развитии функциональной грамотности школьников на уроках художественного труда »"
    ["seo_title"] => string(80) "statia_rol_pedagoga_v_razvitii_funktsionalnoi_gramotnosti_shkolnikov_na_urokakh_"
    ["file_id"] => string(6) "515058"
    ["category_seo"] => string(9) "iskusstvo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560788419"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Социально- педагогические  технологии работы  социального педагога  с  неблагополучной семьей "
    ["seo_title"] => string(108) "sotsial-no-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha-s-nieblaghopoluchnoi-siem-iei"
    ["file_id"] => string(6) "164073"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422568703"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства