Роль групповой работы в процессе социализации обучающихся
Роль групповой работы в процессе социализации обучающихся
Как построить урок русского языка, чтобы усилить мотивацию обучающихся к познанию русского языка и одновременно способствовать их социализации. Из опыта работы могу сказать, что современный урок русского языка, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов - это проблемно-диалогический урок, где одной из приоритетных форм организации учебной деятельности является групповая работа. Почему? Об этом и буде рассказано в данной публикации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Основой современного образования являются новые федеральные образовательные стандарты, которые ориентируют учителя на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современного мира и утверждают стратегию социализации личности – процесса овладения человеком социальным и общественным опытом в целом. Этот процесс имеет две взаимосвязанные стороны: с одной стороны, мы присваиваем социальный опыт. С другой – проявляем индивидуальность. В современном мире востребован самостоятельный, коммуникабельный, толерантный человек, способный постоянно учиться новому в жизни, находить и применять нужную информацию, работать в команде. Эти качества, безусловно, необходимы каждому для его успешной социализации, и задача современного учителя – способствовать этому процессу.
Как же разработать урок по-новому? Как построить, например, урок русского языка, чтобы усилить мотивацию обучающихся к познанию русского языка и одновременно способствовать их социализации. Из опыта работы могу сказать, что современный урок русского языка, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок, где одной из приоритетных форм организации учебной деятельности является групповая работа. Почему?
Во-первых, это обусловлено тем, что именно процесс общения, взаимных действий становится фактором успешной социализации личности. Наблюдая за детьми на уроках, я сделала вывод, что они охотнее занимаются решением проблемы в группах, так как создаются возможности для диалога и полилога всех участников. А это развивает умение не только говорить, но и быть понятым, доказательно отстаивать свою позицию, достигать новых общих результатов, контролировать свое участие в работе группы.
Во-вторых, каждый ученик может поверить в свои силы, почувствовать интерес к предмету, где родной язык не только предмет изучения, но и главное средство общения. При групповом обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого.
Практикуя различные подходы к делению обучающихся на группы, я все чаще прихожу к выводу, что положительный эффект достигается в гетерогенных разноуровневых группах, где мальчики учатся общаться с одноклассницами, где более сильные ученики помогают решать учебную задачу более слабым и где учитывается психологическая совместимость детей (симпатии, антипатии), готовность к сотрудничеству. Члены группы (4-5 человек) должны быть близки в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Очень важно, чтобы дети научились общаться в социуме: слышать друг друга, делать выводы и находить общее решение. Для этого с 5-го класса при организации групповой работы необходимо приучать их к соблюдению определённых правил: уметь слушать каждого члена группы; высказывать свои мысли; не приписывать себе успех; не ссылаться на «объективные» обстоятельства.
Данная форма работы эффективна на разных этапах учебного занятия, например: на уроке «открытия новых знаний» после фронтальной работы, в ходе которой преподаватель «с удивлением» или «с затруднением» подводит обучающихся к учебной проблеме и предлагает самостоятельно «добыть знания», вовлекая в выполнение задания всех участников группы. Главное, чтобы каждый отвечал за определенную часть общего дела.
Русский язык. 5 класс. Тема «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака». Работа в группах: внимательно изучить условия употребления / неупотребления Ь, заполнить таблицу подходящими словами. Попробовать объяснить свой выбор. (Богатырь, лось, коньки, деньги, косьба, письмо мельче, вскользь, раньше, речка, тоньше, вечный, бантик, играешь, беречь)
Ь для обозначения мягкости согласных
Ь не употребляется
На конце слова (кроме шипящих)
В середине слова после Л и после Н перед Ш
В середине слова перед буквами к, б, м, г (какая бумага)
чк
чн
нч
нщ
рщ
Таким образом, групповая работа бесспорно способствует процессу социализации обучающихся и помогает сформировать у них: ответственность каждого члена группы перед коллективом за труд; взаимопонимание, навыки настоящей трудовой дисциплины; продуктивность совместной деятельности; достижение уровня усвоения содержания; умение обмениваться способами действия. Конечно, в организации урока с использованием групповой формы учебной деятельности возникают определённые трудности и методического, и педагогического, и социального характера. Но все это компенсируется большим педагогическим выигрышем в реализации ФГОС - способностью учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта, умением «жить» в обществе.
Список литературы
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий.- М.: Просвещение, 2011.
Бабанский К.С. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М.: Просвещение, 2002.-213с.
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. – В.: Учитель, 2008.
Рыжова В.Н. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника. Журнал «Завуч» №8,2003.