Реализация ФГОС СОО (среднего общего образования): проблемы и пути решения.
Прошлое и будущее профобразования.
Е.Г.Соколова, преподаватель
ГБПОУ Иркутской области
«Тулунский аграрный техникум
Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости. А.С.Пушкин
С чего начиналось профессионально-техническое образование? С открытия училищ. Наша страна осваивала новое, и нужны были первопроходцы: бульдозеристы, трактористы, штукатуры, каменщики, картографы, геодезисты и т.д. На их обучение из казны отпускались деньги». Несмотря на то, что такие школы просуществовали недолго, именно эти школы заложили основу профессионального образования, очень нужного государству.
С началом бурных событий XX века на повестку дня вышли другие задачи: необходимо было поднять уровень образования основной массы населения, дать рабочую специальность наиболее обездоленным слоям населения, обеспечить необходимыми кадрами стройки первых пятилеток. Эти преобразования в системе народного просвещения пойдут в соответствии с принципами единой трудовой школы.
История профессиональной школы в нашем регионе насчитывает не один десяток лет. Самое время посмотреть назад.
И пусть этот взгляд будет полным благодарности за нелегкий и почетный труд Мастеров и Преподавателей, на чьих плечах всегда держалась наша система.
Если вспомнить исторические вехи развития просвещения в Сибири, то факт ведущего положения нашего края по количеству и разнообразию училищ на рубеже XIX- XX веков становится особенно значимым именно сейчас, на пороге перехода к информационному обществу, к «экономике знаний».
Сегодня невозможно не вспомнить довоенные школы фабрично-заводского ученичества, давшие путевку в жизнь тысячам подростков, прошедших сначала через войну - в тылу или на передовой, а потом связавших свою жизнь с промышленным производством или сельским хозяйством. Сколько тогда было подготовлено талантливых специалистов, профессионалов, крепких руководителей, в короткие сроки поднявших страну из руин!
Современная система профобразования, пройдя путь от школ ФЗО 40-х до профессиональных лицеев 90-х, продолжает развиваться, отвечая на «вызовы» времени то пересмотром содержания образования, то внедрением новых идей в управленческие процессы, тем самым определяя свое место в образовательном пространстве региона.
Сейчас кардинально меняется мировая экономика, вместе с ней изменяется содержание профессионального образования. Самодостаточная система подготовки рабочих кадров с кризисом промышленного производства стала очень уязвимой. Это привело ко многим проблемам.
Система профессионального образования, выстроенная в период развитого социализма, полностью удовлетворяющая потребностям плановой экономики того времени, начала давать сбои в связи с происходящими экономическими изменениями в стране. Изменения в экономике России в переходный период нашли свое отражение на всех ступенях профессионального образования.
В результате стремительных изменений экономики возникло ряд противоречий. Очевидными, среди которых стали:
- несоответствие уровня подготовки и профессиональной мобильности выпускников профессиональных образовательных учреждений требованиям производства, сферы обслуживания, работодателей;
- инертность системы профессионального образования в плане освоения новых профессий на основе современного технологического оборудования;
- недостаточная финансовая самостоятельность образовательных учреждений.
Разрыв между уровнем невостребованной производством квалификации выпускников и возможностями системы профессионального образования привели к необходимости модернизации системы. Её целью является:
1. Подготовка специалистов с учётом реальных потребностей экономики в условиях её модернизации.
2. Радикальное улучшение профессионального образования перспективных производств.
4. Привлечение бизнеса в образование.
5. Повышение престижа рабочих специальностей.
Не секрет, что если доля рабочих высшей квалификации на общероссийском рынке труда сегодня составляет всего 15%, а 80% вакансий в экономике уже многие годы приходится на рабочие должности, то это говорит о необходимости срочной перестройки всей системы подготовки кадров. Рынку не нужны выпускники, которые не соответствуют требованиям работодателей, но необходимы кадры, владеющие смежными специальностями, обладающие целым рядом личностных и профессионально значимых качеств.
Проблемным является и вопрос сохранения в образовательных учреждениях лучших инженерно-технических и педагогических кадров, и вопрос обновления материально- технической базы учебных заведений в соответствии с требованиями работодателей и т.д.
Необходимость модернизации профессионального образования обусловлена социально-экономическими и научно-техническими требованиями, в первую очередь это:
подготовка конкурентоспособного и профессионально мобильного специалиста;
подготовка кадров для работы на предприятиях всех форм собственности;
обеспечение потребности личности и общества в получении профессии разной направленности, прежде всего характерной для своего региона;
формирование навыков предпринимательской деятельности и выживания в условиях конкуренции;
необходимость усиления социальной защищенности населения через повышение уровня его профессиональной компетентности.
Решение этих задач профессионального образования станет базисом развития общества, основой совершенствования экономики и ускорения научно-технического прогресса.
На мой взгляд, в деле успешной подготовки специалистов необходимо дифференцированное обучение. Ни для кого не секрет: почему студент отсутствует на уроках. Он просто работает, кормит семью. Иногда ему не в чем появиться перед товарищами, так плохо он одет, а иногда ему нечего кушать или просто нет денег заплатить за проезд в автобусе, чтобы приехать на занятия. Мы, напуская строгость, не стараемся вникать в проблемы этого звена, именуемого «студент». Не надо забывать, что для большинства обучающихся- это последнее учебное заведение. Дальше только работа. Большинству из нас больше запоминается не то, чему нас учат, а то, как учат. Конечно, мы не можем одним росчерком пера изменить возникшую социальную проблему всей нашей страны, но можем решить её у себя в учреждении.
Выдвигая на первый план личность обучающегося, мы тем самым ставим перед дифференцированным обучением задачу соответствия, с одной стороны, его природосообразным возможностям и потребностям, с другой- социальному заказу, а также согласование в ходе обучения двух видов опыта- общественного и индивидуального.
В заключение хочется сказать, что мы можем только предполагать, какой станет школа профессионально- технического мастерства на крутом витке образовательных и социальных перемен. Новые технологии обучения, новаторские управленческие решения, интересные инвестиционные проекты преобразят ее облик до неузнаваемости. Уйдет лишнее, перешагнет в будущее проверенное временем. И можно не сомневаться, что начинать урок в стенах такой школы будут по-прежнему Мастер и Преподаватель.