kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рефлексия как способ формирующего оценивания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая работа посвящена рассмотрению рефлексии на уроках  русского языка и литературы как способ формирующего оценивания. Поэтому основной задачей учителя является поиск  приемов обучения, которые повысят интерес учащихся на уроке.  И здесь на помощь приходит рефлексия, которая помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели его работы, скорректировать свои действия. А так как мы на  уроке учим выделять главное, размышлять, анализировать и оценивать. То рефлексивная деятельность помогает формированию и развитию универсальных учебных навыков в обучении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия как способ формирующего оценивания»

Рефлексия как способ формирующего оценивания


Настоящая работа посвящена рассмотрению рефлексии на уроках русского языка и литературы как способ формирующего оценивание. Формирующее оценивание дает учителю возможность получить информацию о том, насколько успешно учатся его ученики, чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели.

Один из принципов современного образовательного процесса – принцип сознательности и активности. В общеобразовательной школе учатся дети, которые имеют разный уровень интеллектуальных способностей, поведенческих и мотивационных особенностей. Поэтому основной задачей учителя является поиск приемов обучения, которые повысят интерес учащихся на уроке. И здесь на помощь приходит рефлексия, которая помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели его работы, скорректировать свои действия. А так как мы на уроке учим выделять главное, размышлять, анализировать и оценивать. То рефлексивная деятельность помогает формированию и развитию универсальных учебных навыков в обучении.

Определим понятие «рефлексия». Рефлексия от латинского «reflexio»  означает «обращение назад». Ожегов С.И. дает рефлексии следующую трактовку – это размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания. Следовательно, рефлексия «поворачивает» сознание человека на свой внутренний мир, на самого себя, на свое сознание. Поэтому задача учителя – воспитать мышление, путем увеличения объема информации для выработки личностного отношения к знаниям, с точки зрения критического его осмысления.

Рассмотрим рефлексию на уроке литературы в 6 классе. Тема урока – обрядовый фольклор. При проведении данного урока на этапе организационного момента целесообразно провести рефлексию настроения и эмоционального состояния с целью установления эмоционального контакта с классом. Например, провести конкурс скороговорок (Кто больше вспомнит скороговорок, и кто лучше всех её проговорит).

На этапе актуализации знаний учащихся можно использовать рефлексию содержания учебного материала.

Актуализация знаний учащихся

- Вспомните, что значит слово «Фольклор»

Фольклор – это искусство народа, от английского Folk- народ и lore- мудрость.

- Назовите известные жанры фольклора (сказки, былины детский фольклор: пестушки, колыбельные, потешки, присказки пословицы, поговорки, загадки.)

- А что такое ОБРЯДОВЫЙ фольклор? (Обобщение ответов детей)

- Обряд – это действия народа, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

- Назовите виды обрядов (Ответы детей с пояснениями: рождение ребёнка, крещение младенца, свадебный обряд, календарный обряд, похоронный обряд)

- Какие обряды называются календарными?

На этом этапе урока можно использовать прием «Дерево целей». Какие цели видит перед собой ученик? Разместить на своем «дереве».

Цели урока

- вспомнить что такое фольклор

- выучить жанры и виды фольклора

- закрепить полученные знания

После ответов учащиеся могут проверить свои предположения по учебнику (статья «Обрядовый фольклор»)

Рефлексия деятельности

Этот вид деятельности предполагает более высокий уровень осмысления способов и приемов работы учащихся, они проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом).

Работа в группах

Календарно-обрядовый фольклор связан с повторяющимися из года в год событиями, он основан на смене времён года и порядка земледельческих работ.

Групповая работа с материалами учебника по плану:

1. Какой праздник сопровождался исполнением данных обрядовых песен? Какие обряды при этом совершались? С какой целью?

2. Прочитайте выразительно песню, сопровождающую данный обряд (Другие группы рецензируют выразительное чтение одноклассников).

3. Проанализируйте изобразительно-выразительные средства обрядовой песни (эпитеты, обращения, повторы, поэтические интонации и др.) и объясните их роль.

4. Какие незнакомые слова и выражения, связанные с полевыми работами или отдыхом, употреблены в обрядовых песнях? (Например, задание раздела учебника «Обогащаем свою речь»: Объясните толкование слов – «жито», «толокно», «лапта», «серп», «жать»)

Группа 1. Колядки

Группа 2. Масленичные песни

Группа 3. Весенние песни

Группа 4. Летние песни

Группа 5. Осенние песни.

Выступление каждой группы.

Подведение итога урока. Приём «Рефлексивный экран» используется для подведения итогов урока, обсуждения того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнала…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я научилась…
Я смогу…
Я попробую…

Также в конце урока учащимся можно предложить написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Например, составить синквейн слова – ФОЛЬКЛОР

Фольклор

Праздничный, обрядовый

Исполнялись, праздновали, веселились

Творчество


Рассмотрим рефлексию на уроке русского языка в 6 классе. Тема – фонетика, орфоэпия.

Для создания благоприятного микроклимата на уроке применяется рефлексия настроения и эмоционального состояния, используя прием «Три лица». Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Далее следует лингвистическая пятиминутка. По краткому толкованию (при помощи проектора характеристики последовательно выводятся на экран) учащиеся записывают слова,

ставят в них ударение и готовятся их произнести:

1) часть города, ограниченная несколькими пересекающимися улицами (квартАл);

2) труба для передачи газа на расстояние (газопровОд);

3) скульптурное изображение человека (стАтуя);

4) если ребёнку во всём потворствуют, значит, его … (балУют);

5) тысяча метров (киломЕтр);

6) деловая, официальная бумага (докумЕнт);

7) стол, стоящий на кухне (кУхонный);

8) наука о звуках речи (фо[нэ]тика).


На следующем этапе целесообразно использовать рефлексию деятельности.

Повторение основных сведений по фонетике и орфоэпии.

1. Формулирование темы урока. Беседа с классом.

— Какое из записанных слов относится к научной лексике? (Фонетика.)

Это понятие вместе с понятием орфоэпия и определит тему нашего урока.

— Как называется наука, разделами которой являются фонетика, орфоэпия? (Наука о языке, языкознание, лингвистика.)

— Знакомы ли вы с фонетикой и орфоэпией? Исходя из этого сформулируйте основную цель урока.

— Вспомните, как можно объяснить значение слова фонетика через значение его корня, пришедшего в русский язык из греческого (phoЇneЇ — звук).

— В каких словах вы можете найти этот корень? (Магнитофон, диктофон, микрофон.)

Беседа продолжается по вопросам учебника (§ 4, с. 12). Порядок фонетического разбора слова используется для подготовки развёрнутого сообщения «Звуки нашей речи». Завершить

работу можно, ответив на такие вопросы: как вы думаете, зачем нужно изучать фонетику? Может ли пригодиться знание о звуках речи, например, при создании стихотворений?


2. Работа по группам со стихотворными произведениями.

Класс делится на четыре группы:

1-я группа работает со стихотворением из домашнего задания (упр. 13);

2-я группа выполняет задания из упр. 14;

3-я группа — задания из упр. 16;

4-я группа получает карточки со стихотворением А. Барто «Игра в слова»:

Скажи погромче слово «гром» — А скажешь слово «листопад» —

Грохочет слово, словно гром. И листья падают, летят.

Скажи потише: «Шесть мышат» — И, словно наяву,

И сразу мыши зашуршат. Ты видишь осень:

Скажи: «Кукушка на суку» — Жёлтый сад

Тебе послышится: «ку-ку». И мокрую траву.

При подготовке выразительного чтения учащимся предлагается сначала ответить на вопросы: какие согласные (они характеризуются по плану фонетического разбора) повторяются в стихотворении вашей группы? Помогает ли поэтам знание фонетики нарисовать картину так, чтобы читатель смог лучше её представить?

Чтение стихотворений можно провести в форме конкурса на звание лучшего чтеца. При оценке чтения следует обратить внимание на правильность произношения (это станет переходом к следующей части урока).


При проверке этого задания учащимся можно предложить в устной форме рассказать содержание выполненного задания в четырех предложениях, отражающих следующие четыре момента ПОПС – формулы:


П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)


Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».


Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал.


3. Выявление и характеристика основных орфоэпических трудностей.

1) Беседа с классом:

— Какой раздел в науке о языке следит за тем, как мы произносим звуки в словах? (Орфоэпия.)— Что означает слово орфоэпия? (В пер. с греч. orthos

правильный и epos — речь.)

— В чём состоит задача орфоэпии? (Орфоэпия устанавливает единые правила литературного произношения и следит за их выполнением.)

— Где отражены эти правила? (В орфоэпическом словаре.)

— Слова фонетика и орфоэпия — это термины (т. е. слова, обозначающие научные понятия). Обратите внимание на то, что слова фонетика и термин имеют орфоэпическую трудность — разное произношение согласного перед звуком [э]. С чем связана эта трудность? (В словах иноязычного происхождения перед буквой е, которая в исконно русских словах указывает на мягкость согласного, может произноситься и твёрдый звук.) Это первая орфоэпическая трудность. Вторая — постановка ударения: повторяем слова из лингвистической пятиминутки.

2) При выполнении упр. 18 выявляется третья трудность — произношение сочетания букв чн.

Имеющиеся в упражнении примеры учащиеся дополняют собственными.


На следующем этапе урока можно использовать рефлексию содержания учебного материала.

Повторение правила употребления ъ и ь.

1. Определение значения слова орфография. Чем это слово отличается от слова орфоэпия? Какие буквы в русском языке не обозначают звуков и зачем эти буквы нужны?

2. Расшифровка записей на форзаце (орфограммы 6, 8, 9) и ответы на вопросы учебника (с. 15).

3. Упр. 20, 22. Выполняя упр. 20, из которого учитель предлагает выписать только слова с разделительным ъ, учащиеся работают попарно (две пары работают на противоположных «крыльях» доски), обязательно выделяя часть слова, после которой стоит ъ. Класс оценивает работу, выполненную у доски, осуществляет самокоррекцию и делает краткий вывод: ъ употребляем перед буквами е, ё, ю, я только после приставки, а ь — перед теми же буквами, а также перед и в других частях слова, т. е. не после приставки.


При выполнении упр. 22 используется выборочная работа по вариантам:

1-й вариант записывает номера примеров, в которых пишется ь,

2-й вариант — номера примеров, в которых не пишется ь. Пары проводят взаимопроверку.

В данном упражнении представлена только одна из орфограмм, связанных с написанием слов, оканчивающихся на шипящий, поэтому необходимо предусмотреть в работе

задания с орфограммами 20 и 22.


В дополнение к выполненному заданию можно вывести на экран (либо подготовить раздаточный материал) такие выражения:

стрич__ волосы; голос певуч__; решиш__ несколько задач__; помоч__ товарищу; калач__ горяч__; волнуеш__ся за друга; похож__ на маму; громкий плач__; вырастиш__ плющ__.


На этом этапе урока целесообразно применить прием «Три М», то есть учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.


Подведение итогов урока и формулировка домашнего задания.

Итогом урока может стать прием «Одним словом». Закончите предложение одним словом:

Сегодняшний урок – это…

Сегодня на уроке я …

Исходя из этого, формулируется домашнее задание.

1) Для всего класса: упр. 21.

2) Дифференцированно: работа над допущенными орфоэпическими и орфографическими ошибками (ведение «Словаря личных ошибок»; составление словосочетаний; подбор предложений, подготовка карточек и др. — по выбору учащегося).

3) Индивидуальное задание для группы сильных учащихся: подготовить алгоритм по орфограммам 8, 20, 22.


Таким образом, рефлексия как способ формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы можно использовать не только в конце урока, но и на протяжении всего урока на любом его этапе.

Поскольку организация рефлексивной деятельности на уроке – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии.

Для того, чтобы в процессе изучения учебного материала реализовалась человеческая способность к обучению, размышлению и оцениванию себя, способ описания проблемы должен содержать возможность ошибаться и исправлять свои ошибки. Это становится возможным, выполняя рефлексию на любом этапе урока.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рефлексия как способ формирующего оценивания

Автор: Сидоренко Ольга Валерьевна

Дата: 31.08.2021

Номер свидетельства: 586111

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Статья. Технология формирующего оценивания при обучении математике. (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(99) "stat-ia-tiekhnologhiia-formiruiushchiegho-otsienivaniia-pri-obuchienii-matiematikie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "123691"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414524311"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Эффективный урок как основное условие качества знаний "
    ["seo_title"] => string(58) "effiektivnyi-urok-kak-osnovnoie-usloviie-kachiestva-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "155046"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421236747"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Числовая последовательность и способы ее задания"
    ["seo_title"] => string(54) "chislovaia-posliedovatiel-nost-i-sposoby-ieie-zadaniia"
    ["file_id"] => string(6) "280803"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453435071"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Среднесрочное планирование по теме : Решение систем  линейных уравнений. "
    ["seo_title"] => string(83) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-po-tiemie-rieshieniie-sistiem-linieinykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "118892"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413287446"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "возвратные и невозвратные глаголы "
    ["seo_title"] => string(38) "vozvratnyie-i-nievozvratnyie-ghlagholy"
    ["file_id"] => string(6) "169310"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423397028"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства