"Развитие лидерства через интеграцию семи модулей"
"Развитие лидерства через интеграцию семи модулей"
В статье "Развитие лидерства через интеграцию семи модулей" описываются какие произошли изменения после прохождения трехмесячных курсов повышения квалификации по программе Кембриджского университета. Главное внимание уделяется задаче вовлечения детей в учебную деятельность в процессе овладения умениями и навыками, работать по-новому, как ученикам так и учителю, развивая свои способности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Развитие лидерства через интеграцию семи модулей"»
Шахова Лилия Александровна
учитель первой категории
русского языка и литературы
ОСШ №5 имени Молда Мусы
город Шымкент ЮКО
"Развитие лидерства учителя на уровневых курсах
и в посткурсовой период"
Задача лидера – настроить на общие цели
расставить всех по своим местам, помочь
поверить в собственные силы.
Н. С. Лесков
За последние годы многое изменилось в подходе к обучению. Более двадцати лет я работаю учителем русского языка и литературы в образователь-ной школе и не перестаю восхищаться тому , как много могут сделать мои кол-леги , какой огромный потенциал заложен в каждом из нас. Педагог может приобрести профессионализм не только в результате специальной подготовки и долгого опыта работы. А.С.Макаренко считал что, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Можно прожить жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие идеи, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. А можно и использовать свои профессиональные навыки и нравственные убеждения для «воздействия на окружающих и инициирования изменений» В настоящее время нам предлагаются новые подходы к обучению и преподаванию. Для нас, казахстанских педагогов, организованы трехмесячные курсы повышения квалификации по программе Кембриджского университета. Основная цель - организовать обучение предмету практически. Главное внимание уделяется задаче вовлечения детей в учебную деятельность в процессе овладения умениями и навыками, работать по-новому, как ученикам так и учителю, развивая свои способности. Задания для учащихся направлены в первую очередь на активизацию восприятия ими учебного материала, понимание учебной задачи. Другой тип задания предназначается для усвоения теоретических понятий и использование этих знаний на практике. Таким образом, учащиеся постигают знания посредством нового метода обучения, а учитель осознанно выходит на конечные результаты.
Однако стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель.
После прохождения курсов мне предстояло изменить свою позицию на уроке, пересмотреть роль учителя, как лидера. Пересмотрев свою позицию, я постаралась стать для детей не просто учителем , а партнером. Я оказываю поддержку на уроке, направляю при необходимости, не давя на них своим авторитетом учителя. Стараюсь предоставлять учащимся больше самостоя-тельности, для возможности саморегулируемого обучения. Этот процесс был удачно назван Жеромом Брунером как «установление подмостков». Метафоричное использование понятия «установка подмостков» может подразумевать постепенно усиливающуюся поддержку, при которой руководитель «подталкивает» учеников к завершению выполнения задания.
Обучение по Кембриджской программе научило меня более детальнее разрабатывать уроки, задумываться над тем, что я могу сделать для улучшения процесса обучения, для повышения качества знаний и развития саморегуляции учащихся.
В результате внедрения мной 7 модулей Программы произошли следующие изменения:
Учитель -Понимание того, чему учить и как учить. - Оценивание результатов обучения. -Понимание важности создания «коллаборативной среды». - Видение преимуществ обучения в НП - Подняла на новую ступень своё критическое мышление Ученик - Повысилась мотивация учащихся на уроках - Активно вступают в беседу - Отвечать полными ответами - Повысилась мыслительная активность учащихся - Обогатили словарный запас - Усовершенствовались коммуникативные способности .
«Управление и лидерство в обучении» основано на убеждении в том, что существует неиспользованный потенциал для педагогического совершенство-вания, который может быть реализован при условии обеспечения учителей поддержкой, способствующей профессиональному росту и созданию совместных профессиональных знаний.По возвращению в школу после курсов я провожу консультирование с коллегами по внесениям изменений. В нашей школе созданы фокус-группы, где мы рассматриваем и планируем серии последовательных уроков. Учителя, которые прошли кембриджские курсы, считаются лидерами в школе. Их задача помочь учителям преобразовывать их практику посредством реализации процессов менторинга и коучинга.
Учителя должны знать, ЧТО сделать в классах для усовершенствования обучения учеников.
Применяя новые подходы в преподавании и обучении, мы добиваемся высоких результатов не только в обучении, но и в воспитании высоких нравственных качеств: честности, взаимопомощи, стремления к знаниям, интерес к творчеству. В «Руководстве для учителей» сказано, что «лидерство, как и обучение, является основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию». По определению А.В. Луначарского, - учитель- человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. Только личность способна воспитать личность. В повседневной жизни в школе учитель решает множество разнообразных задач в практической деятельности, так необходимых для его развития. Авторы Руководства подробно раскрыли последовательность этапов процесса по развитию лидерства учителя.
Выготский говорил: "... учитель должен быть научно образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком или словесником». Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Из опыта своей работы я выделяла следующие компоненты профес-сионализма: профессиональная подготовка, профессиональное мышление, профессиональная направленность (положительное отношение педагога к профессии, проявление интереса к ней, желание совершенствования), профессиональное мастерство. Проработав материал модуля «Управление и лидерство в обучении», я добавляю в этот пакет и профессиональную деятельность педагога, включающую в себя изменение практики, пополнение знаний. Каждый учитель должен сформировать свои собственные убеждения о необходимости внесения изменений в свою практику. Он должен увлечь за собой своих учеников и коллег. Ведь лидером считают человека, обладающего наибольшим авторитетом и признанием в своей группе, способного вести за собой других людей. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам. В начале XX века американский социолог Э. Богардус перечислил десятки качеств, которыми должен обладать лидер, — чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям, готовность брать на себя ответственность и т.д. Он считал, что лидером человека делают прежде всего такие качества, как ум, энергия, характер.
Обучение по Кембриджской программе научило меня более детальнее разрабатывать уроки, задумываться над тем, что я могу сделать для улучшения процесса обучения, для повышения качества знаний и развития саморегуляции учащихся.
После прохождения курсов я смогла измениться сама, изменить свое видение процесса преподавания, пронаблюдать как меняются мои ученики, их мышление, как идёт осознание ими понимания обучения. Теперь я буду строить свою стратегию по развитию и усовершенствованию себя как учителя новой формации, имеющего много интересных идей. Постараюсь к каждому ученику подходить с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. Организовывать работу так, чтобы ученик самостоятельно добывал знания, чтобы это было для него приоритетным. Конечно никто еще не отменял традиционных методов преподавания, но нам необходимо соответствовать велениям времени. И мне впереди еще предстоит большая работа по изменениям в процессе преподавания и обучения, но думаю что и я, и мои ученики со временем справимся с поставленными задачами. Курсы по программе Кембриджского обучения стали новой страницей в моей профессиональной деятельности. Я считаю ,что эта программа, основанная на конструктивистских подходах помогла изменить процесс обучения не только мне, но и многим другим учителям.
Основная идея модуля «Управление и лидерство в обучении» заключается в том, что изменения будут инициированы нами - учителями в результате критической самооценки, изменения и переоценки своей педагогической деятельности. Мы должны уметь критически мыслить, не только постоянно развиваться , но и вести за собой коллег, учеников. Я поняла что лидер – это тот, кто идет сам, ведет за собой других, берет на себя ответственность за тех, кто пошел с ним, и тот, кто добивается успеха на этом пути.
Моя задача лидера – создавать новое яркое будущее. Я буду стремиться к созданию новой реальности , постоянно развиваться и изменяться.
Современному обществу необходимы лидеры. Таким образом, я еще раз убеждаюсь, что мне необходимы перемены и пересмотр своей педагогической деятельности.
Я буду «стремиться к тому, чтобы системно следовать цели улучшения преподавания и обучения в школе при помощи нашей фокус-группы.
Мне как лидеру важно мотивировать учителей и учащихся на их собственное развитие. Необходимо создавать такие условия работы в своем коллективе, чтобы каждый двигался в сторону доверия. Если мы хотим улучшить качество преподавания для каждого ребенка, нам придется измениться. Я надеюсь на то, что я, как лидер, создам все условия, чтобы этот «спящий гигант» пробудился и претворил весь свой потенциал в практику образования, на благо наших будущих поколений, на благо всего Казахстана!
«Задача лидера в том, чтобы было больше лидеров, а не в том, чтобы было больше тех, кто следует за лидером.» Нейдер Р.
Список используемой литературы:
1. Макаренко А. С. О воспитании / 1990. – 415 с.
2. «Руководство для учителей», с.192
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. - М. - 1984. - Т. 6.