kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие орфографической зоркости

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ. Жукова Елена Владимировна учитель начальных классов МКОУ СОШ №1 П.Пелым Как известно, ни один урок русского языка не обходится без слова орфограмма. Словом орфограмма младшие школьники начинают пользоваться уже на самых ранних этапах обучения письму. Ещё в период обучения грамоте опытный учитель включает в письменные упражнения первоклассников не только такие слова , как дом, сад, слива ,кукла ,-так называемые алфавитные или фонетико-графические написания ,основанные на прямом соотношении между звуками и буквами ,-но и слова типа пенал, снег, ёжик, в которых существует разница между произношением и написанием. Это делается для того, чтобы у ребёнка не возникла иллюзия благополучия (М.Р.Львов): писать научиться легко – как слышишь ,так и пиши Нужно, чтобы ученик улавливая несоответствие в произношении и написании отдельных слов, понял, что для грамотного письма недостаточно знания алфавита, необходимо освоение и других законов письма. Позднее на уроках русского языка ученик открывает для себя эти законы знакомится с правилами правописания. Но , как показывает практика, знание правил не может застраховать ребенка от ошибок. Ученик остается безгра- мотным в тех случаях , когда у него не сформировано умение замечать на письме те места, которые требуют применения правил , т.е. орфограммы. Большинство учителей понимают это и учат детей с первых шагов находить эти места в словах через установление разницы между звуковой и графиче- ской формой слова. Работа над орфографическим материалом требует обращения к специальным правилам с целью проверки написания. По мнению Д.Н. Богоявленского, знание правил является необходимым условием успешного формирования орфографического навыка. «Все искусство обучения орфогра- фии … состоит именно в том , чтобы наилучшим образом подвести учащихся к орфографическому правилу , точно и ясно объяснить его ,научить приме- нять правило к конкретным случаям написания» , -пишет Н.С. Рождественс- кий. Понятие орфограммы делает понятным для младших школьников назначение правил в их письменной речи ,необходимость изучения законов правописания становится мотивированной.Кроме того ,понятие орфограм- Мы позволяет уже на ранних этапах обучения ,до знакомства с конкретными правилами правописания, формировать у учащихся необходимое для грамотного письма умение –умение обнаруживать орфограммы. Грамотный ученик тот, кто читает и пишет без ошибок .Учитель и родители часто задают вопрос: «Как добиться прочных и глубоких знаний учащихся по русскому языку?» Одним из эффективных приёмов в усвоении орфограмм учащимися яв- ляется использование раздаточного материала , тесты, ещё орфографиче-ские минутки. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ МИНУТКИ. 1.ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ. (загадки использую те, в отгадках которых есть нужная орфограмма, безударную гласную находят не только в отгадках , но и в самом тексте за- гадки) Два братца , а друг друга не видят. (Глаза) Хоть сама и снег и лёд, а уходит –слёзы льёт. (Зима) Принялась она за дело , завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила) Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком –он поделится медком. (Пчела) Днем спит, а ночью летает , прохожих пугает. (Сова) Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава) .2.НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ ( словарь) Маленькие домики По улицам бегут, Мальчиков и девочек везут. ( Автобус) Птица белая, Вестями обклеена. (Газета) Набивать матрасы можно, И в хлеву на пол стелить. Скот кормить не так уж сложно, Если мельче порубить. (Солома) Кто без кисти и белил Крыши города белил? (Иней) Кто любит морковку И прыгает ловко, Портит в огороде грядки, Удирает без оглядки? (Заяц) Кто меня на плечи взял? Кто меня с земли поднял? И сказал мне: «Молодец!» Разумеется… (Отец) Висит на стене В позолоченной раме Прекрасная дама На черном коне. (Портрет) Иду в воду – красен, Выйду – черен. (Железо) На школьной перемене Выходит в коридор С красною повязкой, Кто это такой? (Дежурный) Он и жёлтый ,и сыпучий, Во дворе насыпан кучей. Если хочешь , можешь взять С ребятишками играть. (Песок) Буквы знать, учить читать, Честным быть, трудолюбивым. Кто же это учит вас Быть и умным , и счастливым? (Учитель) 3.НАПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ. ЖИ и ШИ,ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ. Не портные ,а всю жизнь Лежит подушка круглая С иголками ходят. Наволочка резиновая (Ежи) Вместо пуха и пера - воздух Что за звездочки такие (Шина) На пальто и на платке? Под полом таятся, Все сквозные , вырезные, Кошек боятся. А возьмешь –вода в руке. (Мыши) (Снежинки) Я на розу так похож, Он ходит , голову задрав, Разве что не так хорош, Не потому ,что важный граф, Но зато мои плоды Не потому , что гордый нрав, Всем пригодны для еды. А потому, что он-… (Шиповник) (Жираф) Пьёт бензин, как молоко На прогулке бегуны – Может бегать далеко Одинаковой длины. Возит грузы и людей. Через луг бегут к березке, Ты знаком, конечно, с ней Тянут ровные полоски. (Машина) (Лыжи) Мы день спим , У неё во рту пила, под водой она жи- Мы ночь не спим, ла. И день, и ночь Всех пугала, всех глотала ,а теперь в Стучим ,стучим. котёл попала. (Часы) (Щука) Летит орлица по синему небу. Стоит Антошка Крылья распластала, На деревянной ножке Солнышко застлала. Руки из палки, (Туча) В руках мочалки. Из горячего колодца (Чучело) Через нос водица льётся. Ты к обеду положи (Чайник) Ложки ,вилки и …. (ножи) «Г» на «Ч» заменим в «гайке» Кот живёт у нас на крыше И получим слово… . А в чулане жили …. (мыши) (Чайка) У Серёжи, посмотри, Там, где губка не осилит Есть колючие… (ежи) Не домоет, не намылит, Принесла нам дождь плакучий На себя я труд беру: Эта грозовая… (туча) Пятки, локти с мылом тру Я щенка от злющей стужи защищал И коленки оттираю, Щенок от радости … (пищал) Ничего не забываю. Наступает темнота (Мочалка) На столе горит … (свеча)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие орфографической зоркости »

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ.

Селиванова Екатерина Николаевна

учитель начальных классов

МКОУ СОШ №2

г.Нефтекумск



Как известно, ни один урок русского языка не обходится без слова орфограмма. Словом орфограмма младшие школьники начинают пользоваться уже на самых ранних этапах обучения письму. Ещё в период

обучения грамоте опытный учитель включает в письменные упражнения

первоклассников не только такие слова , как дом, сад, слива ,кукла ,-так называемые алфавитные или фонетико-графические написания ,основанные на прямом соотношении между звуками и буквами ,-но и слова типа пенал,

снег, ёжик, в которых существует разница между произношением и написанием. Это делается для того, чтобы у ребёнка не возникла иллюзия благополучия (М.Р.Львов): писать научиться легко – как слышишь ,так и пиши

Нужно, чтобы ученик улавливая несоответствие в произношении и написании отдельных слов, понял, что для грамотного письма недостаточно

знания алфавита, необходимо освоение и других законов письма.

Позднее на уроках русского языка ученик открывает для себя эти законы

знакомится с правилами правописания. Но , как показывает практика, знание

правил не может застраховать ребенка от ошибок. Ученик остается безгра-

мотным в тех случаях , когда у него не сформировано умение замечать на

письме те места, которые требуют применения правил , т.е. орфограммы.

Большинство учителей понимают это и учат детей с первых шагов находить

эти места в словах через установление разницы между звуковой и графиче-

ской формой слова.

Работа над орфографическим материалом требует обращения к специальным правилам с целью проверки написания. По мнению Д.Н.

Богоявленского, знание правил является необходимым условием успешного

формирования орфографического навыка. «Все искусство обучения орфогра-

фии … состоит именно в том , чтобы наилучшим образом подвести учащихся

к орфографическому правилу , точно и ясно объяснить его ,научить приме-

нять правило к конкретным случаям написания» , -пишет Н.С. Рождественс-

кий.

Понятие орфограммы делает понятным для младших школьников назначение правил в их письменной речи ,необходимость изучения законов правописания становится мотивированной.Кроме того ,понятие орфограм-

Мы позволяет уже на ранних этапах обучения ,до знакомства с конкретными

правилами правописания, формировать у учащихся необходимое для грамотного письма умение –умение обнаруживать орфограммы.

Грамотный ученик тот, кто читает и пишет без ошибок .Учитель и родители часто задают вопрос: «Как добиться прочных и глубоких знаний учащихся по

русскому языку?»

Одним из эффективных приёмов в усвоении орфограмм учащимися яв-

ляется использование раздаточного материала , тесты, ещё орфографиче-ские минутки.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ МИНУТКИ.



1.ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ.


(загадки использую те, в отгадках которых есть нужная орфограмма,

безударную гласную находят не только в отгадках , но и в самом тексте за-

гадки)


Меня пьют, меня льют .Всем нужна я. Кто я такая?

(Вода)

Два братца , а друг друга не видят.

(Глаза)

Хоть сама и снег и лёд, а уходит –слёзы льёт.

(Зима)

Принялась она за дело , завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.

(Пила)

Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,

похлопочет над цветком –он поделится медком.

(Пчела)

Днем спит, а ночью летает , прохожих пугает.

(Сова)

Летом зеленеет, осенью желтеет.

(Трава)

Хозяин лесной

просыпается весной ,

а зимой под вьюжной вой

спит в избушке снеговой ..

На берёзе теремок,

не висит на нем замок,

дверь открыта для жильца,

говорливого скворца.


ПОСЛОВИЦЫ,ПОГОВОРКИ.


На языке медок, а на сердце ледок.

Красна весна цветами, а осень плодами.

Апрель с водою- а май с травою.

Большой говорун –плохой работник.

Дела, как сажа бела.

Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.

О дереве судят по плодам , а о человеке – по его делам.


2.НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ ( словарь)


Маленькие домики

По улицам бегут,

Мальчиков и девочек везут.

( Автобус)

Птица белая,

Вестями обклеена.

(Газета)

Набивать матрасы можно,

И в хлеву на пол стелить.

Скот кормить не так уж сложно,

Если мельче порубить.

(Солома)

Кто без кисти и белил

Крыши города белил?

(Иней)

Кто любит морковку

И прыгает ловко,

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки?

(Заяц)

Кто меня на плечи взял?

Кто меня с земли поднял?

И сказал мне: «Молодец!»

Разумеется…

(Отец)

Висит на стене

В позолоченной раме

Прекрасная дама

На черном коне.

(Портрет)

Иду в воду – красен,

Выйду – черен.

(Железо)

На школьной перемене

Выходит в коридор

С красною повязкой,

Кто это такой?

(Дежурный)

Он и жёлтый ,и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь , можешь взять

С ребятишками играть.

(Песок)

Буквы знать, учить читать,

Честным быть, трудолюбивым.

Кто же это учит вас

Быть и умным , и счастливым?

(Учитель)


ПОСЛОВИЦЫ,ПОГОВОРКИ.


Два медведя в одной берлоге не живут.

Худ обед , когда хлеба нет.

Дорога ложка к обеду.

Без капусты щи не густы.

Слово -не воробей, вылетит- не поймаешь.

НЕ молот железо кует, а кузнец, что молотом бьет.

На вкус, на цвет товарища нет.

Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.




3.НАПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

ЖИ и ШИ,ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ.


Не портные ,а всю жизнь Лежит подушка круглая

С иголками ходят. Наволочка резиновая

(Ежи) Вместо пуха и пера - воздух

Что за звездочки такие (Шина)

На пальто и на платке? Под полом таятся,

Все сквозные , вырезные, Кошек боятся.

А возьмешь –вода в руке. (Мыши)

(Снежинки) Я на розу так похож,

Он ходит , голову задрав, Разве что не так хорош,

Не потому ,что важный граф, Но зато мои плоды

Не потому , что гордый нрав, Всем пригодны для еды.

А потому, что он-… (Шиповник)

(Жираф) Пьёт бензин, как молоко

На прогулке бегуны – Может бегать далеко

Одинаковой длины. Возит грузы и людей.

Через луг бегут к березке, Ты знаком, конечно, с ней

Тянут ровные полоски. (Машина)

(Лыжи)

Мы день спим , У неё во рту пила, под водой она жи-

Мы ночь не спим, ла.

И день, и ночь Всех пугала, всех глотала ,а теперь в

Стучим ,стучим. котёл попала.

(Часы) (Щука)

Летит орлица по синему небу. Стоит Антошка

Крылья распластала, На деревянной ножке

Солнышко застлала. Руки из палки,

(Туча) В руках мочалки.

Из горячего колодца (Чучело)

Через нос водица льётся. Ты к обеду положи

(Чайник) Ложки ,вилки и …. (ножи)

«Г» на «Ч» заменим в «гайке» Кот живёт у нас на крыше

И получим слово… . А в чулане жили …. (мыши)

(Чайка) У Серёжи, посмотри,

Там, где губка не осилит Есть колючие… (ежи)

Не домоет, не намылит, Принесла нам дождь плакучий

На себя я труд беру: Эта грозовая… (туча)

Пятки, локти с мылом тру Я щенка от злющей стужи защищал

И коленки оттираю, Щенок от радости … (пищал)

Ничего не забываю. Наступает темнота

(Мочалка) На столе горит … (свеча)


Петя чуть не плачет.

Очень трудная … (задача)


Мама зайчатам на лапки

Купили белые … (перчатки)


На рыбалке не ворчу,

Щуку из реки… (тащу)


Волки рыщут,

Пищу … (ищут)


Я откликаться не хочу,

Меня зовут, а я … (молчу)

Пескарю, плотвице - мука

Если близко рыщет ... ( щука)













ПОСЛОВИЦЫ , ПОГОВОРКИ.

Делу время- потехе час.

Не торопись отвечать – торопись слушать.

Грибы ищут – по лесу рыщут.

Придёт солнышко и к нашим окошкам.

Чужим богат не будешь.

Держи голову холоде , живот в голоде ,а в ноги в тепле.

Век живи, век учись.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Яйца курицу не учат.

Знание – дело наживное.

Сам погибай ,а товарища выручай.

Шила в мешке не утаишь.

Чужая душа-потёмки.

В чужие сани не садись.

СЧИТАЛКА.

Жили наши мыши

за трубой на крыше.

Там чудесное местечко,

Потому что рядом печка.

Сушит печка сухари,

мыши ищут крошки,

знают даже малыши:

ищут мышек кошки.

МАЛИНКА.

Часто в чаще я ищу

ягодку малинку.

Я молчу, молчу, молчу,

все кладу в корзину.

Вот закрыто уже дно

Вот уж серединка.

Я ищу ,ищу, ищу,

Покажись, малинка!


4. НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ.


Люстра – лампочек не счесть! Ствол этот не простой

Ночью всюду она есть. Хоть и длинный ,но пустой.

(Звёздное небо) (Тростник)

Что это за дорога? Маленький работник годы живет

Кто по ней идёт- Никогда не стоит и не спит.

Тот хромает. (Лестница) (Сердце)

День-деньской В вечернем небе

Тот шар светится, Расцвел букет ,

А потом – за лес скатится. Потом увял, оставив след.

(Солнце) (Праздничный салют)

Окраска – сероватая,

Повадкой –вороватая.

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Птица эта… .

(Ворона)




5. ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.


У слова есть шесть падежей

Шесть верных маленьких пажей.

Они приходят чередой,

За слово в бой готов любой!

Вверяют окончаниям

Судьбу и жизнь свою!

И про своё призвание

На ушко им поют.

Я именительный падеж

И нет на мне чужих одежд

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы Кто? и Что?

Ни с чем не спутает никто.

А я - падеж родительный

Характер мой общительный.

Кого? Чего? - и вот он я!

Предлоги часто мне друзья.

Я называюсь дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К Чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

А я – винительный падеж,

И я во всем виню невежд.

Зато отличников люблю.

Для них «пятерки» я ловлю.

Кого позвать , во что играть,

Готов ребятам подсказать.

А я – творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Творите! Чем? Творите! С кем?

Я подскажу вам –нет проблем!

А я падеж предложный !

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём расскажу?

О чём мечтать и в чем гулять.


1 ,2, 3, 4 ,5 будем слово кот склонять

Помогите мне закончить строчку.

У норы добычи ждёт, притаившись, серый (кот)

Мышь осталась без хвоста, убегая от (кота)

А теперь и за версту не приблизится к (коту)

Крыса старая, и та, видя грозного (кота)

Удерет в нору под дом ,чтоб не встретится с (котом)

Там дрожит и в темноте вспоминает о (коте).


Из-за далёких рубежей доходит к нам молва,

Сто раз в любом из падежей ты названа,

Москва,

Послушай радиомолву минуту или две:

Москва, Москвы, Москве, Москву, Москвою, о Москве.


Как –то раз с большого клена

Оторвался лист зелёный

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зелёного листа

Ветер нёс и нёс ,

Бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес

Шмыг –к зелёному листу,

Лапой - хвать зелёный лист

Дескать ,поиграем.

« Не хочу»,-парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом зелёным

Над землёй взметнулся снова,

Но шалун листок упал.

Я пишу в саду под клёном

Стих о том листе зеленом.


Р.Рождественский при помощи одного из падежей описывает природу:

О русской природе, о милой природе

О тающем снеге, о ясной погоде,

О яблонях в наших садах,

О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берёз,

О гроздьях рябины, о шорохах бора,

О ландышах ранней весной.


ПОСЛОВИЦЫ , ПОГОВОРКИ.


При солнышке тепло, при матери добро.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Птица рада весне, а младенец- матери.

Не грози щуке морем.

Чему научишься- в молодости, пригодится в старости.

Кто мечтает о победе , тот не думает о смерти.

Друг познается в опасности.


6. ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА.


Мягкий знак.

Он вежлив Мягкий знак.

Не любит споров он и драк.

Во всем старается помочь.

Он и в слове «мать» и в слове «дочь»,

И в тихом лунном слове «ночь»

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить:

Отрежь- отрежьте,

Поешь – поешьте!

Исправь – исправьте,

Оставь – оставьте!

Так мягко просит Мягкий знак,

Что отказать нельзя никак.

День, динь, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, нёс, рыть, ныть,

Кон, конь, шум, шить.

Ты скажи, в каких словах

Не напишешь мягкий знак.


РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК.

Перед е, ё, и, ю, я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, жильё, семья-

Перед я, ю, и ,е , ё.

Воробьи, жильё, ручьи ,чьи

Листья , крылья, стулья,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.


Мы работаем в артели Летит птица орёл ,

У корней мохнатой ели. Несет в зубах огонь,

Пот буграм тащим бревно- поперек хвоста

Больше плотника оно. Человечья смерть.

(Муравьи) (Ружьё)

Вместо хвостика- крючок Всегда шагаем мы вдвоём

Вместо носа- пятачок Похожие , как братья,

Пятачок дырявый, Мы за обедом- под столом

А крючок вертлявый. А ночью- под кроватью.

(Свинья) (Ботинки)


ПОСЛОВИЦЫ,ПОГОВОРКИ.


Где хотенье, там и уменье.

Откладывай безделье ,да не откладывай дела.

Терпенье и труд все перетрут.

Всяк кузнец своего счастья.

Птице крылья, а человеку- разум.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Вся семья вместе , так и душа на месте.

Ученье- свет, а неученье – тьма.

Повторенье – мать ученья.




МЯГКИЙ ЗНАК - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ.

Новый дом несу в руке, Висит за окошком

Двери дома на замке, Кулёк ледяной

А живут в доме том Он полон капели

Книжки, ручки и альбом. И пахнет весной.

(Портфель) (Сосулька)

Что копали из земли, Таким румяным, толстым был.

Жарили, варили? Но с каждым нем терял он вес-

Что в золе мы испекли, И наконец совсем исчез.

Ели да хвали? (Календарь)

(Картофель) В воде родится, а воды боится.

За кудрявый хохолок (Соль)

Лису из норки поволок. Надрывается, орёт,

На ощупь очень гладкая, Спать соседям не даёт.

На вкус, как сахар, сладкая. (Будильник)

(Морковь)

Мчусь, как пуля, я вперёд- Кто в лесу глухом живёт,

Лишь поскрипывает лед Неуклюжий, косолапый?

Да мелькают огоньки! Летом ест клубнику он,мед,

Кто несёт меня?... А зимой сосёт он лапу.

(Коньки) (Медведь)

Конь за конём едут,

Друг друга не догонят.

(Карусель)




МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ.


Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Мягкий знак отправился в страну Существительных совершать добрые дела.

Он узнал, что в этой стране в заточении находится нескольких слов, оканчи-

вающихся на шипящий согласный звук, и поспешил к ним на помощь.

На доске:

Дочь Страж

Мышь Меч

Рожь Грач

Кто из вас узнал эти шипящие?

Мягкий знак освободил некоторые имена существительные. Последний звук каждого слова шипел. Прочитайте эти слова.

ДОЧЬ,МЫШЬ,РОЖЬ.

Что вы заметили? Как они пишутся?

-Это существительные женского рода.

-На конце существительных после шипящих пишется мягкий знак.

-Мягкий знак освободил остальные имена существительные. И вдруг раздал-

ся шум, шипение, свист. Поднялся страж, в руках он держал меч , на плече у

него сидел говорящий грач. Они все вместе закричали: «Если , Мягкий знак,

к нам подойдёшь, то от меча погибнешь». Смертельно испугался Мягкий знак и убежал. Что заметили вы?

СТРАЖ, МЕЧ,ГРАЧ.

-Это существительные мужского рода. В них после шипящих мягкий знак не

пишется.

-Страна Существительных большая. Стрелой промчался Мягкий знак мимо существительных луж, дач, крыш женского рода множественного числа,

стоящих в форме родительного падежа. Они тоже свистели, шипели. Он понял, что к ним нельзя и опасно приближаться. Какие это слова? Что вы заметили?

-У существительных женского рода множественного числа, стоящих в форме родительного падежа, после шипящих мягкий знак не пишется.

С тех пор существительные женского и мужского рода, а также существительные женского рода множественного числа в форме родительного падежа стали жить по своим законам.


ЗАГАДКИ.


Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёж) Маленький рост, длинный хвост,

Бьют его рукой и палкой, Серая шубка ,острые зубки.

Никому его не жалко, (Мышь)

А за что беднягу бьют, Стоит изба из кирпича,

А за то , что он надут. (Мяч) То холодна, то горяча.

Шевельнул бородкой гном- (Печь)

И вошел хозяин в дом. (Ключ) Чёрная корова

Что за весенняя птица весь мир поборола.

Любит за плугом ходить и кормиться? (Ночь)

(Грач)

Дождик тёплый и густой,

Этот дождик не простой

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов.

(Душ)

Часть суток после вечера - ночь

Доктор - врач

Родник - ключ

Мелкие деньги - мелочь

Маленький ребёнок - малыш

Молодое поколение - молодёжь

Всякое изделие, предмет - вещь

Тишина - тишь

То,что мы слышим ,произносим,

Читаем, пишем - речь


ПРАВОПИСАНИЕ ШИПЯЩИХ .

Среди чащ и рощ

Растёт плющ и хвощ.


Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море.

Всюду веешь на просторе.

-Здравствуй ,-Ёж сказал Чижу.

-Здравствуй ,-Чиж сказал Ежу.

-Где ты был, приятель Чиж?

-Я, брат Еж ,летал в Париж.

-Это ложь! -воскликнул Ёж

Чиж ответил: -Ну и что ж?

Кощей ля охраны сокровищ

Послал самых страшных чудовищ.


Примчался Мягкий знак в соседнюю страну Глаголов.

Здесь его встретил любопытный глагол , который всех спрашивал:

Что делаешь?

Он спросил:

-Что ты здесь делаешь?

-Спаси меня!

-Хорошо. Не убегай ,остановись! Да ты дрожишь.

Ты у меня поживёшь, отдохнёшь, тебе надо лечь, я тебя буду беречь.

На конце глаголов, отвечающих на вопрос что делаешь?, после шипящих пишется мягкий знак.

После отдыха отправился Мягкий знак в страну НАРЕЧИЙ.

Встретил он наречие , которое всех спрашивало:

КАК?

Рассказал ему Мягкий знак о своих встречах в стране Существительных ,

как, смертельно испугавшись , бежал от них вскачь, что небо было сплошь покрыто тучами, как он падал много раз навзничь , а теперь он боится даже

наречий и готов бежать от них прочь. Наречие КАК? Пожалело Мягкий знак и разрешило подружиться ему с некоторыми словами.

На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак.

Теперь его путь лежал в страну ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

Ему встретилось краткое прилагательное, которое всех спрашивало:

КАКОВ?

Мягкий знак ему рассказал о своих встречах в стране Существительных.

Что он раньше был хорош собой, всегда был свеж ,могуч, пригож, а теперь

на себя не похож.

Краткое прилагательное прогнало прочь его из своей страны, сказав: «ХОТЬ

ТЫ И ПРИХОЖ,НО НАМ ТЫ НЕ ПОДОЙДЁШЬ».

На конце кратких прилагательных после шипящих мягкий знак не пишется.

ПОСЛОВИЦЫ. ПОГОВОРКИ.


Дружба как стекло: расколешь – не соберешь.

Где раньше рожь руками жали, комбайны зашагали.

С кем поведёшься, от того и наберёшься.


Литература:

1.Начальная школа№3 1993г.Е.Гвоздева «Как я использую загадки, пословицы при изучении проверяевой безударной гласной в корне».

2.Начальная школа №6 1995г. Г.Трегубова «Развитие творческого мышления на уроках русского языка».

3.Газета «Начальная школа» №32 1997г.Л.Янковская .Урок по теме: «Мяг-

кий знак после шипящих на конце разных частей речи».

4.Газета «Начальная школа» №25 1997г.,№24 1998г. Орфографические минутки.

5.Начальная школа №9. 2000г. Е.Бондаренко «Правописание гласных после

шипящих».

6Газета «Начальная школа» №9 2000г. С.Куданкина «Склонение имён существительных».

7.Начальная школа №7 2005г. Н.Полтавцева «Загадки на уроках русского языка».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие орфографической зоркости

Автор: Жукова Елена Владимировна

Дата: 07.12.2014

Номер свидетельства: 140486

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Развитие орфографической зоркости. "
    ["seo_title"] => string(37) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti"
    ["file_id"] => string(6) "135446"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416923554"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-novykh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "215894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432816291"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Система работы по развитию орфографической зоркости как средство предупреждения ошибок "
    ["seo_title"] => string(98) "sistiema-raboty-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-kak-sriedstvo-priedupriezhdieniia-oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "243836"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445828403"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Формирование и развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_i_razvitie_orfograficheskoi_zorkosti_u_mladshikh_shkolnikov_na_urok"
    ["file_id"] => string(6) "611198"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1658293163"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Доклад на тему: "Упражнения по развитию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий" "
    ["seo_title"] => string(175) "doklad-na-tiemu-uprazhnieniia-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-ispol-zovaniia-sovriemiennykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "150010"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420383492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства