kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие логического мышления на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большими возможностями для развития логического мышления располагает учебный материал по составу слова и словообразованию. Изучая эту тему , у учащихся нужно вызвать глубокое понимание морфемной структуры слов, словообразовательных процессов, выработать необходимые умения и навыки, приобщать к приемам словообразовательного анализа. Поэтому вначале приучаю выделять в слове лишь одну морфему, а не сразу все, выделять каждую значимую часть только после того, как изменено слово или найдено производящее слово, и непременно обосновывать правильность выделения морфем путем сопоставления анализируемого слова с производящим.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления на уроках русского языка »










Развитие логического мышления на уроках русского языка

(при изучении состава слова и словообразования)

Лысенко В П.


Большими возможностями для развития логического мышления располагает учебный материал по составу слова и словообразованию. Изучая эту тему , у учащихся нужно вызвать глубокое понимание морфемной структуры слов,

словообразовательных процессов, выработать необходимые умения и навыки, приобщать к приемам словообразовательного анализа. Поэтому вначале приучаю выделять в слове лишь одну морфему, а не сразу все, выделять каждую значимую часть только после того, как изменено слово или найдено производящее слово, и непременно обосновывать правильность выделения морфем путем сопоставления анализируемого слова с производящим.

Считаю, что большие развивающие возможности заключены в упражнениях и заданиях, предлагающих разграничить суффиксы, близкие по значению, выделить корни и обосновать правильность их выделения в словах, среди которых есть и слова со сросшимися морфемами. Особую важность представляет развитие у учащихся умение проникать в значение слова, опираясь на значение составляющих его частей. Учащиеся быстро осваиваются со значительностью словообразовательных единиц в простых примерах, включенных в учебники, но когда они сталкиваются с необходимостью определить значение нового для них суффикса, приставки или иного значения уже известной им морфемы, то обычно становятся в тупик. И вот, чтобы развить у них способность оперировать знаниями по словообразованию, предлагаю выделить несколько наиболее типичных значений групп суффиксов или приставок и отрабатываю их на достаточно варьирующемся словообразовательном материале.

В целях развития языкового чутья систематически практикую выделение корней с изменяющимся звуко-буквенным составом (засыпать - заснуть - выспаться). Часто предлагаю задания с элементами этимологического анализа: определить, почему данные предметы так названы, попытаться найти смысловую близость в этимологически родственных словах и выделить в них корень ( соткать - сутки), выделить части слова, которые в современном языке уже не выделяются (посуда).

Словообразование открывает большие возможности для установления связи с правописанием ( через словообразовательный анализ), с изучением частей речи, синтаксиса и занятиями по стилистике. Так, выделение суффикса в слове просто ( говорил он понятно и просто) следует начинать с определения, к какой части речи данное слово относится. А это, в свою очередь, требует установления синтаксических связей между словами.

Итак, развивающий эффект изучения данного раздела определяется использованием словообразовательного анализа для лучшего осмысления значений слов и их частей , установлением взаимосвязи между разными сторонами слова ( семантикой, звуковым и морфемным составом, принадлежностью к частям речи, написанием).


Комплекс упражнений по трем уровням.

1. Начальная диагностика.

  1. Обозначить основу и окончание .

Бедный, рябина, обрастают, безоблачный, осень, читать, записали, интересно, красива, ельник, яркими.

  1. В какой строке формы одного и того же слова, в какой - однокоренные слова:

✓ красить, крашение, покраска; крашу, красишь красят.

  1. Упр. № 22 - выписать слова, образованные: 1) с помощью приставок, 2) с помощью суффиксов.

  2. Образовать от данных слов цепочку однокоренных слов:

СТОЛ

БЕЛЫЙ

  1. Подобрать слова аналогичной структуры к данному слову: морозный, прочитала.

  2. Определить слова с указанным смысловым значением приставки: при- ( присоединение); пре- ( близкая по значению со словом очень).

Премудрый, переходить, прибежать, прекрасный , притворяться, присесть, преувеличивать.

  1. Разграничить суффиксы , близкие по значению ( с уменьшитель­но- ласкательным и пренебрежительным значением): избушка, избенка, домишко, домик, зайчишка, зайчик и т.д.

2. Промежуточная диагностика.

    1. Группировка слов по строению.

    2. Условия выбора гласных и согласных букв в корне.

    3. Значимая часть слова

      Назначение значимой части слова

      Основа


      Окончание


      Приставка


      Корень


      Суффикс


      Условия выбора гласных и согласных в приставках.

    4. Составление таблицы « Значимые части слова и их назначение в языке».


    1. Выделить корни и обосновать правильность их выделения в словах, среди которых есть и слова со сросшимися морфемами: стол, столяр, столовая, столица.

    2. Правильно записать слова - омофоны, различающиеся написа­нием корневой гласной: посидели вместе - поседели рано.

    3. Подчеркнуть орфограммы - буквы в приставках (в корнях, суффиксах, окончаниях); орфограммы - дефисы между приставкой и корнем ( между корнями, между корнем и суффиксом, между словами); орфограммы - раздельные и слитные написания между приставкой и корнем.

    4. Придумать слова различных частей речи с окончанием -а (вод - а, прочитал -а, красив -а).

    5. С данной морфемой образовать однокоренные слова различных частей речи ( Мороз - морозный, морозит, морозно. Див-, чар-, -жал).

    6. Запись слов в три столбика в зависимости от того, в какой части слова (в приставке, суффиксе или корне) находится безударная гласная.

      ^

      1. Доказать, что -ешь, - ящ, -ого значимые части слова, указав , на что указывают эти значимые части. Красивого (платья) - ед. число, средний род, Р.п.

      2. Придумать и записать слова с данными значимыми частями слова: - евши-, - евш ий,) - ан- ,

- а н -, - енн -, - е нн.

      1. Выписать данные ниже слова в три столбика с орфограммами: 1) в корне, 2) в окончании, 3) в суффиксе.

Свежего ветра, камышовые заросли, вещевой мешок, грошовая цена, шепот, шорох, пальцев, огурцов, одежонка, жесткий.

      1. Игра «Составь слово». ( Составить слово, взяв от указанных слов значимые части.)



З.Итоговая диагностика

        1. Группировки слов по сходству в строении:

; ; ; .



Обед, обмен, загородка, бегун, пересев, природа, облава, напарник, бессонница, соломенный, сверхновый.

        1. Разбор слов по составу:

Красить, зимовать, переход, гвоздик, небрежно, читаешь, прибегают, перегородка, водитель, пригородный, снежок.

        1. Заполнение таблицы словами.

Основа

Окончание

Приставка (и)

Корень

Суффикс (ы)

Рас- пре-

- дел -

- и - тель - н -

- ый -


Ввинчивает, навес, вековой, вместительный, внешкольный, воспевает, веревочка, неистощимый, доверенность, завеса, завывать, годовалый, дошкольный, загрязняем, занавеска, накал, незамысловатый.

        1. Словообразовательный разбор.

Паровозный, асфальтировать, морозостойкий, дежурный, подберезовик, безъядерный, КВН, темненький.

        1. Расположить однокоренные слова в последовательности их образования:

радостный, рад, радость; побелка, белый, побелить; накипеть, кипеть, накипь; просверлить, сверло, сверлить; светлый, свет, посветлеть, светлеть; стрельбищный, стрелять, стрельбище, стрельба.

        1. Сгруппировать слова в два столбика:

I

Разные формы одного и того же слова

II

Однокоренные слова



Делать, делец, деловой, деловитый, дельный, дельцов.

Носатый, носик, носика, переносица, носовой, носового.














7. Выписать данные ниже слова в три столбика с орфограммами 1) в корне; 2) в окончании; 3) в суффиксе.

Свежего ветра, камышовые заросли, вещевой мешок, грошовая цена, шепот, шорох, пальцев, огурцов, одежонка, жесткий.

Используя данные задания и упражнения при изучении состава слова и словообразования, проведя итоговую диагностику, можно сделать вывод, что уровень логического мышления повысился, следовательно, подбор упражнений для диагностики способствует развитию логического мышления , усвоению знаний, умений и навыков по этой теме и рекомендуется для использования.

А

Д1 Д2 ДЗ


Диагностика по теме достав слова и словообразование



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие логического мышления на уроках русского языка

Автор: Лысенко Валентина Павловна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151398

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Склонение имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-sklonieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "203380"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429466943"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему "Как развивать интеллектуальные способности на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-kak-razvivat-intielliektual-nyie-sposobnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "103328"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402579892"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Доклад на районную августовскую конференцию по теме: "Развитие логического  мышления на уроках математики через применение метода развивающего обучения" "
    ["seo_title"] => string(183) "doklad-na-raionnuiu-avghustovskuiu-konfierientsiiu-po-tiemie-razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-matiematiki-chieriez-primienieniie-mietoda-razvivaiushchiegho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "186514"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426353507"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "«Развитие логического  мышления на уроках математики через применение метода развивающего обучения» "
    ["seo_title"] => string(122) "razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-matiematiki-chieriez-primienieniie-mietoda-razvivaiushchiegho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "186515"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426353694"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(73) "doklad_innovatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575213397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства