kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие логического мышления на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большими возможностями для развития логического мышления располагает учебный материал по составу слова и словообразованию. Изучая эту тему , у учащихся нужно вызвать глубокое понимание морфемной структуры слов, словообразовательных процессов, выработать необходимые умения и навыки, приобщать к приемам словообразовательного анализа. Поэтому вначале приучаю выделять в слове лишь одну морфему, а не сразу все, выделять каждую значимую часть только после того, как изменено слово или найдено производящее слово, и непременно обосновывать правильность выделения морфем путем сопоставления анализируемого слова с производящим.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления на уроках русского языка »










Развитие логического мышления на уроках русского языка

(при изучении состава слова и словообразования)

Лысенко В П.


Большими возможностями для развития логического мышления располагает учебный материал по составу слова и словообразованию. Изучая эту тему , у учащихся нужно вызвать глубокое понимание морфемной структуры слов,

словообразовательных процессов, выработать необходимые умения и навыки, приобщать к приемам словообразовательного анализа. Поэтому вначале приучаю выделять в слове лишь одну морфему, а не сразу все, выделять каждую значимую часть только после того, как изменено слово или найдено производящее слово, и непременно обосновывать правильность выделения морфем путем сопоставления анализируемого слова с производящим.

Считаю, что большие развивающие возможности заключены в упражнениях и заданиях, предлагающих разграничить суффиксы, близкие по значению, выделить корни и обосновать правильность их выделения в словах, среди которых есть и слова со сросшимися морфемами. Особую важность представляет развитие у учащихся умение проникать в значение слова, опираясь на значение составляющих его частей. Учащиеся быстро осваиваются со значительностью словообразовательных единиц в простых примерах, включенных в учебники, но когда они сталкиваются с необходимостью определить значение нового для них суффикса, приставки или иного значения уже известной им морфемы, то обычно становятся в тупик. И вот, чтобы развить у них способность оперировать знаниями по словообразованию, предлагаю выделить несколько наиболее типичных значений групп суффиксов или приставок и отрабатываю их на достаточно варьирующемся словообразовательном материале.

В целях развития языкового чутья систематически практикую выделение корней с изменяющимся звуко-буквенным составом (засыпать - заснуть - выспаться). Часто предлагаю задания с элементами этимологического анализа: определить, почему данные предметы так названы, попытаться найти смысловую близость в этимологически родственных словах и выделить в них корень ( соткать - сутки), выделить части слова, которые в современном языке уже не выделяются (посуда).

Словообразование открывает большие возможности для установления связи с правописанием ( через словообразовательный анализ), с изучением частей речи, синтаксиса и занятиями по стилистике. Так, выделение суффикса в слове просто ( говорил он понятно и просто) следует начинать с определения, к какой части речи данное слово относится. А это, в свою очередь, требует установления синтаксических связей между словами.

Итак, развивающий эффект изучения данного раздела определяется использованием словообразовательного анализа для лучшего осмысления значений слов и их частей , установлением взаимосвязи между разными сторонами слова ( семантикой, звуковым и морфемным составом, принадлежностью к частям речи, написанием).


Комплекс упражнений по трем уровням.

1. Начальная диагностика.

  1. Обозначить основу и окончание .

Бедный, рябина, обрастают, безоблачный, осень, читать, записали, интересно, красива, ельник, яркими.

  1. В какой строке формы одного и того же слова, в какой - однокоренные слова:

✓ красить, крашение, покраска; крашу, красишь красят.

  1. Упр. № 22 - выписать слова, образованные: 1) с помощью приставок, 2) с помощью суффиксов.

  2. Образовать от данных слов цепочку однокоренных слов:

СТОЛ

БЕЛЫЙ

  1. Подобрать слова аналогичной структуры к данному слову: морозный, прочитала.

  2. Определить слова с указанным смысловым значением приставки: при- ( присоединение); пре- ( близкая по значению со словом очень).

Премудрый, переходить, прибежать, прекрасный , притворяться, присесть, преувеличивать.

  1. Разграничить суффиксы , близкие по значению ( с уменьшитель­но- ласкательным и пренебрежительным значением): избушка, избенка, домишко, домик, зайчишка, зайчик и т.д.

2. Промежуточная диагностика.

    1. Группировка слов по строению.

    2. Условия выбора гласных и согласных букв в корне.

    3. Значимая часть слова

      Назначение значимой части слова

      Основа


      Окончание


      Приставка


      Корень


      Суффикс


      Условия выбора гласных и согласных в приставках.

    4. Составление таблицы « Значимые части слова и их назначение в языке».


    1. Выделить корни и обосновать правильность их выделения в словах, среди которых есть и слова со сросшимися морфемами: стол, столяр, столовая, столица.

    2. Правильно записать слова - омофоны, различающиеся написа­нием корневой гласной: посидели вместе - поседели рано.

    3. Подчеркнуть орфограммы - буквы в приставках (в корнях, суффиксах, окончаниях); орфограммы - дефисы между приставкой и корнем ( между корнями, между корнем и суффиксом, между словами); орфограммы - раздельные и слитные написания между приставкой и корнем.

    4. Придумать слова различных частей речи с окончанием -а (вод - а, прочитал -а, красив -а).

    5. С данной морфемой образовать однокоренные слова различных частей речи ( Мороз - морозный, морозит, морозно. Див-, чар-, -жал).

    6. Запись слов в три столбика в зависимости от того, в какой части слова (в приставке, суффиксе или корне) находится безударная гласная.

      ^

      1. Доказать, что -ешь, - ящ, -ого значимые части слова, указав , на что указывают эти значимые части. Красивого (платья) - ед. число, средний род, Р.п.

      2. Придумать и записать слова с данными значимыми частями слова: - евши-, - евш ий,) - ан- ,

- а н -, - енн -, - е нн.

      1. Выписать данные ниже слова в три столбика с орфограммами: 1) в корне, 2) в окончании, 3) в суффиксе.

Свежего ветра, камышовые заросли, вещевой мешок, грошовая цена, шепот, шорох, пальцев, огурцов, одежонка, жесткий.

      1. Игра «Составь слово». ( Составить слово, взяв от указанных слов значимые части.)



З.Итоговая диагностика

        1. Группировки слов по сходству в строении:

; ; ; .



Обед, обмен, загородка, бегун, пересев, природа, облава, напарник, бессонница, соломенный, сверхновый.

        1. Разбор слов по составу:

Красить, зимовать, переход, гвоздик, небрежно, читаешь, прибегают, перегородка, водитель, пригородный, снежок.

        1. Заполнение таблицы словами.

Основа

Окончание

Приставка (и)

Корень

Суффикс (ы)

Рас- пре-

- дел -

- и - тель - н -

- ый -


Ввинчивает, навес, вековой, вместительный, внешкольный, воспевает, веревочка, неистощимый, доверенность, завеса, завывать, годовалый, дошкольный, загрязняем, занавеска, накал, незамысловатый.

        1. Словообразовательный разбор.

Паровозный, асфальтировать, морозостойкий, дежурный, подберезовик, безъядерный, КВН, темненький.

        1. Расположить однокоренные слова в последовательности их образования:

радостный, рад, радость; побелка, белый, побелить; накипеть, кипеть, накипь; просверлить, сверло, сверлить; светлый, свет, посветлеть, светлеть; стрельбищный, стрелять, стрельбище, стрельба.

        1. Сгруппировать слова в два столбика:

I

Разные формы одного и того же слова

II

Однокоренные слова



Делать, делец, деловой, деловитый, дельный, дельцов.

Носатый, носик, носика, переносица, носовой, носового.














7. Выписать данные ниже слова в три столбика с орфограммами 1) в корне; 2) в окончании; 3) в суффиксе.

Свежего ветра, камышовые заросли, вещевой мешок, грошовая цена, шепот, шорох, пальцев, огурцов, одежонка, жесткий.

Используя данные задания и упражнения при изучении состава слова и словообразования, проведя итоговую диагностику, можно сделать вывод, что уровень логического мышления повысился, следовательно, подбор упражнений для диагностики способствует развитию логического мышления , усвоению знаний, умений и навыков по этой теме и рекомендуется для использования.

А

Д1 Д2 ДЗ


Диагностика по теме достав слова и словообразование



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие логического мышления на уроках русского языка

Автор: Лысенко Валентина Павловна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151398

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Склонение имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-sklonieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "203380"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429466943"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему "Как развивать интеллектуальные способности на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-kak-razvivat-intielliektual-nyie-sposobnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "103328"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402579892"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Доклад на районную августовскую конференцию по теме: "Развитие логического  мышления на уроках математики через применение метода развивающего обучения" "
    ["seo_title"] => string(183) "doklad-na-raionnuiu-avghustovskuiu-konfierientsiiu-po-tiemie-razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-matiematiki-chieriez-primienieniie-mietoda-razvivaiushchiegho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "186514"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426353507"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "«Развитие логического  мышления на уроках математики через применение метода развивающего обучения» "
    ["seo_title"] => string(122) "razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-matiematiki-chieriez-primienieniie-mietoda-razvivaiushchiegho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "186515"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426353694"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(73) "doklad_innovatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575213397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства