Развитие логического мышления на уроках русского языка
Развитие логического мышления на уроках русского языка
Большими возможностями для развития логического мышления располагает учебный материал по составу слова и словообразованию. Изучая эту тему , у учащихся нужно вызвать глубокое понимание морфемной структуры слов, словообразовательных процессов, выработать необходимые умения и навыки, приобщать к приемам словообразовательного анализа. Поэтому вначале приучаю выделять в слове лишь одну морфему, а не сразу все, выделять каждую значимую часть только после того, как изменено слово или найдено производящее слово, и непременно обосновывать правильность выделения морфем путем сопоставления анализируемого слова с производящим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления на уроках русского языка »
Развитие логического мышления на уроках русского языка
(при изучении состава слова и словообразования)
Лысенко В П.
Большими возможностями для развития логического мышления располагает учебный материал по составу слова и словообразованию. Изучая эту тему , у учащихся нужно вызвать глубокое понимание морфемной структуры слов,
словообразовательных процессов, выработать необходимые умения и навыки, приобщать к приемам словообразовательного анализа. Поэтому вначале приучаю выделять в слове лишь одну морфему, а не сразу все, выделять каждую значимую часть только после того, как изменено слово или найдено производящее слово, и непременно обосновывать правильность выделения морфем путем сопоставления анализируемого слова с производящим.
Считаю, что большие развивающие возможности заключены в упражнениях и заданиях, предлагающих разграничить суффиксы, близкие по значению, выделить корни и обосновать правильность их выделения в словах, среди которых есть и слова со сросшимися морфемами. Особую важность представляет развитие у учащихся умение проникать в значение слова, опираясь на значение составляющих его частей. Учащиеся быстро осваиваются со значительностью словообразовательных единиц в простых примерах, включенных в учебники, но когда они сталкиваются с необходимостью определить значение нового для них суффикса, приставки или иного значения уже известной им морфемы, то обычно становятся в тупик. И вот, чтобы развить у них способность оперировать знаниями по словообразованию, предлагаю выделить несколько наиболее типичных значений групп суффиксов или приставок и отрабатываю их на достаточно варьирующемся словообразовательном материале.
В целях развития языкового чутья систематически практикую выделение корней с изменяющимся звуко-буквенным составом (засыпать - заснуть - выспаться). Часто предлагаю задания с элементами этимологического анализа: определить, почему данные предметы так названы, попытаться найти смысловую близость в этимологически родственных словах и выделить в них корень ( соткать - сутки), выделить части слова, которые в современном языке уже не выделяются (посуда).
Словообразование открывает большие возможности для установления связи с правописанием ( через словообразовательный анализ), с изучением частей речи, синтаксиса и занятиями по стилистике. Так, выделение суффикса в слове просто ( говорил он понятно и просто) следует начинать с определения, к какой части речи данное слово относится. А это, в свою очередь, требует установления синтаксических связей между словами.
Итак, развивающий эффект изучения данного раздела определяется использованием словообразовательного анализа для лучшего осмысления значений слов и их частей , установлением взаимосвязи между разными сторонами слова ( семантикой, звуковым и морфемным составом, принадлежностью к частям речи, написанием).
Разграничить суффиксы , близкие по значению ( с уменьшительно- ласкательным и пренебрежительным значением): избушка, избенка, домишко, домик, зайчишка, зайчик и т.д.
2. Промежуточная диагностика.
Группировка слов по строению.
Условия выбора гласных и согласных букв в корне.
Значимая часть слова
Назначение значимой части слова
Основа
Окончание
Приставка
Корень
Суффикс
Условия выбора гласных и согласных в приставках.
Составление таблицы « Значимые части слова и их назначение в языке».
Выделить корни и обосновать правильность их выделения в словах, среди которых есть и слова со сросшимися морфемами: стол, столяр, столовая, столица.
Правильно записать слова - омофоны, различающиеся написанием корневой гласной: посидели вместе - поседели рано.
Подчеркнуть орфограммы - буквы в приставках (в корнях, суффиксах, окончаниях); орфограммы - дефисы между приставкой и корнем ( между корнями, между корнем и суффиксом, между словами); орфограммы - раздельные и слитные написания между приставкой и корнем.
Придумать слова различных частей речи с окончанием -а (вод - а, прочитал -а, красив -а).
С данной морфемой образовать однокоренные слова различных частей речи ( Мороз - морозный, морозит, морозно. Див-, чар-, -жал).
Запись слов в три столбика в зависимости от того, в какой части слова (в приставке, суффиксе или корне) находится безударная гласная.
^
Доказать, что -ешь, - ящ, -ого значимые части слова, указав , на что указывают эти значимые части. Красивого (платья) - ед. число, средний род, Р.п.
Придумать и записать слова с данными значимыми частями слова: - евши-, - евш ий,) - ан- ,
- а н -, - енн -, - е нн.
Выписать данные ниже слова в три столбика с орфограммами: 1) в корне, 2) в окончании, 3) в суффиксе.
Используя данные задания и упражнения при изучении состава слова и словообразования, проведя итоговую диагностику, можно сделать вывод, что уровень логического мышления повысился, следовательно, подбор упражнений для диагностики способствует развитию логического мышления , усвоению знаний, умений и навыков по этой теме и рекомендуется для использования.
А
Д1 Д2 ДЗ
Диагностика по теме достав слова и словообразование